Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа с наркозависимыми

Поиск

Профилактика наркомании – это совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение и распространение наркомании
Первичная профилактика— это комплекс превентивных меро­приятий, направленных на предотвращениеупотребления психо­активных веществ. Эта форма профилактики предусматривает ра­боту с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Вторичная профилактикаориентирована на группу риска. Объек­томэтой формы профилактики являются молодые люди, подрост­ки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенно­сти, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных се­мей и т.д.). Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголи­кам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов.
Третичная профилактика— это оказание помощи людям, стра­дающим алкоголизмом и наркоманией. Она включает в себя диагно­стические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Ее цель— предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дее­способности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечи­мой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наи­более вероятен лишь при очень твердом намерении больного по­бороть свой недуг.


Рис.16.1 – Виды профилактики наркомании

Модели первичной профилактики наркомании
 
Медико-социальная модель - ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование молодежи о негативном влиянии приема наркотических и иных психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье
 
Образовательная модель - направлена на обеспечение молодежи полной информацией о проблеме наркомании и на обеспечение свободы выбора при максимальной информированности
Психосоциальная модель главной своей целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков
 


Рис.16.2 – Модели первичной профилактики наркомании

Компоненты психосоциальной модели профилактики наркомании
Психологический - коррекция определенных психологических особенностей личности, способных спровоцировать наркотизацию (работа с чувством страха, неуверенности в себе и т.п.), психологическая адаптация подростков из групп риска т.п.
Социальный - помощь в социальной адаптации, овладении навыками общения, здорового образа жизни и т.п.


Рис.16.3 – Компоненты психосоциальной модели профилактики наркомании

Антинаркотическая профилактиче­ская работа в образовательном учреждении
 
Организация антинаркотической профилактической работы при школьном медицинском кабинете
 
Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семи­наров для педагогов о методах и средствах предупреждения злоупотребле­ния ПАВ в детско-подростковой среде
Организацию взаимодействия между образовательным учреждением, Комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН), городскими отделами внутренних дел (ГОВД), наркологической службой, службами социальной защиты населения и группами родительского актива
 
Организация условий для проведения на регулярной основе мони­торинга распространенности употребления ПАВ в среде школьников
Методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении
 
 


Рис.16.4 – Система антинаркотической профилактической работы в образовательном учреждении


Технологический подход в профилактике наркомании
Второе направление - работа с педагогами
Третье направление — работа с родителями
Четвертое направление — работа спортивных секций и клубов по месту обучения и жительства
Первое направление — работа с учащимися по профилактике упот­ребления наркотиков
       
   
 

Рис.16.6 - Блок-схема социальной технологии профилактики наркотизма

Современные подходы к профилактике употребления наркотиков  
 
Первый подход – информационный – является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления
 
Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках распознавать и управлять ими.
Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов,исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации
 
Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков - навыков личного поведения и межличностного общения,- позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду
Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ  
 
 
Шестой подход - индивидуальная профилактика.Основными составляющими индивидуальной профилактики являются: выявление и оперативно-профилактический контроль лиц, злоупотребляющих наркотические средства и психотропные вещества; устранение обстоятельств, способствующих их вовлечению в незаконные оборот наркотиков; принятие конкретных мер воспитательного, медицинского, правового характера с целью побуждения указанных лиц к добровольному отказу от потребления наркотиков или совершения правонарушений на этой почве.    
 


Рис.16.7 – Современные подходы к профилактике употребления наркотиков


Этапы лечебно-восстановительного процесса преодоления зависимости
 
Первый этап– 2-3 недели – детоксикация, общеукрепляющая фармакотерапия в сочетании с психологической подготовкой зависимого к окончательному и полному прекращению потребления ПАВ
 
 
медикаментозная терапия, направленная на купирование абстинентного синдрома и восстановление важных систем организма; индивидуальная работа с психологом и психотерапевтом
Второй этап– 6-9 месяцев - направлен на активную включенность и вовлеченность пациента в процесс преодоления анозогнозии, формирования устойчивой мотивации на ресоциализацию
индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия. Основная задача - формирование системы установок, отношений и мировоззрения, здорового образа жизни.
Третий этап– не имеет сроков – поддерживающая терапия
психотерапевтические и социотерапевтические методы: семейная психотерапия, поддерживающая терапия супружеских пар, «клуб бывших пациентов», группы АА и АН

 

 


Рис. 16.8 – Этапы лечебно-восстановительного процесса преодоления зависимости




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.009 с.)