Основные свойства нервной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства нервной системы



К основным свойствам нервной системы относятся физиоло­гические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

И. П. Павлов одним из первых высказывал мысль о необхо­димости объяснения сложных психических явлений динамикой основных нервных процессов. Однако, по современным данным, в основе психики лежат более сложные, еще малоизученные моз­говые информационные процессы, имеющие электрофизиологическую и биохимическую природу. Свойства нервной системы, в понимании Павлова, являются физиологической основой (бази­сом) темперамента и лишь в некоторой степени других психоло­гических свойств человека.

Основные положения теории свойств нервной системы сфор­мулированы И. П. Павловым и получили дальнейшее развитие в работах Б. Н. Теплова и В. Д. Небылицына. В качестве основных свойств нервной системы выделены: сила, динамичность, лабиль­ность и подвижность нервных процессов.

Сила нервной системы (или сила возбуждения) — способность индивида выдерживать интенсивную и/или длительную стиму­ляцию, не выходя в запредельное охранительное торможение. В основе этого свойства лежит выносливость (работоспособность) нервных клеток к длительному действию раздражителя, дающе­го концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, или к кратко­временному действию сверхсильных раздражителей. Чем «сла­бее» нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения.

Б. Н. Теплов и В. Д. Небылицын внесли дополнение в пред­ставления о силе нервной системы. Они рассматривали силу как биполярное свойство: один из полюсов — устойчивость, а дру­гой — чувствительность нервной системы. Причем отношениеустойчивости к чувствительности нервной системы — величина постоянная (E/S = const). Эта идея послужила основой для со­здания инструментальных методов оценки силы нервной системы с помощью измерения различных характеристик сенсорной чув­ствительности. Она способствовала также выяснению взаимосвязи между понятиями силы нервной системы и возбудимости. Поня­тие активированности (возбудимости) как относительно стабиль­ной черты, отражающей индивидуальные различия в уровне акти­вации нервной системы, дало возможность выйти за пределы тра­диции в исследованиях биологической основы темперамента.

Активация определяется как энергетическая неспецифичес­кая функция мозга. Центральное положение концепции актива­ции — понятие об оптимуме возбуждения, в соответствии с кото­рым индивидуум своим поведением регулирует уровень возбуж­дения таким образом, чтобы достичь илц сохранить его опти­мальный уровень в разных условиях жизнедеятельности.

Динамичность нервной системы — это легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процес­сы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов. Система, быстро обеспечивающая формирование по­ложительной замыкательной связи, будет более динамичной по отношению к возбуждению, а система, быстро образующая тор­мозные условные рефлексы, будет динамичной по отношению к торможению.

Лабильность — свойство нервной системы, связанное со ско­ростью возникновения, протекания и прекращения нервного про­цесса. Это — параметр нервного субстрата, соответствующий фун­кции воспроизведения частоты следующих одно за другим раз­дражений и определяющий быстроту возникновения и прекра­щения вызываемых раздражителем циклов возбуждения.

Подвижность нервной системы — скорость движения, распро­странения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения. Подвижность нервных процессов определяет способность к быстрой смене одного раздражительного процесса другим, возбуждения торможением и наоборот. Ско­рость распространения процессов по нейронным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как ско­рость центральной обработки информации и скоростные пара­метры процесса принятия решения.

Каждое из перечисленных свойств нервной системы рассмат­ривается отдельно по отношению к процессам возбуждения и тор­можения (второй уровень классификации свойств нервной систе­мы). Выделяют два независимых свойства силы: сила нервной системы относительно процесса возбуждения и сила нервной си­стемы относительно процесса торможения. Соотношение одноимен­ных свойств нервной системы определяется как баланс или урав­новешенность процессов возбуждения и торможения по соответ­ствующему свойству (третий уровень классификации). Таким об­разом, существуют первичные (сила, динамичность, лабильность и подвижность возбудительного и тормозного процессов в отдель­ности) и вторичные (баланс процессов возбуждения и торможе­ния по силе, динамичности, лабильности и подвижности) свой­ства нервной системы.

В. Д. Небылицын предложил выделять общие и частные свой­ства нервной системы. Частные, или парциальные, свойства ха­рактеризуют в основном те мозговые структуры, к которым адре­суются применяемые стимулы. В основе частных свойств лежат физиологические особенности отдельных анализаторов или осо­бенности структуры сенсорного аппарата мозга.

Исходя из системной концепции П. К. Анохина, В. Н. Русалов выделил три уровня организации мозгового обеспечения фун­кциональной системы деятельности:

Мозг (нервная система) как единое целое.

Большие или малые блоки мозга (полушария, анализато­ры, подкорковые структуры и т. п.).

Отдельные нервные элементы (нейроны), выполняющие функцию интеграции разнородных возбуждающих и тормозных импульсов.

Для изучения свойств нервной системы на разных уровнях нервной организации применяются физиологические методики, соответствующие этим уровням. Содержание понятия свойства нервной системы (например, силы, лабильности) является еди­ным на всех уровнях, которые обеспечиваются разными нервны­ми механизмами.

В. Д. Небылицын, изучая теоретические основы «оператив­ной надежности» человека, под которой он понимал способность устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры (рабо­тоспособность, бдительность, помехоустойчивость) в течение оп­ределенных промежутков времени и при различных сложных ус­ловиях обстановки, отмечал, что такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы, в первую очередь от силы по отношению к возбужде­нию и от функциональной подвижности нервных процессов.

Для многих профессий свойственны длительное напряжение психофизиологических функций или частая смена процессов воз­буждения и торможения, что в целом отрицательно сказывается на работоспособности головного мозга. Утомление нервных кле­ток приводит к развитию общего утомления. Поскольку работо­способность головного мозга находится в прямой зависимости от силы возбуждения, то высокие параметры этого свойства нервной системы Позволяют человеку работать в высоком темпе длитель­ное время без признаков утомления и снижения качества дея­тельности. Многие исследователи отмечают, что лица со «сла­бой» нервной системой избегают не только опасных ситуаций, но и утомительных работ.

В условиях однообразной деятельности, особенно протекаю­щей в медленном темпе, в центральной нервной системе развива­ются тормозные процессы и связанные с ними изменения психи­ческого состояния, определяемые как монотония. Состояние мо- нотонии быстрее развивается у лиц с высоким уровнем свойства силы нервной системы, поэтому они в меньшей степени пригод­ны для однообразной монотонной работы. При многократном повторении однотипных действий в центральной нервной систе­ме развивается превентивное угасательное торможение, которое по причине снижения возбудимости задействованных нервных структур делает последовательно поступающие сигналы к дея­тельности как бы все более и более слабыми. Субъективная ин­тенсивность стимулов в определенный момент становится такой, что она оказывается недостаточной для вызова возбуждения в нервных элементах временной связи, но вполне достаточной для усиления превентивного торможения. Это ослабление физиоло­гического эффекта стимулов, ведущее к развитию тормозного состояния, быстрее развивается в нервной системе с высоким уров­нем свойства силы, так как она имеет более низкую чувствитель­ность по сравнению со «слабой» нервной системой.

Иначе обстоит дело с ролью силы возбуждения и механизмом развития монотонии в тех профессиях, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию. Ис­следования показали, что в таких условиях у лиц с «сильной» нерв­ной системой состояние монотонии отмечается значительно позднее, чем у лиц со «слабой» нервной системой. Физиологические меха­низмы, объясняющие причины таких различий, заключаются в том, что при сенсорной депривации (при недостатке внешних сиг­налов) функциональный тонус «слабой» нервной системы из-за не­достатка собственных энергетических ресурсов снижается быстрее, чем у лиц с «сильной» нервной системой. Функциональный тонус «слабой» нервной системы поддерживается на оптимальном уров­не работоспособности не столько собственными энергетическими ресурсами, сколько воздействием внешних раздражителей низких интенсивностей. Зона оптимальной работоспособности «слабой» не­рвной системы, таким образом, ограничивается не только со сторо­ны большого числа раздражителей высоких интенсивностей, но и со стороны слишком малого числа раздражителей малых интен­сивностей. Роль силы возбуждения в условиях такой деятельности существенно возрастает при переходе к активным действиям и, осо­бенно, в случаях возникновения критических ситуаций.

«Сильная» нервная система обладает высокой помехоустой­чивостью. Физиологической предпосылкой этому служит ее спо­собность образовывать концентрированный очаг возбуждения такой интенсивности, при которой сильные помехи не способны его разрушить. В то же время «сильная» Анервная система, по причине своей сравнительно малой чувствительности, в меньшей степени реагирует на слабые сигналы.

Успешность профессиональной деятельности людей зависит также и от уровня других свойств нервной системы. В частности, от функциональной подвижности нервных процессов, которая особенно важна в тех профессиях, где одним из решающих явля­ется скоростной фактор. Люди с высоким уровнем функциональ­ной подвижности нервных процессов («подвижные») способны выполнять трудовые операции в повышенном темпе. Люди с низ­ким уровнем функциональной подвижности нервных процессов («инертные») со скоростной работой справляются плохо. «Инерт­ные» вырабатывают различные формы индивидуального стиля деятельности, направленные на компенсацию низкого уровня функциональной подвижности нервных процессов за счет исполь­зования различных подготовительных и профилактических при­емов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Однако индивидуальный стиль не всегда может компенсировать низкую функциональную подвижность нервных процессов.

Успешность овладения любой профессией в значительной мере зависит от динамичности нервной системы.

Таким образом, основные свойства нервной системы, являясь в физиологическом отношении стойкими и базовыми индикато­рами индивидуальных различий, влияют на динамические ас­пекты психики человека, на результативность решения различ­ных профессиональных задач, особенно в экстремальных услови­ях, на сохранение психического и соматического здоровья.

Индивидуальные особенности основных нервных процессов в значительной мере определяют такую устойчивую характери­стику человека, как темперамент. Наиболее физиологически обоснованной является теория темперамента, разработанная Г. Ай­зенКом. Согласно этой теории, темперамент определяется соот­ношением психотизма (Р), экстраверсии (Е) и нейротизма (JV).

Психотизм — это характеристика личности, отражающая сте­пень предрасположенности к психическим отклонениям. Лицам с высоким уровнем психотизма свойственны: эгоцентричность, эгоизм, бесстрастность, неконтактность, ригидность.

Нейротизм — свойство личности, отражающее степень эмо­циональной неустойчивости, тревоги, сочетающихся с расстрой­ством вегетативных функций, нарушением социальной адапта­ции. Выраженный нейротизм рассматривается как предрасполо­женность к развитию неврозов. Противоположный полюс этого свойства — стабильность заключается в психологической устой­чивости, способности к целесообразной личностной адаптации,

отсутствии резких перепадов настроения, в ровном, спокойномповедении.

Согласно Айзенку, переменные экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность — ортогональны, т. е. независимы, не корре­лируют между собой. Каждая из них представляет собой контину­ум оценок между двумя полюсами крайней выраженности измеря­емого качества. Известные типы темперамента по классификации Гиппократа-Галена могут быть описаны в терминах теории Ай­зенка (см. модель «Круг Айзенка», представленную на рис. 5.2).

Существует большое количество подтверждений того, что ха­рактеристики Р, Е и N в значительной степени определяются ге­нетическими факторами. Установлено много социальных прояв­лений личностных различий по Р, Е и N: в преступности, в сексу­альном поведении, психических болезнях, в выборе занятий и профессиональной деятельности, успешности обучения и уровне достижений, предрасположенности к несчастным случаям.

В диагностике основных свойств нервной системы использу­ются такие психофизиологические методы, которые не требуют от испытуемых специальных знаний, умений, навыков или ка­кой-либо специальной подготовки.

 

 

Наиболее изученным основным свойством нервной системы является сила нервного возбудительного процесса (или сила нерв­ной системы по отношению к возбуждению). Все существующие методики данного свойства можно отнести к одной из трёх групп методических приемов.

К первой группе относятся методики, направленные на оцен­ку способности выдерживать длительное и концентрированное или очень сильное возбуждение, сопротивляемость к тормозяще­му действию посторонних раздражителей, особенности концент­рации возбуждения.

Вторую группу методических приемов оценки силы нервного возбудительного процесса составляют те, которые основаны на учете индивидуальных различий в абсолютной чувствительности или возбудимости нервной системы.

К третьей группе относятся методики и их модификации, учи­тывающие особенности абсолютной чувствительности анализато­ров, т. е. изучающие особенности сенсомоторных реакций. Лица со слабой нервной системой, имея более высокую чувствитель­ность, быстрее реагируют на слабые сигналы. В то же время на сигналы большой интенсивности в слабой нервной системе быст­рее развивается запредельное торможение.

Некоторые простейшие методики оценки свойств нервной системы приведены на с. 87-92.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения и характеристику основным свойствам нервной системы.

2. Перечислите и дайте характеристику уровням классифика­ции основных свойств нервной системы.

3. Каким образом взаимосвязаны основные свойства нервной системы и успешность деятельности специалистов различных про­фессий?

4. Какие методики оценки основных свойств нервной систе­мы вы знаете?

Задание для самостоятельной подготовки

1. Используя приведенные нас. 87-92 методики, самостоя­тельно проведите исследование силы и подвижности основных нервных процессов.

2. Оцените полученные показатели и вынесите заключение о пригодности к выполнению работы, требующей принятия быст­рых и правильных решений в условиях сильных помех.

Вопросы для тестового контроля

1. В работах Б. Н. Тешгова и В. Д. Небылицына в качестве основных свойств нервной системы выделены:

а) возбуждение и торможение нервной системы;

б) сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов;

в) наследственно закрепленные свойства организма реагиро­вать на стимулы, поступающие из окружающей среды;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. «Сильная» нервная система обладает:

а) высокой помехоустойчивостью;

б) высокой скоростью переработки информации;

в) быстрым развитием состояния монотонии в условиях сен­сорной депривации;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Люди с низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов («инертные»):

а) способны выполнять трудовые операции в повышенном темпе;

б) со скоростной работой справляются плохо;

в) не способны к вырабатыванию индивидуального стиля дея­тельности;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Психотизм — это характеристика личности, отражающая:

а) степень предрасположенности к психическим отклонениям;

б) степень эмоциональной неустойчивости, тревоги, сочетаю­щихся с расстройством вегетативных функций, нарушением со­циальной адаптации;

в) предрасположенность к развитию неврозов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

Теппинг-тест

Методика предназначена для оценки силы (выносливости) нервной системы по двигательному анализатору. Высокие значе­ния свидетельствуют о малой подверженности нервных центров двигательного анализатора утомлению, развивающемуся в них вследствие интенсивной работы мелких мышц кисти руки.

Обследование состоит в том, что испытуемый в течение 2 ми­нут должен в максимальном темпе ставить точки карандашом на листе чистой бумаги формата А4. Чем больше общее количество поставленных точек (N общ., табл. 5.2), тем выше манипуляци­онная подвижность кисти руки и сила нервной системы.

Таблица 5.2

Шкала балльных оценок показателей методики «Теппинг-тест»

 

В последнее время созданы многочисленные аппаратно-про­граммные комплексы, реализующие эту и другие психофизиоло­гические методики в автоматизированном варианте на базе ПЭВМ.

Буквенно-числовая методика оценки функциональной подвижности нервных процессов

Методика разработана В. И. Рыжковым как вариант методи­ки А. Е. Хильченко. В ней предусмотрены два типа вербальных стимулов, один из которых несет положительную информацию, другой тормозную. От испытуемого требуется безошибочное диф­ференцирование стимулов, предъявляемых в навязанном темпе.

Успешное дифференцирование стимулов в этих условиях может быть достигнуто только при высоких скоростных характеристи­ках нервной деятельности, обеспечивающих как быстрое пере­ключение с одной положительной реакции на другую, так и бы­стрый переход от возбуждения к торможению и наоборот. Ус­пешное выполнение методики в определенной мере зависит так­же от объема слуховой кратковременной памяти и от скорости двигательных актов. Иными словами, по своему психофизиоло­гическому содержанию методика направлена на оценку скорости центральной переработки информации, процесса принятия и ис­полнения решений (функциональной подвижности нервных про­цессов).

Для проведения обследования необходимо иметь магнито­фон со звуковыми колонками (или головные телефоны на каж­дого испытуемого), магнитную ленту с записью программы ис­пытаний (табл. 5.3), по два регистрационных бланка для отве­тов для каждого испытуемого, заточенные карандаши или ша­риковые ручки, классную доску и «ключ» с правильными от­ветами (табл. 5.4).

Таблица 5.3

Программа испытаний Первое задание (продолжительность пауз — 2 секунды)

Д-85-47 Б-64-73 А-93-41 У-51-88 У-78-96 В-86-28 В-29-57
Д-42-81 Б-54-34 Д-52-82 Г-33-69 Г-47-93 Ж-48-36 Я-36-54
А-37-68 У-23-27 Р-22-48 Б-28-61 Ж-35-54 Р-36-51 Б-51-33
Д-7 5-73 Б-21-36 К-32-46 Б-54-32 Р-23-85 Д-23-28 К-21-25
А-24-3 5 Д-28-36          
Второе задание (продолжительность пауз — - 1 секунда)
Б-24-36 Д-28-33 Д-28-44 У-21-37 А-36-31 Д-35-43 Г-34-82
А-36-78 Я-58-22 Р-41-88 Г-47-35 И-49-55 У-56-77 У-57-81
Я-55-62 Б-58-73 Г-85-33 В-61-86 Г-83-24 У-36-82 Р-28-44
Б-42-36 А-26-39 А-37-29 Д-39-27 В-45-89 Г-24-38 Б-39-22
А-37-25 А-36-92  

 

Окончание табл. 5.3

Третье задание (продолжительность пауз — 0,5 секунды)

А-36-92 А-37-25 Б-39-22 Г-24-38 В-45-89 Д-39-27 А-37-29
В-26-39 Б-42-36 Р-28-44 У-36-82 Г-83-24 В-61-86 Г-85-33
Б-58-73 Я-55-62 У-57-81 У-56-77 И-49-55 Г-47-35 Р-41-88
Я-58-22 А-36-78 Г-34-32 Д-35-43 А-36-31 У-21-37 Д-28-44
Д-28-33 Б-24-36  

 

Регистрационный бланк к буквенно-числовой методике (образец)

Ф. И. О. ________________________________________________________________Дата____________

Четные правильные Нечетные правильные
   
   
   
   
   
   

Таблица 5.4

«Ключ» к программе испытаний

Первое задание (пауза 2 с)   Второе задание (пауза 1 с)   Третье задание (пауза 0,5 с)
Четные Нечетные Четные Нечетные Четные Нечетные
78-96 85-47 24-36 21-37 36-92 37-25
86-28 93-41 28-44 35-43 24-38 45-89
54-34 29-57 34-82 47-35 42-36 39-27
52-82 33-69 36-78 49-55 28-44 37-29
48-36 47-93 58-22 57-81 36-82 85-33
36-54 23-27 36-82 85-33 58-22 57-81
22-48 51-33 28-44 37-29 36-78 49-55
32-46 - 75-73 42-36 39-27 34-82 47-35
54-32 23-85 24-38 45-89 28-44 35Л3
28-36 21-25 36-92 37-25 24-36 21-37

На магнитную ленту записываются группы сочетаний, каж­дое из которых состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Например: А-21-73, Д-24-82 или Б-28-31. Если в одной группе сочетаний оба числа нечетные (А-21-73) или оба числа четные (Д-24-82), то такие сочетания считаются правильными (положительные стимулы). Если в одной группе сочетаний одно число четное, а другое нечетное (Б-28-31 или Д-47-36), то такие сочетания считаются неправильными (тормозные стимулы).

Испытуемым предлагается записывать группы с правильными четными сочетаниями в левой половине регистрационного бланка для ответов, с нечетными правильными — в правой, а группы с неправильными сочетаниями (тормозные) — не записывать.

Все задание состоит из трех серий по 30 групп различных со­четаний в каждой. Количество четных и нечетных правильных сочетаний (положительных стимулов) в каждой серии в сумме составляет 60% от общего числа сочетаний. Каждая серия отли­чается продолжительностью пауз между группами сочетаний. В первой серии продолжительность пауз составляет 2 секунды, во второй — 1 секунду, в третьей — 0,5 секунды. Буквы, стоящие в начале каждой группы сочетаний, являются для испытуемых своеобразной помехой. При выполнении задания испытуемые дол­жны записывать буквы, но при обработке результатов они не учи­тываются. Для лучшего уяснения задания проводится тренировка на всех трех скоростях передачи информации. Для трениров­ки могут использоваться зачетные программы испытаний, но в этом случае передачу их начинают с середины серии сочетаний.

Перед началом обследования испытуемым раздаются регист­рационные бланки для ответов, карандаши или шариковые руч­ки. Проверяется исправность магнитофона, звуковых колонок или головных телефонов. Испытуемым зачитывается инструкция: «Сейчас вам с помощью магнитофона будут зачитаны различные буквенно-числовые сочетания типа: А-21-31, Д-28-32, Б-27-32 (по­казывается на доске или на демонстрационном плакате). Как видите, каждое сочетание состоит из одной буквы и двух пар двузначных чисел. Обратите внимание на различие групп. В пер­вой группе (А-21-31) оба числа нечетные (не делятся на два), во второй группе (Д-28-32)— четные (делятся на два), в третьей группе (Б-27-32) одно число нечетное, а другое четное. Те сочета­ния, в которых оба числа либо четные, либо нечетные, будем считать правильными/Сочетания, в которых одно число четное, а другое число нечетное, будем считать неправильными. Во вре­мя работы вы должны внимательно прослушать каждое сочета­ние до конца и определить, к какой категории оно относится. Записывать нужно только правильные сочетания. При этом чет­ные правильные сочетания необходимо записывать на левой по­ловине, нечетные правильные — на правой половине регистраци­онного бланка. Запись ведите столбиками сверху вниз. Прослу­шайте несколько сочетаний из тех, которые будут предъявляться (включается магнитофон и воспроизводится по 5-6 групп сочета­ний на каждой скорости). Заданий будет три,, каждое из них от­личается продолжительностью пауз между сочетаниями. В пер­вом задании Продолжительность пауз составляет 2 секунды, во втором —' 1 секунду, в третьем — 0,5 секунды. Старайтесь быть предельно внимательными и собранными. Сейчас для лучшего уяснения задания мы проведем короткие тренировки по всем трем заданиям. Переверните бланки. Разделите чистую сторону блан­ка вертикальной чертой пополам. Напишите слева: «Четные пра­вильные», а справа — «Нечетные правильные». Внимание! (вклю­чается магнитофон) Начали тренировку! (контролируется правиль­ность усвоения инструкции)».

После тренировки подается команда: «Перевернуть листы!» Проводящий обследование отвечает на вопросы, а при необходи­мости разъясняет отдельные положения инструкции. К обследо­ванию приступают только тогда, когда инструкция по выполне­нию задания понятна всем испытуемым.

Обработка результатов производится с помощью «Ключа» (см. табл. 5.4). В каждом задании испытуемый должен записать по 10 четных и нечетных правильных сочетаний. Учитываетсяобщее количество правильно записанных сочетаний (Nnp). При подсчете общего количества правильно записанных сочетаний учи­тываются только числовые значения, буквы во внимание не при­нимаются. Малое количество правильно записанных (согласно «ключу» ответов) сочетаний свидетельствует о низкой функциональной подвижности нервных процессов (табл. 5.5).

Таблица 5М

Шкала балльных оценок показателей «Буквенно-числовой методики»

Параметр Баллы
\                  
Число правильных сочетаний (Nпр) Менее 11 11-15 16-22 23-31 '32-36 37-43 44-49 50-54 55-57 Более 57

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 2724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.048 с.)