Сущность свободных экономических зон, их типы и значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность свободных экономических зон, их типы и значение



 

Эффективным инструментом привлечения иностранных инвесторов в страну, а также активизации отечественных инвесторов является создание свободных экономических зон (СЭЗ).

Принимающей стране СЭЗ могут принести большие выгоды. Так, основными целями создания СЭЗ на террито­рии Беларуси являются: содействие социально–экономическому развитию республики и отдельных административно–территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно–ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях; эффективное использование имеющихся производственных мощностей; создание новых рабочих мест и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

Кроме того, каждая СЭЗ решает свои специфиче­ские задачи в зависимости от характера планируемой в ней деятельности. Например, для СЭЗ «Брест» — расширение про­изводства потребительских товаров и услуг, СЭЗ «Минск» — создание и развитие экспортоориентированных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также повы­шение эффективности использования аэропорта «Минск–2», для СЭЗ «Гомель–Ратон» — привлечение инвестиций в иннова­ционную сферу и развитие наукоемких и высокотехнологич­ных отраслей и т.д.

Стимулируя деловую активность на отдельной террито­рии, СЭЗ через взаимодействие с окружающими регионами содействуют развитию национальной экономики в целом.

Значение СЭЗ в мировой экономике постоянно растет. В настоящее время через свободные зоны проходит до 30 % мирового товарооборота.

По различным оценкам в мире насчитывается более 4 тыс. разного рода СЭЗ примерно 30 модификаций.

В большинстве стран, в том числе и в Беларуси, при соз­дании СЭЗ руководствуются территориальным фактором. В Законе «О свободных экономических зонах» СЭЗ определе­на как «часть территории Республики Беларусь с определен­ными границами, в пределах которой в отношении резиден­тов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления
 

ими инвестиционной и предпринимательской деятельно­сти».

Кроме территориального, существует функциональный (режимный) подход к созданию СЭЗ. Результатом такого подхода являются «точечные» зоны. Они предусматривают применение зонального льготного механизма к субъектам хо­зяйствования независимо от места их расположения, но при условии решения ими определенных задач (например, разви­тие современных видов производства, ориентация на экспорт и т.п.). В этом случае свободной зоной могут объявляться от­дельные предприятия или даже их части. Функциональный подход характерен для Бразилии, Мексики, Южной Кореи, Сингапура, Венгрии, Филиппин и других стран. В Беларуси также возможно создание СЭЗ функционального типа.

Мировая практика показала, что одних только льгот и свобод еще недостаточно для привлечения инвесторов, СЭЗ должна иметь выгодное географическое положение и разви­тую инфраструктуру. Важное значение имеет также полити­ческая и социальная стабильность в принимающей стране и предоставляемые ею гарантии. Белорусские СЭЗ отвечают этим требованиям.

Наибольшее распространение в мире получили следую­щие типы зон:

• внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, зоны свободной торговли, свободные гавани и порты, тран­зитные зоны на предприятиях, магазины беспошлинной тор­говли и др.) — являются древнейшими, наиболее простыми и распространенными зональными структурами. Они органи­зуются с целью активизации внешнеэкономической деятель­ности и привлечения иностранных инвестиций преимущест­венно в морских и речных портах, на железнодорожных уз­лах, в аэропортах. В таких зонах поощряется развитие фи­нансовых услуг (кредитование, страхование внешнеэконо­мической деятельности и др.; могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово–выставочные центры). Для созда­ния внешнеторговых зон не требуется больших капитальных вложений и длительных сроков их окупаемости. Основными признаками внешнеторговых зон являются упрощение тамо­женных формальностей при ввозе–вывозе товаров из СЭЗ, при обработке внешнеторговых грузов; снижение или пол­ная отмена таможенной пошлины, налога на импорт и сборов за хранение товаров;

•экспортно–производственные (экспортные) зоны, главной целью которых является привлечение иностранно­го капитала и передовых технологий для создания экспортно–ориентированных предприятий и производства товаров на экспорт.

Правительства принимающих государств предоставляют резидентам таких зон многие льготы, включая снижение или даже полную отмену таможенных пошлин на сырье и комплектующие, импортируемые в зону для производства экспортной продукции; освобождение фирм, осуществляю­щих экспортное производство, на достаточно продолжитель­ный срок от уплаты налога на прибыль и других налогов и сборов, взимаемых на территории данной страны; снижение ставок налогообложения после окончания «налоговых кани­кул»; освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на реинвестиции; низкие тарифы на арендуемые зе­мельные участки и объекты инфраструктуры; возможность применения ускоренной амортизации оборудования и др. Предприниматели поощряются также за производство про­дукции на экспорт из местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны.

Наибольшее распространение экспортно–производствен­ные зоны получили в развивающихся странах, заинтересо­ванных в освоении новых технологий, модернизации про­изводства и наращивании объемов экспорта;

•технико–внедренческие зоны — представляют со­бой эффективную форму соединения научной и инновацион­ной деятельности. В таких зонах ведется разработка принци­пиально новых технологий и продуктов, осуществляется производство опытных образцов или малых серий изделий наукоемкой продукции.

Технико–внедренческие зоны формируются вблизи круп­ных научно–исследовательских центров или университетов. Всем резидентам таких зон (научно–исследовательским, про­ектным организациям, научно–производственным фирмам) обычно предоставляются единые налоговые, таможенные и кредитные льготы; предусмотрена упрощенная регистрация фирм; за использование оборудования, аппаратуры, научных лабораторий и производственных помещений взимаются льготные рентные платежи, бесплатно или на льготных усло­виях проводятся технологические экспертизы и т.д.

Особую группу составляют СЭЗ, создаваемые с целью раз­вития определенных сфер деятельности, как, например, ту­ристические (рекреационные), сервисные зоны и др.:

• туристические зоны — располагаются в местах рек­реации (отдыха и туризма) и являются весьма привлекатель­ными объектами для иностранных инвесторов. Здесь уста­навливается специальный льготный налоговый режим, кото­рый позволяет предпринимателям накапливать средства для дальнейшего обустройства территорий зон и развития их инфраструктуры;

• сервисные зоны — также чрезвычайно привлекатель­ны для зарубежного капитала. Они представляют собой тер­ритории с льготным режимом для фирм и компаний, оказы­вающих различные финансовые, инвестиционные, банков­ские, страховые, торговые и иные услуги. К числу сервисных относятся и оффшорные зоны. Им присущи весьма упро­щенная процедура регистрации, мягкий административный контроль, минимальные требования к бухгалтерскому учету и аудиту, благоприятный валютно–финансовый режим, от­сутствие ограничений на вывоз валюты, чрезвычайно низкие налоги или полное освобождение от уплаты местных нало­гов, высокий уровень банковской и коммерческой конфиден­циальности и др. Главное требование от фирмы, зарегистри­рованной в оффшорной зоне и претендующей на получение преференций, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, не вести на ее территории предпринима­тельскую деятельность и не извлекать прибыль.

В настоящее время приоритетными становятся комплекс­ные зоны, соединяющие в себе практически все черты рас­смотренных выше СЭЗ. Это стимулирует многопрофильную и комплексную деятельность инвесторов.

Комплексные зоны занимают большие территории, на ко­торых (кроме промышленных предприятий) располагаются объекты производственной и деловой инфраструктуры, сер­висные, культурные, научно–исследовательские и учебные центры, жилые дома, отели и т.д. Здесь же могут находиться источники сырья и других ресурсов. Деятельность таких зон направлена на решение комплексных задач социально–эко­номического развития региона или страны (особенно в не­больших странах).

Важнейшей особенностью комплексных зон является ак­цент на привлечение иностранного капитала в производство, на использование современных технологий и методов управ­ления не только отдельными предпринимателями, но и тер­риториально–хозяйственным комплексом в целом.

В последние годы появились региональные экономиче­ские зоны, объединяющие приграничные территории нес­кольких сопредельных государств, осуществляющих хозяй­ственное, научно–техническое, культурное и другое сотруд­ничество. Такие экономические зоны выходят за рамки на­циональных государств и становятся интернациональными.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.67.23 (0.008 с.)