Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Профессиографический анализ деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные виды профессиональной деятельности, профессиографический анализ деятельности Одним из этапов методического обеспечения профессионального психологического отбора является анализ будущей профессиональной деятельности специалистов. Этот анализ проводится с целью выявления требований деятельности к индивидуальным психологическим, психофизиологическим и социально-психологическим качествам человека и определения адекватных критериев оценки ее успешности. Такой анализ позволяет среди всего множества профессий выделить сходные по психофизиологическим качествам группы или классы профессий (провести их психологическую классификацию). В проблеме классификации профессий можно выделить следующие прикладные аспекты: Определение единых требований к личности человека в зависимости от психологического класса профессии, специальности, должности. Разработка методов диагностики профессиональной пригодности не к отдельной должности, а к классу должностей. Психологическое обоснование процедуры распределения персонала по должностям с учетом комплексной оценки соответствия индивидуальных личностных качеств человека профессионально важным качествам конкретной профессиональной деятельности.Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них. Классифицировать (от лат. classis— раздел, класс; facio — делать, раскладывать) — распределить предметы, явления и понятия по классам, отделам, разделам в зависимости от их общих признаков. Классификация, определяя место каждого объекта (понятия) в системе исследуемого множества, служит средством хранения, оперативного поиска и наиболее оптимального практического использования всей имеющейся информации. Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для конкретного человека профессия — это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь существующие способности, профессионально важные качества. Специальностью называется комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности. Проблема классификации профессий имеет давнюю историю. Еще в 20-е гг. XX в. С. К. Струмилин (1921) пытался разработать классификацию труда, известны психотехнические классификации профессий И. Н. Шпильрейна-(1923) и О. Липпмана (1923). В 60-е гг. над этой проблемой работали Б. А. Милерян (1965), А. И. Дернов, И. П. Титова разработала в 1968 г. классификацию профессий в целях профориентации. В. А. Бодров, Г. М. Зараковский, В. И. Медведев обосновали в 1968 г. принципы построения единой психофизиологической классификации профессий. В 1976 г. Б. А. Смирнов разработал структуру и классификацию деятельности оператора. Над этой проблемой работали и другие авторы. Наиболее полно классификация профессий по содержанию труда разработана Е. А. Климовым. Интересной представляется классификация специальностей, предложенная В. П. Петровым и А. Т. Ростуновым, построенная по принципу выделения профилей профессионального труда. Хорошо известны классификации профессий, построенные с учетом сходства отдельных характеристик деятельности (предмета труда, степени его автоматизации и содержания функциональных обязанностей специалистов, условий труда, видов исполнительных действий, степени самостоятельности человека в работе и т. д.), и классификации многомерные, имеющие своим основанием одновременно несколько критериальных признаков. В условиях непрерывного совершенствования производства, насыщения предприятий эффективными средствами автоматизации управления, электронной и вычислительной техникой, очень важен процесс специализации и интеграции профессионального труда. В настоящее время число профессий и специальностей стало настолько обширным и многообразным, а темпы их качественной перестройки динамичными, что без разработки системных представлений о множестве существующих видов профессиональной деятельности на основе их классификации не могут быть решены многие теоретические и прикладные вопросы, направленные на повышение эффективности и надежности труда. Наиболее принципиальным недостатком практически всех имеющихся классификаций является то, что они не отражают в полной мере сходство требований со стороны различных видов деятельности к человеку как к субъекту труда, в итоге не обеспечивают возможности прямого сравнения полученных в ходе психодиагностического обследования характеристик (человека) с психологическими требованиями выделенных классов профессий. Изучение любой профессиональной деятельности относится к сфере профессиографии — одного из разделов психологии труда. В настоящее время высокой эффективности деятельности может достигнуть только тот специалист, у которого высоко развиты именно те психологические качества и свойства, от которых зависит успех в данном виде деятельности. Изучение человека в трудовой деятельности (профессиогра- фирование) имеет гуманистический и практический аспекты. Гуманистический аспект ставит во главу исследований проблему взаимодействия человека и профессии, которая может быть решена при рассмотрении и изучении трех вопросов: 1. Что должен человек? 2. Что он может? 3. К чему стремится? Решение этих вопросов позволяет определить, будет ли человек удовлетворен избранным им трудом, достигнет ли он необходимого уровня профессионализма, реализует ли свои мечты. Важно и необходимо отметить, что достижение взаимосоответствия ценно в равной степени как для человека, так и для его работодателя (например, государства), т. е. для эффективного решения социально-экономических и социально-технических задач на базе современных достижений научно-технического прогресса. Практический аспект профессиографического изучения специальности заключается в установлении субъектно-объектных взаимосвязей между нормативами трудовой деятельности и того, насколько они психологически и психофизиологически оптимальны для человека. В настоящее время возрастает социальная потребность изучения человека в самых разнообразных видах трудовой деятельности в связи с необходимостью решения целого ряда практических задач, а именно: · профессиональной ориентации и консультации; · формирования психологических требований к специалисту (психограммы) в целях отбора кадров; · классификации профессий; · аттестации и выдвижения резерва кадров; · создания банка психологических характеристик профессий; · оптимизации режимов труда и отдыха с целью повышения безопасности труда; · повышения надежности и качества функционирования человека в сложных человеко-машинных системах и т. д. Многоаспектность и разнообразие задач требуют построения специальных технологий и методов изучения человека (субъекта труда) в трудовой деятельности. Одной из таких технологий является профессиография. Профессиография представляет собой: ü самостоятельный раздел психологии труда, суммирующий психологические знания о профессиональной деятельности человека; ü совокупность методов психологического изучения трудовой деятельности человека и условий труда; ü метод изучения и описания трудовой деятельности и условий труда; ü описание специальностей с точки зрения психологических требований, предъявляемых к человеку (психография). Кроме того, при выборе или разработке тестов для оценки и прогнозирования успешности (эффективности) деятельности кандидата на должность (профессию) только профессиография позволяет реализовать современный деятельностный подход при анализе трудового процесса человека. Она предполагает соотнесение (сравнение) действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру деятельности специалиста. Типы профессиографирования, видыпрофессиограмм, их структура и содержание В результате профессиографирования составляется профессиограмма — документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических,эргономических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда. В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы по определенным основаниям. В зависимости от использования для изучения и описания профессий и специальностей форм и методов, принадлежащих отдельным, частным наукам и научным дисциплинам, профессиограммы могут иметь преимущественно физиологическое, санитарно-гигиеническое, психологическое, социологическое, экономическое или нормативно-правовое содержание. Составной частью профессиограммы является психограмма. Психограмма профессии (специальности," должности) — документ, представляющий собой часть профессиограммы, в котором детально, в качественно-количественной форме описана система требований специальности (должности) к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека. Одна из существующих классификаций профессиограмм приведена на рис. 7.1. Из приведенной классификации следует, что профессиограммы можно подразделить на частные, комплексные, специальные. Частные нрофессиограммы дают лишь частные, с точки зрения одной науки, представления о профессии (специальности), т. е. если профессиограмма отражает лишь, например, физиологические или технико-экономические показатели. Использование частных профессиограмм ограничивается областью, связанной с соответствующей наукой или смежными областями. Например, известны психологически ориентированные частные профессиограммы, включающие: а) описание внешней картины труда — «фотография» рабочего места, хронометраж рабочего места, временная динамика производственной активности, типичные ошибки; Рис.7.1. Классификация и перечень профессиограмм б) описание внутренней картины труда - реакции личности, направленность, способности, степень обученное и опыта, характер, темперамент, психические состояния, психические процессы и психомоторика. Использование частных профессиограмм ограничено содержательно-предметной областью и предназначено для специфических целей и задач. Они пригодны для использования только в одном виде профессионального отбора, например, медицинском, психологическом и т. д. Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием должности (специальности), в которой собраны результаты описания должности с помощью всех общенаучных дисциплин, экономики и соответствующих специальных дисциплин (техника, организация, эргономика, гигиена и т. д.). Исходя из того, что на большинство специальностей необходим профессиональный отбор, наиболее целесообразными являются специальные профессиограммы. Специальная профессиограмма должна строиться системно. Существует несколько видов специальных профессиограмм. Среди них можно выделить: информационную профессиограмму — документ, предназначенный для проведения работ по профессиональной ориентации населения, в котором дано обобщенное, краткое, общедоступное описание профессии (специальности, должности) и ее требований к человеку; специальную комплексную (развернутую) профессиограм- му — документ, предназначенный для решения вопроса о необходимости профессионального отбора специалистов, для подготовки квалификационных характеристик специальностей, проведения аттестования и профессиональной подготовки специалистов. В документе приводится общая характеристика профессии (специальности, должности) и изложены требования к социокультурному уровню, общим и специальным профессиональным знаниям, навыкам, умениям, техническим, технологическим, социальным сторонам деятельности, ее средовым и другим условиям. В заключительной части такой профессиограммы дается описание основных, наиболее специфических и важных для успешной работы по специальности профессиональных качеств. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятиям «профессиография» и «психография». 2. Назовите типы профессиографирования. 3. Назовите виды профессиограмм, раскройте их структуру и содержание. Вопросы для тестового контроля знаний 1. Профессиограмма представляет собой: а) документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических, эргономических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда; б) документ, в котором детально, в качественно-количественной форме описана система требований специальности (должности) к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 2. Психограмма представляет собой: а) документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических, эргономических, психофизиологических, психологических и социокультурных характеристиках конкретной деятельности, ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, а также условиях труда; б) документ, в котором детально, в качественно-количественной форме описана система требований специальности (должности) к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 3. Профессиограммы можно подразделить на: а) частные, комплексные, специальные; б) информационные, развернутые; в) все ответы верны; г) все ответы неверны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.011 с.) |