Кредитование инвестиционных проектов за счет средств внешних займов, привлекаемых в республику Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитование инвестиционных проектов за счет средств внешних займов, привлекаемых в республику Беларусь



 

Важным источником внешнего финансирования нашей страны являются внешние займы, поступающие от международных финансово–кредитных организаций, других государств, их правительств, крупных корпораций, банков.

В последнее время все большее распространение получает привлечение заемных ресурсов для реализации инвестиционных проектов путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных и корпоративных ценных бумаг, а также облигаций местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.

Внешние займы (кредиты) на инвестиционные цели привлекаются Республикой Беларусь, Правительством Республики Беларусь (государственные займы), а также резидентами, например банками, под гарантии Правительства Республики Беларусь (гарантированные займы), в том числе для предоставления их пользователям внешних займов (юридическим лицам – кредитополучателям).

Займы привлекаются в пределах лимитов внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь соответственно, устанавливаемых в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Решение о привлечении государственных займов принимается Президентом Республики Беларусь, о привлечении гарантированных займов – Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Заемные средства привлекаются на основе международных договоров (соглашений), межбанковских соглашений, индивидуальных кредитных соглашений либо других документов, содержащих условия кредитования и обязательства Республики Беларусь по этим займам.

Привлекаемые средства используются для реализации государственных программ и приоритетных инвестиционных проектов белорусских предприятий, важных для структурной перестройки экономики (создание новых эффективных производств и технологий, укрепление экспортного потенциала, организация импортозамещающих производств), для реконструкции и технического перевооружения предприятий, решения энергетических и экологических проблем, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, улучшения здравоохранения, ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Кредиты международных финансово–кредитных организаций имеют, кроме того, еще одну цель – содействовать проведению приватизации, развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси.

Поступающие в республику займы достаточно привлекательны для белорусских кредитополучателей. Они выдаются под умеренную процентную ставку и на более продолжительный срок, чем кредиты отечественных банков; как правило, предоставляется отсрочка на выплату основного долга, а иногда и процентов.

Однако следует иметь в виду, что получение правительственной гарантии для открытия иностранной кредитной линии – довольно длительный и ответственный процесс как для предприятия–заявителя, так и для органа государственного управления и банка–агента.

Иностранные ресурсы предоставляются юридическим лицам независимо от формы собственности.

Принят следующий порядок рассмотрения данного вопроса. Инициатором финансирования инвестиционного проекта за счет средств внешнего займа, как правило, является белорусское юридическое лицо, которое подает заявку на получение кредита в орган государственного управления, в подчинении или ведении которого оно находится. К заявке прилагается:

– бизнес–план и паспорт инвестиционного проекта, разработанные в соответствии с «Правилами по разработке бизнес–планов инвестиционных проектов», утвержденными приказом Министерства экономики от 31.08.2005г. № 158;

– заключение государственной комплексной экспертизы по инвестиционному проекту;

– копии контрактов или другие документы, подтверждающие осуществление проекта и реализацию продукции;

– сведения о внешнеэкономической деятельности предприятия и отчет о движении средств в иностранной валюте за последние три года;

– бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за последние три года деятельности, заполненные за каждый квартал;

– разрешение местного исполнительного и распорядительного органа на реализацию проекта по строительству новых производственных площадей и экспертное заключение РУП «Белгосстройэкспертиза» (в случае осуществления нового строительства);

– обязательства кредитополучателя по осуществлению предварительных и обязательных платежей по внешнему займу;

– предложение о назначении банка–агента по обслуживанию внешнего займа, согласованное с Национальным банком республики;

– проект кредитного соглашения, заключаемого с иностранным кредитором.

После изучения поступивших документов орган государственного управления вносит предложение о привлечении гарантированного займа для финансирования инвестиционного проекта юридического лица, находящегося в его подчинении или ведении. Заключение о целесообразности привлечения займа дает Валютно–кредитная комиссия Совета Министров Республики Беларусь.

Орган государственного управления представляет в Совет Министров Республики Беларусь:

– проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о привлечении, использовании и погашении гарантированного займа, предоставлении иностранному кредитору гарантии Правительства Республики Беларусь, предоставлении полномочий банку–агенту на обслуживание этого займа, заключении договора поручительства между Министерством финансов и органом–поручителем (как правило, это сам орган государственного управления);

– проект кредитного соглашения;

– решение Валютно–кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь о целесообразности привлечения гарантированного займа и его объемах.

Решение о привлечении, использовании и погашении внешнего займа, выдаче иностранному кредитору гарантии Правительства Республики Беларусь и предоставлении полномочий банку–агенту на обслуживание данного займа принимается Советом Министров Республики Беларусь после согласования с Президентом Республики Беларусь.

Заемщиком по гарантированному займу выступает банк–агент.

После принятия постановления правительства банк–агент согласовывает с иностранным кредитором все вопросы, связанные с открытием кредитной линии, и заключает межбанковское кредитное соглашение.

Гарантия правительства Республики Беларусь выдается иностранному кредитору на всю сумму займа или на его часть (если это предусмотрено кредитным соглашением). Министерство финансов осуществляет учет выданных гарантий и направляет их иностранным кредиторам через банки–агенты.

Гарантии Правительства Республики Беларусь одновременно являются обеспечением исполнения обязательств отечественными кредитополучателями по привлекаемому займу. Банк–агент не вправе требовать от предприятия кредитополучателя, предоставления какого–либо другого обеспечения исполнения обязательств по данному займу.

До подписания гарантии Премьер–министром Республики Беларусь потенциальный кредитополучатель (пользователь внешнего займа) и его вышестоящий орган государственного управления должны заключить с Министерством финансов и банком–агентом договор о порядке использования и погашения гарантированного займа, предоставляемого юридическому лицу, а орган государственного управления – еще и договор поручительства с Министерством финансов.

Существенным условием договора является предоставление Министерству финансов права на взыскание в бесспорном порядке задолженности со счетов заемщика, кредитополучателя в случае неисполнения ими своих обязательств по возмещению в республиканский бюджет гарантийных платежей.

Банк–агент и кредитополучатель имеют право осуществлять платежи по внешнему займу только после подписания договора о порядке использования и погашения гарантированного займа.

Плата за заемные средства для отечественного кредитополучателя включает первоочередные и обязательные платежи (в том числе комиссионные и страховые сборы), проценты за пользование займом, другие платежи в соответствии с кредитным соглашением; плату Министерству финансов за предоставление гарантии Правительства Республики Беларусь в пользу иностранного кредитора; комиссионное вознаграждение и маржу банка–агента за проведение операций по привлечению и обслуживанию внешнего займа.

Задолженность перед иностранными кредиторами погашается за счет собственных валютных средств заемщиков через банки-агенты.

Кредитополучатель обязан использовать предоставленный государственный заем или гарантированный заем по целевому назначению, обеспечивать выполнение работ и мероприятий по финансируемому за счет этого государственного займа или гарантированного займа по инвестиционному проекту.

Контроль за целевым использованием и своевременным погашением государственного займа или гарантированного займа осуществляют банк-агент, соответствующий орган государственного управления, в подчинении или ведении которых находится кредитополучатель, а также Министерство экономики, Министерство финансов и органы валютного контроля.

В случае неисполнения заемщиком, предприятием-кредитополучателем, органом-поручителем в установленные сроки обязательств по погашению государственного и гарантированного внешних займов они исполняются Министерством финансов за счет государственного бюджета.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.)