Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические положения и принципы профессионального психологического отбора
Основные теоретические понятия, используемые в профессиональном психологическом отборе Теория профессионального психологического отбора и методология его проведения базируются на достижениях общей и дифференциальной психологии, социальной психологии, психофизиологии, нейропсихологии, психиатрии, других естественных и общественных наук о человеке. Такая множественность теоретических и методологических оснований обусловливает необходимость приведения основных понятий и принципов с целью однозначности их последующих трактовки и понимания. Понятийная область профессионального психологического отбора состоит из следующих основных элементов. Профессиональный отбор — 1. Область междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных знаний. Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющие. Первая составляющая — человек (индивид, личность, организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая — профессия как форма трудовой деятельности. Третья — отношения между человеком и профессией. Целью фундаментальных исследований в профессиональном отборе является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией. Под оптимальным понимается отношение, соответствующие главному условию общественного прогресса: физическому, психическому и духовному развитию индивида в процессе эффективного труда. Профессиональный отбор, как междисциплинарная область знаний, базируется на психологии, социальной психологии, психофизиологии, физиологии, математике, теории управления, медицине с их специальными отраслями и на ряде других дисциплин. Предметом прикладной части профессионального отбора является применение соответствующих фундаментальных знаний с целью обеспечения эффективного труда. На практике такое применение представляет собой осуществление комплекса мероприятий, направленных на наилучшее согласование реальных духовных, психических и физических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий. Этот комплект в оптимальном варианте включает в себя медицинское обследование, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. На основе результатов формируется заключение о степени соответствия возможностей данного индивида требованиям конкретной профессии.
Психологический отбор — часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психических, духовных и психофизиологических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий. Профессионально важные качества — социально-психологические, психологические и психофизиологические свойства человека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффективной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности. Вся совокупность свойств, определяющих эффективную деятельность человека и, следовательно, лежащих в основе общей пригодности к профессиональной работе, включает в себя такие классы свойств, как уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индивидов или формирующихся из них социальных образований. К компетенции профессионального психологического отбора относятся последние три класса свойств. Это: Психофизиологические свойства — функциональные свойства органов чувств, опорно-двигательного аппарата, нейрофизиологических основ психики, тех систем организма, которые лежат в основе активации и энергетической поддержки деятельности, а также выносливости человека к физическим и психическим нагрузкам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды. Психологические свойства включают в себя два подкласса свойств, различаемых по критерию вида субъекта — носителя этих свойств. Первый вид — субъект-индивид, второй — субъект-группа, т. е. некоторая общность людей (малая или большая группа, слой общества, социум в целом). Психологические свойства индивида— свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая общие и специальные способности человека. Психологические свойства группы — свойства социального образования в целом (социальный характер, социальный интеллект, сплоченность и т. д.).
Социально-психологические свойства — характеристики индивидуального или коллективного опыта людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индивидам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения. Способности: 1. Способность— свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо. 2. Способности человека — индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности (например, интеллект, способность к обучению), и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности (например, математические, художественные, музыкальные способности). Для оценки общих и специальных способностей разработано большое количество психодиагностических методик (тестов). Профессиональная пригоднось к труду — соответствие социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека требованиям профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических, социально-экономических и организационных мероприятий, направленных на формирование психологической готовности граждан к получению знаний о профессии и овладению специальностью. Основные методологические принципы профессионального психологического отбора При разработке и проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору следует руководствоваться определенными теоретическими принципами, среди которых важнейшими следует считать принципы научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности и практичности. Научная обоснованность — один из наиболее важных принципов, от реализации которого зависит эффективность мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Отбор проводится только для тех должностей, для которых, установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей. Затем обосновываются те профессиональные требования, которые профессии предъявляют к кандидатам. С этой целью с помощью ряда методических приемов составляются соответствующие профессиограммы. На следующем этапе осуществляется обоснование и разработка комплекса конкретных методик, предназначенных для социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. После определения методического аппарата для оценки профессиональной пригодности кандидатов к конкретным должностям разрабатываются и обосновываются организационно-методические формы проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Комплексность отбора означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств каждого кандидата для наиболее правильного решения вопроса о его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по избранной специальности. Для оценки профессиональной пригодности кандидата используется комплекс психологических и психофизиологических методик, которые позволяют, охарактеризовать некоторую совокупность свойств личности. Оценка результатов психологического и психофизиологического обследования дополняется сведениями об условиях воспитания и развития, профессиональной направленности, моральных и волевых качествах, организаторских способностях, особенностях общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности, полученными при социально-психологическом изучении кандидата. Таким подходом достигается всесторонняя оценка личности человека.
Принцип динамичности (этапности) отбора (пролонгированный отбор) предусматривает рациональную последовательность и повторяемость обследований кандидатов, что обеспечивает нарастающее накопление информации или получение новых сведений о свойствах, способностях и возможностях человека в процессе обучения или профессиональной деятельности. Принцип активности отбора предусматривает возможность расширения контингента отбираемых лиц за счет выявления и учета дополнительных психологических и психофизиологических ресурсов человека, за счет совершенствования рабочих мест, рационализации ряда рабочих операций, изменения информационноймодели взаимодействия человека с техникой, улучшения режима деятельности, рабочей среды, системы подготовки кадров и др. Принцип практичности отбора означает обоснование, разработку и проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отно-' шении материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались положительным социальным результатом — с другой. Практичность отбора определяется также оптимальными сроками психологического и психофизиологического обследования и временем, требующимся для вынесения соответствующих рекомендаций. В настоящее время ведущим научно-методологическим принципом, на основе которого реализуются практические мероприятия профессионального психологического отбора, является философский принцип системности и разработанный на его основе системный подход. Вопросы для самоконтроля 1. Самостоятельно дайте определения основным теоретическим положениям и понятиям, используемым в профотборе.
2. Каковы основные принципы профессионального психологического отбора? Вопросы для тестового контроля знаний 1.Профессиональный психологический отбор — это; а) комплекс мероприятий, который включает в себя медицинское обследование, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование; б) часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психических, духовных и психофизиологических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 2.Профессионально важные качества — это: а) социально-психологические, психологические и психофизиологические свойства человека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффективной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности; б) уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индивидов или формирующихся из них социальных образований; в) функциональные свойства органов чувств, опорно-двига- тельного аппарата, нейрофизиологических основ психики, тех систем организма, которые лежат в основе активации и энергетической поддержки деятельности, а также выносливости человека к. физическим и психическим нагрузкам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды; г) свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая общие и специальные способности человека; д) характеристики индивидуального или коллективного опыта людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индивидам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 3. К общим способностям относятся: а) способность к математике, художественные и музыкальные способности; б) способность к оперированию пространственными образами; в) интеллектуальные способности, способность к обучению, темперамент и характер; г) все ответы верны; 4. Теоретический принцип, раскрывающий необходимость проведения мероприятий профессионального психологического отбора, называется: а) принципом системности мероприятий профотбора; б) принципом комплексности; в) принципом научной обоснованности мероприятий профотбора; г) принципом активности; д) принципом динамичности. 5. Теоретический принцип комплексности предусматривает: а) научное обоснование необходимости проведения мероприятий профессионального психологического отбора; б) всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств кандидата на должность; в) рациональную последовательность и повторяемость обследований кандидата на должность; г) учет дополнительных психологических и психофизиологических ресурсов человека; д) учет материальных и финансовых затрат на осуществление мероприятий профотбора; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. Рекомендуемая литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. Т. 1, 2. 2. Апчел В. Я., Баландин В. С, Будко Д. Ю., Булка А Я. и др. Общая психофизиология: Учебное пособие / Под. ред. В. Н. Сысоева. СПб.: ВМедА, 2003. 296 с. 3. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. 214 с. 4. Основы профессионального психологического отбора военных специалистов / Под ред. В. Л. Пухова. М.: МО СССР, 1981. 5. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.019 с.) |