Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность налогов.

Поиск

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств. Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.

Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости. Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам государства и т.п., они являются одним из элементов сис-темы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом.

В то же время налоги имеют специфические признаки:

- налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть получает государство посредством перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях являются для государства главным методом мобилизации части прибавочного продукта.

- принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

- налоговые отношения носят односторонний характер — от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.

- налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия,

- мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов

 

Функции налогов.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция нало­га — это проявление его сущности в действии, способ выраже­ния его свойств. Функция показывает, каким образом реализу­ется общественное назначение данной экономической катего­рии как инструмента стоимостного распределения и перерас­пределения доходов.

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискаль­ная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, кон­трольная.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспе­чении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах разви­тия.

Фискальную роль налогов характеризуют, кроме того, дан­ные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета.

Стимулирующая функция налогов реализуется через сис­тему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязы­ваемых с льготообразующими признаками объекта налогооб­ложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Преференции (предпочтении) могут устанавливаться в виде инвестиционно­го налогового кредита и целевой налоговой льготы для финан­сирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответ­ствующим договором между хозяйствующим субъектом и нало­говым органом.

Целевая налоговая льгота, в отличие от инвестиционного кре­дита, может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах сум­мы налоговых поступлений в бюджет.

Из сущности налогов вытекает распределительная, которая обеспечивает про­цесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факто­ров производства (капитала, труда, природных ресурсов), а дру­гой его части — в централизованный фонд государственных ре­сурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ре­сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной.

Осуществляя налоговое регулирование, государство прово­дит всесторонний экономический анализ экономических сис­тем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд дей­ствий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отра­жению хода распределительного процесса, позволяет контро­лировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходи­мость реформирования налоговой системы.

 

 

Классификация налогов

Классификация налогов — это группировка налогов по различным признакам.

1) по принадлежности к уровню власти:

- республиканские

- местные

2) по способу изъятия:

- прямые (включаются в затраты, рассчитываются из прибыли и дохода);

- косвенные (установлены как надбавка к цене).

3) по источникам уплаты:

- включаемые в отпускную цену и рассчитываемые из выручки;

- налоги, относимые на затраты;

- налоги из прибыли и дохода.

4) по объектам обложения:

- налоги от дохода;

- налоги на имущество;

- налоги с оборота.

В соответствии со статьей 7 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь в нашей стране устанавливаются по принадлежности к уровню власти республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на прибыль;

• налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

• подоходный налог с физических лиц;

• налог на недвижимость;

• земельный налог;

• экологический налог;

• налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

• сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

• оффшорный сбор;

• гербовый сбор;

• консульский сбор;

• государственная пошлина;

• патентные пошлины;

• таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местные налоги и сборы:

• налог за владение собаками;

• курортный сбор;

• сбор с заготовителей.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; экологический налог; налог на недвижимость и землю, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы, налог от валовой выручки при упрощенной системе налогообложения).

4. Элементы налога

Элементы налога — это признаки, отражающие со­циально-экономическую сущность налога. Характеристика эле­ментов налога отражается в Налоговом Кодексе Общая часть, опре­деляющем условия организации, порядок исчисления и взима­ния налогов.

Налогообложение — процесс установления и взима­ния налогов в стране, определение величин налогов и их ста­вок, а также порядка уплаты налогов и юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) — юридическое или физическое лицо, которое по закону обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога или фактическим (конечным) плательщиком.

Объект налога (объект обложения) — предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или прода­жа имущества и др.), которые в соответствии с законом подле­жат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и др.).

Источник налога — доход субъекта (заработная пла­та, затраты, оборот по реализации, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая база (основа налогообложения) — часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятии и служащая предметом непосред­ственного применения налоговой ставки.

Единица обложения — единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площа­ди, единица измерения товара и т.д.).

Налоговый период — время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогопла­тельщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налого­вый период составляет, как правило, календар­ный год.

Налоговая система — совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов, форм и методов на­логообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.

Налоговая ставка — величина налога в расчете на еди­ницу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. В и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Разли­чают четыре метода: твердые или равные ставки; пропорцио­нальные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (напри­мер, ставка с 1 т. подакцизного товара).

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (нап­ример, ставки по налогу на недвижимость, налогу на прибыль).

Прогрессивные ставки — это ставки, увеличивающиеся с ростом облагаемого дохода объекта обложения по действую­щей шкале.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта на­лога; устанавливаются обычно не в процентах, а в твердых суммах.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, примене­ние пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговая декларация — официальное докумен­тальное заявление налогоплательщика о полученных им подле­жащих налогообложению доходах за определенный период вре­мени и о распространяющихся на них льготах. На настоящий момент предусмотрено электронное декларирование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.012 с.)