Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сми как индустрия свободного времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1950-х годах медиаэкономисты пришли к выводу: главный ресурс, которым аудитория расплачивается за СМИ в процессе их потребления, — это ее время. Это положение и лежит в основе той бизнес-моде- ли, на которой базируется медиаэкономика индустриального общества, — модель рекламных продаж. Она стала возможной благодаря уникальным характеристикам медиаотрасли, которая одновременно и производит товар — содержание (контент), и оказывает услугу — организует доступ рекламодателей к целевым аудиториям (см. выше). Доходы СМИ от рекламы позволяют медиакомпаниям получать столь существенные прибыли, что во многих случаях платы от аудитории даже не требуется. Так традиционно действуют многие теле- и радиостанции, бесплатная пресса, сегодня еще и онлайновые СМИ. Один из основателей медиаэкономики как отдельной научной дисциплины Даллас Смайт на рубеже 1950-1960-х годов выдвинул гипотезу о том, что в число «товаров», производимых СМИ, входит и аудитория. Рассматривая современную ему рыночную экономику, Смайт указывал, что в ее условиях происходит размывание границ между такими ролями индивида, как работник и покупатель. Смайт утверждал, что все время, пока человек не спит, является рабочим: во время работы он занимается производством предметов потребления, а его нерабочее — свободное, досуговое — время превращается в предмет потребления рекламодателей. Тем самым сама аудитория становится предметом производства одних субъектов рынка — предприятий СМИ, и предметом потребления других — рекламодателей[7]. Если мы зададим себе вопрос о том, чем платит зритель за бесплатное ТВ, а слушатель — за бесплатное радио, прежде всего вспомнится плата за электроэнергию и непрямые расходы на рекламу, входящие в стоимость многих товаров. И только потом — свободное время, кото- Рое мы можем посвятить телевидению, а можем, если захотим, занятиям спортом или походу в театр. А ведь именно свободное время в экономике рассматривается как основной ресурс, которым потребитель
расплачивается за товары и услуги для досуга. История СМИ подтверждает, что медиаиндустрия как самостоятельная отрасль экономики начала развиваться тогда, когда у значительной части общества повысилась грамотность и появилось свободное время. Рубеж XI—XX вв. — время индустриальной революции, в результате которой в города переехала значительная часть сельского населения. Новые горожане, составившие основу рабочего класса, имели фиксированный рабочий день и свободное время, хотя поначалу и ограниченное. Именно в этот период появились массовые газеты в Великобритании, США, Франции, России. Двадцатый век, ставший веком борьбы наемных работников за свои права, в том числе и за нормированную рабочую неделю, высвободил время для досуга, прежде всего для чтения газет и журналов, прослушивания радио, просмотра ТВ и кино. Повышение уровня жизни и увеличение свободного времени — два взаимосвязанных и ключевых для ме- диаэкономики социальных процесса, без которых современных СМИ просто не существовало бы. Газеты сегодня читают утром за завтраком, радио слушают в автомобилях, по пути на работу и обратно, возвратившись вечером домой, смотрят телевизор или читают журналы, но наиболее привлекательными для СМИ периодами становятся уик-энды, отпуска, каникулы. Важнейшей особенностью взаимодействия аудитории и СМИ на протяжении всей истории является тот факт, что основная часть медиасодержания потребляется аудиторией в часы досуга. Словом, СМИ активно встраиваются в структуру свободного времени современного человека (табл. 8). Свободное время как экономический ресурс. Медиаэкономисты активно используют экономическое измерение понятия «время», считая его ключевым ресурсом современной экономики. Правда, все еще не существует достаточно четкого понимания времени как редкого ресурса, и оно пока еще «рассматривается иным образом по сравнению с такими более традиционными ресурсами, как сырье и труд, и с такими традиционными продуктами, произведенными в результате рыночной деятельности, как товары и услуги. Проблема распределения времени также еще недостаточно глубоко интегрирована в экономический анализ»1. Однако, несмотря на сохраняющуюся неразработанность экономической концепции времени, такие понятия, как бюджет времени и бюджет суток, исследуются в экономической науке давно и постоянно. Уже в начале XX в. зарубежные и российские (П. Сорокин, в частности) экономисты начали исследовать регулярность и нерегулярность занятий в течение суток, об- 1 Sharp С. Н. The Economic of Time. Oxford; Martin Robertson, 1981. P. 210.
рашать внимание на приоритеты в распределении времени. Была выявлена разница между рабочим временем, необходимым индивиду для поддержания физического и социального существования, и остающимся «свободным» временем, временем отдыха, предоставляющим свободу выбора между множеством возможных видов деятельности. Свободное время, или досуг (англ. leisure) — это часть бюджета времени — суточного, недельного, годового, которая относится к нерабочему времени, но органично связана с рабочим временем. Свободное время одновременно является и результатом, и фактором общественного развития. Это значит, что закон экономии рабочего времени приводит к потенциальному увеличению бюджета свободного времени, но не гарантирует его обязательного превращения в последнее. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выходя за пределы производственной деятельности. Понятие свободного времени в современном обществе включает в себя элементы умственной, социальной, физической активности, развлечения и отдых. Рассматривая динамику развития бюджета времени в течение XX в., экономисты обратили внимание на интересные, но нелогичные закономерности. С 1900-х по 1950-е годы продолжительность рабочего времени сокращалась и в развитых капиталистических, и в социалистических странах. В США оно, например, уменьшилось на четверть. Хотя, на первый взгляд, время отдыха росло, люди тратили его не на чистый отдых и развлечения, а на выполнение домашних обязанностей. Прогресс в сфере бытовой техники, начавшийся во второй половине XX в., позволил уменьшить затраты времени на домашние дела. Стиральные, посудомоечные машины, микроволновые печи — все множество полезных устройств сократили время домашней работы. Для СМИ это означало наступление настоящего процветания. С одной стороны, бюджет времени для отдыха и развлечений заметно вырос, с другой — реклама бытовой техники стала важным компонентом медиапространства, принесла новые рекламные доходы и финансовую стабильность. Правда, с начала 1960-х годов рост свободного времени начал замедляться и люди стали все больше времени проводить на работе. Американские исследователи М. Агийар и Э. Херст обратили внимание на следующую закономерность[8]: в период с 1965 по 2005 г. у американских женщин прибавилось 3 часа свободного времени в неделю, а у мужчин — 5. Но это произошло до 1985 г., причем группы населения с разным образовательным уровнем в 1960-1980-е годы обращались со своим досугом аналогичным образом. Однако в последующие 20 лет разница стала
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.007 с.) |