Создание и функционирование свободных экономических зон в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и функционирование свободных экономических зон в Республике Беларусь



 

Для Республики Беларусь свободные экономические зо­ны — относительно новые территориально–хозяйственные образования. Первая СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» и СЭЗ «Гомель–Ратон» — в 1998 г., СЭЗ «Ви­тебск» — в 1999 г., СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест» — в 2002 г.

Все функционирующие в настоящее время в республике СЭЗ являются комплексными зонами. В каждой из них мо­гут развиваться производственные, научно–технологические, экспортные, торговые, страховые, туристическо–рекреационные, банковские и другие виды деятельности.

Белорусские СЭЗ созданы со следующими сроками дей­ствия специального правового режима: СЭЗ «Брест» и «Гомель–Ратон» — на 50 лет, СЭЗ «Минск», «Витебск», «Моги­лев» и «Гродноинвест» — на 30 лет.

Свободные экономические зоны создаются по решению Президента Республики Беларусь. Инициатором их создания выступает Совет Министров, соответствующий областной (Минский город­ской) исполнительный комитет. Он вносит в Совет Минис­тров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ, к которому прилагается установленный пакет документов.

Совет Министров Республики Беларусь рассматривает поступившие документы и вместе со своим заключением о целесообразности создания СЭЗ вносит их Президенту Рес­публики Беларусь для принятии соответствующего реше­ния. После подписания Президентом Республики Беларусь Указа о создании свободной экономической зоны Совет Ми­нистров утверждает Программу развития свободной эконо­мической зоны, Положение о свободной экономической зоне, принимает решение о создании администрации СЭЗ и утвер­ждает Устав администрации СЭЗ. В Положении о свободной экономической зоне указываются задачи СЭЗ, порядок ре­гистрации заявителей в качестве резидента СЭЗ, особенности правового режима деятельности на территории СЭЗ и др.

По инициативе Совета Министров Республики Беларусь, соответствующего областного (Минского городского) испол­нительного комитета, администрации СЭЗ и по решению Президента Республики Беларусь утвержденный в Указе Президента Республики Беларусь срок функционирования СЭЗ может продлеваться. Аналогично могут изменяться гра­ницы СЭЗ.

Свободная экономическая зона считается ликвидирован­ной по истечении срока, на который она была создана, если этот срок не будет продлен по решению Президента Респуб­лики Беларусь.

Досрочно СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь в следующих случаях:

• это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения национальной безопасности и обороны государ­ства;

• если в течение года со дня создания СЭЗ в ней не зареги­стрировано ни одного резидента;

• если в течение 12 месяцев подряд всеми резидентами СЭЗ не осуществлялась деятельность по реализации предло­женных ими инвестиционных проектов;

• если в СЭЗ отсутствуют резиденты по причине лишения либо утраты ими указанного статуса и в течение года не заре­гистрировано ни одного нового резидента;

• если достижение целей создания СЭЗ стало невозмож­ным по иным причинам.

Управление свободной экономической зоной осуществля­ет администрация СЭЗ. Она создается Советом Министров Республики Беларусь в форме государственного учреждения и имеет статус республиканского юридического лица. В сво­ей деятельности администрация СЭЗ подотчетна Совету Ми­нистров Республики Беларусь, а по вопросам выполнения про­грамм социально–экономического развития области (г. Мин­ска) — соответствующему областному (Минскому городско­му) исполнительному комитету. Создание и развитие СЭЗ требует крупных инвестиций в инфраструктуру и другие общехозяйственные объекты, ко­торые в значительной мере финансируются за счет бюджет­ных средств.

Финансирование расходов СЭЗ производится за счет средств республикан­ского или местного бюджета, а также фонда развития СЭЗ.

За счет средств республиканского бюджета осуществляется финансирование создания и развития свободной экономической зоны, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживание имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации свободной экономической зоны, содержание ее администрации, а также иные расходы, связанные с функционированием свободной экономической зоны. Кроме того, государство финансирует раз­витие инфраструктуры СЭЗ: строительство и реконструк­цию дорог, мостов, инженерных сетей. Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" установлено, что фи­нансирование расходов на создание инженерной и тран­спортной инфраструктуры, необходимой для реализации ин­вестиционного проекта резидента СЭЗ стоимостью более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Государственной инвестиционной программе и местном бюджете на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Фонд развития СЭЗ формируется за счет следующих поступлений:

– плата от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в оперативном управлении администрации СЭЗ;

– арендная плата за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставляемые в аренду ее резидентам;

– плата за право заключения договора аренды земельных участков, предоставляемых в соответствии с законодательством администрацией СЭЗ;

– возмещение убытков, причиненных изъятием у администрации СЭЗ земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости;

– проценты, уплачиваемые за пользование денежными средствами фонда, находящимися и размещаемыми на банковских счетах в соответствии с законодательством;

– отчисления резидентов СЭЗ в соответствии с договорами об условиях деятельности в СЭЗ;

– неустойка (штрафы, пеня), взысканная администрацией СЭЗ с должников за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, заключенным с администрацией СЭЗ;

– безвозмездная (спонсорская) помощь организаций и индивидуальных предпринимателей, добровольные взносы физических лиц в фонд в соответствии с законодательством;

– заемные средства;

– компенсации расходов фонда.

Средства фонда используются на финансирование:

инфраструктуры СЭЗ, в том числе строительства (реконструкции, ремонта) объектов ее инфраструктуры, расходов по оформлению документации при передаче объектов инфраструктуры эксплуатирующим организациям;

перспективного планирования развития СЭЗ;

разработки генеральных планов и проектов детальной планировки участков СЭЗ;

разработки технико–экономических обоснований развития и использования территорий СЭЗ;

проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в СЭЗ в соответствии с градостроительной документацией, а также воздействия на окружающую среду объектов строительства при осуществлении строительной деятельности администрацией СЭЗ;

разработки архитектурных, строительных проектов по объектам инженерной инфраструктуры СЭЗ;

изготовления администрацией СЭЗ планов границ земельных участков, выкопировок из планов застройки с нанесением инженерных сетей, проведения ею геодезических работ;

мероприятий по оценке земель, землеустройству СЭЗ;

содержания, ремонта и обслуживания имущества, находящегося в оперативном управлении администрации СЭЗ;

рекламной и издательской деятельности;

проведения администрацией СЭЗ тендеров, конкурсов;

расходов администрации СЭЗ, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

материального стимулирования работников администрации СЭЗ;

подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников администрации СЭЗ;

расходов на иные цели.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.006 с.)