Главные направления сравнения
| «Транснациональное законодательство – «Декларация ООН о правах инвалидов» (1975)
Проект Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями (2004)
| Американский Акт об американцах-инвалидах (1990)
| Британский Акт о дискриминации в области инвалидности (1995)
| Российский Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
Поправки к закону от 2004 г.
|
Определение инвалидности
| Медицинское определение инвалидности
| Доминирует медицинское определение инвалидности.
Ограничение жизнедеятельности – это физические или ментальные нарушения, которые ограничивают активность в большинстве сфер жизни, таких как, уход за собой, обучение, занятость, способность передвигаться, слышать и видеть.
| Доминирует медицинское определение инвалидности.
Ограничение жизнедеятельности – это физические или ментальные нарушения, имеющие постоянный продолжительный характер и влияющие на способность индивида осуществлять нормальную повседневную деятельность.
| Доминирует медицинское определение инвалидности.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
|
Определение лица, имеющего инвалидность
| Человек с ограниченными способностями (скрытое значение – общество менее виновно в этом)
| Человек с ограниченными способностями (скрытое значение – общество менее виновно в этом)
| Человек, чьи способности ограничены (скрытое значение – способности ограничены обществом)
| Инвалид (может быть скрытое значение – больной или человек с нарушениями)
|
Основные направления защиты инвалидов
| Базисные направления социальной защиты определяются широко – запрещение дискриминации и создание доступности в сфере занятости, образования, создания безбарьерной среды и т.п.
| Запрещение дискриминации в сфере занятости, обеспечении доступа к государственному и региональному управлению, к объектам социальной инфраструктуры, товарам потребления, обслуживания и телекоммуникаций
| Запрещение дискриминации в сфере занятости, обеспечении беспрепятственного доступа к товарам, услугам, «наземному» транспорту (исключая авиалайнеры), к осуществлению сделок с землей и собственностью
| Базисные направления социальной защиты определяются широко – реабилитация инвалидов, медицинская помощь, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, информации, обеспечении жизнедеятельности
|
Группы протекции
| Все люди с ограниченными возможностями.
Специальное внимание – к детям-инвалидам и женщинам с ограниченными возможностями.
Здоровые люди исключены.
| Инвалидность определяется более широко, включая лиц, ассоциирующих себя с инвалидами (например, имеющих стигматизирующие внешние особенности лица, но абсолютно здоровых физически); людей, ранее имевших инвалидность (например, онкозаболевание в стадии ремиссии); людей, имеющих алкогольную или наркозависимость, людей, находящихся в родственных отношениях с инвалидом.
Специальное внимание – молодым инвалидам, детям-инвалидам.
| Инвалидность определяется более узко, исключая родственников инвалидов, людей, считающих себя инвалидами, алкогольно- и наркозависимых, но болезненные последствия такой зависимости уже признаются как инвалидность.
Специальное внимание – детям-инвалидам, родителям с инвалидностью
| Инвалидность определяется более узко, исключая родственников инвалидов, людей, считающих себя инвалидами, алкогольно- и наркозависимых.
Специальное внимание – инвалидам войны, детям-инвалидам.
|
Тип законодательства
| Легальное выражение прав человека – гарантии прав равенства.
Антидискриминационная направленность проекта Конвенции
| Легальное выражение прав человека – усиленное антидискриминационное законодательство (доминирующий подход – защита гражданских прав инвалидов)
| Легальное выражение прав человека – усиленное антидискриминацинное законодательство (доминирующий подход – защита гражданских прав инвалидов)
| Легальное выражение прав человека – конституционная гарантия равенства – патерналистский подход к социальному законодательству в отношении инвалидов
|
Установление квоты для приема на работу инвалида
| Конвенция рекомендует правительствам государств защищать права инвалидов в сфере занятости путем создания специальных квот на рабочие места для инвалидов и организации специальных инициативных программ (2004)
| Специальные квоты. Предприятия всех форм собственности с более чем 15 работниками обязаны в квотном порядке принимать на работу лиц с ограниченными возможностями
| Специальные квоты. Предприятия всех форм собственности, кроме полиции и пожарной службы, с более чем 20 работниками обязаны в квотном порядке принимать на работу лиц с ограниченными возможностями
| Специальные квоты. Предприятия всех форм собственности с более чем 100 работниками обязаны в квотном порядке принимать на работу лиц с ограниченными возможностями
|
Коллективные социальные ценности о гражданских правах и правах инвалидов
| Конвенция впервые в международной практике помещает лиц с ограниченными возможностями в систему защиты прав человека. Такие ценности системы прав человека, как достоинство личности, автономия и отсутствие дискриминации являются ключевым компонентами Конвенции. Дискриминация определяется как любое отличие, эксклюзия, нарушение прав человека в отношении лиц с ограниченными возможностями. Декларация от 1975 года говорит о том, что инвалиды имеют те же права, что и остальные члены общества
| Традиционные стандарты гражданских прав – равенство возможностей и отсутствие дискриминации в отношении лиц с ограниченными возможностями
| Традиционные стандарты гражданских прав – равенство возможностей и отсутствие дискриминации в отношении лиц с ограниченными возможностями
| Недостаток общественной традиции гражданских прав. Закон провозглашает равенство возможностей и ни чего не говорит о предотвращении дискриминации в отношении инвалидов
|
Осуществление законодательства
|
| 8 федеральных комиссий осуществляют контроль за исполнением данного законодательства в отношении лиц с ограниченными возможностями. Граждане могут также сами в частном порядке подавать жалобы в суд на ненадлежащее исполнение закона
| Нет специальных комиссий, осуществляющих контроль за исполнением данного законодательства в отношении лиц с ограниченными возможностями. Граждане могут также сами в частном порядке подавать жалобы в суд на ненадлежащее исполнение закона
| Нет специальных комиссий, осуществляющих контроль за исполнением данного законодательства в отношении лиц с ограниченными возможностями. Граждане могут также сами в частном порядке подавать жалобы в суд на ненадлежащее исполнение закона
|
Цель законодательства
| Цель Конвенции – полное, эффективное и равное достижение всех прав человека и фундаментальных свобод для лиц с ограниченными возможностями
| Основная цель – обслуживание лиц с инвалидностью, не ограничивая возможности выбора для них. Данное законодательство определяет социальную политику в отношении инвалидов в пространстве гражданских прав и запрещения дискриминации в отношении инвалидов
| Данное законодательство определяет социальную политику в отношении инвалидов в пространстве гражданских прав и запрещения дискриминации в отношении инвалидов
| Данное законодательство определяет социальную политику в отношении инвалидов в плоскости социальной защиты. Цель социальной политики – обеспечение равных возможностей для инвалидов в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав и свобод
|