Опросник МОС (мотивация и особенности самооценки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник МОС (мотивация и особенности самооценки)



Опросник предназначен для исследования некоторых мотиваци­онных особенностей, проявляющихся через потребность в общении и уровень субъективного контроля (УСК) поведения личности в процессе служебных отношений и при неудачах.

Методика разработана В. В. Кормачевым, В. Ю. Рыбниковым и Ф. И. Чорногором на базе опросников УСК и анкеты для ис­следования потребности в общении. Она ориентирована на экс­пресс-оценку показателей «Потребность в общении», «УСК в об­ласти служебных отношений» и «УСК при неудачах».

Опросник содержит 52 вопроса, на каждый из которых обследу­емый должен дать ответ «Да» или «Нет».

Стимульный материал к методике МОС

Инструкция: —

Сейчас будут исследоваться некоторые особенности вашего характера. Опросник состоит из 52 утверждений о жизни, рабо­те, семье, других людях. Ваша задача заключается в том, чтобы определить свое отношение к каждому утверждению, т. е. со­гласиться или не согласиться с ним. Если вы соглашаетесь с утверждением, то в соответствующей графе регистрационного бланка поставьте знак «+», а если вы не согласны — то знак «-». Таким образом, вы последовательно должны определить свою оценку по всем 52 утверждениям. При выборе оценки не думай­те слишком долго: первый выбор бывает обычно самым пра­вильным.

Опросник МОС

1. Продвижение по работе больше зависит от удачного стече­ния обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не про­являют интереса и дружелюбия к окружающим.

3. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

4. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завое­вать симпатии других людей.

5. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

6. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не по­лагается на их самостоятельность.

7. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осу­ществить их.

8. То, что многим людям кажется везением или удачей, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

9. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

10. Думаю, что случаи или судьба не играют важной роли в моей жизни.

11. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

12. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

13. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

14. В конце концов за плохое руководство организацией от­ветственны сами люди, которые в ней работают.

15. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

16. То, что со мной, случается, это дело моих собственных рук.

17. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

18. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

19. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жиз­ни, чаще всего были виноваты другие люди, а не я.

20. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

21. Успех является результатом упорной работы и мало зави­сит от случая.

22. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним лю­дям и не нравлюсь другим.

23. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать само­стоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

24. К сожалению, заслуги человека часто остаются неприз­нанными, несмотря на все его старания.

25. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возмож­ности, должны винить в этом только самих себя.

26. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

27. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

28. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.

29. Я больше сосредоточен на приобретение влияния, чем дружбы.

30. Когда я узнаю об успехах моего товарища, у меня почему- то ухудшается настроение.

31. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.

32. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товари­щей по работе.

33. Мои друзья мне основательно надоели.

34. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.

35. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, кото­рая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

36. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.

37. Неприятности у других вызывают у меня такое сострада­ние, что я могу заболеть.

38. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.

39. Из уважения к другу могу согласиться с его мнением, даже если он неправ.

40. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность боль­ше, чем когда нахожусь среди людей.

41. С считаю, что основной радостью в жизни является общение.

42. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.

43. Я люблю бывать среди людей.

44. Я долго переживаю ссоры с близкими.

45. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

46. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

47. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнениях о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.

48. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

49. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

50. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны.

51. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.

52. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.

Регистрационный бланк к методике МОС

Ф. И. О. _____________________________________________________________Дата_______________

                       
                       
                       
              44.        
         

 

Первичные показатели опросника МОС получают суммирова­нием количества плюсов (ответ «Да») для положительных отве­тов с количеством минусов (ответ «Нет») для отрицательных от­ветов согласно «ключам». Полученные суммы являются «сыры­ми» оценками исследуемых показателей. Показатель «Потребность в общении» переводится в 9-балльную шкалу, а показатели УСК

Обработка результатов проводится с помощью «ключей».

Наименование шкалы Кол-во вопросов Содержание ответов Порядковые номера вопросов, соответствующих показателю
Потребность в общении   Да 26, 27, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 42,43,44,45,47,49,51,52
Нет 28,29,30,33,38,39,46,48,50
УСК в области слу­жебных отношений   Да 12,14,21,25
Нет 1,6,13,17
УСК при неудачах   Да 2,18,25
Нет 13,19,22,24

 

используются в виде «сырых» оценок. Психологическая харак­теристика показателей опросника МОС приведена в таблице.

Психологическая характеристика показателей опросника МОС у лиц, получивших оценки противоположного значения

 

Фактор Оценка
низкая (13 балла) высокая (7-9 баллов)
Потребность в общении Низкая потребность в общении. Склонен к замкнутости. Не ищет контактов в общении с другими Высокая потребность в общении, компанейский, коммуникабель­ный. Любит быть среди других, легко устанавливает контакты
УСК в об­ласти слу­жебных от­ношений Склонен к недостаточной целе­устремленности, так как считает, что служебные отношения опре­деляются прежде всего руково­дителем или стечением обстоя­тельств В области служебных отноше­ний склонен брать ответствен­ность на себя, уверен в своей компетентности. Целеустремлен и настойчив. Считает свои дейс­твия важным фактором в органи­зации деятельности
УСК при не­удачах Склонен к самооправданиям. При неудачах обычно обвиняет дру­гих или относит их за счет стече­ния обстоятельств, невезения Склонен к самообвинениям. При неудачах часто оправдывает дру­гих и берет вину на себя

 

Перевод в баллы

Показатель Баллы
                 
Потребность в общении <12     15-17 18-19   21-22   24 и >

 

Методика Смекала-Кучеры (ориентационная анкета)

Методика предназначена для оценки типа профессиональной направленности личности: индивидуалистической (направленность на себя); коллективистской (направленность на взаимодействие); деловой (направленность на дело). Она основана на оценке сло­весной реакции испытуемых в предполагаемых ситуациях дея­тельности и общения.

Предлагаемый испытуемым опросник состоит из 30 неокон­ченных утверждений. Для каждого утверждения в ответной час­ти опросника приведены 3 варианта окончаний (обозначенных буквами «а», «б», «в»). Испытуемый осуществляет вынужден­ный выбор из трех альтернатив, указывая те варианты ответа, которые больше всего и меньше всего соответствуют его мнению. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает.

Для проведения обследования необходимы опросники и реги­страционные бланки.

Перед началом обследования эксперт зачитывает инструк­цию: «Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом воп­росе имеется 3 варианта ответа, обозначенных буквами «а», «б», «в». Отвечая на каждый вопрос, вначале выберите тот вариант ответа, который в большей мере отражает вашу точку зрения, указав соответствующую букву в графе «Больше всего». После этого выберите вариант ответа, который в меньшей мере соот­ветствует вашему мнению, указав соответствующую букву в графе «Меньше всего».

Для ответа на каждый вопрос используйте только две бук­вы. Оставшийся вариант ответа нигде не фиксируйте. Будьте внимательны при регистрации ответов. Если в процессе работы у вас возникнут вопросы, поднимите руку, к вам подойдут и помогут»;

После ответов на вопросы эксперт дает команду о начале работы.

Стимульный материал к методике Смекала-Кучеры

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

а) оценка работы;

б) сознание того, что работа выполнена хорошо;

в) сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподава­телей, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

б) вызывают у всех дух соревнования;

в) производят впечатление, что предмет, который они пре­подают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется слу­чай;

б) всегда верны и надежны;

в) интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

б) которые могут больше, чем я;

в) на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:

а) кто добился жизненного успеха;

б) кто может сильно любить;

в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

б) руководителем предприятия;

в) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

а) игры с друзьями;

б)успехи в делах;

в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

а) я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

б) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отноше­ния;

в) когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна была бы заключаться в:

а) подготовке учеников к работе по специальности;

б) развитии индивидуальных способностей и самостоятель­ности;

в) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) недемократическая система;

б) человек теряет индивидуальность в общей массе;

в) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с друзьями;

б) для любимых дел и самообразования;

в) для отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на Многое, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

б) моя работа меня удовлетворяет;

в) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

a) другие ценят меня;

б) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

с) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили дело, которым занимаюсь;

б) похвалили за работу;

в) сообщили о товарищах.

17.Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А) имел ко мне индивидуальный подход;

Б)стимулировал меня на более интенсивный труд;

В)вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А) оскорбление личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важной задачи;

в)потеря друзей.

19.Больше всего я ценю:

А) личный успех;

Б) общую работу;

в)практические результаты.

20. Очень мало людей:

А) действительно радуются выполненной работе;

Б)с удовольствием работают в коллективе;

В)выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

а) ссоры и споры;

б)отметание всего нового;

в) людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А) чтобы окружающие считали меня своим другом;

Б)помогать другим в общем деле;

в)вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

а) требовательно;

б) пользуется авторитетом;

в) доступно.

24. На работе я хотел бы:

а) чтобы решение принималось коллективно;

б) самостоятельно работать над решением задач;

в) чтобы начальник признавал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

б) о жизни известного человека;

в) типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

а) дирижером;

б) солистом;

в) композитором.

27. В свободное время я предпочитаю:

а) смотреть фильмы или читать книги;

б) общаться с друзьями;

в) сделать что-нибудь по хозяйству.

28. Если бы я был наставником школьников, я бы с удоволь­ствием:

а) выдумал интересный конкурс;

б) сам участвовал в конкурсе;

в) организовал конкурс и руководил им.

29. Я иногда занимаюсь спортом, потому что:

а) это доставляет мне удовольствие;

б) хочу быть сильным и выносливым;

в) это позволяет интересно проводить время с друзьями.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

б) выполнить прежде всего свою задачу;

в) не нужно было его укорять за работу.

 

Регистрационный бланк к методике Смекала-Кучеры

Ф. И. О.____________________________________________________________Дата _______________

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

«Ключ» к методике Смекала-Кучеры

Шкала направленности на себя (НС) Шкала направленности на взаимодействие (ВД) Шкала направленности на дело (НД)
  16в   16а
  17а 17в  
За 18а Зв 18в    
19а     19в
  20в   20а
21в 21а    
22в 22а    
    23в 23а
24в 24а   246.
10в     25а 10а 25в
    Ив 26а 11а 26в
  27а 12а   12в 27в
13в   13а 28в   28а
14в 29а 14а 29в    
15а ЗОв 15в 30а    

 

Результаты обследования оцениваются по трем шкалам, отра­жающим направленность личности: на себя (НС), на взаимодей­ствие (ВД) и на дело (НД). Значения по шкалам находят с помощью«ключа», сопоставляя указанную в «ключе» букву («а», «б» или «в») с ее местоположением в графах регистрационного бланка. Если буква «ключа» занесена в графу «Больше всего», то ответ оценивается в 3 балла по данной шкале, если в графу «Меньше всего» — то в 1 балл. В 2 балла оценивается ответ тогда, когда буква «ключа» отсутствует в регистрационном бланке. Последу­ющим суммированием баллов находят первичные значения по шкалам.

Описание шкал Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграж­дение, удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, аг­рессивность в достижении статуса, властность, склонность к со­перничеству, раздражительность, тревожность, инвертированность.

Направленность на общение — стремление в любых услови­ях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совмест­ную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных за­даний или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в при­вязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело — заинтересованность в решении де­ловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Шкалы балльных оценок показателей методики Смекала-Кучеры

Шкалы Колет ество набранных баллов по шкалам
                   
НС £50 51-52   54-57 58-60 61-62 63-65 66-68 69-741 >75
ВД <53   55-57 58-59 60-62 63-66 67-68 69-70 71-72 >73
НД £48 49-50 51-52 53-55 56-58 59-60 61-62 63-65   >67

 

 

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentu — надлежащее соотноше­ние частей)—закономерное соотношение относительно,устойчи- вых характеристик личности, проявляющихся в динамических особенностях психической деятельности, т. е. темпе, ритме, интен­сивности общей, двигательной и эмоциональной активности.

Темперамент является основой, на которую накладываются характер, навыки, мотивы, но сам по себе он не предопределяет направление развития и деятельности человека.

Кроме темперамента, на динамику психической деятельности влияют и другие факторы (мотивация, психические состояния). Независимо от темперамента при наличии интереса человек ра­ботает быстрее и энергичнее, чем при его отсутствии. Утомление ухудшает показатели деятельности, приводит к снижению ско­рости и темпа движений.

В отличие от мотивов и психических состояний, свойства тем­перамента проявляются у человека одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при достижении самых различных целей, т. е. они проявляются в действиях независимо от их содержания. Это — определенная предрасположенность или устойчивая особенность, благодаря которой психические или пси­хомоторные процессы возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее.

От темперамента зависят следующие параметры протекания психической деятельности:

скорость возникновения психических процессов и их ус­тойчивость (скорость восприятия, «быстрота ума», длитель­ность сосредоточения внимания и т. п.);

темп и ритм психических процессов;

интенсивность психического отражения (сила эмоций, ак­тивность внимания и т. п.);

направленность психических процессов на какие-то опреде­ленные объекты (стремление к контактам с новыми людьми,к новым впечатлениям или обращенность человека к само­му себе, своим идеям и образам и др.).

Первые исследования особенностей темперамента представляли собой попытки выделить общее в поведении и деятельности лю­дей, т. е. типы темперамента. В истории учения о темпераменте существует несколько типологий. К числу наиболее ранних и наиболее известных относятся типы темперамента Гиппократа- Галена, ярко описанные И. Кантом. Многие последующие типо­логии темперамента ориентировались на нее.

Из них наиболее известной является типология темперамен­та, которую дал И. П. Павлов на основе своего учения об основ­ных свойствах нервной системы. Он выделил четыре типа темпе­рамента: сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный — холерик; слабый, неуравновешенный — ме­ланхолик.

В табл. 6.5 представлена сравнительная психологическая ха­рактеристика данных типов темперамента.

Поскольку типы темперамента являются крайними формами бесконечно разнообразных индивидуальных динамических осо­бенностей и в чистом виде встречаются сравнительно редко, то в подавляющем большинстве случаев в темпераменте проявляются признаки разных типов. Такие темпераменты относят к смешан­ному типу.

В дальнейшем наряду с типологическим подходом стали рас­сматривать темперамент как совокупность его свойств.

Основоположник наиболее обоснованной современной теории темперамента Ян Стреляу выделил следующие пять свойств вре­менных характеристик темперамента:

1. Подвижность: скорость изменения в поведении в ответ на перемену среды, т. е. способность реагировать адекватно на быст­ро изменяющиеся стимулы.

2. Скорость: быстрота реакции (измеряемая временем реак­ции) на стимулы или какие-то другие внешние требования.

3. Темп: частота встречаемости гомогенных реакций в данном отрезке времени (например, количество слов или движений, про­изведенных в данный период времени).

4. Повторяемость: тенденция повторять то же самое поведе­ние (реакцию) после того, как стимул (ситуация), вызвавший данное поведение (реакцию), прекратился.

5. Настойчивость: тенденция поддерживать реакцию (поведе­ние) после того, как стимул (ситуация) прекратился.

К энергетическим характеристикам темперамента относятся:

1. Сенсорная чувствительность: способность реагировать на стимулы очень малой стимулирующей силы внутри любых видов сенсорной стимуляции.

2. Эмоциональная чувствительность: легкость порождения эмоции в ответ на стимул (в физических и социальных ситуа­циях).

3. Устойчивость к усталости: способность адекватно реагиро­вать в ситуациях, требующих продолжительной или сильно сти­мулирующей активности.

4. Устойчивость к помехам: способность адекватно реагиро­вать в ответ на интенсивные внешние стимулы, такие, как физи­ческий дискомфорт, шум, боль, температура или другие сильно действующие факторы.

5. Эмоциональная устойчивость: сопротивляемость сильнее физическому или социальному стрессу.

6. Активность как прямой источник стимуляции: тенденция предпринимать поведение, обладающее само по себе большим сти­мулирующим значением.

7. Активность как непрямой источник стимуляции: тенден­ция предпринимать поведение, цель которого — обеспечить сти­муляцию, действующую на организм извне.

В целом структура темперамента по Яну Стреляу включает следующие показатели:

1. Живость: обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности. В основномона проявляется в реакциях на неожиданные события, в темпе речи, в темпе других обычно совершаемых действий.

2. Упорство: обнаруживается в продолжительности поведения (настойчивости), в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции, в длительности эмоциональных состояний, продолжительности когнитивных ассоциаций, в не­намеренном повторении отдельных движений, возникающих на определенном эмоциональном фоне, или же в существовании вер­бальных или двигательных стереотипов.

3. Подвижность: проявляется в способности реагировать быс­тро и адекватно на изменение стимулов.

4. Сенсорная чувствительность: обнаруживается в способнос­ти реагировать на стимулы очень низкой стимулирующей силы; выражается в основном в реакциях на тактильные, обонятель­ные и визуальные стимулы.

5. Выносливость: проявляется в способности адекватно реаги­ровать: а) в ситуациях, требующих продолжительной или высокостимулирующей активности, и б) в условиях интенсивной внеш­ней стимуляции (физического дискомфорта, шума, болезненных стимулов, температуры и т. п.).

6. Активность: проявляется в тенденции предпринимать дей­ствия с высоким стимулирующим значением или действия, на­правленные на обеспечение сильной стимуляции извне (напри­мер, рискованные действия, вовлечение в социальную активность, поиск нового опыта).

7. Эмоциональная реактивность; проявляется в интенсивнос­ти эмоциональных реакций на стимулы. Выражается в высокой эмоциональной чувствительности (легкости порождения эмоцио­нальных реакций на слабые стимулы) и низкой эмоциональной выносливости (низкой сопротивляемости ситуациям, вызываю­щим сильные эмоции).

Следует заметить, что между семью приведенными выше чер­тами темперамента существуют определенные связи, т. е. они не вполне независимы друг от друга.

В табл. 6.6 представлены свойства темперамента с их краткой психологической характеристикой по В. С. Мерлину.

Таблица 6.6

Характеристика свойств темперамента по В. С.Мерлину

Название свойства Краткая психологическая характеристика
Эмоциональная возбудимость При повышенной эмоциональной возбудимости слабые внешние и внутренние воздействия вызывают эмоциональ­ную реакцию, которая изменяет функциональный уровень деятельности и ее характер.
Возбудимость внимания При повышенной возбудимости внимания слабые изменения раздражителя или появление слабых стимулов достаточны для привлечения внимания
Сила эмоций Высокой силе эмоций соответствует повышенная интенсив­ность эмоциональных реакций;
Тревожность При повышенной тревожности выражена эмоциональная воз­будимость в угрожающей ситуации
Импульсивность Повышенная импульсивность соответствует легкости воз­никновения непроизвольных реакций на стимулы, непосред­ственно действующие в данный момент времени
Активность во­левой целена­правленной дея­тельности Повышенная активность волевой целенаправленной деятель­ности соответствует высокой устойчивости и интенсивности поведения, направленного на достижение поставленной цели
Пластичность - ригидность Пластичность определяет хорошую приспособляемость чело­века к изменяющимся условиям существования и деятельности
Резистентность Повышенная резистентность состоит в хорошей сопротив­ляемости всем внешним и внутренним условиям, ослабляю­щим или тормозящим начатую деятельность
Субъективация Степень субъекгивации соответствует мере опосредования деятельности субъективными образами, представлениями, понятиями.

 

В. М. Русалов — разработчик теории темперамента как систе­мы формально-динамических свойств психики, выделяет 12 свойств темперамента по четырем фундаментальным параметрам, прояв­ляющимся в трех сферах деятельности человека (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).

В табл. 6.7 представлены психологические характеристики данных параметров.

Таблица 6.7

Параметры формальной организаций поведения человека по В. М. Русалову

Название параметра Психологическая характеристика параметра
Эргичность Характеризует степень напряженности взаимодействия ор­ганизма со средой
Пластичность Отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие
Скорость (темп) Показывает степень быстроты исполнения программы по­ведения
Эмоциональная чувствительность Отражает порог чувствительности к возможному несовпа­дению результата действия с ожидаемым результатом

 

На основании 12 темпераментных шкал В. М. Русалов пред­лагает 6 индексов (психомоторной, интеллектуальной, коммуни­кативной и общей активности, общей эмоциональности и общей адаптивности), 9 дифференциальных типов темперамента (холе­рик, флегматик, сангвиник, меланхолик, смешанный низкоэмо­циональный, смешанный высокоэмоциональный, смешанный низ­коактивный, смешанный высокоактивный и неопределенный).

Поскольку типы темперамента являются крайними формами бесконечно разнообразных индивидуальных динамических особен­ностей и в чистом виде встречаются сравнительно редко, в подавля­ющем большинстве случаев в темпераменте проявляются признаки разных типов и такие темпераменты относят к смешанному типу.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Профес­сия оператора пульта управления автоматической системой, на­пример, требует своевременного и быстрого реагирования на из­менения в работе многих агрегатов и быстрого принятия пра­вильных решений; дисциплина в коллективе требует, чтобы спе­циалист мог сдерживать свои чувства и желания. Все эти требо­вания нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объек­тивных причин — содержания деятельности.

В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, оператор, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темпе­рамента, необходимые для успешной деятельности и слабо выра­женные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы.

Например, операторы с инертным типом темперамента, внима­ние которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекают­ся. В ситуации, когда надо ликвидировать простой оборудования, это положительное свойство. Операторы подвижного типа, чье вни­мание менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного оборудования к другому. В ситуации возможных непола­док это также положительное свойство. Таким образом, более час­тое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работники быстрее обнаруживают неполад­ки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства тем­перамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опаснос­тью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента — высокая тревожность, малая поме­хоустойчивость — не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессио­нальную пригодность. В этих видах труда необходим предваритель­ный отбор людей по ряду свойств для того, чтобы особенности темпе­рамента соответствовали требованиям деятельности. Такой путь «при­способления» темперамента к требованиям деятельности должен ис­пользоваться при профессиональном психологическом отборе.Методы оценки темперамента подразделяются на психофизио­логические и психологические, группируются по признаку пред­назначенности для измерения тех или иных свойств.

Сенситивность оценивается с помощью методических приемов определения порогов различных видов чувствительности. Реак­тивность (импульсивность) определяется по количеству ошибоч­ных движений на тормозный сигнал по отношению латентного времени речевой реакции при легком и трудном выборе, по числу ошибок при выборе кратчайшего пути в нарисованном лабирин­те, по латентному времени при ответах на вопросы и т. п. Для оценки уровня активности индивидов используются показатели успешности при отыскании чисел с переключением, показатели успешности в корректурной пробе, количество новых объектов, выбранных при последовательном предъявлении одного и того же множества, соответствующие шкалы опросников MMPI, 16-ФЛО и др. Темп реакций оценивается по скорости мыслительной и моторной деятельности. Для оценки ригидности используются показатели сохранения прежнего способа решения при предъяв­лении новой сходной задачи, длительность сохранения прежнего уровня притязаний после повторяющихся неудач при решении задачи, различие в продуктивности прямого и обратного письма, длительность сохранения последовательного образа.

Экстраверсия оценивается по величине отношения амплиту­ды кожногальванической реакции на реальный и ожидаемый раздражители, по величине отношения реакций интровертиро- ванного-экстравертированного типа при истолковании символи­ческих сюжетов, по количеству воспринятых и узнанных фигур в неструктурированных рисунках, а также с помощью опросни­ков Г. Айзенка и Р. Кэттелла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.13 с.)