Инвестиционный договор: понятие, порядок заключения, значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционный договор: понятие, порядок заключения, значение



Инвестиционный договор впервые был введен в белорусскую практику Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. Целью его введения было наращивание объемов инвестиций, в том числе иностранных, в реальный сектор экономики Беларуси.

Закон «Об инвестициях» (ст.17) также подтвердил целесообразность использования этого инструмента.

Содержание, порядок заключения исполнения инвестиционных договоров в настоящее время определяется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 12.11.2015г. №8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь», который в новой редакции изложил Декрет Президента от 06.08.2009г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Инвестиционный договор – договор, заключаемый Республикой Беларусь с одним или несколькими инвесторами на основе решения органа государственного управления по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В качестве таких органов государственного управления (принимающих решения о заключении инвестиционных договоров) могут выступать республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, областной (Минский городской) исполнительный комитет.

В настоящее время инвестиционные договора могут заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от26.02.2014г. №197 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики)».

Все остальные проекты теперь отсекаются как неперспективные для привлечения инвестиций.

Установлена двухуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. Она дифференцируется в зависимости от значимости проекта и предоставляемых льгот и преференций организации реализующий инвестиционный договор.

Инвестиционный договор может заключаться на основании решения:

– Совета Министров, согласованного с Президентом Республики Беларусь, если договором предусматривается предоставление инвестору дополнительных льгот и преференций, кроме установленных Декретом №8 и иными законодательными актами. Для заключения таких договором требуется представление в государственный орган бизнес–плана и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;

– республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, если инвестиционный проект предполагается к реализации в рамках соответствующей отрасли или административно–территориальной единицы, находится в компетенции государственного органа или исполнительного комитета, и инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору, реализующему проект, дополнительных льгот и преференций, кроме уже установленных Декретом №8 и другими законодательными актами.

Декрет №8 ввел конкурсный отбор инвестора для заключения с ним инвестиционного договора. В частности при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестиционного проекта на одном и том же земельном участке предусмотрен конкурсный отбор инвестора для заключения с ним инвестиционного договора.

Декрет №8 предусмотрел усиление ответственности за всевозможные нарушения, прежде всего существенно расширен перечень условия который должен содержать инвестиционный договор:

– объект; объем, источники, источники, сроки и условия осуществления инвестиций;

– сроки каждого их этапов реализации инвестиционного проекта (при наличии этапов);

– права и обязанности сторон инвестиционного договора. В обязанности инвестора должны входить:

а) возмещение Республики Беларусь и ее административно–территориальным единицам суммы льгот и преференции в случае и прекращения инвестиционного договора по основаниям иным чем исполнения инвестором своих обязательств по нему;

б) письменной уведомление инвесторам государственного органа или исполкома заключившего инвестиционный договор, о реорганизации или изменения собственника имущества, состава участников не позднее чем за 2 месяца до даты их осуществления. При наличии возражений государственного органа не выполнение указанного требования является основанием для отказа республики Беларусь от исполнения обязательств в одностороннем порядке;

в) ответственность сторон инвестиционного договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. В том числе ответственность инвестора за нарушение сроком инвестиционного проекта.

г) право Республики Беларусь на односторонний отказ от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств и некоторые другие.

В качестве инвесторов могут выступать не только национальные, но и иностранные инвесторы.

Инвесторам реализующие инвестиционные проекты в рамках инвестиционных договоров, Республика Беларусь предоставляет существенные льготы и преференции.

В соответствии с Декретом№8 инвесторы имею право на следующие льготы и преференции:

– предоставление земельного участка для реализации инвестиционного договора на право заключения договора аренды;

– строительство объектов, предусмотренных инвестиционных договорам с правом удаления объектов растительного мира без компенсационных выплат их стоимости;

– вычет в полном объеме НДС при приобретении на территории Республики Беларусь, а также вычет уплаченного НДС при ввозе на ее территорию товаров (работ, услуг), имущественных прав для строительства и оснащения объектов предусмотренных инвестиционным договорам;

– определение без проведения установленных законодательством процедур (в том числе торгов на размещение заказов) подрядчика, разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг, для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором;

– освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами при ввозе на территории Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему для исключительного использования в целях реализации инвестиционного проекта. В случае нецелевого использования указанных товаров, ввозные таможенные пошлины и НДС должны быть уплачены.

Инвесторы имею право и на другие льготы, в частности на освобождение от:

– внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного без проведения аукциона, для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором;

– уплаты земельного налога за земельные участки для строительства объектов по инвестиционным договорам;

– возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства связанных с изъятием земельного участка и некоторых других.

По проектам, реализуемым на основе инвестиционных договоров разрешается параллельное строительство и проектирование объектов.

 

Инвесторы также освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы для реализации проектов.

Днем возникновения права на льготы и преференции является дата вступления в силу инвестиционного договора.

Днем прекращения права на льготы и преференции является дата прекращения инвестиционного договора.

В декрете №8 внимание уделено последствиям прекращения по иным основаниям чем исполнение инвесторам своих обязательств по договору.

В этом случае инвестор обязан возместить республики Беларусь и ее административно– территориальным единицам суммы предоставленных льгот и преференций, а также уплатить неустойку, предусмотренную инвестиционным договорам.

При этом требования о возмещении сумм льгот и преференции и неуплате неустойки не могут быть предъявлены инвестору нарушившему сроки и другие условия реализации инвестиционного договора в связи с незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших инвестиционный договор, и иного государственного органа, при отсутствии вины инвестора.

Есть и другие санкции к инвесторам не обеспечившим реализацию инвестиционного проекта.

Государственные органы, заключившие инвестиционные договора, оказывают инвесторам необходимое содействие в реализации инвестиционных проектов и ежеквартально до 15–го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики информацию о ходе реализации инвестиционного проекта и выполнении сторонами условий инвестиционного договора.

Ежеквартально до 25–го числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство экономики направляет в Совет Министров РБ и Комитет государственного контроля информацию о ходе реализации инвестиционных договоров, зарегистрированных в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.008 с.)