Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы анализа и описанияпрофессии (специальности)

Поиск

Существующие методические приемы анализа профессий (спе­циальностей) можно разделить на профессиоцентрические и ант­ропоцентрические.

Профессиоцентрические методы ориентированы на описание собственно профессиональной деятельности, составляющих ее действий и операций.

Антропоцентрические предполагают описание профессии через предъявляемые ею требования к индивидуально-психоло­гическим (профессионально важным) качествам специалистов.

При проведении анализа профессиональной деятельности мож­но выделить следующие этапы:

Ø сбор информации;

Ø анализ полученных результатов;

Ø разработка профессиограммы необходимого вида;

Ø практическое использование профессиограммы (выбор про­фессионально важных качеств, разработка требований к спе­циалисту, выбор тестов для отбора на данную специаль­ность и т. д.).

В качестве методических приемов профессиографии исполь­зуются:

1. Анализ документации, специальной нормативно-техничес­кой литературы.

2. Наблюдение, в том числе включенное.

3. Самонаблюдение (трудовой метод).

4. Экспертный опрос.

5. Инженерно-психологическая оценка технических систем.

6. Анализ ошибочных действий.

7. Алгоритмический анализ деятельности.

8. Метод хронометрирования.

9. Метод критических инцидентов.

10. Оценка функционального состояния специалистов.

11. Эксперимент.

Анализ документации

Данный методический прием используется и как самостоя­тельный, и как составная часть других методов — для сбора пред­варительной информации о должности (специальности).

Изучение технических описаний, блок-схем, чертежей, руко­водств, наставлений и инструкций по эксплуатации техники и ее технических устройств дает возможность Ознакомиться с целями и задачами, сущностью и структурой деятельности, оборудовани­ем рабочего места, режимом и условиями труда, профессиональ­ной терминологией.

Анализ документации позволяет определить функции, кото­рые возлагаются на техническую систему и специалиста, обслу­живающего ее, выделить наиболее важные трудовые операции и ориентировочно оценить их психофизиологическую сущность.

Ознакомление с оперативной информацией (содержание рабо­чих журналов, данных проверок, акты происшествий и т. п.) дает материал для анализа аварийных ситуаций и ошибок в работе специалистов.

Из служебных характеристик, анкет и аттестаций получают информацию об уровне профессионального мастерства специали­стов. Это дает возможность выделить лучших и худших, а затем проанализировать, насколько индивидуально-психологические особенности влияют на их квалификацию и эффективность дея­тельности.

Наблюдение

Наблюдение является одним из основных методов анализа, деятельности специалистов. Сущность метода состоит в прямом восприятии исследуемого объекта на основе регистрации избран­ных единиц (показателей, признаков), отражающих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдель­ные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. д.

Наблюдение включает в себя проведение следующих процедур:

а) определение задачи и цели (Для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения (Что на­блюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на иссле­дуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (Как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого процесса (Как фиксировать наблюдаемые явления?);

д) детальная фиксация получаемой информации с использо­ванием средств регистрации;

е) обработка и интерпретация полученной информации (Каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

Задачами наблюдения являются: предварительная ориенти­-

ровка в объекте; выдвижение рабочих гипотез и их проверка; уточнение результатов, полученных с помощью других методов; иллюстрация концептуальных положений.

Объектами наблюдения являются: работающие люди, выпол­няющие профессиональные задачи.

Ситуации наблюдения могут быть: естественные и искус­ственные (лабораторные, экспериментальные); управляемые и неуправляемые наблюдателем; спонтанные и организованные; стандартные и нестандартные; нормальные и экстремальные; различающиеся по видам деятельности и общения.

Предметами наблюдения являются: вербальные и невербаль­ные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких

групп в определенных ситуациях (речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лекси­ки, грамматики, фонетики, синхронизация; выразительные дви­жения, экспрессия лица, глаз, тела; движение, перемещения и не­подвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; сочетание перечисленных признаков).

Типы наблюдения:

а) основные — житейское, бессистемное, научное.

Для анализа профессиональной деятельности используется научное наблюдение. Научное наблюдение может быть невключенным (дистантным) и включенным.

Включенное наблюдение предполагает наблюдение професси­ональной деятельности специалиста или группы «изнутри», ког­да наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое на­блюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возмож­ность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включенное наблюдение не все­гда возможно и осуществимо по различным причинам.

Дистантное наблюдение, т. е. наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником дея­тельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта деятельности или его действия и операции. Свое пове­дение он организует значительно проще: главное, что от него тре­буется — это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица;

б) дополнительные — открытое и скрытое (инкогнито); стан­дартизированное и нестандартизированное (дневниковое); поле­вое (естественные условия) и лабораторное; случайное и система­тическое; ограниченное и длительное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; внешнее и внутреннее (само­наблюдение); смешанного типа; контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.Дополнительные методы применяются для уточнений или дополнения информации, полученной с помощью научного на­блюдения.

Результаты наблюдения могут быть обработаны с использова­нием: классификации; группировки; контент-анализа; сравнитель­ного анализа (сопоставлением с результатами других наблюдений).

Требования к подготовке наблюдения:

ü четкая формулировка цели;

ü выбор единиц наблюдения;

ü выбор способов наблюдения в зависимости от характера изу­чаемых действий людей и типа социальной ситуации;

ü разработка соответствующей схемы наблюдения;

ü разработка способов фиксации наблюдаемых единиц;

ü использование технических, стенографических, символьно­графических средств;

ü выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям;

ü возможность проверки объективности и надежности наблю­дения другими исследователями и другими методами;

ü сочетание качественных и количественных характеристик наблюдаемого объекта.

Преимущества и недостатки метода наблюдения.

К преимуществам относятся: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отра­жение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (ан­кет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатками являются: сильное влияние установок, психичес­ких и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение;

трудности интерпретации вследствие каузально атрибутивных ис­кажений; значительные затраты времени; ошибки личностного и психологического происхождения, которые проявляются в виде:

а) «гало-эффекта», возникающего на обобщенном впечатле­нии наблюдателя, т. е. оценке в «черно-белых красках»;

б) «эффекта снисхождения», который состоит в тенденции давать завышенную положительную оценку происходящему;

в) «ошибки центральной тенденции», которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, так как крайние признаки поведения встречаются реже;

г) «логической ошибки», основывающейся на ложности суж­дения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, любезность <-» добродушие);

д) «ошибки контраста», т. е. подчеркивания черт испытуемо­го, противоположных имеющимся у наблюдателя;

е) «стереотипов первого впечатления» — профессионального, этнического и возрастного планов.

Наблюдение — это всегда восприятие действий и операций воспринимаемого лица в процессе профессиональной деятельнос­ти. Из всей получаемой информации неизменно производится отбор, который зависит от направленности и особенностей лич­ности наблюдателя. Мы часто воспринимаем то, что желаем вос­принять, и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. Это закономерность наблюдения, которую необходимо учитывать, чтобы избежать субъективности.

Наблюдатель должен: а) знать особенности своего профессио­нально-личностного поведения при наблюдении за людьми и их работой; б) вести наблюдение различйыми способами; в) плани­ровать наблюдение.

По способности наблюдать всех людей делят на три условные группы:

> к первой группе относятся те, кто правильно оценивает са­мих себя. Эти люди обладают высоким интеллектом и чув­ством человечности;

ко второй группе относятся те, кто правильно оценивает своих друзей и знакомых. Такие люди менее общитель­ны, чем предыдущие, но обладают более артистичной на­турой;

к третьей группе относятся те, кто лучше оценивает не­знакомых людей. Эти люди умны, художественно одаре­ны, но не вполне приспособлены к социальной жизни.

Регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Кате­гории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показате­лей объекта, например, количество действий или операций, вы­полненных за определенный период. Оценочные категории на­блюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляе­мых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание работ­ника (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблю­дения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например, движения руками или ногами, изменения позы и т. п.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответ­ствующие методические документы:

карточка наблюдения (предназначена для регистрации при­знаков наблюдения в строго формализованном и обычно за­кодированном виде). В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую еди­ницу наблюдения);

протокол наблюдения (предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах);

дневник наблюдения (предназначен для фиксации резуль­татов наблюдениям). В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюде­ния, дается оценка инструментария;

стенограмма, как письменная форма аудиозаписи резуль­татов наблюдения;

описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- и видеосъемки.

В регастрационных документах фиксируются следующие данные:

а) о наблюдаемых (Кто они, сколько их? Род занятий, про­фессия или специальность, характер взаимоотношений. Структу­ра отдела, расчета, команды);

б) об обстановке, в которой действуют наблюдаемые лица (Где и в каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем мо­жет отличаться их поведение в различных ситуациях? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Каковы факторы профес­сиональной среды, влияющие на эффективность деятельности специалиста, и их характеристики по показателям интенсивнос­ти, направленности и длительности воздействия?);

в) о цели действий наблюдаемых (Основные профессиональные функции участников действий. Какие цели преследуют (официаль­ные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, целями других участников, и какие не совпадают?);

г) о поведении наблюдаемых (Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную фор­му поведения? Как внешне выражается эмоциональное отно­шение к действию? Каковы основные эмоциональные реакции? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность от­дельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм по­ведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?);

д) о восприятии внешней информации (Сколько каналов по­лучения информации, ее источники, объем и характер? Какова динамика информации по содержанию и значимости в фиксиру­емый период (цикл) времени? Основные способы управления и особенности принятия решения в различных условиях. Периоды и уровни особого напряжения психофизиологических функций);

е) о динамических параметрах наблюдаемых ситуаций (Час­тота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная она или повторя­емая? Часто ли возникает? В каких показателях может быть за­фиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникнове­ние? Насколько типична?);

ж) о процедурах наблюдения и оценке их эффективности (Крат­кие сведения о наблюдателе, в том числе, сколько раз проводил наблюдение ранее? Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно). Выполнение требований программы. Отклонения усло­вий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие тре­бования удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень Общения с наблюдаемыми? Какого рода контакты возникали с ними в ходе на­блюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного на­блюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи).

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописан­ным инструментарием может использоваться также кино- и ви­деоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюде­ния. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это не­возможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий. Вместе с тем, наблюдение с ис­пользованием такой аппаратуры имеет ряд недостатков:

угол съемки определяется субъективно по усмотрению опе­ратора;

на четкость и видимость снятого влияет освещенность в ра­бочей зоне специалиста;

фиксируемые данные ограничены тем, что попало в поле объектива;

имеет место постоянный элемент условности ракурса и ско­рости съемки, например, съемка сверху или снизу, с быст­рой или медленной сменой отрывков (фрагментов) может исказить роль и значение различных психофизиологичес­ких функций в трудовом процессе.

Следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследова­ниях, где метод наблюдения является ведущим, применяют дру­гие дополнительные методы. Посредством наблюдения за выпол­нением профессиональной деятельности получают сведения о сле­дующих основных ее аспектах:

ü каналы поступления информации;

ü характеристика поступающей информации (модальность сигналов, их кодирование, помехи);

ü способы ввода управляющих воздействий (характеристики органов управления, особенности управляющих движений, их периодичность);

ü загрузка анализаторов, их взаимодействие, ведущий анализатор;

ü степень нервно-эмоциональной напряженности (эмоциональ­ные реакции, адекватность поведения, сохранение характе­ристик деятельности);

ü внешние условия деятельности (влияние факторов, нару­шающих нормальные условия жизнедеятельности).

Самонаблюдение (трудовой метод)

Самонаблюдение и самоотчет (трудовой метод) применяются для исследования деятельности, особенности которой не могут быть изучены при помощи внешнего наблюдения и других мето­дов. Техника применения метода основывается на объединении в одном лице специалиста и психолога, умеющего ее описывать. Психолог сам овладевает определенной специальностью и в про­цессе обучения и деятельности тщательно фиксирует в протоколе свои впечатления об ее особенностях. Для повышения достовер­ности исследовательской информации необходимо участие в са­монаблюдении нескольких психологов, выполняющих изучаемую деятельность на одних и тех же должностях в разных подразде­лениях или на разных предприятиях. При атом обязательным условием применения метода является единое понимание и трак­товка психологических и других терминов, используемых для описания деятельности. Метод носит комплексно-универсальный характер, так как при его применении используются приемы наблюдения, хронометрирования и беседы.

Рабочий протокол самонаблюдения и самоотчета должен вклю­чать в себя следующие элементы:

Описание рабочего дня. Это описание осуществляется в форме дневниковых записей всех событий, эмоциональных пережива­ний в течение рабочего дня (процесса, цикла).

Трудности обучения и деятельности. Цель записей — выяв­ление главных трудностей профессии. К ним относятся недостат­ки в овладении навыками в процессе обучения, состояние само­чувствия, влияние факторов профессиональной среды и т. д.

Динамика профессиональных навыков. Фиксирование резуль­татов самонаблюдения в данном разделе протокола имеет целью описать упражняемость различных психологических качеств и динамику формирования навыков профессиональной деятельно­сти по объективным показателям — количеству и качеству дея­тельности, и субъективным признакам — ускорению, облегчению и автоматизации простых и сложных действий и операций.

Динамика работоспособности. В данном разделе протокола регистрируются субъективные ощущения в процессе деятель­ности, характеризующие утомление и снижение работоспособ­ности.

Организация деятельности. В разделе указываются общие и конкретные недостатки организации работы, прежде всего в ре­жиме и условиях труда и отдыха, организации процесса обуче­ния и профессиональной деятельности на рабочем месте, стиле и методах управления.

Обработка итоговых протоколов осуществляется двумя спосо­бами.

При содержательно-психологической обработке из протоко­лов отбираются такие данные, которые являются значимыми для описания деятельности и составления профессиограммы. Среди них предмет, задачи и условия деятельности, основные действия и операции, их последовательность и сложность, наиболее важ­ные и трудные фрагменты деятельности, характерные эмоции и переживания. При статистической обработке определяются, преж­де всего, количественные характеристики деятельности, важные для ее эффективности в обычных и экстремальных условиях. Данные устного опроса регистрируются в виде дословной записи, записи по памяти, магнитофонной записи.

Экспертный опрос

Метод опроса применяется для изучения тех элементов тру­дового процесса, которые не поддаются оценке с помощью объек­тивных методов. В профессиографии используют два основных вида опроса: устный (интервью) и письменный (анкетирование).

В ходе психологического изучения деятельности специалис­тов опрос в форме профессиографической анкеты (вопросника) для экспертов применяется как основное средство сбора профессиографической информации.

Различают стандартизованный и нестандартизованный устный опрос.

Стандартизованная форма — когда вопросы задаются в строго определенной последовательности по заранее составленному пла­ну; предусматривает фиксированные формулировки и последова­тельность вопросов. Это обеспечивает: сравнимость данных и воз­можность их статистико-математической обработки; надежность — за счет повторения тем; минимум ошибок в формулировках; ни­велировку квалификации интервьюера; однозначность понима­ния вопросов разными людьми, невозможность дополнительных вопросов; формальность контакта, меньшую эмоциональную вклю­ченность собеседников.

Для нестандартизованного опроса предварительно прорабаты­вается лишь общий план беседы, конкретные формулировки воп­росов не устанавливаются. Исследователь формулирует вопросы в соответствии с ходом диалога. Это дает следующие возможнос­ти: стандартизировать смысл вопросов в соответствии с особенно­стями опрашиваемых; получить нужную информацию в резуль­тате свободного обмена мнениями; изменить в нужном смысле вопросы и уточнить ответы.

У специалиста, составляющего план стандартизованного или полустандартизованного интервью, должно быть ясное пред­ставление о возможных ответах на предлагаемые вопросы. Это представление формируется в ходе нестандартизованного ин­тервью с представителями выборки, которое должно, как пра­вило, предшествовать разработке плана стандартизованного инА тервью. При этом необходимо отметить, что обычно план стан­дартизованного интервью практически не отличается по содер­жанию от анкеты, а процедура интервьюирования называется анкетированием.

Получение профессиографической информации при помощи опроса экспертов осуществляется в несколько обязательных этапов.

1. Разработка профессиографической анкеты (вопросника).

2. Подбор экспертов.

3. Организация и проведение опроса.

4. Обработка и интерпретация результатов опроса.

На первом этапе при разработке вопросника для профессио- графического интервью целесообразно придерживаться следую­щего алгоритма:

а) определение характера профессиографической информации, которую необходимо получить;

б) составление приблизительного перечня вопросов, которые должны быть заданы;

в) составление первого плана вопросника;

г) предварительная проверка этого плана путем пробного ин­тервьюирования;

д) исправление вопросника и его окончательное редактиро­вание.

Важным аспектом работы является и выбор формы вопро­сов. Открытые (неструктурные) предусматривают свободную фор­му ответа; закрытые (структурные) предусматривают выбор ва­рианта ответа, в том числе такого, как: «не знаю», «затрудня­юсь» ит. п., дихотомического— «да» или «нет», с множествен­ным выбором.

По содержанию вопросы или утверждения профессиографи- ческого опросника (интервью, анкеты) должны быть сформули­рованы таким образом и в таком объеме, чтобы побуждать экс­пертов давать максимально полные и точные фактические дан­ные о личности и социально-профессиональном положении спе­циалиста, о структуре, содержании, условиях и особенностях его деятельности в соответствии со схемой профессиографирования (приложение 1, с. 444).

Следует придерживаться определенных правил формулиров­ки Авопросов и ответов при составлении анкеты. Сущность этих правил заключается в следующем:

Вопрос логически не должен содержать двух и более вопросов.

В анкете должен использоваться язык опрашиваемых, а не исследователей. Следует избегать как «заезженных» и «из­битых» слов, так и наукообразных и иностранных терми­нов и понятий.

Вопрос не должен быть слишком длинным, но вместе с тем он должен быть конкретным (с конца вопроса должно быть видно его начало).

В случае необходимости пояснения смысла вопроса, необ-, ходимо его поместить перед вопросом.

Формулировка вопросов не должна вызывать отрицатель­ного к ним отношения.

При формулировании вопросов не применяйте внушающих выражений: «Не кажется ли Вам?», «Не считаете ли Вы?»

Вопросы располагать в последовательности, вызывающей повышение интереса к ним.

Сложные вопросы должны следовать за простыми. После­дующее должно уточнять предыдущее.

Перед началом опроса для внешней валидизации процедуры следует обязательно выяснить у экспертов:

Трудно ли понять смысл вопроса?

Не является ли вопрос слишком абстрактным?

Требуется ли красноречие для ответа на вопрос?

Нужна ли наблюдательность для ответа на вопрос?

Существует ли опасность утомления из-за большого объема вопросника?

Предъявляются ли слишком высокие требования к памяти? Может ли возникнуть желание угодить кому-то своим отве­том на вопросы?

Повлияют ли на ответ недоверие, опасения и страх за послед­ствия экспертной работы?

Играют ли роль соображения престижа?

Носит ли вопрос интимный характер?

Есть ли вероятность конфликта с идеализированным пред­ставлением опрашиваемого о себе?

Касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств?

На втором этапе осуществляется тщательный подбор экспер­тов. Ориентация опроса на усредненное групповое мнение пред­полагает, что соотношение экспертов с различными характерис­тиками в группе оценивания имеет первостепенное значение для обеспечения достоверности информации. В практике принято от­бирать для участия в опросе специалистов по социально-профес­сиональному и морально-психологическому критериям.

По социально-профессиональному критерию в состав экспер­тов приглашаются признанные и компетентные специалисты (же­лательно с большим опытом), достигшие определенного возрас­та, социальной и профессиональной зрелости, хорошо знающие специфические особенности оцениваемой специальности (долж­ности). Важно, чтобы эксперты обладали и определенными пси­хологическими и морально-нравственными качествами, необхо­димыми для успешной экспертной деятельности. Среди таких ка­честв — позитивная мотивация, способность противостоять груп­повому давлению, способность к декомпозиции и синтезу, устой­чивость взглядов, принципиальность, искренность, свобода от предубеждений и предвзятости, способность к работе в группе (психологическая совместимость). По размеру состав группы дол­жен быть достаточно большим, чтобы обеспечивалось взаимопо- гашение индивидуальных отклонений в оценках от среднего зна­чения величины, характеризующей устойчивое, типичное. Счи­тается, что оптимальными границами могут быть группы от 20 до 50 человек при оценке одной специальности. В случае если не проводится статистический, а применяется только содержатель­но-психологический анализ результатов опроса, экспертов может быть меньшее количество (3-9 человек).

На практике применяется несколько методических приемов непосредственного отбора экспертов. К ним относятся: докумен­тальный, экспериментальный, метод голосования и самооценки. Общим для всех методов является то, что все эти методы предус­матривают оценку определенных признаков по стандартной шка­ле. Различаются же методы по процедуре, сложности, времен­ным затратам и содержанию.

Документальный метод состоит в подборе экспертов по фор­мальным социально-демографическим и иным характеристикам, исходя из документальных источников, прежде всего личных до­кументов. Данный методический прием не.свободен от недостат­ков, поэтому применяется либо в случаях отсутствия возможнос­ти использовать другие приемы, либо в комплексе с ними.

Метод эксперимента целесообразно применять в двух вариан­тах. Первый вариант сводится к тщательной проверке успешнос­ти предыдущей экспертной деятельности (если таковая была). Достоверность данного приема относительна в связи со сложнос­тью такого рода проверки. Более практична вторая разновид­ность — тестирование, на основании его результатов проводится ранжирование и отбор экспертов. В основе метода лежит предпо­ложение о том, что группа в среднем дает более компетентную, непредвзятую и точную оценку, чем отдельный эксперт. При этом в качестве заданий тестов предлагаются вопросы, характеризую­щие оцениваемую область знания. Затем рассчитываются инди­видуальные результаты, сравниваются со средней оценкой, и кан­дидаты ранжируются в зависимости от величины отклонения от нее по принципу «чем меньше отклонение, тем выше ранг».

Метод голосования основан на идее возможности отбора кан­дидатов путем выборных процедур. Существует несколько вари­антов метода, применяемых на практике.

Вариант «исключение» предполагает выделение группы кан­дидатов в эксперты — компетентных специалистов, которым пред­лагается вычеркнуть из списка наименее подходящих для экс­пертного опроса последовательно в несколько этапов. При этом в следующий этап проходят эксперты, набравшие большее коли­чество голосов. На завершающем этапе осуществляется ранжирова­ние оставшихся и определение окончательного списка экспертов.

Вариант «балльная оценка» требует от кандидатов в экспер­ты — выставить каждому из них оценку по определенной шкале либо в целом, либо по отдельным качествам. Предпочтение отда­ется экспертам, набравшим максимальное количество баллов.

Самый простой прием варианта — «попарное сравнение» — всех кандидатов проводится по типу случайного попарного выбора, сравнения, определения из них голосованием предпочитаемого, за­тем к оставшемуся кандидату для сравнения случайным выбором определяется новый кандидат, вновь производится голосование и т. д.

Вариант «снежный ком» предполагает отбор в несколько ту­ров. В первом туре выдвигаются несколько десятков кандидатов, которым во втором туре предлагается назвать несколько своих кандидатов в эксперты. В результате проведения нескольких ту­ров составляется список из экспертов, которые ранжируются по частоте упоминания.

Иногда применяется вариант «перекрестная оценка», похо­жий на социометрический опрос.

Все указанные выше методические приемы метода голосова­ния при выборе экспертов имеют как положительные, так и отри­цательные стороны. К положительным сторонам можно отнести возможность оценки большого количества кандидатов в относи­тельно короткое время, к отрицательным — влияние субъективиз­ма во мнениях и оценках участников отборочной процедуры.

На третьем этапе осуществляются организационно-методичес­кие мероприятия работы экспертов.

Инженерно-психологическая оценка техническихсистем

Метод предусматривает сбор сведений о конструктивных осо­бенностях обслуживаемого оборудования, степени сложности выполняемой работы, особенностях информационного обмена в системе «человек -г машина», функциях человека в обычных и экстремальных режимах, требованиях к скорости и надежности управляющих рабочих действий, типичных ошибках специалис­тов. Проводится инженерно-психологическая оценка рабочего места, которая включает в себя оценку средств индикации и ор­ганов управления, их совместимости, а также антропометричес­кую оценку рабочего места.

Метод предусматривает проведение:

а) анализа системы;

б) анализа рабочего места.

Анализ системы. При этом виде анализа следует определить цели функционирования технической системы, все разнообразие функций, необходимых для достижения этих целей, а затем изу­чить и определить, какие функции в данной системе осуществля­ет человек и какие — технические устройства и подсистемы внутри представленной технической системы.

При анализе рабочего места необходимо определить опти­мальное взаимодействие между человеком и техническими сред­ствами (оборудованием) каждой машины (комплекса) или для каж­дой части ее системы, в которой используется человек. Для дос­тижения этого используют подход, частично отличающийся от подхода инженера, который, прежде всего, должен начинать мыслить о машине и концентрировать свои усилия именно на ней. Инженерно-психологический (эргономический) подход на уровне системы «человек — машина» состоит в том, чтобы изу­чить задачу и последовательность операций, которые выполняет человек, и идти обратно от человека, рассматривая, таким обра­зом, прежде всего его взаимодействие с машиной, затем с непо­средственным рабочим пространством и, наконец, с общей сре­дой, в которой должны работать человек и машина.

Объективная регистрация трудовых операций осуществляется различными способами: фотографирование, киносъемка, магнито­фонная запись, хронометраж, соматография, тахистоскопия и др.

Фотографирование и киносъемка применяются для регистра­ции рабочей позы, мимики, направления взгляда, рабочих дви­жений специалиста, показаний приборов управления.

Регистрация пространственно-временной развертки движе­ний осуществляется с помощью цикло- и кимографии, стерео­скопической съемки, голографии, радиолокации и т. п. Цикло­графия и кимография относятся к числу традиционных приемов профессиографии. Они дают возможность определить основные биомеханические параметры движения: траекторию, скорость, ус­корение, мышечное усилие. Сущность циклографии состоит в ре­гистрации точечных изображений траектории осуществляемого движения на неподвижную фотопластинку. В классическом вари­анте это осуществляется путем укрепления на определенных точ­ках рабочих органов источников света (электрическая лампочка, светодиод и т. п.), периодичность открытия объектива фотокаме­ры регулируется за счет изменения скорости вращения обтюратора, помещенного перед объективом. При кимоциклографии движения регистрируются на медленно перемещающуюся фотопленку.

Анализ ошибочных действий

Ошибочные действия специалиста анализируются с точки зре­ния их места в структуре деятельности, а также с точки зре­ния причин, их обусловивших.

Классификация ошибок на основе первого из этих критериев содержит следующие виды ошибочных действий:

ü ошибки восприятия (зрительного, слухового, кинестети­ческого);

ü ошибки памяти (сохранения и воспроизведения информа­ции, оперативной и долговременной памяти);

ü ошибки принятия решения (при действиях по правилам, при логических операциях, при подсчетах, при творческом мышлении и др.);

ü ошибки осуществляемых действий (движений, речевого ответа).

По второму критерию различают следующие ситуации:

несоответствие процесса переработки информации возмож­ностям человека (чрезмерный поток информации, дефицит информации, неоптимальная интенсивность сигналов, не­правильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие выработанных в процессе обучения навы­ков особенностям технических устройств (перенос навык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.018 с.)