Основные теоретические положения и принципы профессионального психологического отбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические положения и принципы профессионального психологического отбора



Основные теоретические понятия, используемые в профессиональном психологическом отборе

Теория профессионального психологического отбора и мето­дология его проведения базируются на достижениях общей и дифференциальной психологии, социальной психологии, психо­физиологии, нейропсихологии, психиатрии, других естественных и общественных наук о человеке. Такая множественность теоре­тических и методологических оснований обусловливает необхо­димость приведения основных понятий и принципов с целью од­нозначности их последующих трактовки и понимания.

Понятийная область профессионального психологического отбора состоит из следующих основных элементов.

Профессиональный отбор — 1. Область междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных знаний.

Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющие. Первая составляющая — человек (индивид, лич­ность, организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая — профессия как форма трудовой деятельности. Третья — отноше­ния между человеком и профессией.

Целью фундаментальных исследований в профессиональном от­боре является научное обоснование выбора оптимальных отноше­ний между человеком и профессией. Под оптимальным понимается отношение, соответствующие главному условию общественного прогресса: физическому, психическому и духовному развитию ин­дивида в процессе эффективного труда.

Профессиональный отбор, как междисциплинарная область знаний, базируется на психологии, социальной психологии, пси­хофизиологии, физиологии, математике, теории управления, медицине с их специальными отраслями и на ряде других дис­циплин.

Предметом прикладной части профессионального отбора яв­ляется применение соответствующих фундаментальных знаний с целью обеспечения эффективного труда. На практике такое при­менение представляет собой осуществление комплекса меро­приятий, направленных на наилучшее согласование реальных ду­ховных, психических и физических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий. Этот комплект в оптимальном варианте включает в себя медицинское обследова­ние, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. На основе результатов фор­мируется заключение о степени соответствия возможностей дан­ного индивида требованиям конкретной профессии.

Психологический отбор — часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психических, духовных и психофизиологических возможностей конкретных людей с требованиями различных про­фессий.

Профессионально важные качества — социально-психологи­ческие, психологические и психофизиологические свойства че­ловека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффек­тивной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности.

Вся совокупность свойств, определяющих эффективную дея­тельность человека и, следовательно, лежащих в основе общей пригодности к профессиональной работе, включает в себя такие классы свойств, как уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индиви­дов или формирующихся из них социальных образований.

К компетенции профессионального психологического отбора относятся последние три класса свойств. Это:

Психофизиологические свойства — функциональные свойства органов чувств, опорно-двигательного аппарата, нейрофизиологи­ческих основ психики, тех систем организма, которые лежат в ос­нове активации и энергетической поддержки деятельности, а так­же выносливости человека к физическим и психическим нагруз­кам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды.

Психологические свойства включают в себя два подкласса свойств, различаемых по критерию вида субъекта — носителя этих свойств.

Первый вид — субъект-индивид, второй — субъект-группа, т. е. некоторая общность людей (малая или большая группа, слой общества, социум в целом).

Психологические свойства индивида— свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая общие и специальные спо­собности человека.

Психологические свойства группы — свойства социального образования в целом (социальный характер, социальный интел­лект, сплоченность и т. д.).

Социально-психологические свойства — характеристики инди­видуального или коллективного опыта людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индиви­дам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения.

Способности:

1. Способность— свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо.

2. Способности че­ловека — индивидуально-психологические особенности личнос­ти, необходимые для успешного выполнения той или иной про­дуктивной деятельности. Различают общие способности, необхо­димые для осуществления многих видов деятельности (например, интеллект, способность к обучению), и специальные способнос­ти, необходимые для выполнения определенного вида деятельно­сти (например, математические, художественные, музыкальные способности). Для оценки общих и специальных способностей разработано большое количество психодиагностических методик (тестов).

Профессиональная пригоднось к труду — соответствие социаль­но-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека требованиям профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация — система научно обоснован­ных психолого-педагогических, социально-экономических и орга­низационных мероприятий, направленных на формирование пси­хологической готовности граждан к получению знаний о профес­сии и овладению специальностью.

Основные методологические принципы профессионального психологического отбора

При разработке и проведении мероприятий по профессиональ­ному психологическому отбору следует руководствоваться опре­деленными теоретическими принципами, среди которых важней­шими следует считать принципы научной обоснованности, комп­лексности, динамичности, активности и практичности.

Научная обоснованность — один из наиболее важных прин­ципов, от реализации которого зависит эффективность меропри­ятий по профессиональному психологическому отбору. Отбор про­водится только для тех должностей, для которых, установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профес­сиональной деятельности от уровня развития у кандидата опре­деленных психологических и психофизиологических свойств и способностей. Затем обосновываются те профессиональные требова­ния, которые профессии предъявляют к кандидатам. С этой целью с помощью ряда методических приемов составляются соответству­ющие профессиограммы. На следующем этапе осуществляется обоснование и разработка комплекса конкретных методик, пред­назначенных для социально-психологического изучения, психо­логического и психофизиологического обследования. После оп­ределения методического аппарата для оценки профессиональ­ной пригодности кандидатов к конкретным должностям разраба­тываются и обосновываются организационно-методические фор­мы проведения мероприятий по профессиональному психологи­ческому отбору.

Комплексность отбора означает всестороннее изучение и оцен­ку профессионально важных качеств каждого кандидата для наи­более правильного решения вопроса о его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по избранной спе­циальности. Для оценки профессиональной пригодности кандида­та используется комплекс психологических и психофизиологичес­ких методик, которые позволяют, охарактеризовать некоторую со­вокупность свойств личности. Оценка результатов психологичес­кого и психофизиологического обследования дополняется сведени­ями об условиях воспитания и развития, профессиональной направ­ленности, моральных и волевых качествах, организаторских спо­собностях, особенностях общения и поведения в коллективе, обра­зовательной и профессиональной подготовленности, полученными при социально-психологическом изучении кандидата. Таким под­ходом достигается всесторонняя оценка личности человека.

Принцип динамичности (этапности) отбора (пролонгиро­ванный отбор) предусматривает рациональную последователь­ность и повторяемость обследований кандидатов, что обеспечива­ет нарастающее накопление информации или получение новых сведений о свойствах, способностях и возможностях человека в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Принцип активности отбора предусматривает возможность расширения контингента отбираемых лиц за счет выявления и учета дополнительных психологических и психофизиологических ресурсов человека, за счет совершенствования рабочих мест, раци­онализации ряда рабочих операций, изменения информационноймодели взаимодействия человека с техникой, улучшения режима деятельности, рабочей среды, системы подготовки кадров и др.

Принцип практичности отбора означает обоснование, разра­ботку и проведение таких мероприятий по прогнозированию про­фессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отно-' шении материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались положительным социальным результатом — с другой. Практичность отбора определяется так­же оптимальными сроками психологического и психофизиологи­ческого обследования и временем, требующимся для вынесения соответствующих рекомендаций.

В настоящее время ведущим научно-методологическим прин­ципом, на основе которого реализуются практические мероприя­тия профессионального психологического отбора, является фи­лософский принцип системности и разработанный на его основе системный подход.

Вопросы для самоконтроля

1. Самостоятельно дайте определения основным теоретичес­ким положениям и понятиям, используемым в профотборе.

2. Каковы основные принципы профессионального психоло­гического отбора?

Вопросы для тестового контроля знаний

1.Профессиональный психологический отбор — это;

а) комплекс мероприятий, который включает в себя медицин­ское обследование, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование;

б) часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психи­ческих, духовных и психофизиологических возможностей конк­ретных людей с требованиями различных профессий;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

2.Профессионально важные качества — это:

а) социально-психологические, психологические и психофи­зиологические свойства человека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффективной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности;

б) уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индивидов или формиру­ющихся из них социальных образований;

в) функциональные свойства органов чувств, опорно-двига- тельного аппарата, нейрофизиологических основ психики, тех систем организма, которые лежат в основе активации и энергети­ческой поддержки деятельности, а также выносливости человека к. физическим и психическим нагрузкам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды;

г) свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая об­щие и специальные способности человека;

д) характеристики индивидуального или коллективного опы­та людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индивидам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. К общим способностям относятся:

а) способность к математике, художественные и музыкаль­ные способности;

б) способность к оперированию пространственными образами;

в) интеллектуальные способности, способность к обучению, темперамент и характер;

г) все ответы верны;

4. Теоретический принцип, раскрывающий необходимость проведения мероприятий профессионального психологического отбора, называется:

а) принципом системности мероприятий профотбора;

б) принципом комплексности;

в) принципом научной обоснованности мероприятий профотбора;

г) принципом активности;

д) принципом динамичности.

5. Теоретический принцип комплексности предусматривает:

а) научное обоснование необходимости проведения мероприя­тий профессионального психологического отбора;

б) всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств кандидата на должность;

в) рациональную последовательность и повторяемость обсле­дований кандидата на должность;

г) учет дополнительных психологических и психофизиологи­ческих ресурсов человека;

д) учет материальных и финансовых затрат на осуществление мероприятий профотбора;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

Рекомендуемая литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. Т. 1, 2.

2. Апчел В. Я., Баландин В. С, Будко Д. Ю., Булка А Я. и др. Общая психофизиология: Учебное пособие / Под. ред. В. Н. Сы­соева. СПб.: ВМедА, 2003. 296 с.

3. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагности­ки. М.: Медицина, 1984. 214 с.

4. Основы профессионального психологического отбора воен­ных специалистов / Под ред. В. Л. Пухова. М.: МО СССР, 1981.

5. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.019 с.)