Экономическая сущность налогов и особенности налоговой системы Республики Беларусь




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность налогов и особенности налоговой системы Республики Беларусь



В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. Понятие "налог" можно рассматривать как экономическую категорию. К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:

1) налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;

2) интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др. Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни. В отечественной экономической литературе налоги определяются как "обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей". [14] Основными признаками налога как экономической категории являются: императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, выплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность, относительная регулярность. Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщики не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги вечно были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Налоги взимаются только с законных операций, то есть налоги характеризуются легитимностью. Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а далее распределение по видам расходов за счет уплаты налогов образуется государственный бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. [19]

Появление и развитие системы налогов, в том числе и в Республике Беларусь, обусловлено возникновением государства, изменением его хозяйственных потребностей и направлений деятельности, также налогообложение выступает как одна из предпосылок существования и развития государства, образования и функционирования национальных рыночных систем и мирового рынка. Налогообложение является неотъемлемым звеном экономических отношений в рамках различных экономических систем, позволяя государству осуществлять свою деятельность и выступая преобладающим источником доходов, инструментом регулирования. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы, но их нужно возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску финансов в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах. Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, международную, оборонную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия для государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетный механизм. [8]

Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует тот самый процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, финансовых средств, или затруднять законное дело налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. [16] Налоговая система представляет собой, во-первых, совокупность налогов, установленных государством (система налогов), во-вторых, совокупность организационных, экономических, правовых форм и методов реализации налоговых отношений (налоговый механизм). В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу 1 января 2004 года, статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ. Основа налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов налогов. Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т. п.).

Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119», была усовершенствованна по всем основным направлениям упрощенная система налогообложения. Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС. Налоговая система Беларуси за последний год существенно изменилась, но должна стать еще более простой и понятной. В 2010 году вклад налоговых органов в бюджет государства увеличился и составил около 76% (на протяжении ряда лет удельный вес контролируемых налоговой службой поступлений в доходах консолидированного бюджета страны составлял в среднем около 70%). В 2010 году налоговыми органами обеспечено поступление в бюджет более Br35 трлн. По всем основным доходным источникам сложилась положительная динамика поступлений. Так, по сравнению с 2009 годом поступления по НДС возросли почти на 12%, по подоходному налогу - на 12,6%, по налогу на прибыль - на 9,4%, по акцизам - на 7,7%. В формировании бюджета приняли участие более 3,3 млн. плательщиков, в том числе 155 тыс. организаций, 233 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 2,9 млн. физических лиц. Количество плательщиков налогов и сборов постоянно растет. [1] В ситуацию вносятся изменения, предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса от 1 января 2010 года и направленные на упрощение налогового законодательства, - изменения, которые, безусловно, повысят рейтинг страны по показателю "Налогообложение" в последующих отчетах Всемирного банка. [2] В рейтинге экономической свободы, проведенном фондом The Heritage Foundation (Вашингтон) при участии и поддержке газеты The Wall Street Journal налоговая система Беларуси получила высокую оценку: 85,2 балла из 100. Изменения налоговой системы республики, произошедшие с 1 января 2011 года, направлены на уменьшение налоговой нагрузки, упрощение налоговой отчетности и сокращение числа платежей, упрощение налогового администрирования. [25] Дальнейшая работа также будет направлена на завершение гармонизации налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах, что предусмотрено Директивой №4. Налоговому законодательству будет придан характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. В Беларуси будет расширено применение международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сокращена финансовая отчетность.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)