Классификация иностранных инвестиций, характеристика их видов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация иностранных инвестиций, характеристика их видов



 

Иностранные инвестиции имеют несколько иную класси­фикацию, чем внутренние.

В зависимости от условий предо­ставления они делятся на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют со­бой вложения в различные виды бизнеса страны–реципиен­та, направленные на получение прибыли в виде дивидендов.

Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на возвратной основе с целью получения процента.

В зависимости от объекта вложения средств поступаю­щие в страну иностранные инвестиции делят на три вида: прямые, портфельные и прочие инвестиции.

Прямые инвестиции осуществляются юридическими и физическими лицами — нерезидентами и являются важней­шей формой экспорта частного предпринимательского капи­тала в другие государства. По определению Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСР), иностранные инвестиции счита­ются прямыми в случае, когда иностранный инвестор владе­ет не менее 10 % простых акций зарубежного предприятия, что дает ему право контроля и активного участия в управле­нии предприятием, ставшим объектом инвестирования. Сле­дует отметить, что доля минимального участия иностранных инвесторов в объявленном уставном фонде предприятий с целью отнесения их к прямым инвесторам существенно ко­леблется по странам, например, в США, Турции, России, Бе­ларуси она составляет не менее 10 %, Германии, Франции, Украине — 20, Японии и Великобритании — 25, Канаде — 50, Нидерландах — не менее 100 %.

К прямым иностранным инвестициям относятся: взно­сы иностранных учредителей (участников) в уставный фонд предприятия; реинвестированная прибыль от осуществле­ния иностранной инвестиционной деятельности на террито­рии страны–реципиента, кредиты и займы, полученные от иностранных совладельцев предприятия; прочие прямые ин­вестиции.

Портфельные инвестиции представляют собой покупку иностранным инвестором менее 10 % акционерного капита­ла, что не дает ему права участвовать в управлении предпри­ятием. К ним также относят вложения иностранных инвес­торов в корпоративные и государственные облигации, векселя, другие долговые обязательства, свободно обращающиеся на рынке ценных бумаг страны–реципиента. Портфельные инвестиции обычно осуществляются о целью получения ин­вестором определенного дохода.

Прочие иностранные инвестиции включают: кредиты международных финансово–кредитных организаций, ино­странных государств и банков, коммерческие (торговые) кре­диты фирм и корпораций, предоставленные для финансиро­вания инвестиционных проектов в стране–реципиенте; вкла­ды нерезидентов в банках и др.

Для Беларуси как страны с переходной экономикой в на­стоящее время наиболее выгодными являются прямые ино­странные инвестиции. В перспективе по мере стабилизации и роста экономики важным источником привлечения ино­странного капитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось в промышленно развитых странах.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются в ос­новном путем создания совместных и иностранных пред­приятий, их филиалов и представительств. Прямые инвести­ции упрощают приток в страну современных технологий и управленческого опыта. Они являются, как правило, долго­срочными вложениями и служат важным источником об­новления производственных мощностей предприятий, помогают овладеть передовыми методами организации производ­ства, обусловливают появление новых перспективных отрас­лей и видов производства, обеспечивают создание новых ра­бочих мест, подготовку кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, стимулируют рост экспорта белорус­ских товаров и включение национальной экономики в миро­вое хозяйство. К тому же прямые инвестиции не увеличива­ют внешний долг правительства. Более того, они способству­ют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом' инвестировании, как правило, не выдвигаются политико–экономические тре­бования к правительству принимающей страны.

Международный валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит весьма жесткие условия перед странами–за­емщиками. Обычно они включают сокращение правитель­ственных расходов, в том числе на образование, здравоохра­нение, пенсионное обеспечение и другие социальные цели: отмену или уменьшение государственных дотаций на продо­вольствие и товары массового спроса, что ведет к росту цен на эти товары; перевод жилищно–коммунального хозяйства на самоокупаемость; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; проведение рыночных реформ.

По формам собственности на предоставляемые ресурсы различают государственные, частные и смешанные иностран­ные инвестиции.

Государственные инвестиции — это средства государ­ственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организа­ций. Они предоставляются в виде государственных инвести­ционных кредитов и займов, грантов, технической помощи.

Частные инвестиции представляют собой средства ча­стных инвесторов (банков, фирм, корпораций, физических лиц), вложенные в объекты инвестирования на территории страны–реципиента.

Под смешанными иностранными инвестициями пони­мают вложения, осуществляемые за рубеж совместно госу­дарством и частными инвесторами.

По закону «Об инвестициях» иностранными инвесторами на территории РБ могут быть (ст.1 Закона): иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (холдинги, консорциумы, синдикаты, финансово–промышленные группы, синдикаты, концерны, и другие объединения юридических лиц).

Иностранные государства теперь не являются инвесторами – они исключены из перечня инвесторов.

Для иностранных инвесторов определены те же формы инвестирования, что и для национальных (ст.1 Закона):

– движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

– права требования, имеющие оценку их стоимости;

– иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Иностранные инвесторы осуществляют инвестиции в РБ теми же способами, что и национальные инвесторы (ст.4 Закона):

– созданием коммерческой организации;

– приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;

– приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;

– приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

– на основе концессии;

– иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

В последние годы в Республике Беларусь для иностранных инвесторов действует национальный правовой режим, то есть они осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на тех же условиях, что и белорусские инвесторы; никакими дополнительными льготами, по сравнению с белорусскими инвесторами, они не пользуются.

Следует отметить, что принцип национального правового режима для иностранных инвесторов закреплен в законодательстве большинства стран мира, прежде всего высокоразвитых, а также в ряде международных соглашений, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1971г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976г.).

Развитые страны исходит из того, что в рыночной экономике инвестиции разного происхождения (национальные и иностранные) должны конкурировать на равных условиях. Предоставление же иностранным инвесторам более благоприятных условий хозяйствования и дополнительных льгот обычно практикуется в развивающихся странах с переходной экономикой.

Деятельность иностранных инвесторов на территории на­шей страны регулируется Законом «Об инвестициях», дек­ретами и указами Президента, другими законодательными и нормативными правовыми актами, а также межгосудар­ственными соглашениями и договорами Республики Бела­русь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.006 с.)