Технологизация социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологизация социальной работы



НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет гуманитарных технологий

Кафедра социальной работы

 

 

С.В. Мельников

 

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебное пособие

(по направлению 040400.62 - социальная работа)

 

 

Москва, 2015 г

 

 

Мельников С.В. Технология социальной работы: Учебное пособие. – М.: РосНОУ, 2015. – 173 с.

 

Учебное пособие обсуждено на кафедре социальной работы.___.________________. 2015 г.

 

 

Содержание пособия соответствует программе курса «Технологии социальной работы». Все темы сведены до минимума, знания которого необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена. Суть темы отображена в схеме или таблице. Во втором разделе пособия представлены тестовые задания, предназначенные для проверки уровня усвоения знаний.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.

 

 

© РосНОУ, 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
1. Технологизация социальной работы  
2. Технологии социальных технологий  
3. Социальная диагностика  
4. Технология социальной экспертизы  
5. Технология социальной профилактики в социальной работе  
6. Технология социальной адаптации клиента  
7. Социальная работа с семьей  
8. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей  
9. Социальное обслуживание населения  
10. Социальная работа с пожилыми людьми  
11. Социальная защита населения  
12. Социальная работа с инвалидами  
13. Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями  
14. Социальная работа с семьей ребенка-инвалида  
15. Социальная работа с военнослужащими  
16. Социальная работа с наркозависимыми  
17. Социальная работа с беспризорными и безнадзорными  
18. Социальная работа с безработными  
19. Технологии социальной работы с женщинами, подвергшимся насилию  
20. Социальная работа с подростками девиантного поведения  
21. Социальная работа в сфере здравоохранения  
22. Технологии культурно-досуговой деятельности  
23. Социальная работа с лицами без определенного места жительства  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество образования в области социальной работы определяется как органическое единство интеллектуальных, психических, коммуникативных, технологических и иных знаний, умений, навыков и компетенций, которые выпускник после окончания вуза способен эффективно реализовывать в профессиональной деятельности в соответствии со своей образовательной квалификацией.

Известно, что важнейшей частью образования в области социальной работы является качество организации учебно-воспитательного процесса, где особая роль отводится соблюдению технологического процесса обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте, в учебных планах и программах определена логика изучения направления.

Решение проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы невозможно без качественного учебно-методического обеспечения процесса обучения, качественного проведения лекционных и семинарских занятий, организации и проведения практики. Процесс формирования специальных знаний при изучении технологии социальной работы предполагает овладение студентами не только системой понятий технологии социальной работы, но и умениями мыслительной деятельности, которое возможно лишь через специальную организацию их деятельности в обучении.

Ведущим фактором при этом выступает содержательный компонент, структурирование которого опирается на ряд условий:

1. Содержание темы должно представлять собой укрупненную дидактическую единицу (УДЕ), единицей которой выступает понятие курса «Технологии социальной работы», находящиеся во взаимосвязи с другими понятиями.

2. Структура учебного материала должна быть рациональной и экономичной с точки зрения ее усвоения и хранения в долговременной памяти студента.

3. Учебный материал должен быть сгруппирован и выстроен как аппарат учебно-познавательной деятельности, успешное усвоение которого обеспечивало бы поступательное развитие познавательной деятельности студентов, их творческих возможностей и способностей.

В учебном пособии представлены схемы основных понятий курса «Технологии социальной работы». Включенные в содержание пособия схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмысление понятий и категорий социальной работы. Кроме того, содержание темы отражено в таблицах.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа.

Функции социальной работы

Диагностическая – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза.

Прогностическая – программирование и прогнозирование влияние на объект социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация различной помощи слабо защищенным слоям населения, предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности.

Правозащитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.

Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных и творческих союзов.

Социально-психологическая – различные виды консультирования и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся.

Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работа по планированию семьи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, формирование ЗОЖ.

Социально-бытовая – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб.

Рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев населения в обществе.

Организационная – содействие работе социальных служб на предприятиях и учреждениях, по месту жительства, привлечение к их работе общественность, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.

Функции технологий социальной работы
диагностическая
прогностическая
предупредительно-профилактическая
социально-педагогическая
правозащитная
социально-психологическая
социально- медицинская
Социально-бытовая
коммуниктивная
нравственно-гуманистическая
организационная


Рис. 2.1 - Функции социальной работы

Классификация технологий в социальной работе в зависимости от уровня
простые (доступные неспециалистам)
сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области
комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях


Рис.2.2 - Классификация технологий в социальной работе в зависимости от уровня

Характеристики технологий социальной работы
динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности
непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние
цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами
дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения


Рис. 2.3 - Характеристики технологий социальной работы

 
 
 
теоретический – связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы
методологический – характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о клиенте социальной работы, определение приемов и средств обработки и анализа информации, выработки рекомендации по преобразующей деятельности
процедурный – предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действия
Этапы разработки технологии социальной работы

 


Рис. 2.4 - Этапы разработки технологии социальной работы

Этапы и операции технологического процесса
 
 
 
предварительный –осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении данной проблемы
целеполагания –осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, поиск дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов
обработки информации –поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение уточнение цели и задач, выработка программы действий, определение содержания, организационных форм и методов социальной работы

 


 

процедурно-организационной работы -последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы
 
 
контрольно-аналитический -анализ итогов деятельности специалистов, выявление факторов, способствовавших положительному разрешению социальных проблем, выяснение причин, мешающих успешному решению задач социальной работы, поиск путей устранения этих причин


Рис. 2.5 - Этапы и операции технологического процесса

Социальная диагностика

Социальная диагностика – интегративная технология, включающая в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социаль­ной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности соци­ального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отноше­ниях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличност­ном общении и т. д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций

 
Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц
 
 
Принцип научной обоснованности.Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными
 
Принцип ненанесения ущерба.Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию
Принцип объективности.Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами
Принцип эффективности.Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям
 
Принципы социальной диагностики


Рис. 3.1 - Принципы социальной диагностики

Классификация социальной диагностики
По объекту, на который направлена диагностика
медицинская
техническая
психологическая
социальная
экономическая
управленческая
По степени формализации
формализованная
качественная
По предмету диагностики
диагностика состояний
диагностика ситуаций
диагностика проблем
диагностика процессов


Рис.3.2 – Классификации социальной диагностики

Этапы социальной диагностики
 
 
 
 
Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной ра­боте с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации
Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента
Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способст­вующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окру­жением
Этап анализа результатов социальной диагностики
Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза
 

 

 


Рис.3.3 - Этапы социальной диагностики

биографический метод
Методы социальной диагностики
наблюдение
анкетирование
ин­тервьюирование
мониторинг
социометрия
тестирование


Рис.3.4 - Методы социальной диагностики

Задачи социальной диагностики
 
 
 
Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента
Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях
Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо
Ранжирование специфических свойств клиента
 

 

 


Рис.3.5 – Задачи социальной диагностики

Требования к выбору диагностических методов
 
 
 
предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяет получить требуемый результат
Метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения
технология применения методов должна быть ясной и понятной, настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты
обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике
 

 

 


Рис.3.6 – Требования к выбору диагностических методов

Социальная работа с семьей

Цель социальной работы с семьей состоит в создании усилиями разносторонних специалистов условий, необходимых для подготовки и реализации мер социальной поддержки семей в широком диапазоне их потребностей, мобилизации их собственных возможностей на восстановление их социальной активности

 

 

Задачи социальной работы с семьей
содействие созданию воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в семье, семейно-соседском окружении
диагностика условий жизнедеятельности семей и создание информационного банка актуальных проблем семей группы риска, поиск возможных ресурсов для их решения
оказание помощи семьям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния на подрастающее поколение
предоставление психолого-педагогической помощи в выявлении личностных, межличностных и внутрисемейных трудностей, фактов отклоняющегося поведения, семей «социального риска»  
содействие предупреждению и преодолению негативных явлений среди детей и подростков, оказание им помощи в период социального и профессионального самоопределения
развитие сети психолого-педагогического консультирования различных категорий семей по проблемам, присущим стадиям жизнедеятельности семьи на основе дифференцированного подхода к каждой конкретной семье
предоставление своевременной социальной, психолого-педагогической поддержки пожилым семьям и семьям, неожиданно оказавшимся в экстремальных обстоятельствах
выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им и приемным родителям всяческой психолого-педагогической помощи

 

 


Рис.7.1 – Цели и задачи социальной работы с семьей

 

Функции социальной работы с семьей
Психологические функции (носящие отражательный характер, выражающие связь между объектом отражения и профессиональным сознанием)
прогностическая
оценочная
познавательно-информационная
Социально-нормативные (при помощи которых осуществляется воздействие профессионального сознания через специфические механизмы на социальные отношения)  
организаторская
организационно-коммуникативная
охранно-защитная
Социально-педагогические (регулируют передачу опыта взаимодействия специалиста и клиента последующему поколению специалистов, а также их профессиональное совершенствование)  
диагностическая
воспитательная
побуждающая

 


Рис. 7.2 - Функции социальной работы с семьей

 

Первый этап. Выявление неблагополучных семей
Второй этап. Определение типов внутрисемейного воспитания
Потвор- ствующая гиперпротекция
Доминирующая гиперпротекция
Повышенная моральная ответственность
Эмоциональ-ное отвержение
Жестокое обраще-ние
Гиперпро-текция
Консультации (с детьми и с родителями)
Классные часы
Родительские собрания
Тренинги, ролевые игры
Стенд для родителей
Третий этап. Методы работы основываются на типах воспитания в семье
Четвертый этап. Привлечение педагогического коллектива и других специалистов
Классный руководитель
Администра-ция школы
Наркодиспансер
Школьный психолог
Органы соц. защиты
Органы опеки и попечительства
Учреждения дополнительного образования
Общественные организации
Центр занятости
Комиссия по делам н/л-них
Пятый этап. Контроль
Заключительный этап. Подведение итогов, снятие с учета

 

 

Рис.7.3 – Социально-педагогическая модель деятельности с неблагополучными семьями

Патронаж (от французского patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и семей группы риска. Включает в себя постоянный социальный надзор, регулярные посещения патронируемых клиентов на дому для оказания им различных видов помощи социальными работниками.

Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановлению социального статуса семьи.

Задачи социального патронажа.

1. Исправление свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи.

2. Социальная реабилитация семьи.

3. Профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.

Многочисленные проблемы семьи требуют использования разных видов патронажа.

Социально-экономический патронаж предназначен для улучшения материального положения клиентов патронажа, но данный вид помощи должен носить строго регламентированный характер, применяться в экстренных случаях, так как длительное или необоснованное оказание помощи способствует превращению клиента в социального иждивенца.

Социально-психологический патронаж – помощь в решении психологических проблем семьи и отдельных её членов. Осуществляется в отношении клиентов, находящихся в состоянии дезадаптации и эмоционального напряжения и предполагает психологическое консультирование, помощь в развитии социальных навыков (постинтернатный патронаж).

Социально-педагогический патронаж – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин. Предполагает помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, способствует вовлечению детей в деятельность, в которой они смогли бы реализовать свои интересы, таланты.

Медико-социальный патронаж – помощь в получении специализированных медицинских услуг.

Социально-правовой патронаж – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

Решение комплекса проблем патронируемой семьи предполагает гибкое использование различных форм и методов социальной работы, видов социального патронажа.

 


 

Социальный патронаж  
Диагностическая цель: - ознакомление с семьей, условиями жизни и - воспитания детей, изучение факторов риска, - исследование проблемных ситуаций
Коррекционно- реабилитационная цель: - оказание конкретной социальной, психологической и других видов помощи семье.
Контрольная цель: - оценка состояния семьи и ребенка; - динамика проблем семьи; - анализ хода реабилитационных мероприятий; - контроль за выполнением родителями рекомендаций специалистов.  

 


Рис.7.4 - Цели проведения социального патронажа

Профилактики сиротства

Социальные технологии профилактики сиротства рассматриваются как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами).

Технологии социального типа, социальные технологии профилактики сиротства подразделяются на субъектные, деятельностные и средовые виды технологий.

Разноуровневая направленность технологий профилактики социального сиротства, их разнофункциональный и разнозадачный характер, а также дифференцированность областей реализации тех или иных технологий обусловливает и обеспечивает уровневый характер их классификации. Уровневость технологий определяется на основе применения трех базовых критериев оценки каждой из них.

Общеотраслевые технологии (ООТ), которые не являясь специфическими социальными технологиями профилактики сиротства, реализуют в объектно-предметной сфере свой потенциал. Эти технологии в значительной мере универсальны, всеобщи, проявляются в любом секторе социальной сфере. Это – инвариантные технологии, обладающие теоретико-методологическим потенциалом по отношению ко всем другим технологиям. Их инвариантность обеспечивается их неизменностью, константностью при изменении характера познавательно-преобразовательных процессов, сфер приложения, видов деятельности.

Межотраслевые технологии (МОТ) также не относятся к группе социальных технологий профилактики, хотя реализуют свой потенциал в сфере социально-педагогической работы. Их отличие от общеотраслевых технологий заключается, во-первых, в том, что если ООТ обладают свойством уникальности и выступают в статусе инвариантных технологий познавательной и преобразовательной деятельности, то МОТ, обладают специфическим потенциалом. Их перенос в социальную сферу дает позитивный результат, так как предлагает специалистам технологии «гармонизации», «гуманизации», «индивидуализации», «дифференциации», «интеграции», «совершенствования», «формирования», «оптимизации» и др.

Отраслевая группа технологии (ОТ) весьма специфична, так как в одних случаях технологи пересекаются, дублируя друг друга, в других случаях – дополняют друг друга своим потенциалом. К таким технологиям относятся, например, технология «социальной адаптации», «социальной реабилитации», «социально-культурной анимации», «социальной поддержки», «социально-педагогического сопровождения», «социального обеспечения» и т.д.

 

 

Цели деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
 
 
 
Защита права ребенка на воспитание в семье
Полноценное физическое, психическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие детей, нуждающихся в государственной защите или оставшихся без попечения родителей
Создание условий, позволяющих лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, стать полноценными членами общества

 

 

 


Рис. 8.6 – Цели деятельности по профилактике социального сиротства

 
 
 
Ранняя профилактика социального сиротства
Государственная поддержка семей группы риса по социальному сиротству
Социальная реабилитация и социальная адаптация детей, нуждающихся в государственной защите
Задачи деятельности по профилактике социального сиротства
Обеспечение полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей
Обеспечение условий для позитивной социализации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
 

 

 


Рис. 8.7 – Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Принципы деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
Признание индивидуальности ребенка и его родителей
Признание важности и уникальности воспитания ребенка в кровной семье, использование всех средств для возврата ребенка в кровную семью
Признание оптимальной формой устройство ребенка в семью родственников или знакомых в случае, если оставление ребенка с родителями невозможно
Передача ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в исключительных случаях, когда невозможно устройство ребенка на воспитание в семью
Первоочередность мер по профилактике социального сиротства
Планирование мер по защите прав ребенка
Регулярная проверка состояния и развития ребенка с целью оценки эффективности мероприятий по его реабилитации
Учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его прав и интересов
Конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, усыновителях, опекунах (попечителях), приемных родителях, патронатных воспитателях

 

 


 

 

Рис. 8.8 - Принципы деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей


Таблица 8.2

Воспитанников детского дома

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в интернатом учреждении представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей-сирот и их социализации.

Сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых качеств.

Формы и содержание сопровождения вторичны по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка.

Идея психолого-педагогического сопровождения включает в себя единство диагностической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, психопрофилактической и консультативной работы.

Целью программ психолого-педагогического сопровождения является создание в рамках учреждения интернатного типа условий для максимального личностного развития и обучения каждого ребенка.

Модель социально-психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме является интегративной, т.е. включает в себя ряд других моделей, определяющих условия эффективного функционирования всех подсистем детского дома, ориентированных на работу по социальной адаптации детей-сирот:

1. Характеристика выпускника детского дома, описываемая черех ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей-сирот.

2. Система взаимодействия традиционных и специально-организованных служб детского дома и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении.

3. Система внешних коммуникаций детского дома, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот.

4. Функционал и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми-сиротами в детском доме.

В соответствии с этим, модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома включает следующие основные компоненты: 1) экспертно-прогностический; 2) диагностический; 3) содержательно-технологический; 4) организационно-управленческий; 5) кадровый (рис. 8.13).

 

С детьми-сиротами

Социально-педагогическую деятельность можно определить как педагогическую деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на ребенке. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи, родителей, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребенка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Социальная деятельность с целью компенсирования указанных дефицитов имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности[8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.139 с.)