повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности
|
Целевая программа «Дети-инвалиды»: задачи
|
улучшение возможностей для комплексной психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов
|
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое обслуживание
|
создание систем информационного обеспечения для решения проблем детской инвалидности
|
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами
|
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов
|
Рис. 13.1 - Основные задачи целевой программы «Дети-инвалиды»
Умственно отсталые дети
25%
|
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
10%
|
Детский церебральный паралич
|
Дети с заболеваниями внутренних органов и органов чувств
20%
|
Дети с заболеваниями органов чувств
|
Причины:хронические заболевания будущей матери, а также перенесенные ею инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации, несовместимости матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности
|
Причины:нарушения и расстройства питания, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем, нарушения функций почек и мочевыделения, заболевания системы крови, вичинфицирование с вторичным имуннодефицитным состоянием
|
Причины:асфиксии, родовые травмы, нейроинфекции, тяжелые дистрофические заболевания, черепно-мозговые травмы, интоксикации
|
Типы учебных заведений для детей с особыми потребностями
|
В России насчитывается 1936 образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, в которых обучается 235410 детей
|
Рис. 13.3 - Типы учебных заведений для детей с особыми потребностями
«Медицинская модель» (сегрегация)- предполагала лечение и уход в закрытых специальных учреждениях. Изолированность обитателей этих учреждений от мира, отсутствие условий, стимулирующих развитие, отсутствие любви и жесткое обращение были свидетельствами грубейшего нарушения прав человека
|
Исторические этапы обучения детей с особенностями развития в школе
|
«Модель нормализация» (интеграция). Ребенок с особенностями развития начал восприниматься как человек развивающийся, способный освоить различные виды деятельности. Однако внедрение «модели нормализации» приводит к давлению на общество с целью изменения его отношения. Кроме того, требовалось серьезно подготовить ребенка к принятию его школой и обществом
|
«Модель включения» (инклюзия) человек не обязан быть «готовым», в центре внимания его автономность, участие в общественной деятельности, создание системы социальных связей, принятие
|
Рис. 13.4 - Исторические этапы обучения детей с особенностями развития в школе
Ключевые принципы инклюзивного образования
|
Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения
|
Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты
|
Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, когда образование в школе сочетается с проживанием в семье
|
Рис.13.5 – Принципы инклюзивного образования
Правила, которыми должен руководствоваться специалист на этапе оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду
|
правило индивидуального подхода (любая мера помощи будет эффективна настолько, насколько учитываются особенности дефекта ребенка, его влияние на его возможности и уровень личностного развития ребенка-инвалида)
|
правило вариативности (в зависимости от возникшего затруднения необходима реализация конкретной результативной в данной ситуации стратегии помощи)
|
правило привлекательности альтернативы (важно чтобы ребенок научился гибко ориентироваться в ситуации и в случае затруднения в выполнении тех или иных действий, включения в ту или иную деятельность, реализации временных режимов задания умел найти альтернативу самостоятельно, не ждать решения, которое примет учитель)
|
правило субъективного взаимодействия (ребенок-инвалид не объект оказания социально-педагогической помощи, а активный участник этого процесса)
|
Рис.13.6 - Правила оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду
Разработка программы социальной реабилитации на определенные период
|
Мониторинг реализации программы
|
Рис. 13.7 - Этапы разработки программы реабилитации ребенка-инвалида
Технологии творческой реабилитации детей-инвалидов
|
танцевальная и танце-двигательная терапия
|
Рис.13.8 – Технологии творческой реабилитации детей-инвалидов
Рис. 13.9 - Система реабилитации ребенка с ограниченными возможностям