Тема 6. Психические процессы, лежащие в основе деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Психические процессы, лежащие в основе деятельности



Психика и ее закономерности

Психика (от греч. psichikos — душевный) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе своей жизнедеятельности.

Благодаря активному и опережающему отражению внешних объектов в форме психических образований (представлений, об­разов, понятий и т. д.) становится возможным осуществление приспособительной и трансформирующей мир активности, направ­ленной на удовлетворение определенных потребностей как отдель­ного человека, так и общества.

При рассмотрении понятия «психика» важно усвоить ряд принципиальных положений:

психика — специфическая функция мозга,

эта функция носит характер информационного отражения и моделирования объектов и процессов, а также их. регуляции;

правильность отражения и моделирования подтверждает­ся результатами деятельности человека и его поведения, т. е. практикой.

Функции отражения, моделирования и регуляции (рис. 6.1) взаимосвязаны и взаимообусловлены, что обеспечивает целост­ность психических явлений, их многофункциональность, взаим­ное дублирование и дополнение. В деятельности и поведении че­ловека участвуют, как правило, многие психические процессы,

 

Рис. 6.1. Функции психики и психические образования

 

и их трудно отделить друг от друга (например, процессы ощуще­ния и восприятия, памяти и мышления). Формирование и разви­тие психики человека определяется как генетическими задатка­ми, так и включенностью его во взаимодействие со средой и со­циальным окружением.

Основой для работы психики (рабочим материалом) являются такие психические образования, как:

ü побудительные образования (потребности, мотивы, интере­сы), являющиеся непосредственным источником целена­правленной психической активности;

ü образы (первичные — возникающие на основе непосредствен­ного воздействия объектов на воспринимающие органы (ре­цепторы) и вторичные — формирующиеся на основе вооб­ражаемой информации);

ü понятия;

ü системы языков;

ü программы действий, деятельности, поведения;

ü идеи.

Все психическое может рассматриваться как процесс, как со­стояние и как свойство (рис. 6.2).

Рис. 6,2. Структура Психических явлений

 

При описании психического как процесса подчеркиваются динамические моменты психики. Любой психический акт су­ществует прежде всего как процесс — «живой», пластичный, непрерывно формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные психические продукты (образования) или внешне проявляющиеся результаты.

В составе функций отражения (и моделирования) выделяют­ся две основные группы психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и эмо­циональные (чувства, эмоции, аффекты).

В состав функций регуляции входят процессы побуждения, целеобразования и активационной («энергетической») поддерж­ки деятельности или поведения, их нормативного контроля (на основе нравственных критериев, ценностных ориентации, субъек­тивных критериев достижения цели деятельности), процессы вни­мания, волевые процессы. Рассматривая психические явления как состояние, условно выделяют относительно статические момен­ты в свойствах этих явлений. К психическим состояниям отно­сят эмоциональные состояния (эйфория, тревога и др.), состоя­ния внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решитель­ность, растерянность, собранность) и т. д. Предметом специаль­ного изучения при проведении мероприятий по профессиональ­ному психологическому отбору является оценка и прогнозирова­ние психических состояний в условиях стресса, возникающего в экстремальных обстоятельствах.

Таким образом, одно и то же явление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характе­ристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспек­тов активности субъекта в определенный, относительно ограни­ченный отрезок времени. Как психический процесс он характе­ризуется определенной стадийностью развития эмоций. Он мо­жет рассматриваться и как проявление психических свойств ин­дивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости).

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший ее уровень образует сознание. Сознание характеризуется активностью, направленнос­тью на предмет, способностью к самопознанию (осознание самогосебя), к обеспечению целеполагания в деятельности и нравствен­ному поведению в социальной среде.

Сознание человека является фундаментом, на котором фор­мируется ядро личности — самосознание. В процессе развития личности человек приобретает индивидуально-специфические черты — становится индивидуальностью. Индивид, субъект, лич­ность отражают различные уровни организации человека.

Понятие «индивид» в психологии выступает обычно в двух зна­чениях:

человек как единичное природное существо, продукт фи­логенетического и онтогенетического развития, единства врож­денного и приобретенного;

отдельный представитель человеческой общности, социаль­ное существо, использующее орудия, знаки и через них овладева­ющее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. При этом имеется в виду не какая-либо отдельная изолированная черта, а неделимая, целост­ная система неотъемлемых качеств. Понятия «личность» и «ин­дивид» — не идентичны.

Понятие личности обозначает особое качество, которое приоб­ретается индивидом в обществе на основе врожденных задатков. Это — системное «сверхчувственное» качество, носителем которого выступает телесный индивид со всеми его врожденными и приобре­тенными особенностями. Исследования личности лежат в несколь­ко иной плоскости, чем исследования тех или иных психических процессов, отдельных психических образований и состояний чело­века. Это — исследование его места и индивидуальных особеннос­тей поведения и деятельности в системе общественных отношений.

С позиций проблем профессионального психологического от­бора важно знать, какими показателями характеризуются ука­занные понятия.

Человек как индивид определяется нейродинамическими, кон­ституциональными, возрастными и половыми характеристиками;

субъект как носитель сознания — характеристиками познаватель­ных, аффективно-волевых процессов; личность — направленнос­тью (потребностно-мотивационной сферой), характером, темпе­раментом, способностями.

Непосредственным предметом исследований и оценок в пред­метной области «Профессиональный психологический отбор» являются свойства психических явлений. Определенными свой­ствами, естественно, обладают все явления психики.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения понятию «психика».

2. Дайте характеристику психическим функциям отражения, моделирования и регуляции.

3. Перечислите психические процессы, состояния и свойства.

4. Дайте определение и характеристику понятию «индивид», принятому в психологии.

Вопросы для тестового контроля знаний

1. Психика человека выполняет функции:

а) побуждения, целеобразования и активационной («энерге­тической») поддержки деятельности;

б) отражения, моделирования и регуляции;

в) психических процессов, состояний и свойств;

г) поддержки жизненно важных констант организма в усло­виях изменяющейся окружающей среды;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Внимание относится к:

а) психическим процессам;

б) психическим состояниям;

в) психическим свойствам;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Эйфория относится к:

а) психическим процессам;

б) психическим состояниям;

в) психическим свойствам;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Характер относится к:

а) психическим процессам;

б) психическим состояниям;

в) психическим свойствам;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Рекомендуемая литература

1. АсмоловА. Г. Психология личности: принципы общепсихо­логического анализа. М.: МГУ, 1990. 367 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б- Введение в общую психологию. М., 1996.

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. 1997. 283 с.

4. Леонтьев А, Н. Деятельность, сознание, личность. М.: По­литиздат, 1975. 304 с.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

6. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического ис­следования. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1988.

7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учеб­ник. М.: Академия, 1998. 512 с.

8. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: На­ука, 1988. 255 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.013 с.)