Общая характеристика источников финансирования инвестиций в основной капитал, совершенствование их структуры в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика источников финансирования инвестиций в основной капитал, совершенствование их структуры в условиях рыночной экономики



Поиск источников финансирования всегда серьезная проблема, особенно в условиях перехода к рыночной экономики и инновационной модели развития общества. Причем по мере стабилизации экономики, повышения ее инновационности потребность в ресурсах возрастает. Приступая к реализации проекта инвестор должен заранее определить источники финансирования затрат (в бизнес– плане).

От подбора источников зависит не только непрерывность инвестиционного процесса, но также эффективность использования вложенного капитала, финансовая устойчивость предприятия–инвестора, распределение доходов, полученных от инвестиционной деятельности.

В условиях рыночной экономики источники финансирования инвестиций в основной капитал весьма разнообразны.

На микроуровне выделяют следующие группы источников:

- бюджетные средства;

- собственные средства и внутрихозяйственные средства инвесторов (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль, средства от реализации ненужных активов, страховое возмещение за погибшие фонды, другие накопления и сбережения);

- заемные финансовые ресурсы инвесторов (банковские кредиты, бюджетные займы и ссуды, облигационные займы, займы других юридических лиц, финансовый лизинг);

- привлеченные ресурсы (средства полученные от размещения акций, паевые и другие взносы юридических и физических лиц, средства, поступившие в порядке долевого участия в строительстве объекта);

- иностранные инвестиции;

- денежные средства населения;

- прочие источники (резервный фонд Президента Республики Беларусь, Фонд национального развития, Белорусский инновационный фонд, Фонд финансовой поддержки предпринимателей и другие.).

За годы рыночных преобразований произошли изменения в структуре инвестиций в основной капитал. Главным образом в направлении снижения доли бюджетных ресурсов и расширения использования собственных средств инвесторов и других внебюджетных источников. Если в годы планово–централизованной экономики за счет бюджета обеспечивалось до 60% капитальных вложений, до в последние годы их доля сократилась до менее чем 20% от общего объема инвестиций в основной капитал. Предусмотрено дальнейшее снижение доли бюджетных средств в общем объеме финансирования.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал, становятся собственные средства инвестора. Собственные средства вместе с банковским кредитом должны составлять более половины общего объема инвестиций. За годы рыночных преобразований существенно расширилось использование кредита.

Появились новые нетрадиционные источники:

–взносы учредителей в уставные фонды юридических лиц;

–заемные средства организаций;

–средства от выпуска и размещения ценных бумаг;

–взносы иностранных инвесторов в уставные фонды юридических лиц Республики Беларусь;

–расширился приток иностранных кредитов и займов.

Привлечение того или иного источника финансирования требует от инвестора определенных расходов. Так привлечение ресурсов посредствам выпуска и размещения акций требует выплаты дивидендов акционерам; размещений облигаций собственной эмиссии требует выплаты процентов держателям облигаций; привлечение банковского кредита требует уплаты процентов за использование кредита; использование лизинга имущества требует уплаты лизинговых платежей. Бюджетные инвестиционные ресурсы действующим предприятием предоставляются на условиях срочности и возвратности. Таким образом, практически все источники являются платными, бесплатными остаются собственные средства инвестора.

 

Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие

В настоящее время бюджетные средства на инвестиционные цели выделяются предприятиям, находящиеся в государственной собственности, а также юридическим лицам участвующим в реализации государственных инвестиционных программ.

Бюджетные средства выделяются в следующих формах: бюджетных инвестиций. Они осуществляются в виде: долевого участия государства в уставных фондах предприятия – получателя бюджетных средств;

Бюджетное безвозвратное финансирование – в этом случае средства предоставляются в рамках государственных программ на финансирование строительства объектов социальной сферы, объектов, возводимых в целях создания и развития материально–технической базы экономики, экологических объектов; объектов, имеющих стратегическое значение (объекты МВД, объекты органов правосудия и др.)

В настоящее время Государственная инвестиционная программа разрабатывается на 2 года, из которых:

– в 1–ый год в Программу включаются объекты, по которым по состоянию на 1 мая года, предшествующего планируемому, имеется утвержденная проектная документация и предусматривается финансирование таких объектов;

– на 2–ой год в Программу включаются объекты, по которым выделено финансирование, а также вновь начинаемые объекты, по которым имеется утвержденная предпроектная (прединвестиционная) документация и выделено финансирование на их строительство.

Инвестиционная программа формируется из объектов республиканской собственности на основе государственной, республиканской, отраслевых программ, утвержденных Президентом Республики Беларуси или Советом министров Республики Беларусь, которые предусматривают строительство социально-значимых объектов.

По решению Президента Республики Беларусь на основании предложения республиканских органов управления в Государственную инвестиционную программу могут быть включены объекты, не предусмотренные республиканскими или отраслевыми программами, в том числе находящиеся в коммунальной собственности.

Разработку Государственной инвестиционной программы обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь. Сроки разработки Программы определяются Советом Министров Республики Беларусь с учетом сроков подготовки Прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь и проекта Закона «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год.

Совет Министров Республики Беларусь формирует проект государственной инвестиционной программы, представляет его на рассмотрение Президенту Республики Беларусь с Законом о бюджете на очередной финансовый год; доводит утвержденную Президентом программу в виде выписок из этой программы до соответствующих органов государственного управления, иных государственных организаций подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, других заинтересованных организаций.

На финансирование объектов, включенных в государственную инвестиционную программу направляются, кроме средств республиканского бюджета, средства государственного целевого бюджетного фонда Национального развития, средства резервного фонда Президента Республики Беларусь на безвозмездной основе.

На реализацию программы также направляются: средства местных бюджетов, средства организаций, полученные от предпринимательской деятельности, кредиты банков и другие ассигнования.

Объекты коммунальной собственности включаются в Инвестиционную программу на основе равно долевого участия в финансировании средств республиканского и местных бюджетов.

Государственная инвестиционная программ утверждается Президентом как правило с подписания Закона «О республиканском бюджете» на очередной финансовых год.

Предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи юридическим лицам на приобретение технологического оборудования и запчастей к нему, включая случаи их приобретения за пределами Республики Беларусь, для реализации инвестиционных проектов, прошедших комплексную государственную экспертизу и получивших ее положительное заключение.

Денежные средства предоставляются юридическим лицам на безвозвратной и безвозмездной основе.

Юридические лица претендующие на получение финансовой помощи падают заявление о ее предоставлении и пакета установленных документов (бизнес–план реализуемого проекта, экономического обоснования целесообразности предоставления помощи юридическому лицу; копии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, и др.)

Решение о предоставлении финансовой помощи принимается Советом Министров Республики Беларусь на основе проекта решения Президента Республики Беларусь, согласованного с Министерством экономки, Министерством юстиции, Комитета Государственного Контроля.

– Возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами из республиканского бюджета.

Решение о возмещении из республиканского бюджета части процентов за пользование банковским кредитам принимается Советом Министров Республики Беларусь на основе документов, представленных государственным органам государственного управления и заключения по ним Министерством экономики, Министерством финансов, Государственном Комитете по стандартизации о целесообразности оказания государственной поддержки юридическому лицу в виде возмещения из республиканского бюджета части процентов за пользование банковским кредитом.

– В форме налогового кредита.

Налоговый кредит может быть предоставлен государственным организациям по решению Президента Республики Беларусь. Он представляет собой отсрочку уплаты в бюджет налога на прибыль и других налогов срок уплаты которых еще не наступил.

Отсроченные налоговые платежи остаются в обороте организации и могут быть использованы ею на инвестиционные цели.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.014 с.)