ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика налогов, уплачиваемых банками Республики Беларусь



Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста. Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РБ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета республики за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ. Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Для коммерческого банка прибыль является финансовым результатом его деятельности. [10]При всей схожести понятий "доход" и "прибыль" между ними есть принципиальное различие. Если "прибыль" означает результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между доходами и расходами, осуществленными в рамках этой деятельности, то под "доходом" при отсутствии дополнительных указаний в большинстве случаев понимается лишь непосредственная выручка налогоплательщика без учета понесенных им расходов.

Общая система налогообложения РБвключает следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ

налог на недвижимость, земельный налог, акцизы, экологический налог, другие налоги.[20]

Имеются определенные особенности организации налогового учета у банков. Банки учет доходов и расходов, полученных в виде процентов по долговым обязательствам, ведут отдельно по каждому виду долговых обязательств: в виде процентов по ценным бумагам; по полученным и выданным кредитам и займам; по банковским вкладам; по иным образом оформленным долговым обязательствам. [18]Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями. Банками доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав согласно принципу начисления, применяемому в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Доходы банков от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают в себя следующие доходы: проценты от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе от предоставления кредитов и займов, овердрафта по счетам организаций и физических лиц, включая счета банков, проценты от денежных средств, депонированных в фонде обязательных резервов Национального банка Республики Беларусь, установку (и (или) обслуживание) систем электронного документооборота между банком и клиентами, автоматизированных банковских систем (в том числе «Клиент-банк», «Интернет-банк», «Телефон-банк»), и т.д. в соответствии с НК РБ. Внереализационными доходами и расходами признаются доходы и расходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.(ст. 128, п.3 НК РБ) Внереализационные доходы и расходы отражаются в том налоговом периоде, в котором они фактически были понесены с учетом особенностей, согласно принципу начисления, применяемому в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. При определении валовой прибыли банков учитываются доходы от операций между филиалами (отделениями), исполняющими в установленном порядке налоговые обязательства этих банков. Внереализационные доходы банков включают в себя следующие доходы: в виде положительной переоценки драгоценных металлов, положительные курсовые разницы, образовавшиеся при округлении в результате переоценки имеющихся в наличии денежных средств в иностранной валюте, активов и обязательств к получению или к выплате, выраженных фиксированными денежными суммами в иностранной валюте (денежных статей), на дату составления баланса, положительные курсовые разницы, возникшие между официальным курсом, установленным Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату проведения корректировок по счетам доходов или расходов по ранее проведенным операциям в иностранной валюте и на дату первоначального отражения этих операций и т.д. Что касается особенности определения затрат банков, то при определении валовой прибыли банков учитываются затраты по операциям между филиалами, исполняющими в установленном порядке налоговые обязательства этих банков. Затраты банков по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав включают в себя проценты по договорам банковского вклада (депозита), прочим привлеченным денежным средствам клиентов (включая банки-корреспонденты), в том числе проценты по остаткам денежных средств на счетах клиентов; кредитным ресурсам, полученным от других банков, международных финансовых организаций, включая межбанковский кредит, кредит, полученный в порядке рефинансирования (кроме процентов по просроченным кредитам), а также по овердрафту и т. д. по НК РБ и БК РБ. Внереализационные расходы банков помимо указанных в пункте 3 статьи 129 НК включают в себя также следующие расходы: суммы отчислений в специальные резервы, созданные в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, отрицательные разницы, возникшие при переоценке драгоценных металлов, отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся при округлении в результате переоценки имеющихся в наличии денежных средств в иностранной валюте и т.п. [1]

Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин, за исключением таможенных), установленных НК.

С 1 января 2006 г. банки являются плательщиками налога на прибыль по ставке 24% и налога на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности от операций с ценными бумагами, по ставке 40%. Налоговая нагрузка в Беларуси в 2012 году уменьшится за счет снижения налога на прибыль с 24% до 18%.[25] По данным Национального банка, белорусские банки увеличили в январе-ноябре размер прибыли в 1,8 раза до 2,763 трлн бел. руб. Что касается налога на добавленную стоимость, который, "по сути, влияет на ценообразование внутри страны", то он останется на том же уровне. А при экспорте продукции всегда применяется нулевая ставка этого налога. В настоящее время в Беларуси ставка НДС составляет 20%. В Беларуси поступления от НДС составляют существенную часть доходов бюджета, в отличие от РФ и Казахстана. По состоянию на 1 октября 2011 года, сумма поступлений НДС, контролируемого налоговыми органами, составила 24,8% от общей суммы уплаченных налогов в республике. Доходы банков от операций с ценными бумагами различаются по видам совершаемых операций, например: выпуск, продажа, покупка, учет, хранение ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами. Порядок налогообложения доходов, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами, находится в непосредственной зависимости от вида совершаемых операций.

Налог на доходы.Главная сложность оценки доходов банка касается определения сроков их получения. Банковские услуги обычно имеют определенную временную продолжительность. Таким образом, составной частью расчета дохода должна стать оценка возможности воз­врата финансовых средств контрагентами в будущем. Налог на доход должен учитывать риски, т. е. операционные убытки необходимо вычитать из налогооблагаемого дохода. Хотя в большинстве стран в законах о корпоративном подоходном налоге признается необхо­димость предоставления налоговых послаблений банкам, объявившим об убытках, предусмотренных налоговым законодательством, временной механизм компенсации убытков остается до конца несозданным.Банки дифференцируют процентные ставки в зависимости от креди­тоспособности заемщиков. Более высокие ставки компенсируют риск не­возврата кредитов. Условно образуются два кредитных портфеля с раз­личными моделями дохода. Даже если через некоторое время банк полу­чит одинаковую прибыль по этим кредитным портфелям, первоначально его доход от более рискового портфеля окажется выше за счет более вы­сокого процента. Поэтому если банк облагается налогом по мере получе­ния дохода, то он вынужден с точки зрения текущей стоимости платить и более высокий налог по рисковому портфелю. Чтобы выровнять суммы уплачиваемых налогов не только в конечном итоге, обычно разрешают банкам вычитать из налогооблагаемого дохода резервы по рисковым дол­гам уже в момент размещения кредитных ресурсов. В этом случае теку­щая величина уплачиваемых налогов будет одинакова, если сумма резерва равна приросту дохода за счет более рискового портфеля. В результате банк не будет «наказан» за предоставление более рисковых кредитов. Основной аргумент против упреждающего создания резервов по «плохим долгам» - злоупотребления путем завышения потенциальных потерь. С другой стороны, в качестве верхней границы таких вычетов из налогооблагаемой базы существует лимит - объем полученного дохода. Налоговые механизмы перенесения убытков на прошлые и будущие периоды представляют собой лишь частичную компенсацию по­терь. Теоретически есть несколько способов достижения полного возмеще­ния убытков, хотя они почти никогда не применяются на практике. Еще одна проблема определения налогооблагаемого дохода банков заключается в том, что для них иногда бывает трудно разделить две со­ставляющие издержек: издержки на получение инвестиционного дохода и издержки от оказания других услуг, которые в отличие от первых не вы­читаются из налогооблагаемого дохода.Трудность для банков возникает, когда разрешается накапливать до­ходы без взимания налогов. Если доход изымается с отсроченной уплатой налога, он может рассматриваться либо как возврат капитала инвестора, либо как прибыль на капитал и соответственно либо освобождаться от уплаты налога, либо облагаться налогом. Обычно законодательно уста­новлены правила классификации таких изъятий. В отношении налогообложения доходов банков возникает много дру­гих вопросов, в том числе связанных с доходами от колебания курсов ва­лют, разницы цен, а также вопросов, относящихся к географическому распределению доходов между головным офисом и филиалами.

Налог на прибыль.Проценты по договорам банковского вклада (депозита), займам и иным долговым обязательствам банка включаются в затраты по осуществлению банковской деятельности при определении прибыли, облагаемой налогом на прибыль. Гербовый сбор относится на финансовые результаты деятельности его плательщиков. С 1 июля 2006 г. расходы по уплате гербового сбора могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе расходов от внереализационных операций. Суммы, полученные банком в виде комиссионных вознаграждений по операциям с ценными бумагами (выдача векселя банка, оформление документов при выдаче, оплате, покупке и продаже собственных векселей, вознаграждение за оказанные услуги по оплате векселя банка до наступления срока платежа, в т.ч. комиссионные доходы за депозитарное обслуживание клиентов, банковское хранение ценных бумаг, по договорам поручения на распространение ценных бумаг), являются доходами, связанными с осуществлением банковской деятельности, и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Налогом на прибыль также облагаются суммы вознаграждений, полученные банком по деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. Учитывая специфику такой деятельности, заключающуюся в выполнении посреднических услуг (консультационные, доверительное управление, купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента, услуги депозитария), выручкой профессионального участника является его вознаграждение. Переход банков на уплату налога на прибыль отличает предполагаемое отсутствие централизованного порядка исчисления налога по консолидированному балансу, в отличие от ранее имевшейся возможности применения такого порядка при исчислении банками налога

на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

Наиболее дискуссионным считается вопрос обложения налогом до­бавленной стоимости финансовых институтов. Теоретически налог на добавленную стоимость (НДС) следует применять ко всем видам потреб­ления, включая и финансовые услуги, однако на практике это весьма не­просто из-за трудностей измерения добавленной стоимости в сфере фи­нансовых услуг. Добавленная стоимость в банковском секторе рассматривается в ка­честве добавленной прибыли, заработной платы, ренты и процента или разницы между инвестиционным доходом и издержками. В настоящее время НДС основан на методе счет-фактур и принципе предназначения как наиболее часто используемой форме взимания налога. Республика Беларусь с 2000 г. также перешла на инвойсный ме­тод. Применение системы счет-фактур требует, чтобы обязательства по НДС были выделены по каждой сделке. В банковском секторе это невоз­можно, потому что большинство финансовых услуг, оказываемых банка­ми, не имеют специфических расходов, относимых к ним. Напротив, цены на услуги возникают из разницы в процентных ставках, назначаемых за­емщикам, и теми, которые уплачиваются кредиторам. Даже цены за неко­торые услуги, такие как операции с текущими счетами, которые можно отделить от деятельности, связанной с финансовым посредничеством, часто отражаются в процентных ставках. Существуют три основных способа обложения НДС финансовых ин­ститутов. Они могут быть освобождены от налогообложения, облагаться по нулевой ставке или нести полную ответственность по уплате НДС. Освобождение от НДС имеет тот недостаток, что финансовые услуги накапливаются, и в реальном секторе обеспечивается налогообложение этих услуг. Освобождение банков от НДС при инвойсном методе не по­зволяет предприятиям кредитовать НДС, уплаченный по затратам. Осво­бождение банков приводит к излишнему налоговому бремени для пред­приятий по НДС. Кроме того, освобождение ставит внутренние финансо­вые институты в невыгодное положение относительно оффшоров. Нако­нец, если банки только частично освобождены от налогообложения, это создает проблемы деления НДС по затратам на облагаемые и необлагае­мые налогом операции. В силу указанных причин банки обычно облага­ются НДС по нулевой ставке. Преимущество нулевой ставки в том, что она значительно увеличива­ет налоговую базу, а также создает равное положение финансовых и дру­гих услуг. Таким образом, нулевая ставка НДС для большинства банков­ских операций - единственно правильное решение, которое удешев­ляет кредит, повышает рентабельность предприятий, а следователь­но, в итоге способствует не уменьшению, а увеличению поступлений от НДС. За рубежом налогообложение дохода реализуется в форме корпора­тивного подоходного налога.

Налогообложение операций с ценными бумагами имеет ряд особенностей. Как правило, сделки с ценными бумагами облагаются несколькими видами налогов. Перечень налогов, взимаемых с подобных операций, показывает, что обложению подлежат как доходы, приносимые данным видом финансовых активов (процентные доходы и доходы от прироста рыночной стоимости капитала), так и собственность на ценные бумаги и их оборот.

Таким образом, основным налогом, уплачиваемым белорусскими банками, является налог на доходы. Налогооблагаемая база определяется как общая сумма доходов, полученных в налоговом периоде, уменьшен­ная на сумму расходов, относимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь на себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом особенностей состава затрат, включаемых в расходы на осуществление банковской деятельности, и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налогооблагаемая база кредитно-финансовых учреждений уменьшается на суммы налогов, сборов и отчислений, исчисление которых производится от дохода за вы­четом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов (единый республиканский и единый местный налоги). Банки, осуществляющие операции с ценными бумагами, уплачивают налог от дохода, исчисленного как разница между ценой реализации (по­гашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию. При определении банками налогооблагаемой базы из состава затрат исключаются: расходы на оплату труда, амортизация основных фондов и износ материальных активов. Банки вправе уменьшить налооблагаемую базу на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Налогооблагаемая база кредитно-финансовых учреждений с участием иностранных инвесторов уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных докумен­тах, но не более 25 % фактически сформированного уставного фонда. [18]





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.008 с.)