Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка налоговой нагрузки банка

Поиск

 

Для более полного исследования налого­вой политики в банковском секторе необхо­димо рассматривать налогообложение в си­стеме факторов, влияющих на банковскую деятельность. Рассматривая налогообложение в системе факторов, влияющих на банковскую деятель­ность, необходимо также выявить степень и направления этого влияния. Налогообложение в большей степени относится к прямым экономическим факторам воздействия, хотя здесь нельзя ис­ключать политический и социальный аспек­ты. По мнению ряда исследователей, нало­гообложение банков относится к прямым вне­шним факторам, оказывающим непосред­ственное воздействие на направления, объе­мы и инструменты банковской деятельности. Государство может стимулировать или, на­оборот, сдерживать отдельные направления деятельности банков и некоторых операций кредитных организаций, воздействовать на банковскую систему в целом. В свою очередь налогообложение иных хозяйствующих субъектов относится к косвенным факторам, напрямую не связанным с банковской деятель­ностью, но влияющим на нее через иные сфе­ры общественно-экономической жизни. К прямым факторам воздействия, соглас­но специфике банковской деятельности так­же относятся: проводимая в стране денежно-кредитная политика; лицензирование дея­тельности банков и их отдельных операций, требования по соблюдению банками опреде­ленных экономических нормативов, процен­тная политика, учетная политика, валютное регулирование, налогообложение и прочие. Налоговый аспект проявляется также при воздействии большинства других прямых факторов, влияющих на банковскую деятельность, например: при лицензировании деятельности банков и их отдельных опера­ций; при соблюдении банками определенных экономических нормативов; при обосновании величины ставки рефинансирования; при оп­ределении особенностей учетной политики. К косвенным факторам, влияющим на ре­зультативность банковской деятельности в широком смысле, можно отнести совокуп­ность факторов, которые воздействуют на все сферы общественно-экономической жизни. К их числу относят такие факторы, как налого­вая, бюджетная и инвестиционная политики государства. Важной проблемой современной экономики является выбор и обоснование уровня налоговой нагрузки и ее влияния на результаты деятельности коммерческих бан­ков. Уровень нало­гообложения влияет как в целом на деятель­ность банковской системы, так и на соверше­ние коммерческим банком отдельных опера­ций. При высоком уровне налоговых изъятий банк как субъект налогообложения вынужден выбирать либо уклонение от налогообложе­ния, либо осуществление вложения в акти­вы с максимально высокой доходностью. Первый путь не выгоден государству и чре­ват последствиями для банка. Второй - при­водит к оттоку капитала в наиболее прибыль­ные, но тем самым и наиболее рисковые ак­тивы, что также может повлечь за собой ис­кажение основных показателей деятельно­сти банков по капиталу, активам и объему кре­дитования экономики.[10] В последнее время у нас часто высказыва­ется мнение, что вклад коммерческих банков в формирование налоговых доходов бюдже­та в Республике Беларусь слишком незначи­телен. Это аргументируется сокращением налоговых поступлений от коммерческих банков в последние годы, при этом делается вывод о недостаточном вовлечении финан­сового сектора в формирование налоговых доходов бюджета, а также о необходимости и возможности увеличения налогового пресса на коммерческие банки. Действительно, по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, удельный вес банковс­кого сектора в общем объеме налоговых до­ходов бюджета составляет менее 3%. Заме­тим для сравнения, что удельный вес нало­говых поступлений от коммерческих банков в большинстве экономически развитых стран составляет порядка 4%. [18]

За коэффициент налоговой нагрузки (Кнал.нагр.) берется отношение размера налоговых изъятий к первоначальному финансовому потоку, предшествующему процессу изъятия. Изменение коэф­фициента будет находиться в диапазоне от 0 (налоговые изъятия отсутствуют) до 1 (весь входящий поток изымается в качестве налога). Однако, с методологической точки зрения, использование коэффициента налоговой нагрузки не всегда удобно. Для предлагаемого подхода удобнее при­менить другой показатель, являющийся отношением доли финансового потока, оставшегося после налогообложения, к первоначальному финансовому потоку. Называют его коэффициентом выхода после налогообложения, или коэффици­ентом выхода (К). Коэффициенты выхода и налоговой нагрузки связаны следующим соотно­шением:

Кнал. нагр.= (Фнач – Фкон):Фнач =1- (Фнач – Фкон)= 1-К, (2.2.1)

где Фнач - первоначальный финансовый поток, предшествующий процессу изъ­ятия данного налога; Фкон - финансовый поток, оставшийся после налогообложения. Из (2.2.1), учитывая данные из приложения, получаем:

Кнал. нагр.= (403422,9 – 302847,5): 403422,9 =0,2493= 1-К (2.2.2)

Отсюда К = 1-Кнал.нагр. (2.2.3)

К = 0,75 (2.2.4)

Из формул (2.2.3 и 2.2.4) видно, что К может принимать значения, лежащие в диапазоне от 0 до 1.

Расчет налоговой нагрузки будет произво­диться следующим образом:

К=(100% - СНна-приб):100%, (2.2.5)

Где СНна-приб - ставка налога на прибыль, %, в 2010 г равная 24%

В данном случае за 100% принимается не вся при­быль, а налоговая база.

Налоговая нагрузка от косвенного налогообложения в Беларуси выше, чем в России (коэффициенты вы­хода - 0,82 и 0,85 соответственно; в странах Европей­ского Союза - от 0,80 в Ирландии и Швеции до 0,88 в Германии) [12]

Ещё один вариант расчёта:

Сумма всех уплачиваемых налогов *100% (2.2.6)
Доход организации за отчетный период

Итак, на основании данных из приложения, получаем, что в 2009 году этот показатель равен 44%, в 2010 – 42,6%, в 2011 – 33% (рисунок 2.2.1).

Рисунок 2.2.1 Налоговая нагрузка банка в 2009-2011гг.

По отношению к прибыли налоги занимают довольно значительное положение. И, если предположить, что организация вообще не платит налоги, то прибыль могла бы намного возрасти. Однако, на протяжении данного периода, имеется тенденция к снижению налогового бремени. Реформирование системы налогообложе­ния коммерческих банков в Республике Бе­ларусь относится к числу мер по реализации налоговой реформы. Реформой предусмотрено, в частно­сти, снижение налоговой нагрузки в различ­ных отраслях экономики (в том числе и в финансово-кредитном секторе), что в комп­лексе с другими мерами, такими как повы­шение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы способно привести к устойчивому экономическому ро­сту всего хозяйства страны. Реформа налогообложения, которая проводилась в Беларуси в последние годы, позволила приблизить действующую налоговую систему по основным качественным характеристикам к системам европейских стран. С 2006 г. к коммерческим банкам в Республике Беларусь применяется общий режим налогообложения, как и ко всем прочим субъектам хозяйствования. Основным показателем произошедших изменений является снижение налоговой нагрузки на коммерческие банки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.009 с.)