Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая сущность налогов и особенности налоговой системы республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. Понятие "налог" можно рассматривать как экономическую категорию. К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода: 1) налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства; 2) интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств. Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др. Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни. В отечественной экономической литературе налоги определяются как "обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей". [14] Основными признаками налога как экономической категории являются: императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, выплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность, относительная регулярность. Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщики не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги вечно были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Налоги взимаются только с законных операций, то есть налоги характеризуются легитимностью. Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а далее распределение по видам расходов за счет уплаты налогов образуется государственный бюджетный фонд. При этом только само государство определяет направления и масштабы использования этого фонда. [19] Появление и развитие системы налогов, в том числе и в Республике Беларусь, обусловлено возникновением государства, изменением его хозяйственных потребностей и направлений деятельности, также налогообложение выступает как одна из предпосылок существования и развития государства, образования и функционирования национальных рыночных систем и мирового рынка. Налогообложение является неотъемлемым звеном экономических отношений в рамках различных экономических систем, позволяя государству осуществлять свою деятельность и выступая преобладающим источником доходов, инструментом регулирования. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы, но их нужно возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску финансов в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах. Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, международную, оборонную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия для государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетный механизм. [8] Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует тот самый процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, финансовых средств, или затруднять законное дело налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. [16] Налоговая система представляет собой, во-первых, совокупность налогов, установленных государством (система налогов), во-вторых, совокупность организационных, экономических, правовых форм и методов реализации налоговых отношений (налоговый механизм). В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу 1 января 2004 года, статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 НК РБ. Основа налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов налогов. Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т. п.). Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119», была усовершенствованна по всем основным направлениям упрощенная система налогообложения. Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС. Налоговая система Беларуси за последний год существенно изменилась, но должна стать еще более простой и понятной. В 2010 году вклад налоговых органов в бюджет государства увеличился и составил около 76% (на протяжении ряда лет удельный вес контролируемых налоговой службой поступлений в доходах консолидированного бюджета страны составлял в среднем около 70%). В 2010 году налоговыми органами обеспечено поступление в бюджет более Br35 трлн. По всем основным доходным источникам сложилась положительная динамика поступлений. Так, по сравнению с 2009 годом поступления по НДС возросли почти на 12%, по подоходному налогу - на 12,6%, по налогу на прибыль - на 9,4%, по акцизам - на 7,7%. В формировании бюджета приняли участие более 3,3 млн. плательщиков, в том числе 155 тыс. организаций, 233 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 2,9 млн. физических лиц. Количество плательщиков налогов и сборов постоянно растет. [1] В ситуацию вносятся изменения, предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса от 1 января 2010 года и направленные на упрощение налогового законодательства, - изменения, которые, безусловно, повысят рейтинг страны по показателю "Налогообложение" в последующих отчетах Всемирного банка. [2] В рейтинге экономической свободы, проведенном фондом The Heritage Foundation (Вашингтон) при участии и поддержке газеты The Wall Street Journal налоговая система Беларуси получила высокую оценку: 85,2 балла из 100. Изменения налоговой системы республики, произошедшие с 1 января 2011 года, направлены на уменьшение налоговой нагрузки, упрощение налоговой отчетности и сокращение числа платежей, упрощение налогового администрирования. [25] Дальнейшая работа также будет направлена на завершение гармонизации налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах, что предусмотрено Директивой №4. Налоговому законодательству будет придан характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. В Беларуси будет расширено применение международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сокращена финансовая отчетность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.012 с.) |