Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологизация социальной работыСтр 1 из 21Следующая ⇒
НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы
С.В. Мельников
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учебное пособие (по направлению 040400.62 - социальная работа)
Москва, 2015 г
Мельников С.В. Технология социальной работы: Учебное пособие. – М.: РосНОУ, 2015. – 173 с.
Учебное пособие обсуждено на кафедре социальной работы.___.________________. 2015 г.
Содержание пособия соответствует программе курса «Технологии социальной работы». Все темы сведены до минимума, знания которого необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена. Суть темы отображена в схеме или таблице. Во втором разделе пособия представлены тестовые задания, предназначенные для проверки уровня усвоения знаний. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.
© РосНОУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Качество образования в области социальной работы определяется как органическое единство интеллектуальных, психических, коммуникативных, технологических и иных знаний, умений, навыков и компетенций, которые выпускник после окончания вуза способен эффективно реализовывать в профессиональной деятельности в соответствии со своей образовательной квалификацией.
Известно, что важнейшей частью образования в области социальной работы является качество организации учебно-воспитательного процесса, где особая роль отводится соблюдению технологического процесса обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте, в учебных планах и программах определена логика изучения направления. Решение проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы невозможно без качественного учебно-методического обеспечения процесса обучения, качественного проведения лекционных и семинарских занятий, организации и проведения практики. Процесс формирования специальных знаний при изучении технологии социальной работы предполагает овладение студентами не только системой понятий технологии социальной работы, но и умениями мыслительной деятельности, которое возможно лишь через специальную организацию их деятельности в обучении. Ведущим фактором при этом выступает содержательный компонент, структурирование которого опирается на ряд условий: 1. Содержание темы должно представлять собой укрупненную дидактическую единицу (УДЕ), единицей которой выступает понятие курса «Технологии социальной работы», находящиеся во взаимосвязи с другими понятиями. 2. Структура учебного материала должна быть рациональной и экономичной с точки зрения ее усвоения и хранения в долговременной памяти студента. 3. Учебный материал должен быть сгруппирован и выстроен как аппарат учебно-познавательной деятельности, успешное усвоение которого обеспечивало бы поступательное развитие познавательной деятельности студентов, их творческих возможностей и способностей. В учебном пособии представлены схемы основных понятий курса «Технологии социальной работы». Включенные в содержание пособия схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмысление понятий и категорий социальной работы. Кроме того, содержание темы отражено в таблицах.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа. Функции социальной работы Диагностическая – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза. Прогностическая – программирование и прогнозирование влияние на объект социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов. Предупредительно-профилактическая – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация различной помощи слабо защищенным слоям населения, предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Правозащитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных и творческих союзов. Социально-психологическая – различные виды консультирования и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся. Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работа по планированию семьи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, формирование ЗОЖ. Социально-бытовая – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта. Коммуникативная – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб. Рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека. Нравственно-гуманистическая – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев населения в обществе. Организационная – содействие работе социальных служб на предприятиях и учреждениях, по месту жительства, привлечение к их работе общественность, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.
Рис. 2.1 - Функции социальной работы
Рис.2.2 - Классификация технологий в социальной работе в зависимости от уровня
Рис. 2.3 - Характеристики технологий социальной работы
Рис. 2.4 - Этапы разработки технологии социальной работы
Рис. 2.5 - Этапы и операции технологического процесса Социальная диагностика
Рис. 3.1 - Принципы социальной диагностики
Рис.3.2 – Классификации социальной диагностики
Рис.3.3 - Этапы социальной диагностики
Рис.3.4 - Методы социальной диагностики
Рис.3.5 – Задачи социальной диагностики
Рис.3.6 – Требования к выбору диагностических методов Социальная работа с семьей
Рис.7.1 – Цели и задачи социальной работы с семьей
Рис. 7.2 - Функции социальной работы с семьей
Рис.7.3 – Социально-педагогическая модель деятельности с неблагополучными семьями Патронаж (от французского patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и семей группы риска. Включает в себя постоянный социальный надзор, регулярные посещения патронируемых клиентов на дому для оказания им различных видов помощи социальными работниками. Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановлению социального статуса семьи. Задачи социального патронажа. 1. Исправление свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи. 2. Социальная реабилитация семьи. 3. Профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов. Многочисленные проблемы семьи требуют использования разных видов патронажа. Социально-экономический патронаж предназначен для улучшения материального положения клиентов патронажа, но данный вид помощи должен носить строго регламентированный характер, применяться в экстренных случаях, так как длительное или необоснованное оказание помощи способствует превращению клиента в социального иждивенца. Социально-психологический патронаж – помощь в решении психологических проблем семьи и отдельных её членов. Осуществляется в отношении клиентов, находящихся в состоянии дезадаптации и эмоционального напряжения и предполагает психологическое консультирование, помощь в развитии социальных навыков (постинтернатный патронаж). Социально-педагогический патронаж – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин. Предполагает помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, способствует вовлечению детей в деятельность, в которой они смогли бы реализовать свои интересы, таланты. Медико-социальный патронаж – помощь в получении специализированных медицинских услуг. Социально-правовой патронаж – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде. Решение комплекса проблем патронируемой семьи предполагает гибкое использование различных форм и методов социальной работы, видов социального патронажа.
Рис.7.4 - Цели проведения социального патронажа Профилактики сиротства Социальные технологии профилактики сиротства рассматриваются как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами). Технологии социального типа, социальные технологии профилактики сиротства подразделяются на субъектные, деятельностные и средовые виды технологий. Разноуровневая направленность технологий профилактики социального сиротства, их разнофункциональный и разнозадачный характер, а также дифференцированность областей реализации тех или иных технологий обусловливает и обеспечивает уровневый характер их классификации. Уровневость технологий определяется на основе применения трех базовых критериев оценки каждой из них. Общеотраслевые технологии (ООТ), которые не являясь специфическими социальными технологиями профилактики сиротства, реализуют в объектно-предметной сфере свой потенциал. Эти технологии в значительной мере универсальны, всеобщи, проявляются в любом секторе социальной сфере. Это – инвариантные технологии, обладающие теоретико-методологическим потенциалом по отношению ко всем другим технологиям. Их инвариантность обеспечивается их неизменностью, константностью при изменении характера познавательно-преобразовательных процессов, сфер приложения, видов деятельности. Межотраслевые технологии (МОТ) также не относятся к группе социальных технологий профилактики, хотя реализуют свой потенциал в сфере социально-педагогической работы. Их отличие от общеотраслевых технологий заключается, во-первых, в том, что если ООТ обладают свойством уникальности и выступают в статусе инвариантных технологий познавательной и преобразовательной деятельности, то МОТ, обладают специфическим потенциалом. Их перенос в социальную сферу дает позитивный результат, так как предлагает специалистам технологии «гармонизации», «гуманизации», «индивидуализации», «дифференциации», «интеграции», «совершенствования», «формирования», «оптимизации» и др. Отраслевая группа технологии (ОТ) весьма специфична, так как в одних случаях технологи пересекаются, дублируя друг друга, в других случаях – дополняют друг друга своим потенциалом. К таким технологиям относятся, например, технология «социальной адаптации», «социальной реабилитации», «социально-культурной анимации», «социальной поддержки», «социально-педагогического сопровождения», «социального обеспечения» и т.д.
Рис. 8.6 – Цели деятельности по профилактике социального сиротства
Рис. 8.7 – Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
Рис. 8.8 - Принципы деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей Таблица 8.2 Воспитанников детского дома Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в интернатом учреждении представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей-сирот и их социализации. Сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых качеств. Формы и содержание сопровождения вторичны по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Идея психолого-педагогического сопровождения включает в себя единство диагностической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, психопрофилактической и консультативной работы. Целью программ психолого-педагогического сопровождения является создание в рамках учреждения интернатного типа условий для максимального личностного развития и обучения каждого ребенка. Модель социально-психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме является интегративной, т.е. включает в себя ряд других моделей, определяющих условия эффективного функционирования всех подсистем детского дома, ориентированных на работу по социальной адаптации детей-сирот: 1. Характеристика выпускника детского дома, описываемая черех ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей-сирот. 2. Система взаимодействия традиционных и специально-организованных служб детского дома и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении. 3. Система внешних коммуникаций детского дома, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот. 4. Функционал и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми-сиротами в детском доме. В соответствии с этим, модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома включает следующие основные компоненты: 1) экспертно-прогностический; 2) диагностический; 3) содержательно-технологический; 4) организационно-управленческий; 5) кадровый (рис. 8.13).
С детьми-сиротами Социально-педагогическую деятельность можно определить как педагогическую деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на ребенке. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи, родителей, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребенка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Социальная деятельность с целью компенсирования указанных дефицитов имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности[8].
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.139 с.) |