Оценка экономической эффективности инвестиций в городскую застройку.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка экономической эффективности инвестиций в городскую застройку.



Определение рациональных вариантов городской застройки с учетом стоимости земли

Переустройству жилых кварталов и комплексов, т. е. комплексным проектам сноса, реконструкции, ремонта, реставрации, воссоздания, нового строительства и т. д., в предстоящие годы будет уделяться повышенное внимание не только по экономическим факторам, но и по инженерно-экологическим показателям физического и морального старения жилищного фонда, построенного 20-30 лет назад и более.

Анализ теории и практики инвестиционных проектов строительства и переустройства крупных городов и градостроительных комплексов (крупных кварталов, групп смежных кварталов) позволяет констатировать существенную востребованность новых научных подходов к разработке и реализации таких проектов, научную и практическую актуальность разработки методов системного анализа переустройства градостроительных комплексов в современных условиях рыночной экономики.

Крайний дефицит городских территорий, вызванный резким их расширением в период массовой застройки в 1960-е – 1980-е гг., привел к изменению стратегии градостроительства и переустройства городских кварталов и комплексов. При этом переустройство должно рассматриваться как комплексный инвестиционный процесс: обоснованный снос физически и морально устаревших зданий, строительство на резервных и освободившихся территориях, реконструкция или перестройка ряда существующих объектов, замена, реконструкция или капитальный ремонт обеспечивающих систем, достройка незавершенных и законсервированных объектов, массовый капитальный ремонт или восстановление остальных существующих объектов, комплексное преобразование и экологическое благоустройство всей территории.

В условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований комплексное переустройство возможно в основном с привлечением различных негосударственных инвестиций и участием в инвестиционном процессе значительного числа частных инвесторов, преследующих свои цели и вступающих в достаточно сложные взаимоотношения с владельцами территории (городом или местными органами самоуправления). Кроме того, этот процесс неизбежно связан с функционированием существующих объектов, что вступает в противоречие с потребностями жителей, владельцами нежилых объектов, эксплуатационными службами.

Поэтому переустройство городских кварталов и комплексов осуществляется в сложных условиях и требует новых методов системного анализа с учетом вероятностных факторов рыночной экономики, приоритетности объектов и оценки рациональной последовательности их возведения, стесненного функционирующими объектами и производством работ на близлежащих объектах.

Прошлый отечественный опыт опирался главным образом на плановую экономику и административно-командное управление, а зарубежный опыт базируется на частной собственности на землю, на хорошо отработанной нормативно-правовой основе и стабильной экономике. Многочисленные теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов не дают готовых рекомендаций по решению поставленных проблем.
Сравнительный анализ инвестиционных проектов застройки городских комплексов в нашей стране позволил выявить многие отличия организации этих проектов в 1960-е - 1990-е гг. Наметился переход от массового нового строительства микрорайонов к комплексному их переустройству, которое реализуется как крупные инвестиционные проекты в рамках договорных отношений с владельцами территории и действующего законодательства. Источники инвестиций часто включают внебюджетное финансирование, в том числе частное. Наличие рыночных отношений между участниками инвестиционного процесса привело к превышению предложения строительной и проектной продукции, мощностей исполнителей, ресурсов над платежным спросом. Появилась реальная материальная заинтересованность всех участников в достижении своих экономических целей, а также реальная заинтересованность потребителей (инвесторов) в высокой потребительской стоимости конечной продукции.

Инвестиционный проект застройки в последние годы стал формироваться как материально-производственная система, функционирование которой направлено на достижение общей цели, синтезирующей локальные цели участников. Объект управления теперь не отдельное здание, а весь инвестиционный проект с учетом его технических, экономических, социальных и экологических подсистем. Субъектом управления становится не генподрядная строительная организация, а специально обоснованная организационная структура во главе с руководителем проекта, действующая в течение всего жизненного цикла проекта.

Инвестиционный проект как объект анализа – система, состоящая из отдельных подсистем (зданий, сооружений и различных структур), выполняющих определенные функции. В этой связи инвестиционный проект представляет функциональную систему и определяется как комплекс избирательно вовлеченных подсистем и элементов, содействующих достижению конечной цели (переустройства градостроительного квартала, комплекса), которая является системообразующим фактором. При такой постановке в дальнейших исследованиях правомерно использовать методологию теории функциональных систем, функционально-системный анализ и системотехнику строительства.

Разработка организационных основ повышения эффективности инвестиционных проектов переустройства в условиях становления рыночных отношений требует решения задач на трех стадиях инвестиционного проекта:

разработка концепции проекта. Функционально-системный анализ (ФСА) градостроительных инвестиционных проектов; определение функций переустройства; обоснование состава застройки в увязке с организацией инвестиционного процесса в пространстве и времени; уточнение системы целей и ограничений; установление приоритетов объектов; расчет сложности строительства отдельных объектов и переустройства градостроительного комплекса в целом; обоснование принципиальных решений по организации управления инвестиционным проектом;

разработка инвестиционного проекта.Конкретизация ФСА по организации инвестиционного проекта в пространстве и времени; разработка интерактивно-графических, логико-смысловых, нейросетевых методов анализа управления; конкретизация решений по организации управления инвестиционным проектом;

реализация инвестиционного проекта.Оперативный контроль и анализ хода инвестиционного проекта, способы его регулирования.

В целом системный анализ переустройства городских кварталов и комплексов позволяет сформулировать научную гипотезу: стратегическим направлением современного городского строительства становится функционально-системное переустройство зданий, кварталов, условно автономных городских территорий и комплексов. Гипотеза предполагает методологию отхода от массовой застройки типовыми зданиями и кварталами свободных городских территорий. Каждое здание и квартал становится индивидуальным инвестиционным решением и осуществляется по индивидуальным инвестиционными проектам с учетом новых финансово-экономических, социально-экологических и организационно-технологических условий. Наиболее важное требование сформированной методологии переустройства комплексов гражданского строительства – целенаправленная адаптация и разработка методов системного анализа конкретных решений поставленных задач, адекватных реальным ситуациям функционирования инвестиционного проекта, что проверяется на стадии разработки методик и их экспериментального внедрения.

Поцесс разработки планов экономического развития в российских городах идет активно. Города занимаются этой работой как в рамках различных общегосударственных, региональных и межмуниципальных программ, так и самостоятельно. В таких условиях достаточно сложно получить полное представление о планировании экономического развития на муниципальном уровне в России.

Своеобразие российского муниципального планирования экономического развития состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне еще не состоялись. Не созданы правовая и организационная среда, экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества, жилья, не отрегулированы финансово-бюджетные отношения и т. д. Отсутствуют традиции решения проблем развития в рамках всего сообщества, нет технологий привлечения к этой работе предпринимательского сектора и общественных организаций. Поэтому в программы все чаще включаются элементы системных преобразований, позволяющих прежде всего создать нормативную и институциональную среду для муниципального развития и рассчитанных на длительный эффект развития.

В последние годы программы экономического развития городов все чаще представляют собой синтез мер по первоочередному реформированию муниципальной экономики и предложений по долгосрочной стратегии городского развития. Такой подход был заложен в Стратегическом плане Санкт-Петербурга, в преамбуле к которому записано, что план "является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным (4-6 лет) по характеру включаемых в него мер". Подобные подходы реализованы при разработке Концепции социально-экономического развития г. Новосибирска в первые десятилетия XXI века, Стратегии устойчивого развития г. Ижевска, Концепции стратегического развития г. Омска и других программ.

В части программы, характеризующей подходы к разработке стратегии социально-экономического развития, обычно содержится оценка важнейших проблем развития города, его основных ресурсов, а также стратегических направлений развития на долгосрочный период. При таком подходе допускается, что детальный стратегический план может создаваться позже, после завершения первых институциональных преобразований и проведения более масштабных аналитических оценок. Такой подход реализован, в частности, в двух программах, подготовленных при участии Фонда "Институт экономики города", - в программе "Основные направления социально-экономического развития г. Хабаровска на ближайшую и среднесрочную перспективу", утвержденной Хабаровской городской думой 22.06.99 г., а также в проекте "Программы социально-экономического развития г. Дзержинска".

Тем не менее можно привести положительные примеры того, что работа над муниципальными программами приобретает общегородской характер, или, по крайней мере, проводится с "публичным" эффектом. Наиболее масштабные формы участия городского сообщества были продемонстрированы при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга (публичные слушания, конференции, рекламные кампании, публикации в прессе и Интернете и др.). В ряде городов, особенно крупных, к созданию программ привлекались ведущие городские организации. Например, в разработке "Концепции социально-экономического развития г. Новосибирска в первые десятилетия XXI века" участвовали институты Сибирского отделения Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий и другие организации, в работе по подготовке Стратегического плана развития Хабаровска, кроме городской и краевой администраций, принимают участие представители краевой ассоциации предпринимателей, ряда общественных организаций.

Показательно, что в ряде случаев в обсуждение программ вовлекается городское сообщество. Так, в Хабаровске прошел семинар по стратегическому планированию, в рамках которого состоялись общественные слушания по проекту стратегии городского развития, разработанному Фондом "Институт экономики города" и городской администрацией. В слушаниях приняли участие мэр города и сотрудники администрации, депутаты Городской думы, жители города. По итогам слушаний принята резолюция о продолжении работы над программой и общественной экспертизе программ, посвященных наиболее сложным проблемам городского развития (ЖКХ, транспорт и др.). В мае 2000 г. состоялась подобная городская конференция в Ижевске, проходившая под названием "Стратегия устойчивого развития г. Ижевска" с участием широкого круга общественных организаций, жителей города.

В дискуссиях по стратегическому городскому развитию все чаще участвуют жители не только больших, областных, но и малых городов. В октябре 1999 г. в г. Переславле (Ярославская область) прошла общественная сессия "Стратегия развития Переславльского района". Цель сессии состояла в объединении усилий ученых, местных органов управления, представителей предприятий, организаций и широкой общественности для выработки современной концепции устойчивого развития г. Переславля, Переславльского муниципального округа и механизмов ее реализации. К настоящему моменту город готов приступить к разработке программы стратегического развития.

Российские муниципальные образования, разрабатывающие программы экономического развития, весьма существенно отличаются друг от друга по уровню экономического развития, характеру городского управления, по развитию элементов гражданского общества, по количеству материальных и интеллектуальных ресурсов, которые могут быть задействованы в данной работе, и многим другим признакам. Поэтому практически невозможно предложить универсальную методику подготовки программы экономического развития, которой мог бы воспользоваться любой город.

Один из наиболее важных вопросов при создании программ развития городов - определение субъекта этой деятельности. В принципе разработкой программ экономического развития и сопровождением их реализации могут выступать либо непосредственно администрация муниципального образования, либо внешняя организация, выполняющая данную работу по договору с администрацией, либо специализированная организация, созданная целевым образом для работы по муниципальному экономическому развитию.

В российских городах вопросами экономического развития занимались в основном городские администрации в лице экономических подразделений. Однако в этом случае возникают факторы, снижающие эффективность работы, в частности:

· недостаточный уровень квалификации сотрудников администраций; в лучшем случае вопросами стратегического планирования владеют несколько ключевых фигур в местной администрации;

· низкий уровень общественного участия в управлении городами; с одной стороны, в местных администрациях нет традиций привлечения сообщества к управлению; с другой стороны, само городское сообщество не организовано, общественные организации пассивны или не способны к выражению и отстаиванию своих позиций;

· сложность в привлечении к участию в планировании развития городов представителей бизнеса и их ассоциаций; лучше обстоит дело с научными центрами, консалтинговыми фирмами.

Одна из перспективных форм для разработки программ экономического развития и сопровождения их реализации - местное Агентство экономического развития (АЭР) со статусом некоммерческой организации. Его задача - создание независимого, "неангажированного" мозгового центра, способного регулярно и квалифицированно оценивать ход экономического развития муниципального образования и на основе этого вырабатывать рекомендации по дальнейшему продвижению преобразований в экономике и социальной сфере муниципального образования.

Ниболее распространенным и приемлемым в сегодняшних условиях становится компромиссный вариант, когда работа над программой экономического развития города проводится по заказу администрации сторонними организациями - местными университетами, исследовательскими центрами, консалтинговыми фирмами. Так, при поддержке Фонда "Институт экономики города" на разных стадиях идет процесс формирования независимых АЭР в Саратове и Хабаровске, разрабатываются схемы их взаимодействия с городскими властями.

В большинстве случаев муниципальные программы экономического развития все еще не приходится рассматривать как основу для текущего планирования. Нередко программа остается "декларацией о намерениях", в лучшем случае выполняются некоторые ее целевые подпрограммы, лоббируемые активными разработчиками и исполнителями. Основные причины малой эффективности программ могут быть сведены к двум обстоятельствам: во-первых, программа не является директивной, "спущенной сверху", как это было принято раньше, и поэтому не воспринимается исполнителями, в первую очередь чиновниками, как руководство к действию; во-вторых, программа разработана келейно, не стала продуктом "общественного договора", и местное сообщество не заинтересовано в контроле ее исполнения.

Планирование муниципального экономического развития в России в конце 1990-х гг. находится на начальной стадии своего развития, как с точки зрения его организации, так и с точки зрения содержания разрабатываемых документов и механизмов их реализации. Все разработки значительно отличаются друг от друга по структуре, объему, содержанию. Несмотря на то, что их авторы практически всегда знакомы с "западными" подходами к разработке программ городского развития, в одинаковые понятия вкладывается разный смысл, стандартные блоки программ наполняются по-разному.

Существенно также то, что практически все разработанные планы и программы - относительно новые документы, реализация которых только началась. Кроме того, значительная часть известных программ представляет собой проектные документы, не прошедшие общественное обсуждение и официальное утверждение. Поэтому пока сложно говорить об их действенности и оценивать качество.

Как правило, в выполняемых расчетах решается задача оценки значений инвестиционных показателей одного единственного инвестиционного решения, тогда как каждый инвестиционный проект (бизнес-план) может быть реализован множеством самых различных инвестиционных схем, каждая из которых имеет свой собственный уровень (потенциал) эффективности.

Отсюда следует, что для каждого инвестиционного проекта (бизнес–плана) экспертиза качества его аналитических расчетов является объективно необходимым условием достижения позитивных результатов, независимо от размеров инвестиционных затрат. Стоимость экспертизы ничтожна по сравнению с потенциально упущенной выгодой от реализации оптимальных инвестиционных решений.

Экспертиза эффективности инвестиционных решений осуществляется с использованием специализированного программного комплекса, основой которого является методика многовариантного проектирования сложных объектов, многократно апробированная на реальных инвестиционных проектах (бизнес–планах) планировок городских территорий, застроек их микрорайонов и кварталов, строительства локальных городских объектов.

В данном программном комплексе впервые реализована схема безбюджетного финансирования строительства (реконструкции), обеспечивающая аналитическое определение распределений общих площадей строящихся объектов между инвестором (инвесторами) и городом (бюджетом) при заданном уровне рентабельности частных инвестиций.

Для получения аналитических результатов, характеризующих эффективность инвестиционных проектов (бизнес–планов), необходимы следующие исходные данные:

1. Территория:

площадь (га);

стоимость:

покупки (тыс. дол./га);

аренды (тыс. дол./га в год);

выкупа права аренды (тыс. дол./га);

подготовки(снос, компенсации за снос и пр. — тыс. дол./га);

2. Объекты:

Общая площадь (тыс. кв.м);

Назначение (жилье, соцкультбыт и пр.);

Собственность (мун., частн.)

Стоимость:

строительства (тыс. дол./кв. м);

оборудования (тыс. дол./кв. м);

продажи (тыс. дол./кв. м);

аренды (тыс. дол./кв. м в год);

выкупа права аренды (тыс. дол./кв. м);

Прибыль от эксплуатации (тыс. дол./кв. м в год);

3. Финансы:

Банковский кредит (% от стоимости объектов):

Кредитная ставка (% в год);

Продолжительность (лет);

Начало возврата (от нач. строит.)

Городской бюджет (% от стоимости объектов);

4. Строительство:

Общая продолжительность:

Минимальная (лет);

Максимальная (лет);

Число пусковых комплексов:

Минимальное (шт);

Максимальное (шт);

5. Распределение собственности:

Муниципальная (% от общей стоимости);

Частная (% от общей стоимости);

6. Доходность инвестиций:

Рентабельность частных инвестиций:

Максимальная (%);

Минимальная (%).

Рентабельность бюджетных инвестиций:

Минимальная (%).

7. Критерии оптимальности инвестиций:

бюджетные затраты;

рентабельность частных инвестиций;

срок строительства;

прочие (перечислить).

8. Количество необходимых вариантов для выбора оптимального.

Анализ представленных вариантов и выбор из них оптимального, осуществляется на основе детального расчета значений технико–экономических показателей оптимального варианта. Эти значения и являются базой для экспертизы эффективности инвестиционных проектов.

 

 

Лекция № 1 к главе 7.

Понятие ипотеки

Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э. (его ввел архонт Солон в VI веке до н.э.) и уже тогда был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями.

Для этого оформлялись обязательства, а на границе принадлежащей заемщику земельной территории ставился столб с надписью о том, что указанная собственность служит обеспечением претензии кредитора в наименованной сумме. На таком столбе, получившем название «ипотека», отмечались все поступающие долги собственника земли. По-гречески «hypotetheca» - подставка, подпорка.

Позже для этой цели стали использовать особые книги, называвшиеся ипотечными. Уже в Древней Греции обеспечивалась гласность, позволявшая каждому заинтересованному лицу беспрепятственно удостовериться в состоянии данной земельной собственности.

В России понятие «ипотека» бытовало на протяжении нескольких столетий. Но начиная со времени революционных октябрьских преобразований, ипотеку как форму залога сначала изъяли из финансово- экономической системы страны, а затем и само понятие постепенно ушло из обихода, из специальных словарей и справочников.

Постепенно ипотека входит и в средневековое европейское законодательство.

В Германии она появляется не ранее XIV столетия, во Франции с конца XVI века действовала негласная ипотека.

Ипотека (Hypotheca) становится надежным вещным правом, но только после внесения специальной записи об ипотеке в особую книгу.

Ипотечный кредит под залог земли распространен в странах, где существует частная собственность на землю, и является важным каналом финансирования аграрного сектора экономики, так как собственных капиталов фермеров зачастую недостаточно для покупки современной техники, для мелиорации и для других нужд. Ипотечный кредит имеет строго целевое назначение (приобретение сельскохозяйственной техники и новых земельных площадей; проведение мелиоративных работ и т.д.), предоставляется на длительный период (на 30 и более лет) и на условиях погашения равными долями (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).

Соглашение, по которому дающий деньги (залогодержатель) получает права на компенсацию кредита за счет продажи недвижимости залогодателя в том случае, когда залогодатель не выполнит своих обязательств по возвращению долга. До тех пор, пока долг не будет возвращен, залогодатель не может распоряжаться своей недвижимостью. Как часть системы прав, залог подлежит регистрации, чтобы любое лицо, которое проявляет интерес к данной недвижимости, могло бы получить информацию о существовании долга и том факте, что он гарантирован залогом.

Необходимо учитывать ряд существенных отличий системы ипотеки (залога под обеспечения недвижимостью) в России и в большинстве европейских стран (Швеция, Дания, Германия) с развитой рыночной экономикой.

1. В странах ЕЭС ипотечные банки могут получать право на недвижимость в качестве компенсации за невыплаченный кредит. В России этого нет. Только право на компенсацию при продаже недвижимости.

2. В странах ЕЭС в качестве залога выступает, обычно, земельный участок со всеми зданиями и сооружениями. В Швеции квартира не может быть объектом залога. В России здания и их части могут быть объектом залога (если на эти здания или их части юридически сформирована недвижимость, т.е. создано кадастровое дело и выполнена процедура государственной регистрации). В России возможна ситуация, когда здания одного владельца находятся на земле другого. Поэтому при реализации недвижимости возникают сложности с юридическим статусом земельного участка.

В настоящее время ипотека (кредит под недвижимость) в странах ЕЭС является мощным мотором экономики. В странах ЕЭС до 80% всех залогов ипотечные. Процент ипотечного кредита существенно ниже других видов кредитов.

Ипотечный кредит выдается на срок 15-40 лет. Процент кредита фиксируется только на срок от 2 до 5 лет. Этот процент зависит от состояния экономики и устанавливается фактически ежемесячно. В Швеции в 1994г процент был равен 12%, в 1996 г. он равен 7 - 8%.

В странах ЕЭС существует государственная система оценки и переоценки объектов недвижимости. Принято, что кадастровая (нормативная) стоимость объекта равна примерно 75% от рыночной стоимости объекта. Переоценка всех объектов производится раз в 5-6 лет. Ежегодно стоимость объектов индексируется на величину инфляции за год.

Кадастровая (нормативная) оценка стоимости недвижимости является основой для начисления налога на недвижимость и для определения размера ипотечного кредита.

В зависимости от состояния экономики происходит колебания стоимости объектов недвижимости. Известны случаи, когда падение стоимости объектов недвижимости становилось ниже выданного под них кредита. Падение стоимости объекта из-за амортизации или морального старения - один из видов рисков ипотечного банка. Поэтому в договоре на выдачу ипотечного кредита оговариваются требования к содержанию и эксплуатации объекта недвижимости.

Необходимым условием развития системы ипотечного кредита является законодательные нормы по принудительной продаже (отчуждению) объектов недвижимости. Если заемщик не выплатил ссуду, система принудительной продажи дает возможность кредитору быстро вступить во владение собственностью через процедуру принудительной продажи. Как правило, ипотечный банк сразу передает недвижимость для продажи через систему специализированных структур.

В России объектом залога может выступать любая недвижимость, точнее любой объект недвижимости на который сформирована юридическая недвижимость (кадастровое дело с последующей государственной регистрацией). Поэтому могут быть совершенно различные собственники на здание и на земельный участок земельного здания.

В Москве объектом залога может быть только выкупленные права аренды земельного участки. В Москве нет частной собственности на землю, а право постоянного пользования и право пожизненного наследования не могут быть предметом залога.

Таким образом, имеется в наличии разрыв в правах на землю и недвижимость. Гражданские сделки с недвижимостью регулируются нормами Гражданского кодекса. Одновременно разрабатывается Земельный кодекс, в котором определяется порядок операций с землей. Таким образом фактически разрушается юридический механизм работы с недвижимостью. Это четко показано в отзыве президента РФ на проект Земельного кодекса.

Другая сложность ипотеки связана с тем, что по Земельному кодексу земельный участок может использоваться только по определенному функциональному назначению. Причем, возможная вариация функционального назначения не определена. Например, земли с/х назначения могут ли использованы под садоводство? Нет разъяснения, какая категория целевого использования земель должна быть сохранена: категории земель, которые указаны в Земельном кодексе или конкретное функциональное использование.

Необходимо отметить:

- законодательное регулирование ипотеки есть прерогатива Федерации (федеральные законы, но не указы президента РФ);

- земельное право регулируется гражданским законодательством (федеральным) и нормами субъекта федерации.

В статье 5 закона об ипотеке установлено, что по договору об ипотеке могут быть заложены любые земельные участки, за исключением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.

Таким образом, на сегодняшний день может быть заложен любой земельный участок, за исключением земель указанных выше, так как на их залог существует запрет, снять который можно только путем внесения соответствующих изменений в закон об ипотеке.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации регулирование ипотеки земельных участков отнесено к ведению Закона «Об ипотеке». В силу п.1 ст.62 Закона по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения).

При общей долевой или совместной собственности на земельные участки, ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.

Правила об ипотеке не распространяются на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.

Не допускается ипотека части земельного участка, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.

К договору об ипотеке земельного участка в обязательном порядке должна быть приложена копия плана (чертежа границ) этого участка, выданная соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

Оценка земельного участка не может быть установлена в договоре об ипотеке ниже его нормативной стоимости. На основании п.1 Постановления Правительства РФ № 319 от 15 марта 1997 года «О порядке определения нормативной цены земли», нормативная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или другим группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта и о нормативной цене земли представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Следует обратить внимание, что если договором не предусмотрено иное, то при ипотеке земельного участка право залога не распространяется на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя, в том числе и на жилые строения. И при обращении взыскания на земельный участок залогодатель сохраняет право на это здание или сооружение и приобретает право ограниченного пользования (сервитут) той частью участка, которая необходима для использования здания или сооружения в соответствии с его назначением. Условия пользования этой частью участка определяется соглашением между залогодателем и залогодержателем, а в случае спора с судом.

 

Лекция № 2 к главе 7.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.022 с.)