Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этапы работы с неблагополучными семьями
Похожие статьи вашей тематики
Выявление
неблагополучных
семей
| Социальное диагностирование (обследование, беседы, сбор информации)
| Рассмотрение проблем семьи на заседании участковой социально-психологической комиссии
| Составление совместного плана реабилитации на заседании УСПК
| Срочный социальный патронат (реализация и корректировка плана реабилитации)
|
Работа не дала должного результата
| Снятие со срочного патроната, постановка на контрольный патронат
| Обращение с ходатайством в КДН о принятии мер административного воздействия, об ограничении или лишении родительских прав
|
Рис.7.5 - Этапы работы с неблагополучными семьями
Стадии социального патронажа семьи
| Первая стадия, знакомство с семьей, требует достижения следующей цели: определения потребностей и возможностей сотрудничества семьи с социальным работником. Основные задачи: изучение и оценка семейной проблемы, выявление взглядов каждого члена семьи на проблему. Оптимальным вариантом является составление первичного плана-договора с семьей о конкретных путях решения проблемы, о взаимных обязательствах и правах, как со стороны социального работника, так и со стороны семьи. Указываются цели, конкретные действия, участники, сроки.
| Третья стадия - систематическая работа с семьей и постоянный сбор и анализ информации. По мере выявления позитивных изменений в проблемной ситуации информация об этом находит свое отражение в социальном паспорте семьи, и семья снимается с учета. Однако на этапе последействия социальный работник эпизодические обращается к своим бывшим подопечным, интересуясь их проблемами, помогая в укреплении детско-родительских отношений, используя разовые встречи-консультации, телефонные разговоры и посещения на дому (при желании семьи). Если же ситуация носит кризисный характер длительное время, и семья не предпринимает попыток для ее разрешения, не желает ее изменить даже при демонстрации альтернативных возможностей, тогда социальный работник работает с инспекцией по делам несовершеннолетних.
| Составление плана-договора представляет собой начало второй стадии - организации индивидуальной работы с семьей. В этот период начинается систематическая работа по плану-договору с семьей, которая осознает свою проблему, имеет мотивацию на сотрудничество, но она не может самостоятельно справиться с проблемой, поскольку не имеет на подростка влияния, утратила контакты с ним. Данную стадию можно назвать и аналитико-информационной, поскольку она представляет собой анализ проделанной работы с семьей. Такой анализ основывается на изучении изменений, произошедших в семье, детско-родительских отношений, поведения детей и реагирования родителей с использованием «паспорта семьи». В нем отражается социальная информация о семье
|
Рис. 7.6 - Стадии социального патронажа семьи
Обследование неблагополучных семей
| Исследование проблем семьи с посещением на дому и/или по личному обращению
| Оформление социального паспорта семьи
| Оформление реабилитационной карты
(составление программы реабилитации)
| Семьи, поставленные на учет, не нуждающиеся в социальном патронаже
| Семьи, имеющие комплекс проблем (поставленные на социальный патронаж)
| Семьи, решающие свои проблемы самостоятельно, без помощи социального учреждения
| Работа специалистов учреждения
| Решение проблем семьи, выходящей за пределы компетенции учреждения, с другими организациями и учреждениями
| Проведение консилиума специалистов, работавших с семьей, об окончании патронажа
| Семьи, снятые с патронажа
| Мониторинг семей, состоящих на учете в учреждении, с целью:
1) выявления вновь возникших проблем;
2) информирования семей о новых направлениях работы учреждения;
3) приглашение семей на мероприятия, проводимые учреждением
|
Основные направления работы с семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении
| Рассмотрение вопроса о постановке на учет КДН и ЗП
| Постановка на учет в банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
| Сбор и подготовка документированной информации
| Определение основного субъекта работы с семьей
| Разработка программы реабилитационной работы с семьей и несовершеннолетними, определение системы и вида патронажа
| Реализация программы реабилитационной работы
| Рассмотрение основания, представленного субъектом профилактики, о снятии с учета в банке данных на заседании КДН и ЗП
| Принятие решения КНД и ЗП о снятии с учета
| Передача информационной карточки на семью и несовершеннолетних в архив банка данных
|
Воспитатель
(анкетирование с целью выявления общего отношения родителей к физическим наказанием)
| Психолог
(диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права ребенка (методика PARY), проведение коррекционной работы с опорой на сильные стороны воспитания
| III этап – цель: выявление слабых и сильных сторон родителей и проведение коррекционной работы с опорой на сильные стороны
| Воспитатель
(социальный портрет семьи, наблюдение за поведением ребенка)
| Медсестра
(мониторинг здоровья)
| Психолог
(наблюдение и анализ адаптационного периода)
| I этап – цель: выявление детей, имеющих те или иные психические проблемы
| II этап – цель: выявление родителей, нарушающих права своих детей (применяющих физическое и психическое насилие)
| Психолог
(диагностика уровня агрессивности у родителей, выяснение методов воспитательного воздействия, принятых в семье)
|
Рис. 7.9 – Диагностика нарушений прав ребенка в семье
Молодая семья - семья, находящиеся в период первых 3 лет после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отце не достигли 30-летнего возраста
| показатели уровня благополучия молодой семьи как социального института(выполнение ею социальных функций)
| обеспечение воспроизводства здорового и психически полноценного потомства
| обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей
| обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей
| обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешения своими силами без ущерба для каждого члена семьи, и, прежде всего, для детей
| обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях)
| обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи
|
Рис. 7.10 - Показатели уровня благополучия молодой семьи как социального института
Цель государственной политики в отношении молодой семьи - становление и развитие благополучной молодой семьи, и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в том числе стимулирование рождаемости детей и их воспитания
| Задачи государственной молодежной семейной политики
| законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса по всех сферах ее жизнедеятельности
| обеспечение государством соблюдения прав молодой семье в решении социальных проблем
| совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей
| укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни
| оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры
| поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленная на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи и т.д.
|
Рис.7.11 – Цели и задачи государственной политики в отношении молодой семьи
Основные направления поддержки молодой семьи на федеральном и региональном уровнях
| совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы в отношении молодой семьи с учетом происходящих изменений в обществе, в социально-экономическом развитии страны
| осуществление активной социально-экономической политики по отношению к молодым семьям, предусматривающей обязательное обеспечение одного из супругов рабочим местом в соответствии с его квалификацией; государственную доплату в случае крайне низкого жизненного уровня семьи; продолжение предоставления ссуд для строительства или приобретения жилья, получения образования, приобретения товаров длительного пользования
| более полная реализация репродуктивной функции через материальную, жилищную и моральную форму стимулирования деторождаемости
| обеспечение особых подходов, включающих социальное обслуживание молодой семьи, предоставление комплекса услуг в специальных учреждениях, клубах, центрах
| оптимально эффективная дифференцированная поддержка семей, особенно тех, которые оказались в трудных жизненных ситуациях
| создание общественной атмосферы, способствующей формированию ценности семьи, уважения материнства, отцовства и детства, подготовка молодых людей к семейной жизни
|
поддержка деятельности общественных организаций и клубов молодой семьи, фестивального движения молодых семей
|
Рис. 7.12 - Основные направления поддержки молодой семьи на федеральном и региональном уровнях
Основные направления комплексного мониторинга семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
| общесоциальное – обеспечивает комплексную диагностику и последующую оценку актуальных потребностей и возможностей семьи, имеющихся трудностей и проблем
| социально-экономическое – подразумевает изучение количественных показателей хозяйственно-экономической сферы жизнедеятельности семьи и оценку ее благосостояния
| психолого-педагогическое – обеспечивает диагностику способностей и склонностей членов семьи, их трудностей в социальной адаптации; диагностику деятельности и поведения личности; сотрудничества семьи с учреждениями культуры, науки, образования, правоохранительными органами и т.п.
| социально-правовое – осуществляет диагностику видов социально-правовой помощи семье; защиты и поддержки в правоохранительных и судебных органах интересов семей, личных прав и свобод
| медико-валеологическое – выполняет диагностику и оценку физического здоровья членов семьи и развития растущих в семье детей
| досугово-организационное – выполняет диагностику и оценку условий для различных форм досуга детей и взрослых, их участия в различного рода объединениях, вовлеченность и включенность их в культурную и спортивно-оздоровительную деятельность с учетом выявленных интересов и склонностей
|
Рис. 7.13 - Основные направления комплексного мониторинга семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Социальное сопровождение юных матерей - это особая форма оказания помощи юной матери, ее ближайшему окружению в разрешении сложных проблем становления и развития материнства
|
Суть сопровождения в том, чтобы помочь юной матери и ее ближайшему окружению открыть и использовать скрытые, подсознательные резервы материнства, а также научить в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими в жизни проблемами
| Задачи социального сопровождения юных матерей
| изменение ситуации, представляющей для юной мамы проблему
| выведение из кризисной или стрессовой ситуации
| нормализация отношений с близким окружением
| улучшение финансового положения через трудоустройство, обучение
| восстановление здоровья, формирование здорового образа жизни и грамотного репродуктивного поведения
| повышение социального статуса юной матери
| обучение способам ухаживания и воспитания ребенка
| создание здоровых условий для проживания
|
Рис. 7.14 – Задачи социального сопровождения юных матерей
Этапы работы с семьей в период реабилитации
| Первый шаг -определение необходимости и возможности работы с семьей
| Второй шагпредполагает изучение семьи: сбор сведений о семье и формирование представления о ее жизнедеятельности, взаимоотношениях в семье, микроклимате. Материалы заносятся в реабилитационную карту семьи
| Третий шагимеет информационно-аналитический характер. Основной задачей является обработка данных о семье, полученных с помощью различных методов (диагностическое интервью, акт обследования семьи, выяснение ее социальных контактов, диагностические методики)
| Четвертый шаг- коррекционный. Задачами работы специалистов в этот период являются: восстановление или создание социальных контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность
| Пятый шагявляется наиболее конструктивным, поскольку предполагает стабилизацию семьи через создание плана-договора и заключения с ней контракта о сотрудничестве в реабилитационном процессе
| Шестой шаг- контролирующий. В этот период осуществляется программа контракта с семьей, отмечаются ее успехи и неудачи в решении проблем
|
Рис. 7.15 - Этапы работы с семьей в период реабилитации
|