Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник МОС (мотивация и особенности самооценки)
Опросник предназначен для исследования некоторых мотивационных особенностей, проявляющихся через потребность в общении и уровень субъективного контроля (УСК) поведения личности в процессе служебных отношений и при неудачах. Методика разработана В. В. Кормачевым, В. Ю. Рыбниковым и Ф. И. Чорногором на базе опросников УСК и анкеты для исследования потребности в общении. Она ориентирована на экспресс-оценку показателей «Потребность в общении», «УСК в области служебных отношений» и «УСК при неудачах». Опросник содержит 52 вопроса, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «Да» или «Нет». Стимульный материал к методике МОС Инструкция: — Сейчас будут исследоваться некоторые особенности вашего характера. Опросник состоит из 52 утверждений о жизни, работе, семье, других людях. Ваша задача заключается в том, чтобы определить свое отношение к каждому утверждению, т. е. согласиться или не согласиться с ним. Если вы соглашаетесь с утверждением, то в соответствующей графе регистрационного бланка поставьте знак «+», а если вы не согласны — то знак «-». Таким образом, вы последовательно должны определить свою оценку по всем 52 утверждениям. При выборе оценки не думайте слишком долго: первый выбор бывает обычно самым правильным. Опросник МОС 1. Продвижение по работе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 3. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. 4. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. 5. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. 6. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. 7. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их. 8. То, что многим людям кажется везением или удачей, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. 9. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. 10. Думаю, что случаи или судьба не играют важной роли в моей жизни. 11. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
12. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. 13. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. 14. В конце концов за плохое руководство организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. 15. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого. 16. То, что со мной, случается, это дело моих собственных рук. 17. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. 18. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий. 19. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, а не я. 20. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. 21. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая. 22. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. 23. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. 24. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. 25. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. 26. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах. 27. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. 28. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. 29. Я больше сосредоточен на приобретение влияния, чем дружбы. 30. Когда я узнаю об успехах моего товарища, у меня почему- то ухудшается настроение. 31. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь. 32. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. 33. Мои друзья мне основательно надоели. 34. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает. 35. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым. 36. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
37. Неприятности у других вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть. 38. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности. 39. Из уважения к другу могу согласиться с его мнением, даже если он неправ. 40. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей. 41. С считаю, что основной радостью в жизни является общение. 42. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких. 43. Я люблю бывать среди людей. 44. Я долго переживаю ссоры с близкими. 45. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. 46. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе. 47. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнениях о людях, чем суждениям о них со стороны других людей. 48. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми. 49. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей. 50. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны. 51. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами. 52. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе. Регистрационный бланк к методике МОС Ф. И. О. _____________________________________________________________Дата_______________
Первичные показатели опросника МОС получают суммированием количества плюсов (ответ «Да») для положительных ответов с количеством минусов (ответ «Нет») для отрицательных ответов согласно «ключам». Полученные суммы являются «сырыми» оценками исследуемых показателей. Показатель «Потребность в общении» переводится в 9-балльную шкалу, а показатели УСК Обработка результатов проводится с помощью «ключей».
используются в виде «сырых» оценок. Психологическая характеристика показателей опросника МОС приведена в таблице. Психологическая характеристика показателей опросника МОС у лиц, получивших оценки противоположного значения
Перевод в баллы
Методика Смекала-Кучеры (ориентационная анкета) Методика предназначена для оценки типа профессиональной направленности личности: индивидуалистической (направленность на себя); коллективистской (направленность на взаимодействие); деловой (направленность на дело). Она основана на оценке словесной реакции испытуемых в предполагаемых ситуациях деятельности и общения. Предлагаемый испытуемым опросник состоит из 30 неоконченных утверждений. Для каждого утверждения в ответной части опросника приведены 3 варианта окончаний (обозначенных буквами «а», «б», «в»). Испытуемый осуществляет вынужденный выбор из трех альтернатив, указывая те варианты ответа, которые больше всего и меньше всего соответствуют его мнению. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Для проведения обследования необходимы опросники и регистрационные бланки. Перед началом обследования эксперт зачитывает инструкцию: «Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе имеется 3 варианта ответа, обозначенных буквами «а», «б», «в». Отвечая на каждый вопрос, вначале выберите тот вариант ответа, который в большей мере отражает вашу точку зрения, указав соответствующую букву в графе «Больше всего». После этого выберите вариант ответа, который в меньшей мере соответствует вашему мнению, указав соответствующую букву в графе «Меньше всего». Для ответа на каждый вопрос используйте только две буквы. Оставшийся вариант ответа нигде не фиксируйте. Будьте внимательны при регистрации ответов. Если в процессе работы у вас возникнут вопросы, поднимите руку, к вам подойдут и помогут»; После ответов на вопросы эксперт дает команду о начале работы. Стимульный материал к методике Смекала-Кучеры 1. Больше всего удовлетворение в жизни дает: а) оценка работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то я хотел бы быть: а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют индивидуальный подход; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует. 5. Я рад, когда мои друзья: а) помогают другим, когда для этого представляется случай; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны и у них широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считаю тех: а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения; б) которые могут больше, чем я; в) на которых можно надеяться. 7. Я хотел бы быть известным, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может сильно любить; в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) руководителем предприятия; в) опытным летчиком. 9. Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями; б)успехи в делах; в) когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи; б) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения; в) когда меня критикует мой начальник. 11. Основная роль школ должна была бы заключаться в: а) подготовке учеников к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократическая система; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и самообразования; в) для отдыха. 14. Мне кажется, что я способен на Многое, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) моя работа меня удовлетворяет; в) мои усилия достаточно вознаграждены. 15. Я люблю, когда: a) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполненной работы; с) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили дело, которым занимаюсь; б) похвалили за работу; в) сообщили о товарищах. 17.Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: А) имел ко мне индивидуальный подход; Б)стимулировал меня на более интенсивный труд; В)вызывал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: А) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важной задачи; в)потеря друзей. 19.Больше всего я ценю: А) личный успех; Б) общую работу; в)практические результаты. 20. Очень мало людей: А) действительно радуются выполненной работе; Б)с удовольствием работают в коллективе;
В)выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б)отметание всего нового; в) людей, ставящих себя выше других. 22. Я хотел бы: А) чтобы окружающие считали меня своим другом; Б)помогать другим в общем деле; в)вызывать восхищение других. 23. Я люблю начальство, когда оно: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; в) доступно. 24. На работе я хотел бы: а) чтобы решение принималось коллективно; б) самостоятельно работать над решением задач; в) чтобы начальник признавал мои достоинства. 25. Я хотел бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с людьми; б) о жизни известного человека; в) типа «Сделай сам». 26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть: а) дирижером; б) солистом; в) композитором. 27. В свободное время я предпочитаю: а) смотреть фильмы или читать книги; б) общаться с друзьями; в) сделать что-нибудь по хозяйству. 28. Если бы я был наставником школьников, я бы с удовольствием: а) выдумал интересный конкурс; б) сам участвовал в конкурсе; в) организовал конкурс и руководил им. 29. Я иногда занимаюсь спортом, потому что: а) это доставляет мне удовольствие; б) хочу быть сильным и выносливым; в) это позволяет интересно проводить время с друзьями. 30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить прежде всего свою задачу; в) не нужно было его укорять за работу.
Регистрационный бланк к методике Смекала-Кучеры Ф. И. О.____________________________________________________________Дата _______________
«Ключ» к методике Смекала-Кучеры
Результаты обследования оцениваются по трем шкалам, отражающим направленность личности: на себя (НС), на взаимодействие (ВД) и на дело (НД). Значения по шкалам находят с помощью«ключа», сопоставляя указанную в «ключе» букву («а», «б» или «в») с ее местоположением в графах регистрационного бланка. Если буква «ключа» занесена в графу «Больше всего», то ответ оценивается в 3 балла по данной шкале, если в графу «Меньше всего» — то в 1 балл. В 2 балла оценивается ответ тогда, когда буква «ключа» отсутствует в регистрационном бланке. Последующим суммированием баллов находят первичные значения по шкалам. Описание шкал Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение, удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, инвертированность. Направленность на общение — стремление в любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Шкалы балльных оценок показателей методики Смекала-Кучеры
Темперамент Темперамент (от лат. temperamentu — надлежащее соотношение частей)—закономерное соотношение относительно,устойчи- вых характеристик личности, проявляющихся в динамических особенностях психической деятельности, т. е. темпе, ритме, интенсивности общей, двигательной и эмоциональной активности. Темперамент является основой, на которую накладываются характер, навыки, мотивы, но сам по себе он не предопределяет направление развития и деятельности человека. Кроме темперамента, на динамику психической деятельности влияют и другие факторы (мотивация, психические состояния). Независимо от темперамента при наличии интереса человек работает быстрее и энергичнее, чем при его отсутствии. Утомление ухудшает показатели деятельности, приводит к снижению скорости и темпа движений. В отличие от мотивов и психических состояний, свойства темперамента проявляются у человека одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при достижении самых различных целей, т. е. они проявляются в действиях независимо от их содержания. Это — определенная предрасположенность или устойчивая особенность, благодаря которой психические или психомоторные процессы возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее. От темперамента зависят следующие параметры протекания психической деятельности: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (скорость восприятия, «быстрота ума», длительность сосредоточения внимания и т. п.); темп и ритм психических процессов; интенсивность психического отражения (сила эмоций, активность внимания и т. п.); направленность психических процессов на какие-то определенные объекты (стремление к контактам с новыми людьми,к новым впечатлениям или обращенность человека к самому себе, своим идеям и образам и др.). Первые исследования особенностей темперамента представляли собой попытки выделить общее в поведении и деятельности людей, т. е. типы темперамента. В истории учения о темпераменте существует несколько типологий. К числу наиболее ранних и наиболее известных относятся типы темперамента Гиппократа- Галена, ярко описанные И. Кантом. Многие последующие типологии темперамента ориентировались на нее. Из них наиболее известной является типология темперамента, которую дал И. П. Павлов на основе своего учения об основных свойствах нервной системы. Он выделил четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный — холерик; слабый, неуравновешенный — меланхолик. В табл. 6.5 представлена сравнительная психологическая характеристика данных типов темперамента.
Поскольку типы темперамента являются крайними формами бесконечно разнообразных индивидуальных динамических особенностей и в чистом виде встречаются сравнительно редко, то в подавляющем большинстве случаев в темпераменте проявляются признаки разных типов. Такие темпераменты относят к смешанному типу. В дальнейшем наряду с типологическим подходом стали рассматривать темперамент как совокупность его свойств. Основоположник наиболее обоснованной современной теории темперамента Ян Стреляу выделил следующие пять свойств временных характеристик темперамента: 1. Подвижность: скорость изменения в поведении в ответ на перемену среды, т. е. способность реагировать адекватно на быстро изменяющиеся стимулы. 2. Скорость: быстрота реакции (измеряемая временем реакции) на стимулы или какие-то другие внешние требования. 3. Темп: частота встречаемости гомогенных реакций в данном отрезке времени (например, количество слов или движений, произведенных в данный период времени). 4. Повторяемость: тенденция повторять то же самое поведение (реакцию) после того, как стимул (ситуация), вызвавший данное поведение (реакцию), прекратился. 5. Настойчивость: тенденция поддерживать реакцию (поведение) после того, как стимул (ситуация) прекратился. К энергетическим характеристикам темперамента относятся: 1. Сенсорная чувствительность: способность реагировать на стимулы очень малой стимулирующей силы внутри любых видов сенсорной стимуляции. 2. Эмоциональная чувствительность: легкость порождения эмоции в ответ на стимул (в физических и социальных ситуациях). 3. Устойчивость к усталости: способность адекватно реагировать в ситуациях, требующих продолжительной или сильно стимулирующей активности. 4. Устойчивость к помехам: способность адекватно реагировать в ответ на интенсивные внешние стимулы, такие, как физический дискомфорт, шум, боль, температура или другие сильно действующие факторы. 5. Эмоциональная устойчивость: сопротивляемость сильнее физическому или социальному стрессу. 6. Активность как прямой источник стимуляции: тенденция предпринимать поведение, обладающее само по себе большим стимулирующим значением. 7. Активность как непрямой источник стимуляции: тенденция предпринимать поведение, цель которого — обеспечить стимуляцию, действующую на организм извне. В целом структура темперамента по Яну Стреляу включает следующие показатели: 1. Живость: обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности. В основномона проявляется в реакциях на неожиданные события, в темпе речи, в темпе других обычно совершаемых действий. 2. Упорство: обнаруживается в продолжительности поведения (настойчивости), в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции, в длительности эмоциональных состояний, продолжительности когнитивных ассоциаций, в ненамеренном повторении отдельных движений, возникающих на определенном эмоциональном фоне, или же в существовании вербальных или двигательных стереотипов. 3. Подвижность: проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменение стимулов. 4. Сенсорная чувствительность: обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой стимулирующей силы; выражается в основном в реакциях на тактильные, обонятельные и визуальные стимулы. 5. Выносливость: проявляется в способности адекватно реагировать: а) в ситуациях, требующих продолжительной или высокостимулирующей активности, и б) в условиях интенсивной внешней стимуляции (физического дискомфорта, шума, болезненных стимулов, температуры и т. п.). 6. Активность: проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким стимулирующим значением или действия, направленные на обеспечение сильной стимуляции извне (например, рискованные действия, вовлечение в социальную активность, поиск нового опыта). 7. Эмоциональная реактивность; проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы. Выражается в высокой эмоциональной чувствительности (легкости порождения эмоциональных реакций на слабые стимулы) и низкой эмоциональной выносливости (низкой сопротивляемости ситуациям, вызывающим сильные эмоции). Следует заметить, что между семью приведенными выше чертами темперамента существуют определенные связи, т. е. они не вполне независимы друг от друга. В табл. 6.6 представлены свойства темперамента с их краткой психологической характеристикой по В. С. Мерлину. Таблица 6.6 Характеристика свойств темперамента по В. С.Мерлину
В. М. Русалов — разработчик теории темперамента как системы формально-динамических свойств психики, выделяет 12 свойств темперамента по четырем фундаментальным параметрам, проявляющимся в трех сферах деятельности человека (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). В табл. 6.7 представлены психологические характеристики данных параметров. Таблица 6.7 Параметры формальной организаций поведения человека по В. М. Русалову
На основании 12 темпераментных шкал В. М. Русалов предлагает 6 индексов (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной и общей активности, общей эмоциональности и общей адаптивности), 9 дифференциальных типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, смешанный низкоэмоциональный, смешанный высокоэмоциональный, смешанный низкоактивный, смешанный высокоактивный и неопределенный). Поскольку типы темперамента являются крайними формами бесконечно разнообразных индивидуальных динамических особенностей и в чистом виде встречаются сравнительно редко, в подавляющем большинстве случаев в темпераменте проявляются признаки разных типов и такие темпераменты относят к смешанному типу. Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Профессия оператора пульта управления автоматической системой, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в коллективе требует, чтобы специалист мог сдерживать свои чувства и желания. Все эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — содержания деятельности. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, оператор, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, операторы с инертным типом темперамента, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой оборудования, это положительное свойство. Операторы подвижного типа, чье внимание менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного оборудования к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работники быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других. В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента — высокая тревожность, малая помехоустойчивость — не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств для того, чтобы особенности темперамента соответствовали требованиям деятельности. Такой путь «приспособления» темперамента к требованиям деятельности должен использоваться при профессиональном психологическом отборе.Методы оценки темперамента подразделяются на психофизиологические и психологические, группируются по признаку предназначенности для измерения тех или иных свойств. Сенситивность оценивается с помощью методических приемов определения порогов различных видов чувствительности. Реактивность (импульсивность) определяется по количеству ошибочных движений на тормозный сигнал по отношению латентного времени речевой реакции при легком и трудном выборе, по числу ошибок при выборе кратчайшего пути в нарисованном лабиринте, по латентному времени при ответах на вопросы и т. п. Для оценки уровня активности индивидов используются показатели успешности при отыскании чисел с переключением, показатели успешности в корректурной пробе, количество новых объектов, выбранных при последовательном предъявлении одного и того же множества, соответствующие шкалы опросников MMPI, 16-ФЛО и др. Темп реакций оценивается по скорости мыслительной и моторной деятельности. Для оценки ригидности используются показатели сохранения прежнего способа решения при предъявлении новой сходной задачи, длительность сохранения прежнего уровня притязаний после повторяющихся неудач при решении задачи, различие в продуктивности прямого и обратного письма, длительность сохранения последовательного образа. Экстраверсия оценивается по величине отношения амплитуды кожногальванической реакции на реальный и ожидаемый раздражители, по величине отношения реакций интровертиро- ванного-экстравертированного типа при истолковании символических сюжетов, по количеству воспринятых и узнанных фигур в неструктурированных рисунках, а также с помощью опросников Г. Айзенка и Р. Кэттелла.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.13 с.) |