Методы и виды анализа финансовой отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и виды анализа финансовой отчетности



Традиционно финансовый анализ проводится на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляющей собой структурированное представление данных о хозяйственной деятельности и финансовой позиции предприятия. Содержание и последовательность проведения анализа финансового состояния полностью зависят от его цели и информационной базы. Правильно поставленная цель избавляет от ненужной работы. Основная цель бухгалтерской (финансовой) отчетности, разработка рекомендаций для ее пользователя.

Использование бухгалтерской (финансовой) отчетности оправдано тем, что это практически единственный вид информации о деятельности предприятия, которая собирается регулярно и доступна в течение продолжительного периода. В ходе анализа дается оценка информации, содержащейся в отчетности, сравниваются имеющиеся сведения и на их базе создается новая информация, которая станет основой для принятия решений. Абсолютные показатели баланса в условиях инфляции трудно привести в сопоставимый вид, поэтому анализ финансового состояния основывается главным образом на относительных показателях. Относительные показатели анализируемого экономического субъекта обычно сравнивают с аналогичными данными за предыдущие периоды и с общепринятыми «нормами» для прогнозирования возможности банкротства.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации по его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности.

Основными задачами анализа являются своевременное выявление недостатков и разработка рекомендаций по их устранению. Достижению поставленных задач способствует применение основных методов анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности:

­ горизонтального анализа, основанного на сравнении в отчетности с предыдущим периодом;

­ вертикального анализа, суть которого заключается в определении структуры финансовых показателей и выявлении влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

­ трендового анализа, использующего сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда;

­ анализа относительных показателей, рассчитываемых как отношение между отдельными позициями отчета;

­ сравнительного анализа по сводным показателям отчетности подразделений организации, по данным других компаний, в том числе конкурентных, по среднеотраслевым данным;

­ факторного анализа, базирующегося на изучении влияния отдельных факторов.

Различают внутреннийивнешний анализы финансового состояния,которые существенно отличаются по целям и содержанию. Внутренний анализ финансового состояния экономического субъекта представляет собой процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия. Внешний анализ финансового состояния это процесс исследования финансового состояния экономического субъекта с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Финансовый анализ - существенный элемент финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия конкретных решений.

Различают виды анализа:горизонтальный, вертикальный и сравнительный анализы Бухгалтерского баланса.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяется визуально. Горизонтальный анализ проводят, основываясь на уплотненном балансе предприятия, в котором объединяют в группы однородные статьи, что позволяет сократить число статей и повысить наглядность. При горизонтальном анализе в первую очередь следует обратить внимание на изменения итоговых сумм по разделам баланса. При наличии значительных изменений нужно искать их причину, рассматривая основные статьи разделов, подвергшиеся резким изменениям. После выявления таких статей необходимо выяснить причины отклонений, которые можно устранить

Следующей аналитической структурой является вертикальный анализ - представление финансового отчета в виде относительных показателей, позволяющее увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Другими словами, для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100%.

Переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик, поскольку относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняющих их сопоставление в динамике.

Детальный анализ состава и движения активов можно провести, используя данные Приложения к балансу (форма № 5).

Горизонтальный и вертикальный анализы баланса дополняют друг друга, на их основе можно построить сравнительный аналитический баланс.

Среди методов анализа выделяют анализ абсолютных показателей -чтение баланса и отчета о прибылях и убытках, временной анализ — срав­нение каждой позиции отчетности с предшествующим периодом, а также с прогнозными показателями на отчетный период, структурный анализ — определение структуры показателей баланса организации, других форм отчетности, оценка влияния каждой составляющей отчет­ности на результат в целом, сравнение с аналогичными показателями конкурентов или со средними по отрасли.

Следует учитывать, что сравниваемые показатели зависят от осо­бенностей производственного процесса на конкретном предприя­тии, его географического положения и других факторов.

При управлении финансами организации используют трендовый анализ. Для этого каждый показатель отчетности сравнивают с анало­гичными показателями за ряд предшествующих периодов. Измене­ния показателей, очищенные от случайных влияний и особенностей временных периодов, определяют тренд. Затем на его основе прогно­зируют возможное значение экономических и финансовых показате­лей организации в будущем.

Важное значение для характеристики деятельности организации имеет метод расчета финансовых коэффициентов (отношений между определенными показателями различных форм отчетности). На ос­нове анализа величин коэффициентов оценивают финансовое состоя­ние организации и качество управления ее хозяйственной деятельно­стью.

В организациях, имеющих дочерние структуры, отдельные подразделения и производственные цеха используют сравнительный анализ сводных показателей отчетности по составляющим элементам. Такой анализ называется пространственным.

Влияние конкретных условий хозяйственной деятельности организации на конечные показатели бухгалтерской и финансовой отчетности рассматривают при факторном анализе.

При анализе финансовой отчетности используются методы, которые характерны для всех направлений экономического анализа.

Динамический метод предполагает рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса, находящегося в динамике взаимосвязи с другими явлениями. Метод детализации – метод последовательного раскрытия комплексных статей и показателей через частные. Дедуктивный метод начинается с обобщающих показателей деятельности. Индуктивный метод – изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов. А затем материалы обобщаются по всей экономической системе. Метод анализа – системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению влияния на них отдельных факторов. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет соотношений отдельных показателей, позиций отчета, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ – внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, и анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель. Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени (сравнение абсолютных и относительных показателей). Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением изменения каждой позиции по сравнению с предыдущим периодом. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определения тренда, т.е. основные тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Трендовый анализ – смешанный анализ, он показывает тенденцию изменения показателей, но за более длительный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)