Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Факторы, сопровождающие процесс социальной адаптации вывших военнослужащих и их семей в современных условиях
| Факторы
|
| Микросреда (структура общества)
- новые социально-экономические и политические условия;
- стремительное реформирование армии;
- отсутствие развитого информационно-консультативного пространства (недостаток информации и справочно-консультационного обеспечения);
- отсутствие бюджетного финансирования и межведомственного головного института;
- отсутствие нормативно-правовой базы и системы государственной поддержки бывших военнослужащих;
- несформированность социального мышления у руководящих кадров и отсутствие высококвалифицированных специалистов по социальной работе с данной категорией населения;
- рост безработицы на рынке труда;
- внедрение рыночных отношений в сферу занятости населения и существенные изменения требований профессии современного производства к специальной подготовке работников;
- разрозненность и нескоординированность действий государственных структур в переподготовке и оказании помощи в трудоустройстве;
- неготовность общества адекватно оценивать потенциальные возможности данной социальной группы;
- создание и функционирование общественных организаций, реабилитационных центров, служб социально-психологической поддержки бывших военнослужащих и членов их семей
|
| Микросреда (семья, близкие, окружение, социальная группа)
- нестабильность семейных отношений;
- социально-бытовая неустроенность; девиантное поведение подростков-членов семьи;
- снижение значимости воспитывающей роли семьи;
- корпоративное братство в среде бывших военнослужащих
|
| Внутриличностный уровень
- несформированность качеств адекватных изменившейся социальной среде;
- возрастные особенности, состояние здоровья;
- бывшее звание, служебное положение, военная специальность;
- индивидуально-психологические особенности личности и ее состояние в момент ухода из армии;
- степень развития адаптационных способностей личности;
- готовность (неготовность) к принятию помощи со стороны специалистов и др.
|
Таблица 15.4
Порядок реализации прав и льгот военнослужащих в зависимости от выслуги лет
Права и льготы военнослужащих
| До 10 лет
| 10-15 лет
| 15-20 лет
| Свыше 20 лет
| 1. Право на выбор места жительства:
«..выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ» (ст.6, п.4)
| +
| +
| +
| +
| 2. Право на трудоустройство:
«..предоставление работы с учетом специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы госслужбы занятости» (ст.22, п.5)
| +
| +
| +
| +
| 3.Право на жилище:
«..обеспечиваются жилыми помещениями по нормам в 3-х месячный срок…»(ст.15, п.6);
«..первоочередное право вступления в ЖСК либо выделение земли для строительства жилья» (ст.15, п.12)
«..безвозмездная финансовая помощь;
- 75%
-100% (ст.15, п.14)
| _
_
_
_
| +
+
+
_
| +
+
+
_
| +
+
до 20 лет
>25 лет
| 4. Право на собственность (землю):
«..бесплатно 0,1 га в городах и поселках, 0,25 га в сельской местности,..для ведения фермерского хозяйства 0,3 га) (ст.17,п.5)
«..и освобождаются от земельного налога» (ст.17,п.3)
|
_
_
|
_
_
|
+
_
|
+
+
| 5. Право на образование (уволенные по достижению предельного возраста)
«..на бесплатное первоочередное направление для прохождения переподготовки с выплатой среднего заработка» (ст.19, п.4)
|
+
|
+
|
+
|
+
| 6. Право на медицинскую помощь:
«..офицеры запаса бесплатно в военных медицинских учреждениях, а при их отсутствии в любых органах здравоохранения» (ст.16, п.2)
«..члены семей офицеров запаса бесплатно только в военных медицинских учреждениях»(ст.16,п.3)
|
_
_
|
_
_
|
_
_
|
+
|
Таблица 15.5
Комплексная система реабилитации военнослужащих – участников вооруженных конфликтов направлена как на реабилитацию инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но объективно в ней нуждающихся, и включает в себя органы управления процессом социальной реабилитации и реабилитационные учреждения на всех уровня власти: федеральном, региональном и местном.
Задачи, решаемые на федеральном уровне
| Министерство
| Решаемые задачи
| Министерство здравоохранения и социального развития
| - изучает посредством проведения ежегодного мониторинга потребность УВК в различных видах социальной реабилитации;
- создает (совместно с другими ведомствами) федеральный банк данных об участниках боевых действий в стране;
- осуществляет анализ рынка труда, готовит предложения по его регулированию применительно к УВК, обеспечивает меры по сохранению, адаптации и созданию рабочих мест для участников боевых действий, включая специальные рабочие места;
- участвует (наряду с другими ведомствами) в формировании федеральных целевых программ или специальных соглашений по содействию профессиональной реабилитации и занятости УВК;
- осуществляет руководство деятельностью органов государственной службы занятости по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному обучению участников боевых действий; взаимодействует с другими ведомствами в указанных направлениях;
- содействует созданию и развитию сети Центров профессиональной реабилитации инвалидов; их программно-методическому и техническому оснащению; принимает участие в создании, реорганизации и ликвидации реабилитационных учреждений системы социальной защиты населения федерального уровня;
- обеспечивает координацию работы различных ведомств в сфере реабилитации участников боевых действий;
- осуществляет подготовку и переподготовку кадров системы социальной защиты в области реабилитации военнослужащих;
- осуществляет методическую работы по реабилитации участников боевых действий;
- осуществляет взаимодействие с общественными организациями участников боевых действия в сфере реабилитации;
- формирует и участвует в реализации территориальной политики в области медицинского страхования и медицинской реабилитации участников боевых действий
| Министерство образования
| - участвует в реализации федеральных целевых программ в области образования УВК;
- осуществляет инновационную политику в области технологий обучения участников боевых действий;
- выделяет бюджетные места в государственных учебных заведениях для участников боевых действий;
- разрабатывает совместно с другими ведомствами с учетом рынка труда перечни профессий (специальностей) для профессионального обучения УВК;
- организует и развивает (во взаимодействии с заинтересованными ведомствами) сеть Центров профессиональной реабилитации участников боевых действий;
- организует работу по научно-методическому обеспечению образования УВК
| Министерство культуры
| - участвует в реализации федеральных целевых программ в области культуры и социальной реабилитации УВК;
- осуществляет инновационную политику в области культуры и социальной реабилитации УВК;
- участвует в организации и развитии (совместно с другими ведомствами) сети территориальных Центров медико-социальной реабилитации УВК
| Государственный комитет по физической культуре и спорту
| - осуществляет инновационную политику в области технологий социальной реабилитации УВК в сфере физической культуры и спорта;
- участвует в организации и развитии (совместно в другими ведомствами) Центров медико-социальной реабилитации участников боевых действий;
- осуществляет подготовку кадров по социальной реабилитации УВК в сфере физической культуры и спорта
| Основные функции региональных органов власти по реабилитации УВК
| Органы управления
| Функции
| Центр занятости населения
| - участвует в реализации городских (районных) программ или специальных соглашений по содействию профессиональной реабилитации и занятости участников боевых действий;
- содействует созданию и развитию на уровне города (района) сети Центров социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; их программно- методическому и техническому оснащению;
- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области социальной реабилитации и социальной защиты УВК;
- создает базу данных на участников военных конфликтов, проживающих в городе (районе);
- изучает потребность УВК в различных видах медико-социальной реабилитации;
- осуществляет анализ рынка труда в регионе; готовит предложения по его регулированию применительно к УВК, обеспечивает меры по сохранению, созданию и адаптации рабочих мест для данного контингента, включая специальные рабочие места;
- организует деятельность органов государственной службы занятости по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному обучению участников боевых действий; взаимодействует в другими ведомствами в указанных направлениях;
- осуществляет взаимодействие с общественными организациями УВК
| Комитет по здравоохранению
| - участвует в определении потребности УВК в видах и средствах медицинской реабилитации, а также услугах и технических средствах для ее проведения;
- участвует в реализации городских (районных) целевых программ по медицинской реабилитации различных категорий УВК, в т.ч. инвалидов боевых действий;
- обеспечивает руководство городскими учреждениями, осуществляющими медицинскую реабилитацию участников боевых действий;
- разрабатывает программы кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров в области медицинской реабилитации;
- создает, реорганизует или ликвидирует реабилитационные учреждения;
- организует и обеспечивает методическое руководство медицинской реабилитацией участников боевых действий
| Управления образованием
| - участвует в реализации городских целевых программ в области образования участников военных конфликтов;
- разрабатывает (совместно с другими ведомствами) с учетом рынка труда перечни профессий (специальностей) для профессионального обучения инвалидов вследствие боевых действий;
- осуществляет инновационную политику в области технологий обучения и переобучения УВК;
- организует выделение мест для обучения УВК на безвозмездной или льготной основе в государственных образовательных учреждениях;
- организует и развивает (совместно с другими ведомствами) Центры социальной реабилитации инвалидов УВК
| Комитет по культуре
| - осуществляет контроль за реализацией городской политики в области культуры и социальной реабилитации УВК;
- осуществляет инновационную политику в области технологий социальной реабилитации УВК;
- участвует в организации и развитии (совместно с другими ведомствами) территориальных центров медико-социальной реабилитации УВК
| Комитет по физической культуре и спорту
| - осуществляет контроль за реализацией городской политики в области физической культуры и спорта для участников боевых действий;
- осуществляет инновационную политику в области технологий социальной реабилитации УВК (в сфере физической культуры и спорта);
- участвует в организации и развитии (совместно с другими ведомствами) центров медико-социальной реабилитации УВК;
- осуществляет подготовку кадров по социальной реабилитации (в сфере физической культуры и спорта)
| | | |
через военкоматы формировать банк данных участников боевых действий
| Задачи Центров комплексной реабилитации участников военных действий
| реализовывать программы социальной, социально-профессиональной и медико-социальной реабилитации в соответствии со своими функциями и оснащением
| взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, обеспечивающими диспансеризацию, лечение, медицинскую реабилитацию и профилактику инвалидности
| взаимодействовать с учреждениями образования и службы занятости, обеспечивая содействие в обучении (переобучении) и трудоустройстве
| определять потребности в реабилитации и разработке индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида (осуществляет бюро МСЭ)
|
Рис. 15.5 - Задачи Центров комплексной реабилитации участников военных действий
Постконфликтная реабилитация военнослужащих сводится к созданию здоровой морально-психологической среды и объективной положительной информации о конфликтах и его участниках, а также необходимых психокоррекционных и медицинских процедур.
Таблица 15.6
Уровни проявления дезадаптации
| Характеристика проявлений дезадаптации
| Задачи реадаптации
| I уровень
| Ситуативная дезадаптивность; проявления: астеническая напряженность, вегетативные дисфункции, нарушения ночного сна, чувство тревоги и страха
| - восстановление реального образа мира, его рациональности;
- сохранение собственного контроля над ситуацией
| II уровень
| Устойчивая ситуативная дезадаптивность; проявления: невротические состояния, депрессия, ипохондрические расстройства, навязчивые идеи, психосоматические расстройства, патологическое развитие личности
| - создание в сознании участников вооруженных конфликтов восприятия доброты окружающих;
- восстановление в «цене» нравственных норм;
- переориентация с индивидуального на социальное
| III уровень
| Социально-психологическая дезадаптированность; проявления (клинико-медицинские): реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции, чувство страха и смерти, неконтролируемое поведение, нарушение осознания окружающего, некритичность к себе
| - адекватное восприятие и реагирование на окружающую действительность
|
|