Особенности формирования финансовых результатов в ломбардах и их учет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования финансовых результатов в ломбардах и их учет



В соответствии с Приказом Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/08" (далее - ПБУ 1/08) принятая ломбардом учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Проценты, получаемые за предоставление краткосрочных кредитов, за хранение и оценку движимого имущества, являются для ломбардов доходами от обычных видов деятельности.

Согласно п. п. 2 и 3 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (далее - ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц (п. 3 ПБУ 9/99):

"...сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

­ по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобное;

­ в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

­ авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

­ задатка;

­ в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

­ в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику".

Доходы от обычных видов деятельности (проценты) отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и отражаются на счете 90 "Продажи".

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, указанных в п. 12 ПБУ 9/99:

"12. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка".

В соответствии с п. 3 ст. 358 ГК РФ "ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами", то есть право собственности на предметы залога к нему не переходит. На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета имущество физических лиц, принятое в качестве обеспечения обязательств по возврату предоставленного кредита, учитывается ломбардом на забалансовом учете. При этом может применяться счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" или 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".

Для обобщения информации о товарно-материальных ценностях, принятых на ответственное хранение, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Аналитический учет по этому счету следует вести в разрезе каждого залогового билета и сохранной квитанции. Имущество поклажедателя, принятое на ответственное хранение, также не отражается на балансе ломбарда, а учитывается на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам). На данном счете учитывается согласованная сторонами стоимость заложенного имущества, полученного от физического лица.

В случае если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

Суммы обеспечений, учтенные на счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные", списываются по мере погашения задолженности.

Аналитический учет по счету 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" ведется по каждому полученному обеспечению. В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02", краткосрочный кредит физическому лицу включается в состав финансовых вложений организации и отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-3 "Предоставленные займы".

При продаже заложенного имущества ломбард не получает выручки (не соблюдаются положения п. 12 ПБУ 9/99), а отражает кредиторскую задолженность перед залогодателем за проданное имущество.

Согласно Плану счетов выручка от обычных видов деятельности отражается по кредиту счета 90 "Продажи", к которому целесообразно открыть два субсчета:

- "Выручка в сумме процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов";

- "Выручка от продажи услуг по хранению залога";

Корреспондировать данные субсчета будут с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Учет затрат, связанных с деятельностью ломбардов, ведется на счете 20 "Основное производство", к которому также желательно открыть три субсчета:

- 20-1 "Затраты, связанные с предоставлением кредитов под залог имущества";

- 20-2 "Затраты, связанные с хранением залоговых вещей";

- 20-3 "Затраты, связанные с проведением торгов".

Раздельный учет расходов необходим для правильного учета НДС.

Общехозяйственные расходы, например, на аренду помещения, оплату коммунальных услуг, услуг связи, учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Налог на добавленную стоимость в этих расходах будет предъявляться к зачету пропорционально выручке, облагаемой НДС.

В бухгалтерском учете операции ломбарда на выдачу кредита под заложенные вещи отражаются следующим образом:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
002 "Товарно- материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные")   Отражена стоимость заложенных вещей
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 50 "Касса" Выдан кредит

Записи в бухгалтерском учете ломбарда по истечении срока возврата кредита зависят от варианта прекращения залога:

­ обязательство исполнено, заем возвращен;

­ обязательство не исполнено, по истечении льготного месяца на предмет залога обращено взыскание, он реализован.

Отражение операций при возвращении займа:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
50 "Касса" 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Возвращена сумма кредита в кассу ломбарда
50 "Касса" 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Получены проценты за предоставленный кредит, оплачены услуги по хранению вещей
  002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"(008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные") Возвращена клиенту заложенная вещь
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 90 "Продажи" субсчет "Выручка в виде процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов" Отражена сумма выручки в виде процентов, полученных от предоставления кредита

 

По оказанию ломбардами услуг по хранению предмета залога применяются следующие проводки:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
76"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Залогодатель" 90 "Продажи"субсчет "Выручка от продажи услуг по хранению залога" Отражена сумма выручки от продажи услуг по хранению предмета залога
90 "Продажи" субсчет "Налог на добавленнуюстоимость" 68 "Налог на добавленную стоимость" Начислен НДС
90 "Продажи" субсчет "Прибыль/ убыток от продаж" 99 "Прибыли и убытки" Определен финансовый результат заключительными оборотами месяца

Оформление результатов инвентаризации

Важный этап ревизионного процесса - составление акта ревизии. Акт ревизии - официальный документ, на основании которого делаются выводы о деятельности учреждения и принимаются соответствующие финансовые, административно-правовые, экономико-хозяйственные решения. Поэтому он не должен содержать субъективных предположений и личных выводов ревизора. Ревизор несет полную ответственность за точность и правдивость составленного им акта ревизии. Ошибки и неточности в материалах ревизии недопустимы. Акт - основной документ, отражающий все недостатки и нарушения, выявленные в ходе ревизии. Кроме того, он свидетельствует о качестве проведения ревизии, уровне подготовленности, образованности, объективности и честности ревизора.

Акт ревизии состоит из трех частей: вступительной (вводной), описательной (основной) и результативной (заключительной).

Каждый факт выявленного нарушения должен быть проверен и отражен в акте ревизии полностью с указанием времени совершения данного неправомерного действия или операции, сделанных бухгалтерских проводок, стоимостной оценки нарушений, их причин, а также фамилий, инициалов и должностей виновных лиц.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости - и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Данный документ имеет важное юридическое значение.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; сведения об имеющихся у организации лицензиях на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

В описательную часть акта ревизии входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. При составлении акта необходимо соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии указываются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, итогами встречных проверок, процедур фактического контроля и других ревизионных действий. Особое внимание следует уделить описанию фактов нарушений. Оно должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные акты и другие нормативные правовые акты были нарушены; кем допущены, за какой период и в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускаются какие-либо выводы, предположения, не подтвержденные документами или результатами ревизионных действий; не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных лиц ревизуемых организаций, квалификация их поступков, намерений и целей. В ходе ревизии по отдельным вопросам, требующим принятия срочных мер, может составляться промежуточный акт. Изложенные в нем факты включаются в акт ревизии. К акту ревизии обязательно должны быть приложены документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных лиц и т.п., на которые имеются ссылки в акте ревизии.

По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Результаты ревизии также могут быть направлены в вышестоящую организацию. Контрольно-ревизионный орган следит за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Последний этап ревизионной работы - принятие решения по акту проверки и контроль за его исполнением. После ознакомления с актом ревизии и всеми прилагаемыми к нему материалами руководитель учреждения, назначивший ревизию, в определенный срок с момента подписания акта или завершения ревизии обязан вынести решение по устранению вскрытых нарушений и недостатков, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства. В ходе проверки ревизоры должны приложить максимум усилий по устранению выявленных нарушений. Для ускорения процесса ликвидации нарушений и недостатков, улучшения хозяйственной и финансовой дисциплины материалы ревизий и проверок могут направляться соответствующим министерствам, ведомствам и другим вышестоящим инстанциям, отделам администрации, а в случае вскрытия серьезных нарушений или установления факта хищения денежных средств и материальных ценностей в крупных и особо крупных размерах - следственным органам для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения ущерба.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета ее результаты сообщаются руководителям (главам) администрации соответствующего уровня. При этом недостатки по мере возможности устраняются в ходе ревизии на основании высказанных ревизором-контролером в письменной форме предложений и замечаний.

Контроль за реализацией материалов ревизии осуществляется путем выезда в обревизованное учреждение и получения от него к установленному сроку информации о проведенной работе по устранению отмеченных недостатков и нарушений, а также в ходе следующей ревизии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.021 с.)