Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей и установленном законе порядке[1]. Выделяют два вида сиротства (рис.8.1): - полное сиротство – дети стали сиротами вследствие смерти или гибели родителей; - социальное сиротство – дети родителей, которые не выполняют своих обязанностей в силу разных причин и составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей. Социальные сироты - это особая социально-демографическая группа детей в возрасте от 0 до 18 лет, которые стали сиротами при живых родителях и находящиеся на улице, в детском доме, в неблагополучной семье, в местах лишения свободы и т.д., то есть не получающие материальной, морально-нравственной заботы и поддержки в рамках биологической семьи. Статистические данные последних лет фиксируют увеличение детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации на данный момент насчитывается 800 тыс. детей-сирот, из них 95% - социальных сирот, т.е. дети при живых родителях В России за последние 100 лет прослеживается третья волна сиротства: 1. период Первой мировой и гражданской войн; 2. период Великой Отечественной войны; 3. современный период радикальной трансформации отечественного социума (табл. 8.1).
Рис.8.1 – Виды сиротства
Рис.8.2 – Критерии социального сиротства Таблица 8.1 - Сиротство в России за последние 100 лет
В России сегодня наиболее распространены следующие категории социальных сирот (рис.8.3). Отказной – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенному главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребенка). Ежегодно около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах. Подкидыш – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идет о малолетних детях, которых родители оставляют на улице, в магазинах, на вокзалах, в других местах с целью передачи государству заботы об их содержании и воспитании). Отобранный – несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание), в том числе по независящим от родителей причинам (хронические заболевания психического расстройства и т.д.). Такой статус несовершеннолетнего возможен по решению суда о лишении родителей родительских прав или о признании родителей недееспособными или с ограниченной дееспособностью. Ежегодно растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющими спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 году было удовлетворено 19846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2001 – 48222 иска, а в 2005 – 67350 исков. Подопечный – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный судом под опеку до 14 лет или попечительство до 18 лет гражданам. На сегодняшний день приоритетной формой семейного устройства является опека и попечительство – 54% от общего числа устроенных детей. Приемные - дети, оставшиеся без попечения родителей и принятые в новую семью или семейный коллектив. Ежегодно в России усыновляется около 30 тыс. детей, но при этом около 18 тыс. детей усыновляются отчимами, мачехами, и 12 тыс. – посторонними гражданами. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за которым отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. По оценкам МВД, Минтруда, Минобразования РФ, таких детей в России около миллиона, причем большее их количество из стран СНГ.
Рис. 8.3 – Категории детей-сирот Беспризорный – несовершеннолетний, не имеющий родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующего возрасту позитивных занятий; лишенный необходимого ухода, воспитания; не получающий систематического обучения. Точного числа беспризорных детей в России до сих пор нет. Каждое ведомство имеет свою статистику. МВД ведет учет тех, кто совершил правонарушение или кого разыскивают родители, по их данным таковых детей от 55 до 63 тыс. несовершеннолетних; Министерство труда и социального развития фиксировали тех, кто проходит через приюты и центры, по их оценке, число беспризорных составляет 80-120 тыс. Отсутствие государственной статистики о численности беспризорников приводит к тому, что различные организации и исследователи вынуждены делать собственные прогнозы: число беспризорных детей колеблется от 2 до 4 млн., некоторые говорят о 10 млн. человек, то есть почти о трети всего детского населения России. Дети «группы риска» - несовершеннолетние, которые в силу различных причин (биологического, социального, генетического свойства) социально дезадаптированы и склонны к девиантному поведению. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2004 году состояло 480,1 тыс. детей и подростков, из них 301,5 тыс. – воспитанники образовательных учреждений, 88 тыс. – дети младше 14 лет, 80,5 тыс. – нигде не работающие и не обучающиеся. В это же время выявлено 15,3 тыс. несовершеннолетних, употребляющих наркотики. Дети улиц – данная категория имеет в свою очередь подклассификацию: - дети, периодически уходящие из семьи на короткое время, и возвращающиеся домой; - дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно небольшое время (от нескольких недель до полугода); - дети, живущие на улице сравнительно длительный срок (год и больше); - воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей; - дети, ночующие дома, но их воспитанием занимаются те люди, которые окружают их на улице. Установлено, что в составе «детей улиц» примерно 70% - это безнадзорные дети из полных или неполных семей; до 15% - бежавшие из детских домов и приютов, 15% - от попечителей и 1% - от приемных родителей. Траектория развития ребенка-сироты представлена на рисунке 2.4.
Рис. 8.4 – Траектория развития ребенка-сироты Среди факторов, способствующих развитию социального сиротства, можно назвать следующие: 1. Социально-экономические - безработица, низкий материальный уровень жизни, экономический упадок, усложняющаяся жизнь городов, бедность и т.д. 2. Кризис семьи - распад семьи, рост внебрачной рождаемости детей, раннее материнство, семейный алкоголизм, наркомания и т.д. 3. Материнская смертность. Ежегодно умирает большой процент женщин, из-за неудачной беременности или родов, оставляя сиротами детей. 4. Педагогическая несостоятельность семьи - утрата традиционных ценностей, отсутствие связей поколений, нарушение прав детей, снижение ответственности родителей за воспитание детей, жестокое отношение к ребенку. 5. Несовершенство системы образования. Образование в рамках общества можно рассматривать как еще одно условие, создающее препятствие для полноценного воспитания детей в семье. Большой процент детей сегодня не посещает школу. В связи с этим, достаточно сложно изменить свой образ жизни. Без образования подросток не в состоянии получить подходящую работу, а значит, в последствии не сможет дать хорошего образования своим детям. Таким образом, последствия толкают семью по спирали вниз к лишениям и маргинализации, которые передаются от поколения к поколению. 6. Особенности социальной политики государства - отсутствие либо несостоятельность государственной социальной политики защиты и поддержки детства. 7. Неоднозначное влияние СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения - пропаганда форм и ценностей поведения детей и молодежи, не соответствующие социальным идеалам, ценностям социума. 8. Недостаточное развитие служб помощи детям, в том числе и защиты их прав - отсутствие Ювенальных судов, неразвитость системы постинтернатовской адаптации сирот, предотвращение насилия в семье и т.д. 9. Похищения и эксплуатация детей. Следствием данного явления чаще всего становится неблагополучие семей, беспризорность детей. 10. Девиантное поведение родителей. Не выполнение обязанностей по отношению к своим детям, не соблюдение их прав, отказ от их воспитания – это характерные особенности девиантного поведения родителей. Данный социальный феномен определяется множеством взаимозависимых и взаимообуславливающих факторов (экономических, социальных, биологических и др.).
Рис. 8.5 - Факторы, способствующие развитию социального сиротства
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.009 с.) |