Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вызов либеральному индивидуализмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Либеральный индивидуализм дает людям возможность и право жить так, как им заблагорассудится до тех пор, пока это не мешает жить другим. Предполагается, что люди не выводят свою идентичность и человеческие качества из своего места на социальной лестнице. Они первичны как индивиды (MacIntyre,1988). Рассматривая индивидов в качестве первоосновы общества, либеральная этика «не делает прогноза относительно эры глобализации, в которой люди все более и более становятся частями полностью взаимосвязанной, взаимозависимой глобальной мировой системы. Действия в одной части этой системы откликаются во всех других ее частях, и потому требуется более конструктивный и целостный взгляд на мир» (Sampson, 1989а). «...Человеческий род следует рассматривать как одну огромную сеть, которая вся начинает вибрировать, словно паутина, стоит лишь до нее слегка дотронуться». Томас Харди. «Династы»
КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Критическая теория поднимает вопрос об идеологических выводах психологического подхода к индивиду как относительно автономной и отдельной единице. Сэмпсон (Sampson, 1985) обращает внимание на то, что «демократический политический идеал, к достижению которого мы стремимся, противоречит исповедуемому нами идеалу личности» (Sampson, 1985, р. 1207). Я как «отдельная вселенная отражает иллюзию индивида буржуазного общества, а не его истинную сущность» (Sampson, 1989b, p. 3). Социально-экономические и политические силы определяют не только сферу возможностей, но также и ту идеологию в отношении индивидуальности, которая необходима для поддержания и укрепления status quo. Весьма характерным примером этого является сфокусированность на индивидуальной психотерапии, а не на социальных болезнях (Albee, 1982, 1986; Prilleltensky, 1989; Sarason, 1981). Благодаря своему вкладу в области психотерапии Роджерс стал мишенью для немалого количества критиков (см.: Holdstock, 1990а). К примеру, Сарасон (Sarason, 1981) утверждает, что, определив проблемы человека в личностных и предельно интраперсональных терминах, независимых от природы и структуры социума, социальной системы, Роджерс создал настоящий камень преткновения для решения проблем психического здоровья. Роджерс, несмотря на представления о нем как «спокойном революционере», был ограничен рамками идеологии своей собственной культуры.
ПРОГРЕСС В ДРУГИХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ
Прогресс, достигнутый в ряде научных дисциплин, свидетельствует о существовании глобального порядка, лежащего в основе физического мира (Bentov, 1977; Wilber, 1984; Young, 1986). Заново открытая книга Сматса «Холизм и эволюция» (Smuts, 1926) привлекла внимание к невидимому, но мощному организующему принципу — движению природы к действующему во Вселенной синтезу. Предполагается, что если мы не увидели целостности, то не сможем понять структуру и функционирование Вселенной. Холизм нашел свое выражение также в общей теории систем Людвига фон Берталанфи (von Bertalanffy, 1969). Общая теория систем, впоследствии дополненная и расширенная Ласло (Laszlo, 1972), рассматривает все существующее в природе (в том числе и поведение человека) как взаимосвязанное. Ничто не может быть понято как нечто изолированное, а должно рассматриваться как часть системы. Влияние холизма и общей теории систем можно заметить во многих дисциплинах, включая психологию. К сожалению, психологические дериваты не признают своей исторической взаимосвязи с холизмом и общей теорией систем. Даже теория поля Левина (Lewin, 1951) кажется уже забытой. В теории поля, так же как и в построениях символического интеракционизма, утверждалась первичность отношений, а не отдельных личностей, а Я рассматривалось как составная часть еще большей общности. И универсальное измерение, которое является ключевым понятием общей теории систем, и холизм получили впоследствии свое развитие в работах нобелевского лауреата Дэвида Бома (см.: Wilber, 1982) и нейропсихолога Карла Прибрама (Pribram, in press). В своей общей теории поля Бом утверждает, что организация мира может быть голографической, а то, что мы обычно воспринимаем как реальность, есть лишь эксплицитный, или открытый, порядок вещей. Бом утверждает также, что существует скрытый, свернутый порядок, который определяет видимую реальность, подобно тому как ДНК в ядрах клеток определяет потенциальную жизнь и направляет природу на раскрытие этих задатков. В соответствии с холономическим подходом Прибрама Я «завернуто» в целое, и каждая часть целого вносит свой вклад в индивидуальное Я. В то же время индивидуальное Я вносит свой вклад в целое и содержит нечто из этого целого. Таким образом, каждый индивид и каждая культура включены в имплицитный, неявный порядок. Скрытая Вселенная раскрывается в спирали времени в ходе социально-экономических, политических и культурно-материальных изменений. Индивидуальные и культурные различия обнаруживают себя в качестве отдельных аспектов развернутой реальности. «Тело человека и его совершенный мозг являются мозаикой, сложенной из тех же самых элементарных частей, из которых состоят темные туманности, дрейфующие в межзвездном пространстве». Линкольн Барнетт Еще одним научным достижением, значительно повлиявшим на теоретические представления о Я, является исследование Ильи Пригожина в области неравновесной физики. За это исследование он получил Нобелевскую премию в 1977 году. Детальное обсуждение данной работы здесь невозможно, но заинтересованных читателей мы отсылаем сначала к книге Фергюсона (Ferguson, 1980), а затем к книге «Порядок из хаоса» (Prigogine, Stengers, 1984). По сути, в теории неравновесных систем утверждается, что Я приобретает свою упорядоченность не потому, что является закрытой, отдельной и полностью интегрированной системой, но скорее потому, что является открытой системой, постоянно обменивающейся энергией со своей средой.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ
Монокультурная ориентация и центрация психологов на автономном индивиде стали предметом оживленного обсуждения на страницах журнала «American Psychologists», официального органа Американской Психологической Ассоциации (Albee, 1982,1986; Bandura, 1982; Corlett, 1988; Cushman, 1990; Dansereau, 1989; Gibbs, Shnell, 1985; Ho, 1985; Hogan, 1975; Perloff, 1987; Prilleltensky, 1989; Sampson, 1985,1989a; Sarason, 1981; Spence, 1985; Waterman, 1981). Эта дискуссия выявила возрастающее осознание ведущими психологами того факта, что существуют и иные, отличные от устоявшихся, психологические реалии.
ТРАНСКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Кампания, направленная против этноцентрического, западного видения Я, затронула также многие другие разделы социальных наук. В ходе этой кампании были представлены альтернативные представления о Я, являющемся неотъемлемой частью общества, культуры и времени. Речь идет не просто о множестве социальных ролей Я, отмеченном еще Джеймсом и многими последующими авторами, а об элементах, конституирующих Я. Культурная и психологическая антропология (Hallowell, 1976), транскультурная психиатрия (Kleiman, 1980), кросс-культурная (Bond, 1988) и этническая психология (Diaz-Guerrero, 1977; Heelas, Lock, 1981) располагают огромным количеством данных, противоречащих монокультурному и индивидоцентрическому подходу к Я. Антропологи провели четкую грань между универсалистским и культурно-релятивистским представлениями о Я для того, чтобы прояснить существующее многообразие его пониманий. Универсалисты утверждают, что базовые психологические процессы одинаковы для всех людей. Например, поощрение имеет одинаковый стимулирующий эффект для любого человека, а шизофрения обнаруживается во всех культурах. Лозунг универсалистов — «Внешне разные, но на самом деле одинаковые». Эквивалентность и гомогенность доминируют над разнообразием. Интригующий универсалистский тезис, сформулированный Малпассом, состоит в том, «что люди из западных стран адекватно представляют всю человеческую популяцию» (Malpass, 1988, р. 29). Согласно Малпассу, положение о том, что существуют «какие-либо свидетельства о реальных различиях между когнитивными и другими психологическими процессами в различных культурах, является спорным» (там же, р. 31). Культурные релятивисты, напротив, убеждены, что эти различия совершенно очевидны. По их мнению, влияние культуры на психику людей слишком велико, чтобы реализовались принципы универсалистов и их девиз — «Различные, но равные». Представители крайних форм культурного релятивизма утверждают: то, что присуще одной культуре, не свойственно никакой другой. Однако Триандис (Triandis, 1988) полагает, что лучше рассматривать психологические характеристики как имеющие относительную универсальную валидность. Принцип подкрепления будет иметь, таким образом, высокую универсальную валидность, в то время как принцип Я как самодостаточной единицы — низкую. Поэтому, «хотя во всех культурах индивид так или иначе рассматривается в качестве практического деятеля, большинство деятелей не придерживаются индивидуалистических представлений о человеке» (Miller, 1988, р. 275). В этнической психологии «зачастую оперируют весьма отличными и при этом более социально ориентированными представлениями о том, что конституирует человека» (Jahoda, 1988, p. 91). Другие люди и общество в целом важны не только потому, что они упрочивают Я-концепцию или же образуют контекст, в котором разыгрываются социальные роли (как это подчеркивали символические интеракционисты и социальные конструктивисты), но также потому, что они являются интегральными компонентами Я.
"Я" В НЕЗАПАДНЫХ КУЛЬТУРАХ
Основная единица незападной культуры — «биполярное отношение Я-другой, рождающееся из социальных процессов или процессов взаимоучастия» (см.: Gibbs, Schnell, 1985, p. 1074). Шведер и Боурн (Shweder, Bourne, 1989) описали такое биполярное Я как социоцентрически-органическое в отличие от эгоцентрически-конвенционального Я западной культуры. «Будучи связанными во взаимозависимой системе органической культуры, ее члены проявляют активный интерес к жизни друг друга, влияют на жизнь других и подвергаются влияниям с их стороны» (Shweder, Bourne, 1989, p. 132). «Я рассматривается при этом как исходно социальное и если не определяемое контекстуальными влияниями, то по крайней мере проницаемое для них» (Miller, 1988, p. 273). Я в незападных культурах определялось и в терминах границы между Я и не-Я, и в терминах локализации власти и контроля (Heelas, Lock, 1981). Таким образом, для выявления незападной установки по отношению к Я использовались такие термины, как «контроль поля» или «децентрализованная неравновесная структура» (Sampson, 1985). Существует «большое многообразие в том, как трактуется понятие Я» (Tedeshi,1988, р. 19) в незападных культурах. Упорядочить это многообразие помогает параметр индивидуализм-коллективизм, который выделяется многими теоретиками в качестве наиболее важного и значимого измерения культурных различий; в коллективистических культурах, по сравнению с индивидуалистическими, «принадлежность к группе является более важным фактором для формирования Я-концепции» (Gudykunst, 1988, р. 169). Каждая из культур, перечисленных ниже в алфавитном порядке, «представляет Я скорее как образуемое социальным контекстом, а не индивидуализированным психологическим ядром» (Miller,1988, р. 273): африканская (Akbar, 1984; Asante, 1983; Baldwin, 1986; Holdstock, 1987); балинезийская (Geertz, 1974); гахуку-гама, Новая Гвинея (Sweder, Bourne, 1989); запотек, Мексика (Shweder, Bourne, 1989); индийская (Bharati, 1985; Miller, 1988; Shweder, Bourne, 1989; Sinha, 1984); исламская (Harre, 1981); китайская (Но, 1985; Hsu, 1985; Tuan, 1982; Weiming, 1985;Yang, 1988); лохорунг, восточный Непал (Hardman, 1981); маори (Harre, 1981; Smith, 1981); марокканская (Geertz, 1974); оджибва, Северная Америка (Hallowell, 1976); чейенская (Miller, 1988); чевонская, Малайзия (Howell,1981); эскимосская (Harre, 1981); яванская (Geertz, 1974); японская (Azuma, 1984a,b; De Vos, 1985; Doi in Johnson, 1985; Kimura, 1971; Kojima, 1984). Даже если отказаться от универсалистского подхода, следует выявить общий фактор, лежащий в основе подхода к Я в большинстве культур мира. Таким общим фактором представляется социоцентрическое, или включенное Я, а не ограниченное, или деятельное Я. Тем не менее на Западе в исследованиях Я были установлены собственные стандарты, которым приписывали роль универсальных критериев (подобно тому, как это произошло и во многих других сферах). Более того, существует большое разнообразие мнений и в тех культурах, которые придерживаются социоцентрической концепции Я. Очевидно, что перечисленные выше культуры имеют широкую географию распространения и что даже внутри одной географической зоны могут наблюдаться культурные различия. Также следует сказать, что при определении Я должны быть приняты во внимание такие переменные, как модернизация (Triandis, 1988), иерархизированная групповая принадлежность (например, касты и социальные классы) (Gudykunst, 1988) и доминирование маскулинного аспекта в культуре (Hofstede, 1980). Во многих культурах, таких, как африканские и культура маори, подвижность границы между Я и «другим» характеризует не только индивида, семью или общество, но также физическую и метафизическую реальности. В других культурах, например в Индии, эта подвижность имеет отношение к миру людей, но изначально она относилась к взаимоотношениям индивида с метафизической реальностью. В то время как индуизм трактует устойчивость Я как иллюзию, китайское конфуцианство помещает человека и, следовательно, его Я в центр сообщества других. Инуитская культура обнаруживает сходство с индуистской в том, что значимость индивида как такового нивелируется, но в то же время, как и в конфуцианстве, подчеркивается роль индивида как части сообщества (De Vos, Marsella, Hsu, 1985; Shweder, Bourne, 1989). Понятие Я со времен Джеймса прошло длинный путь развития. Однако, если мы собираемся строить понятие Я на основе предвосхищений Джеймса, мы должны принять во внимание и незападные подходы к Я, хотя они и не прописаны в принятых на Западе формализованных контекстах. Пуанкаре (см.: Jahoda, 1988) указывает на важность астрономии и геологии в углублении нашего понимания физического мира. Он пишет: «Совершая длительные и далекие путешествия во времени и пространстве, мы переворачиваем наши привычные представления о мире, и эта ломка представлений очищает наш взгляд на мир, позволяя нам лучше понять малейшие изменения вокруг нас, в том маленьком уголке мироздания, где мы живем. Мы лучше узнаем этот уголок благодаря путешествиям в далекие страны, с которыми мы никак и ничем не связаны» (р. 95).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку мы приближаемся к концу столетия и готовимся вступить в новую эру, необходимо прояснить ряд имплицитных положений, определяющих психологию как научную дисциплину. Одно из таких имплицитных положений — убежденность в том, что индивид является центральной единицей общества, представляя собой самодостаточную автономную сущность. Человекоцентрированная теория с момента своего создания базируется на этом основополагающем допущении. Действительно, уникальность человекоцентрированного подхода заключается в акцентировании им субъективной природы индивидуального опыта, самоактуализации и способности людей к самоуправлению. Представление о способности человека реализовать свои возможности, о его умении самому определять направление процесса самоактуализации — наиболее важные аспекты данной теории. Даже в социальных вариантах этой теории каждый индивид остается тем центром, посредством которого предполагается достижение социальных перемен. Однако развитие глобально взаимосвязанной мировой системы в эпоху постмодернизма требует существенного пересмотра способа теоретического осмысления Я. Господствующее здесь понятие Я определяет его как монокультурное, монотеистическое, аналитическое, рациональное, индивидуалистическое, индивидоцентрированное, эгоцентрированное Я, а также как централизованная равновесная структура, буржуазная и пустая. Критика индивидоцентрированной модели Я ведется с разных позиций. Среди них — феминистские и постфеминистские воззрения; критическая теория; деконструктивизм; социальный интеракционизм; достижения в естественных науках в рамках холизма, теории поля, общая теория систем и единая теория поля; достижения в социологии, а также социальной, кросс-культурной и даже традиционной психологии; культурная и психологическая антропология; транскультурная психиатрия; разного рода варианты этнопсихологии. Альтернативная модель изменяет понятие Я как обособленной, ограниченной и противопоставленной миру данности. Предполагается, что энергия и способность к контролю концентрируются по большей части не внутри Я, а в поле сил, в котором существует индивид. Это «новое» понятие Я определяется так же, как социоцентрическое и органическое, биполярное, общественное, открытое, объединенное, политеистическое, плюралистическое, холистическое и диалогическое Я, а также как децентрализованная неравновесная структура. Главная задача, с которой столкнулось человечество, — это создание нового понятия Я, лучше приспособленного (нежели модель, предлагаемая современной психологией) к тому, чтобы справляться с проблемами глобального общества эпохи постмодернизма. Вопрос о том, сможет ли человекоцентрированная теория справиться с пересмотром своего индивидоцентрического подхода к Я, остается пока открытым.
Литература Akbar, N. (1984), 'Africentric social sciences for human liberation', Journal of Black Studies, 14, 395-414. Albee, G.W. (1982), 'Preventing psychopathology and promoting human potential', American Psychologist, 37, 1043-50. Albee, G.W. (1986), 'Toward a just society: lessons from observations on the primary prevention of psychopathology', American Psychologist, 41, 891-98. Allport, G.W. (1 937), Personality: a psychological interpretation. New York: Holt. Asante, M.K. (1983), 'The ideological significance of Afrocentricity in inter-cultural communication'Journal of Black Studies, 14, 3-19. Azuma,H. (1984a), 'Secondary control as a heterogeneous category', American Psychologist, 39, 970-71. Azuma, H. (1984b), 'Psychology in anon-Western country', International Journal of Psychology, 19, 45-55. Bakan, D. (1966), The Duality of Human Existence. Chicago: Rand McNally. Baldwin, J.A. (1986), 'African (Black) psychology: issues and synthesis', Journal of Black Studies, 16, 235-49. Bandura, A. (1982), 'Self-efficacy mechanism in human agency', American Psychologist, 37, 122-47. Bentov, I. (1977), Stalking the Wild Pendulum. New York: Dutton. Bharati, A. (1985), "The self in Hindu thought and action', in AJ. Marsella, G. De Vos, and F. L. K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 185-230). London: Tavistock. Bond, M.H. (ed.), (1988), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology. London: Sage. Cantor, N. (1990), 'From thought to behavior: "Having" and "doing" in the study of personality and cognition', American Psychologist, 45, 735-50. Corlett,J.A. (1988), 'Perloff, utilitarianism, and existentialism: problems with self-interest and personal responsibility', American Psychologist, 43, 481-83. Cushman, P. (1990), 'Why the self is empty: toward a historically situated psychology', American Psychologist, 45, 599-611. Dansereau, F. (1989), 'A multiple level of analysis perspective on the debate about individualism', American Psychologist, 44, 959-60. Devos, G. (1985), 'Dimensions of the self in Japanese culture', in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 141-84). London: Tavistock. De Vos, G., Marsella, A. J., and Hsu, F.L.K. (1985), 'Introduction: approaches to culture and self, in G. DeVos, A.J. Marsella, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 2-23). London: Tavistock. Diaz-Guerrero, R. (1977), 'A Mexican psychology', American Psychologist, 32, 934-44. Dokecki, P.R. (1990), 'On knowing the person as agent in caring relations', Person-Centered Review, 5, 155-69. Epstein, S. (1973), 'The self-concept revisited: or a theory of a theory', American Psychologist, 28, 404-16. Ferguson, M. (1980), The Aquarian Conspiracy. Los Angeles: J.P. Tarcher. Geertz, C. (1974), '"From the nature's point of view": on the nature of anthropological understanding', in K. Basso and H. Selby (eds.), Meaning in Anthropology (pp. 221-37). Albuquerque: University of New Mexico Press. Gergen, K.J. (1989), 'Warranting voice and the elaboration', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 70-81). London: Sage. Gibbs,J.C, and Schnell, S.V. (1985). 'Moral development "versus" socialization', American Psychologist, 40, 1071-80. Gordon, C. (1968), 'Self-conceptions: configurations of content', in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 115-36). New York: Wiley and Sons. Gordon, G, and Gergen, K.J. (1968), 'The nature and dimensions of self: introduction', in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 33-39). New York: Wiley. Gudykunst, W.B. (1988), 'Culture and intergroup processes', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 165-81). London: Sage. Hallowell, A.I. (1976), Contributions to Anthropology: selected papers of A.I. Hallowell. Chicago: University of Chicago Press. Hardman, C. (1981), 'The psychology of conformity and self-expression among the Lohorung Rai of East Nepal', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 161-80). London: Academic Press. Harre, R. (1981), 'Psychological variety', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 79-103). London: Academic Press. Harre, R. (1989), 'Language games and texts of identity', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Text of Identity (pp. 20-35). London: Sage. Heelas, P., and Lock, A. (eds.) (1981), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self. London: Academic Press. Hermans, H.J.M., Kempen, H.J.G., and Van Loon, RJ.P. (in press), 'The dialogical self: beyond individualism and rationalism', American Psychologist. Ho, D.Y.F. (1985), 'Cultural values and professional issues in clinical psychology: implications from the Hong Kong experience', American Psychologist, 40, 1212-18. Hofstede, G. (1980), Cultures Consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills: Sage. Hogan, R. (1975), 'Theoretical egocentrism and the problem of compliance', American Psychologist, 30, 533-40. Holdstock, T.L. (1987), Education for a New Nation. Johannesburg: Africa Transpersonal Association. Holdstock, T.L. (1990a), 'Can client-centered therapy transcend its monocultural roots?', in G. Lietaer, J. Rombauts, and R. van Balen (eds.), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties (pp. 109-21). Leuven: Leuven University Press. Holdstock, T.L. (1990b, August), 'The self-concept since James: from "I" and "Me" towards "We".' Paper presented at the 1990 Principles Congress, Amsterdam. Holdstock, T.L. (1990c). 'Violence in schools: discipline', in B. McKendrick and W. Hoffmann (eds.), People and Violence in South Africa (pp. 341-72). Cape Town: Oxford University Press. Holdstock, T.L. (1991), 'Bodily awareness: a neglected dimension in Western education', in E. H. Katzenellenbogen and J.R. Potgieter (eds.), Sociological Perspectives of Human Movement Activity (pp. 44-52). Stellenbosch: Stellenbosch University Press. Howell, S. (1981), 'Rules not words', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 133-43). London: Academic Press. Hsu, F.L.K. (1985), 'The self in cross-cultural perspective', in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 24-55). London: Tavistock. Jahoda, G. (1988), 'J'accuse', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 86-95). London: Sage. James, W. (1890/1950), Principles of Psychology. Cambridge, Ma: Harvard University Press. James, W. (1892), Psychology: briefer course. London: Macmillan. Johnson, F. (1985), 'The Western concept of self, in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self-Asian and Western perspectives (pp. 91—138). London: Tavistock. Josselson, R. (1987), Finding Herself: pathways to identity development in women. London: Jossey-Bass. Josselson, R. (1990, September), 'Identity and relatedness in the life cycle.' Paper presented at the symposium on Identity and Development, Amsterdam. Kelly, G. (1955), The Psychology of Personal Constructs. New York: Norton. Kimura, B. (1971), 'Mitmenschlichkeit in der psychiatrie', Zeitschrift fur Klinische Psychologie und Psychotherapie, 19, 3-13. Kleinman, A. (1980), Patients and Healers in the Context of Culture. Berkeley: University of California Press. Kojima, H. (1984), A significant stride toward the comparative study of control', American Psychologist, 39, 972-73. Laszlo, E. (1972), The Systems View of the World: the natural philosophy of the new developments in the sciences. New York: Braziller. Lewin, K. (1951), Field Theory in Social Science. Chicago: University of Chicago Press. Macintyre, A. (1988), Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame: University of Notre Dame Press. Malpass, R.S. (1988), 'Whynot cross-cultural psychology? A characterization of some mainstream views', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 29-35). London: Sage. Markus, H., and Wurf, E.(l 987), 'The dynamic self-concept: a social psychological perspective', Annual Review of Psychology, 38, 299-337. Mead, G. H. (1968), 'The genesis of the self, in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 51-59). New York: Wiley. Miller,J.G. (1988), 'Bridging the content-structure dichotomy: culture and the self, in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 266-81). London: Sage. Perloff, R. (1987), 'Self-interest and personal responsibility redux', American Psychologist, 42, 3-11. Pribram, K. (In press), Brain and Perception: holonomy and structure in figural processing. Prigogine, I., and Stengers, I. (1984), Order out of Chaos: man's new dialogue with nature. Boulder, Co: Shambhala. Prilleltensky I. (1989), 'Psychology and the status quo', American Psychologist, 44, 795-802. Rogers, C.R. (1959), A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework', in S. Koch (ed.), Psychology: a study of science, Vol. 3, Formulations of the person and the social context (pp. 184-256). New York: McGraw-Hill. Rogers, C.R. (1977), Carl Rogers on Personal Power: inner strength and its revolutionary impact. New York: Delacorte Press. Rotter, J.B. (1954), Social Learning and Clinical Psychology. Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Sampson, E.E. (1985), 'The decentralization of identity: toward a revised concept of personal and social order', American Psychologist, 40, 1203-11. Sampson, E.E. (1988), 'The debate on individualism: indigenous psychologies of the individual and their role in personal and societal functioning', American Psychologist, 43, 15-22. Sampson, E.E. (1989a), 'The challenge of social change for psychology: globalization and psychology's theory of the person', American Psychologist, 44, 914-21. Sampson, E.E. (1989b), 'The deconstruction of the self, in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 1-19). London: Sage. Sarason, S.B. (1981), 'An asocial psychology and a misdirected clinical psychology', American Psychologist, 36, 827-36. Schwartz, B. (1986), The Battle for Human Nature. Science, morality and modern life. New York: Norton. Schweder, R.A., and Bourne, E.J. (1989), 'Does the concept of the person vary cross-culturally?' in A.J. Marsella and G. M. White (eds.), Cultural Conceptions of Mental Health and Therapy (pp. 97-137). London: D. Reidel. Sinha,J.B.P. (1984), 'Towards partnership for relevant research in the third world', International journal of Psychology, 19, 169-77. Slugoski, B.R., and Ginsburg G.P. (1989), 'Ego identity and explanatory speech', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 36-55). London: Sage. Smith,J. (1981), 'Self and experience in Maori culture', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 145-59). London: Academic Press. Smuts, J.C. (1926), Holism and Evolution. London: Macmillan. Spence,J.T. (1985), Achievement American style: the rewards and costs of individualism', American Psychologist, 40, 1285-95. Tedeschi,J. T. (1988), 'How does one describe a platypus? An outsider's questions for cross-cultural psychology', in M. H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 14-28). London: Sage. Triandis, H.C. (1988), 'Cross-cultural contributions to theory in social psychology', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 122-40). London: Sage. Tuan, Yiju (1982), Segmented Words and Self. Minneapolis: University of Minnesota Press. Van der Veer, K (1985), 'Similarities between the theories of G.H. Mead and L.S. Vygotskij: an explanation?' in S. Bern, H. van Rappard, and W. van Hoorn (eds.), Studies in the History of Psychology and Social Sciences, Vol. 3. Leiden: Psychologisch Instituut. Von Bertalanffy, L. (1969), General Systems Theory: foundations, development, applications. New York: Braziller. Waterman, A.S. (1981), 'Individualism and interdependence', American Psychologist, 36, 762-73. Wei-Ming, T. (1985), 'Selfhood and otherness in Confucian thought', in A.J. Marsella, G. DeVos, and EL.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 231-51). London: Tavistock. Wexler, D.A. (1974), A cognitive theory of experiencing, self-actualization, and therapeutic process', in D.A, Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 49-116). New York: Wiley. Wilber, K. (ed.) (1982), The Holographic Paradigm and other Paradoxes: exploring the leading edge of science. London: Shambala. Wilber, K. (ed.) (1984), Quantum Questions: mystical writings of the world's great physicists. London: Shambala. Yang, K.S. (1988), 'Will societal modernization eventually eliminate cross-cultural psychological differences?' in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 67-85). London: Sage. Young, L.B. (1986), The Unfinished Universe. New York: Simon and Schuster.
ОТ РОДЖЕРСА К ГЛЕЙКУ И ОТ ГЛЕЙКА К РОДЖЕРСУ*
Рут Сэнфорд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.01 с.) |