Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности бюджетно-налоговой политики

Поиск

РБ в нач 90-х гг. столкнулась с огромн деф-м гос. бюдж.Он не был связан с приобретением суверенитета гос-ва, а явился выр-ем общего состояния экономики и Гос. Бюдж.СССР, в состав котор. включался и бюджет БССР.

Отсутствие глубоких научных разработок в возникновен, развит и соц-экономич последствиях бюдж дефицита явилось причиной неподготовл. к управлению бюджетным.

В РБ бюдж деф-т стал планироваться с 1991 г.,его р-р был =3,7 млрд. р. Однако бюджет был с профицитом=1,5млрд.р.,это объясняется тем, что РБ была объявлена суверенной. С временем абсолютное значение деф-та возросло.

С 1999 по 2004 гг. дефицит гос бюдж колебался от 2,9% до 1,9% ВВП 2004 г. деф-т республ бюдж = 246 млрд. руб. при плане более 1 трлн. руб.

Основн источ финансир деф-та являются привлечение средств от размещения гос бумаг и внешн финансир.

С 2004г законодательно установлен источник Финансир дефиц гос бюдж-прямое кредитование правит-ва Нац банком РБ.Что способствует стабилизац уровня инфляц в экономике.

Осн цель бюд-налог полит РБ -обеспечение фин. и соц. стабильности. Бюдж-налог политика направл на создание макроэкономич условий и стимулир. экономич роста и структ. перестройки экономики, снижение налог. нагрузки и повышение жизненн ур-я.

В обл налог. полит. в 2006-2010 гг будет продолж налог реформа, котор обеспечит закреплен сложившихся тенденций в обл налогооблож и совершенствование налогового законодат.

Одним из приорит. направ. налог реформы стан упрощение налоговой с-мы и реальное снижение налогового бремени. Этот процесс будет включать:

- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборовзимаемых с выручки от реализац товаров и услуг на республиканскомместных уровнях;

- снижение нагрузки на фонд зарплаты, путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствован механизма уплаты страховых взносов в Фонд соц защиты населен Мин-ва труда и соц защиты РБ;

- снижение таможенн пошлин.
Реформирование налоговой сис-мы должно включать установлен контроля за соблюдением действующ законов и усилении мер, направленных на пресечение противозаконной деят и тенев экономич операций, не подпадающих под налогообложение.

Гос-во должно обеспечить устойчивость бюдж сис-мы, прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результата бюдж расходов.

Продолжится работа по повышению эффект-ти использован бюдж средств. Главн задачей остается переход к прогр-целевым методам бюдж планирования обеспечивающ прямую взаимосвязь выделяемых бюдж ресурсов с достижением конкретных результатов деят гос органов бюдж организац.

Предполагается переход к среднесрочному бюдж планированию, ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фин программы РБ.

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП)

явл-ся 1-м из осн-х инстр-ов регул. эк-ки. ДКП есть совок. мероприятий, регламентирующих фун-ние нац. ДК с-мы с целью регул. хоз-ой конъюнктуры и достижения стратегических целей эк-го развития страны.Осущ-ет ДКП центр. банк.

Стратегической целью ДКП гос-ва выступает обеспечение стабильности нац-х денег на внут. (подавление инфляции), а также на внеш. рынке (стабильность обменного курса нац. денег). В кач. стратегических задач ДКП соврем. «Макроэк.» выделяет:1.поддержание долговр-го и устойчивого эк. роста цивилизованными средствами;2.достиж. и сохран.на должном ур. склонности насел. к сбережениям в нац.банк.с-ме;3.сохр-е доверия насел. к нац. Банк. С-ме;3.поддерж. на высоком ур. нац. банк с-мы;4.обеспеч. устойч. платеж. баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Цели ДКП: 1) промежуточные (V ден. массы, ур. ставки %,обменный курс). 2) конечные (устойчивые темпы эк. рост, высокий ур. занятости, стабил. ур. цен, равновесие платеж. баланса). 3) тактические (ден. база, ден. агрегат, межбанк-ая ставка %).

Гл. суб-ом гос-ой ДКП выступ. Центр. банк страны, кот-й явл-ся гл. агентом правительства. ДКП центр. банка представляет собой совок. мер, направ-ых на измен. кол-ва денег в обращении, V банк. кредитов, %-ых ставок, валютного курса.

 

Создание банковской системы «новых денег».

Современная банк-ая с-ма - это с-ма с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.

Предлож-ие денег (Ms) включ. в себя наличность (С) вне банк-ой с-мы и депозиты (D), кот. эконом-ие агенты при необход-ти могут использовать для сделок:Ms= C+D

В отлич. от др. финанс-ых институтов, банки обладают способностью увелич. предлож. денег ("создавать деньги").

Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках с-мы коммерческих банков.

В общем виде дополнит. предлож. денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:Ms=(1/rr)D

гг - норма банк-их резервов;

D – первонач-ый вклад.

Коэффициент 1/гг называется банк-им мультипликатором (мульт-ом денеж. экспансии).

Денежная база- это наличность вне банк-ой с-мы, а также резервы коммерч. банков, хранящ-ся в ЦБ.

MB=C+R

C-наличность, R-резервы, MB-ден. база

Ден. мульт-тор(M)- это отн-е предлож. денег к ден. базе

M=MS/MB

Ден. мульт-тор показ. как измен. предлож. денег при увелич. ден. базы на ед. Увел-е коэф-та депонирования и нормы резервов уменьш. ден. мульт-тор

Предл-е денег прямо зав-т от вел-ны ден. базы и ден. мульт-ра

Коф-т депонирования = наличность/ депозиты

Ц.Б. может контр-ть предл-е денег прежде всего путем воздействия на ден. базу

Денежная база («деньги высокой эффективности»). Денежный мультипликатор.

Ден. база (МВ ) – деньги повыш мощности, резервн деньги – это наличность вне банк системы и резервы комерч. банков, хранящиеся в ЦБ (МВ=С+R, С – наличность, R - резервы).

Денежный мульт-р (m) – это отношение предл-я денег к денеж базе (m=Ms/MB)

Ден. мульт-р показывает, как изменится предл-е денег при увеличении денеж базы на ед.

ЦБ может контролировать предл-е денег прежде всего путем воздействия на ден. базу. Изменение ден. базы, в свою очередь, оказывает мультипликац эффект на предл-е денег.

Воздействуя на ден. базу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер ден. массы в эк-ке.

Пример: когда ЦБ покупает ценн бумаги у комерч. банков, он увелич. сумму на резервном счете этого банка – в банк систему поступают дополнит. «деньги повыш. мощности» и нач-ся процесс мультипликац расширения ден. массы. Если ЦБ продает цен. бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Инструменты ДКП

-ОБЩИЕ - влияют на рынок ссудного капитала в целом.

-СЕЛЕКТИВНЫЕ – предназн. для регулир-я определ.форм кредита, кредитования отдельн. отраслей и др(пример селект. инстр-в ДКП: 1)Огранич. размеров кредита для отдельн. отраслей,

2)Установл-е предельных лимитов по учету векселей для отдельн. банков, 3)Изменение усл-й выдачи потребит., ипотечных ссуд))

1)прямые (административные):

Лимиты, установл. на % ставки (определ-е величины ссудного % или его предельн. знач- я, % ставки по депозитам и сберегат. вкладам)

Прямое лимитирование кредитов (устан-е верхнего предела кредитной эмиссии)

2) косвенные (экономические):

Изм-е учетной ставки(УС)

Операции на открытом рынке

Изм-е норм обязательн. резервов

Покупка-продажа Центр.Банком(ЦБ) иностр. валюты

Изменение УС –с пом. его ЦБ влияет на денежн. базу и ликвидность банков. В основе –возможн. выдачи ссуд ЦБ коммерч.банкам(КБ). Повышение УС приводит к тому, что ссуды ЦБ стан-ся менее привлекат. для КБ. Они заимствуют меньше ср-в, что замедляет темпы роста ден. массы. Снижение УС побуждает КБ увелич. избыточн.резервы за счет ср-в ЦБ. Это увелич. предлож-е денег. Получение кредита у ЦБ может проводиться с огранич-ми для КБ, испыт-щих серьезн. затрудн-я. Чаще всего им предост-ся краткосрочн. кредиты. В отлич. от межбанк. кредита ссуды ЦБ, попадая на резервные счета КБ, увеличивают суммарн. резервы банк.системы, расшир. ден. базу и образуют основу мультипликативного измен-я предл-я денег. Недостатки:

1. необх. время→УС менее мобильна, чем ставка межбанк. рынка

2. ЦБ не может рассчит., какое измен-е УС приведет к ↑ или ↓ предл-я денег

3. объем ср-в, заимств-х у ЦБ в общих резервах КБ незначителен →его измен. не может оказать существ. влияния на повед-е банков

Операц. на откр. рынке - наиб. важн. инстр-т, с пом-ю к-го ЦБ может влиять на объем имеющ-ся у КБ свободн. резервов и на предл-е денег. Осн. усл-е применения - наличие развитого рынка ценных бумаг. Сущность: покупка – продажа ценных бумаг. Если ЦБ покуп. ценные бумаги у КБ, то на эту же сумму увелич-ся обязат. резервы последних → ↑предл-е денег.

Измен-е нормы обязат. резервов

Обяз. резервы - часть суммы депозитов, к-ю КБ должны хранить в ЦБ в виде беспроц. вкладов. Функц. обяз.резервов:

1)страхование вкладов

2)для осущ-я регулирующ.и контролирующ. функций ЦБ для межбанк. расчетов

Избыточн. резервы - некот.суммы сверх обязат. резервов(напр.: для непредв. случаев увелич. потребн-ти в ликвидн.ср-вах)

Повыш-е нормы обязат. резервов ведет к ↓ избыт. резервов. В этом случ. КБ могут оставить прежние обязат.резервы, но тогда ↓ их возм-ть создания новых денег→↓кол-во денег в обращении.

Покупка-продажа ЦБ иностранной валюты - интервенция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.009 с.)