Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития современной индустрии СМИ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
но после 11 сентября 2001 г., что было направлено на корректировку принципов свободы слова в условиях террористической угрозы[21]. Отмеченные тенденции в глобальной экономике и политике, несомненно, напрямую повлияли на развитие медиасистем. Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям, которые свидетельствовали о появлении у современных обществ новых качеств. К примеру, изменение характера производства и способов общения, стимулированных цифровой революцией, способствовало усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, естественно в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождавшаяся интенсификацией процесса обмена информацией и повышением потребности людей в информации, привела к появлению у современного человека различных, иногда конфликтующих идентичностей и новых статусов. Все это потребовало от него новых коммуникационных навыков, необходимых не только для успеха и функционирования, но и просто для жизни и выживания в современном обществе[22]. В результате масштабных изменений в экономической и социальной жизни за несколько десятилетий масс-медиа, ставшие в XX в. важнейшим институтом рыночных обществ, трансформировались. Перечислить все изменения, вероятно, невозможно, однако хотелось хотя бы упомянуть наиболее очевидные из них. В сегменте печатных СМИ уже на протяжении нескольких десятилетий мы наблюдаем постоянное снижение тиражей ежедневных общеполитических газет в экономически развитых странах при почти полном вымывании с газетных рынков партийных изданий. На этом фоне удивительным выглядит начавшийся на рубеже 1990-2000 гг. рост газетных тиражей в странах Азии, что отчасти может объясняться идущим там, но уже закончившимся в США и Западной Европе процессом модернизации. Остается поразительным феномен бесплатной прессы (типа газеты «Метро»), которая продолжает стремительно завоевывать аудиторию. Ее успех объясняется точным попаданием в целевую аудиторию — спешащих горожан, активно пользующихся городскими транспортными системами, а также учетом их интересов как потребителей определенного набора товаров и услуг, что довело идею «информаци- онного обслуживания клиента», его «информационной навигации» д0 абсолюта[23]. Исследователи также отмечают усиление процесса таблоидизации прессы, ставшего результатом учета медиакомпаниями требований потребителей в своих маркетинговых стратегиях. Для многих изданий таб- лоидизация начинается буквально изменениями размера, переходом на таблоидный формат, но продолжается изменениями графической модели, введением инфографики, новых тем в содержание и новых отделов в структуру редакции. На журнальном рынке продолжается процесс сегментации, причем специализация усиливается главным образом в сфере профессиональных и корпоративных изданий. В секторе аудиовизуальных СМИ наиболее драматическим явлением стал рост популярности коммерческого ТВ, сопровождавшийся снижением популярности и усилением коммерциализации стратегий программирования общественного ТВ, что особенно заметно в странах Западной Европы. В результате коммерческое ТВ вполне эффективно «встраивается» в индустрию развлечений, опираясь на интегрированный с киноиндустрией сегмент производящих компаний и создавая новые развлекательные гибридные форматы[24]. Растущее разделение ТВ-индустрии на два сегмента — вещательные и продюсерские компании — вместе с увеличением числа каналов обещает большое будущее аутсорсингу в СМИ. Важнейшим направлением радикальной трансформации современного ТВ обещает стать переход на цифровое вещание, который уже осуществлен в ряде европейских стран (Нидерланды, Швеция, Финляндия). В странах ЕС крайний срок перехода к нему определен на 2012 г. Как показывает практика первопроходцев, речь идет не просто об изменении технологии вещания и приема сигнала. Изменения должны коснуться и стратегий программирования, и бизнес-моделей, и взаимоотношений со зрителями. В свете этих трансформаций особенно неспокойно чувствуют себя общественные вещатели, которые будут вынуждены еще более активно конкурировать с коммерческими телеканалами. Именно это заставляет ихдвигаться все дальше по пути создания конкурентоспособных программ, больше учитывая интересы и запросы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов[25]. Основные тенденции развития современной индустрии СМИ Сегмент новых СМИ, сам возникший на медиаландшафте всего несколько десятилетий назад, находится в постоянном движении и развитии. Но даже в этом самом динамичном сегменте медиасистем за последнее десятилетие произошло немало подвижек. Благодаря цифровым технологиям в руки обычных пользователей попали все «инструменты», традиционно находившиеся в руках профессиональных журналистов, — от традиционного набора источников информации и развлекательного контента до технических средств воспроизводства текста. Цифровые онлайновые СМИ переживают период активного возникновения и быстрого роста нового сегмента на рынке контента — пользовательского контента, что усиливает размывание массовой аудитории и способствует созданию новых активных аудиторий, которые принимают на себя часть творческих функций журналистов по созданию информации (YouTube, LiveJournal и его кириллический сегмент ЖЖ). Структуры собственности в медиаиндустрии также претерпевают существенные преобразования. Среди важных тенденций — появление наднациональных многоотраслевых концернов, которые концентрируют в своих руках не столько производство контента, сколько контроль над доступом к глобальным и национальным сетям его распространения («Google»). Одновременно мы наблюдаем выход традиционных концернов СМИ на смежные рынки (например, покупка Р. Мердоком службы финансовой информации Dow Jones и молодежной социальной сети My space), что свидетельствует о повышении внимания к обслуживанию уже не массовых, а четко сегментированных специализированных аудиторий. Присутствие и деятельность медиакомпаний на бирже, постоянный переход акций от одних акционеров к другим усиливают коммерческое давление на медиакомпании как со стороны корпоративного управления, так и со стороны акционеров, одинаково заинтересованных в повышении объема прибыли. Это все больше ориентирует медиакомпании на финансовый успех, снижает их внимание к социально важному, но коммерчески неприбыльному контенту[26]. Одновременно в сфере ме- диасобственности продолжает активно формироваться совершенно нетрадиционный для СМИ сегмент — авторское право. В настоящий момент права на содержание, различные форматы, на трансляцию аудио- и видеопрограмм превращаются в одну из ключевых статей доходов/ Расходов медиакомпаний, и в результате владение этими нематериальными активами выглядит даже более привлекательным, чем владение активами материальными. Наиболее прибыльными стало обладание правами на показ спортивных соревнований и кинофильмов, которые приносят доход от вторичного и многократного показа[27]. В сфере медиаполитики также стали очевидными новые тренды. В результате глобального усиления процессов дерегулирования, приватизации и либерализации, ставшими проявлением уже упомянутых неолиберальных настроений, стимулируется процесс конвергенции. Он носит одновременно как технологический, так и экономический характер. Появление «открытых сетей» — телефонных, кабельных, мобильных — вывело на рынок СМИ новых игроков. Это же стало началом интеграции прежде разделенных индустрий — масс-медиа и телекоммуникаций. Допустив на рынок СМИ компании из других индустрий, законодатели США, Западной Европы, развитых стран Азии и Латинской Америки стремились вдохнуть свежий дух конкуренции в медиаиндуст- рию. Газетные издатели, телерадиовещатели, телефонные операторы, кабельные сети, производители программного обеспечения и видеоигр, кино- и звукозаписывающие студии, информационные аналитические компании — все они взяли на вооружение идею о том, что «общественный интерес» лучше всего обеспечивается рынком, а государство для медиаиндустрии является тем злом, которое лучше минимизировать. Проявлением этого стало снижение ограничений на перекрестную собственность и новый подход к проблеме авторских прав, закрепивший их прежде всего за транснациональными производящими и записывающими компаниями, а не за авторами. Особую роль сыграл Уругвайский раунд ГАТТ (1986-1994), расширивший сферу деятельности международного соглашения на такие нетрадиционные для него области, как интеллектуальная собственность и услуги, и направленный на гармонизацию транснациональной регу- ляторной политики. Это же свидетельствовало об усилении влияния нового типа влиятельных регулирующих органов наднационального характера, таких как ГАТТ, ВТО и ЕС. Медиаполитика последнего десятилетия начала характеризоваться существенным смягчением антимонопольного законодательства в индустрии СМИ, что не помешало ряду государств (США, Германия, Великобритания, Франция, Япония) усилить внимание к содержанию СМИ, в первую очередь из-за усиления террористических угроз. Очень показательны изменения в сфере рекламы и паблик рилейшнз. Уже давно идут разговоры о конце «эпохи массовой рекламы». Это связано с целым комплексом процессов экономической жизни: и с переходом
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.01 с.) |