Объекты и способы осуществления инвестиций белорусскими субъектами хозяйствования за рубежом, их значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты и способы осуществления инвестиций белорусскими субъектами хозяйствования за рубежом, их значение



Основными целями инвестирования за рубежом являют­ся расширение экономического сотрудничества, наращива­ние объемов экспорта, выход на международные рынки ка­питала, доступ белорусских организаций к новым техноло­гиям, увеличение активов республики за границей, получе­ние доходов.

Инвестирование является формой легального вывоза ка­питала из страны. По мере экономического роста Беларуси объем ее инвестиций за рубежом нарастает. Республика ста­новится страной–инвестором. Продвижение отечественных товаров на мировой рынок требует развития за рубежом то­варопроводящей сети: создание торговых домов, сервисных центров, сборочных производств, совместных предприятий, торгово–логистических центров, открытие представительств крупных белорусских компаний. Без этого закрепиться на внешних рынках невозможно.

Кроме легального, имеет место нелегальный вывоз капи­тала, в первую очередь теневого. Он получил название «бег­ство капитала». Вывоз капитала из Беларуси, как и из других постсоциалистических стран, особенно активизировался с либерализацией внешнеэкономической деятельности.

Причины вывоза капитала кроются, как правило, внутри самой страны: это неблагоприятный инвестиционный кли­мат, жесткие административные методы управления эконо­микой, несовершенство законодательства, регулирующего внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность, вы­сокий уровень налогообложения, обязательность продажи части валютной выручки государству, слабость валютного и таможенного контроля. Причиной вывоза капитала может быть и его незаконное происхождение.

Мировой опыт свидетельствует о том, что вывоз капитала из развивающихся стран и особенно его «бегство» противоре­чит национальным интересам, наносит серьезный ущерб экономике, нередко усугубляет ее кризисное состояние. Следствием «бегства капитала» является отток инвестиционных ресурсов из страны, разрушение ее производственного, технологического и интеллектуального потенциала, ухудшение платежного баланса страны, ослаб­ление национальной валюты, снижению уровня жизни насе­ления. Поэтому все государства пытаются ограничивать вы­воз капитала. Даже такие высокоразвитые страны, как Вели­кобритания, Франция, США, Германия и другие, при резком ухудшении состояния платежного баланса вводили ограни­чения на вывоз капитала, в том числе на долгосрочные ин­вестиции за рубежом.

Следует отметить, что значительная часть «беглого» ка­питала впоследствии возвращается в страну происхождения и реинвестируется в ее экономику.

Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право осуществлять инвестиции за пределами страны.

Инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться следующими способами:

– созданием коммерческой организации;

– приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;

– приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;

– приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;

– на основе концессий;

иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Юридические лица, не являющиеся собственниками за­крепленного за ними имущества (например, государствен­ные предприятия, организации, учреждения), создают зару­бежные предприятия и приобретают собственность в других государствах только с согласия собственника имущества или уполномоченных им республиканских органов государствен­ного управления.

Субъекты хозяйствования с иной формой собственности осуществляют аналогичные инвестиции по решению их вы с­ шего органа управления (например, ООО — по решению общего собрания участников, ЗАО — общего собрания акцио­неров).

Учреждение за границей банковских структур и страхо­вых компаний производится соответственно с разрешения Национального банка Республики Беларусь и Главного уп­равления страхового надзора Министерства финансов.

На приобретение юридическими и физическими лицами Республики Беларусь ценных бумаг, эмитированных нерези­дентами, требуется (кроме соответствующего разрешения Национального банка) также разрешение Департамента по ценным бумагам Министерства финансов на ввоз ценных бумаг в Республику Беларусь.

На каждый вид операций требуется отдельное разрешение. Порядок получения разре­шений, представления уведомлений по валютным операциям, связанным с движением капитала установлен нормативными документами Националь­ного банка Республики Беларусь (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (ред. от 26.04.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. № 159".

Функциями контроля за вывозом капитала из страны и за деятельностью зарубежных предприятий кроме Национального банка наделены также Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство иностранных дел (далее — МИД) и Государ­ственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность резидентов за рубежом регулируется Законами Республики Бела­русь «Об инвестициях», «О валютном регулировании и валютном контроле», другими нормативными правовыми актами Рес­публики Беларусь, законодательством государства, на тер­ритории которого эта деятельность осуществляется, а также международными соглашениями и договорами Республики Беларусь.

 

3.2. Порядок регистрации зарубежных предприятий в Республике Беларусь

 

Созданные за рубежом предприятия с участием белорус­ского капитала регистрируются в принимающей стране в со­ответствии с ее национальным законодательством. В течение месяца после даты регистрации в стра­не–реципиенте белорусские юридические лица и индивиду­альные предприниматели обязаны представить документы для регистрации созданных зарубежных предприятий (либо приобретенных долей в хозяйственных структурах иностран­ных государств) в Министерство иностранных дел республи­ки, а зарубежные банковские структуры — в Национальный банк. Зарубежные страховые организации регистрируются в Главном управлении страхового надзора Министерства фи­нансов Республики Беларусь.

Регистрация зарубежных предприятий является одной из форм государственного контроля за вывозом капитала из страны. Для регистрации зарубежного предприятия в МИД представляются:

1) письменное заявление о регистрации, подписанное од­ним из белорусских участников зарубежного предприятия, в котором должны быть приведены:

сведения о месте нахождения, номерах телефонов, фак­сов, банковских счетах и руководителях зарубежного пред­приятия;

сведения о лицах (фамилия, имя, отчество, должность, почтовый адрес, телефон), уполномоченных белорусскими инвесторами для участия в органах управления зарубеж­ным предприятием;

сведения об основных видах деятельности, которые осу­ществляет (собирается осуществлять) зарубежное предприя­тие;

сведения о каждом иностранном участнике зарубеж­ного предприятия. Так, по юридическим лицам указывают­ся организационно–правовая форма, полное и сокращенное наименования предприятия, регистрационные данные, дата создания и место нахождения основного офиса;

дата получения акта экспертизы достоверности оценки государственного имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд зарубежного предприятия;

сведения о согласии собственника имущества (для госу­дарственных структур) либо о решении высшего органа уп­равления (для субъектов иных форм собственности) создать зарубежное предприятие;

легализованная и нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего государственную регистрацию зарубежного предприятия в принимающей стране (свиде­тельство о государственной регистрации, выписка из торго­вого реестра);

легализованные и нотариально удостоверенные копии учредительных документов зарубежного предприятия;

сведения о каждом белорусском участнике зарубеж­ного предприятия. В частности, для юридических лиц — ко­пии документов, подтверждающих их государственную ре­гистрацию, и копии учредительных документов, заверенные печатью белорусского предприятия.

В случае необходимости от заявителя могут быть затребо­ваны копии нормативных актов страны–реципиента, регла­ментирующих создание, деятельность и порядок налогообло­жения предприятий с участием иностранного капитала.

Регистрация зарубежного предприятия осуществляется после проверки полноты и правильности представленных до­кументов в течение 15 дней с даты их поступления.

Зарегистрированное предприятие вносится в специаль­ный Реестр зарубежных предприятий Министерства ино­странных дел Республики Беларусь. Заявителю выдается свидетельство о регистрации зарубежного предприятия в Бе­ларуси.

В Реестре Министерства иностранных дел отражаются следующие сведения о зарубежном предприятии: полное на­именование; место нахождения; дата регистрации; регистра­ционный (идентификационный) номер; дата внесения в Ре­естр и регистрационный номер в Реестре; сведения о белорус­ских участниках; сведения о зарубежных участниках: раз­мер уставного фонда и его валюта; доли белорусского и зару­бежного участников в уставном фонде; заявленные виды де­ятельности; даты регистрации изменений в учредительных документах и внесения сведений об изменениях в Реестр; да­та ликвидации либо выхода всех белорусских участников из состава учредителей; дата исключения предприятия из Реес­тра.

Министерство иностранных дел ежемесячно представля­ет информацию о зарегистрированных им зарубежных пред­приятиях Национальному статистическому комитету, Госу­дарственному таможенному комитету и Министерству фи­нансов Республики Беларусь.

Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность за рубежом ежеквартально представляют отчет об инвестициях из РБ за рубеж.

 

3.3. Взносы резидентов в уставные фонды зарубежных предприятий. Контроль за деятельностью зарубежных предприятий

 

Взносы в уставный фонд зарубежного предприятия могут быть произведены белорусскими участниками в денежной и неденежной формах. Денежные вклады перечисляются толь­ко после официальной регистрации зарубежного предприя­тия в Республике Беларусь. Если же законодательством страны местонахождения зарубежного предприятия преду­смотрен иной порядок, то с разрешения Национального бан­ка до его регистрации в Министерстве иностранных дел в ус­тавный фонд переводится минимально необходимая сумма.

Неденежный вклад вносится белорусскими субъектами после регистрации созданного предприятия в стране, прини­мающей инвестиции (кроме случаев, когда законодатель­ством страны–реципиента установлен иной порядок). Внесе­ние в уставный фонд зарубежного предприятия государ­ственного имущества производится с согласия собственника имущества (уполномоченного им органа) и только после проведения экспертизы достоверности оценки его стоимости уполномоченным государственным органом. Обязательное проведение экспертизы государственного имущества направ­лено на недопущение занижения стоимости вносимого неде­нежного вклада, а следовательно, доли Республики Беларусь в уставных фондах зарубежных предприятий и в распределе­нии дивидендов.

В последние годы со стороны государства усиливается контроль за вывозом капитала из республики, за деятель­ностью зарубежных предприятий и за соблюдением ими бе­лорусского налогового законодательства. Установлено, что Национальный банк в течение месяца после выдачи разре­шения на создание предприятия и приобретение собствен­ности за рубежом, а Государственный таможенный комитет в течение месяца после таможенного оформления имущества, вывозимого белорусскими инвесторами в качестве вклада в уставные фонды зарубежных предприятий, обязаны инфор­мировать об этом Министерство иностранных дел и налого­вый орган по месту постановки на учет инвестора.

Белорусские субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории других государств, уплачивают налоги в бюджет иностранного государства в соответствии с законодательством принимающей страны (если иное не преду­смотрено ее законодательством или международным согла­шением об избежании двойного налогообложения).

Прибыль от деятельности зарубежных предприятий и до­ходы от операций с ценными бумагами, полученные за преде­лами республики, включаются в общую сумму прибыли (до­хода) белорусского субъекта хозяйствования, подлежащую налогообложению в нашей стране (если иное не установлено международными соглашениями). При этом суммы налогов, уплаченные за рубежом, засчитываются при уплате предпри­ятием аналогичных налогов в бюджет Республики Бела­русь.

Зачет уплаченных сумм производится при условии пред­ставления соответствующей справки налогового органа (или иной компетентной службы иностранного государства, в функции которой входит взимание налогов). Указанная справка должна содержать название белорусского субъекта хозяйствования, наименование налога, величину объекта на­логообложения, ставку налога и сумму налога, зачисленного в доход иностранного государства.

Если белорусский субъект хозяйствования, участвующий в капитале зарубежного предприятия, не получил дивиден­дов за истекший год, он должен в течение двух месяцев с даты, установ­ленной для представления годового отчета, пред­ставить документы, подтвержденные налоговой или ауди­торской службой иностранного государства, о том, что за от­четный год дивиденды действительно не начислялись, и ука­зать причины их не начисления.

Белорусские предприниматели несут административную и иную ответственность, предусмотренную законодатель­ством, за ведение хозяйственной деятельности и осуществление инвестиций за рубежом без специального разрешения, за уклонение от регистрации созданных зарубежных предприятий, за несвоевременный и неполный перевод в Республику валютной выручки, прибы­ли, доходов и дивидендов, полученных от осуществления хо­зяйственной деятельности за рубежом.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.072 с.)