Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взгляд внутрь, взгляд вовне: использование мультимедийного подхода в клиентоцентрированнои терапии
Каролина Бич
ВВЕДЕНИЕ
Как человекоцентрированный терапевт, я постоянно увеличиваю в своей работе количество экспрессивных средств. Эти средства включают техники экспрессивного письма, визуализации, телесно-ориентированной терапии, движения, лепки из глины и работы с пространством. Я работаю как в индивидуальной, так и групповой терапевтической форме. Многие мои клиенты — женщины, проблемы которых связаны с регуляцией режима питания и коррекцией фигуры. В этой главе я проанализирую некоторые моменты своей работы и профессионального опыта. Особое внимание будет уделено пространственным аспектам различных методов терапевтической работы и их использованию в терапевтических ситуациях. В центре обсуждения будут вопросы создания дистанции или близости между клиентом и излагаемым им материалом. Я сформулирую перечень ориентиров, которые, как мне представляется, соответствуют этой мультимедийной работе.
НАЧАЛО
Несколько лет назад, когда я начинала работу как терапевт, у меня была клиентка, которую я назову Джейн. На нашу вторую сессию Джейн приехала с книгой — руководством по направленному воображению. Она привозила эту книгу на каждую сессию. Вначале книга вызвала во мне беспокойство. Я попыталась объяснить, что моя профессиональная подготовка в русле человекоцентрированного подхода не позволяет мне быть директивной. Я эмпатизировала ее желанию работать с фантазиями и ее ужасу перед молчанием, которое неизбежно возникало на наших сессиях. Это продолжалось несколько недель. На каждую сессию она приносила эту книгу, и каждый раз я эмпатически отражала и ее желание получать указания, и дискомфорт, связанный с необходимостью вести беседу, и фрустрацию из-за недостаточного содействия с моей стороны. К счастью, в чем-то Джейн была настойчивее меня. Через несколько недель мне стало очевидно, что мы стоим на месте. Возможно, если бы уровень моего мастерства был выше, я облегчила бы ее состояние с помощью своих методов; но так случилось, что она склонила меня на свою сторону. Я пошла на уступки, и с этого момента положение начало улучшаться. Я обучалась релаксационным техникам, поэтому мне было нетрудно помогать ей расслабляться, когда я читала упражнения из книги, которую клиентка приносила с собой. На этом все могло и закончиться, но я чувствовала, что может произойти нечто большее. Я ощущала также, что фантазии, описанные в книге, не имели особого отношения к самой Джейн. Поэтому после нескольких недель терапевтической работы в таком ключе я стала более внимательно отслеживать ее реакции. Я стала замечать, что время от времени она, как мне казалось, полностью погружается в воображаемые сцены.
«Это выглядит так, будто вы чувствуете, что находитесь где-то еще, — сказала я, — вы можете рассказать, что происходит?» В ответ Джейн описала сцену из своего детства. Она находилась в комнате своего родительского дома, ее отец стоял напротив нее. Джейн испытала страх, оказавшись перед ним. Ободряемая мной, она начала разговаривать с отцом, затрагивая нерешенные вопросы, оставшиеся между ними с тех давних времен. Мы обсудили этот опыт и решили продолжить работу в этом направлении. За год совместной работы Джейн и я многому научились. Часто мы начинали с фантазий, взятых из книги, но неизменно заканчивали в новом воображаемом мире. Некоторые сцены были узнаваемо регрессивны (Brazier, 1992), другие явно символичны. Иногда Джейн просто описывала то, что видела, однако чаще она взаимодействовала с людьми, которых встречала. Во время этих сессий Джейн противостояла людям, причинившим ей боль в прошлом, сталкивалась с ситуациями, которых боялась, и окружала себя образами возможного будущего. Большую часть этой работы Джейн проделывала внутри себя, но некоторые сцены мы проигрывали вместе во время терапевтических сессий, используя различные предметы — подушки, мебель — для восстановления обстановки из ее прошлого. Опыт работы с Джейн подвел меня к вопросу о некоторых принципах, определяющих мой подход к терапии. Что более эмпатично: потакание потребности Джейн в некой структуре или отстаивание методов работы, которым я научилась? Это привело меня также к изучению методов работы, которые, как я полагала, находились вне поля моей профессиональной деятельности.
С этого времени я начала использовать широкий набор экспрессивных и творческих методик при проведении индивидуальной и групповой работы. Иногда это инициировалось моими клиентами. Чаще же я сама предлагала им методы работы, казавшиеся мне подходящими для них.
ОБРАЗЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ
Слушая своих клиентов, я часто поражаюсь ясности и отчетливости тех образов, которые переживаются как ими, так и мной в ходе терапевтических сессий. Не в меньшей степени впечатляет меня также их целительная сила, способствующая улучшению состояния клиентов. Джендлин (Gendlin, 1981) говорит о том сдвиге, который происходит в человеке, когда он полностью переживает «прочувствованное ощущение» ситуации. Опыт моей работы показывает, что это прочувствованное ощущение может быть выражено в виде образа. Используемый в данном контексте термин «образ» может пониматься широко — как нечто испытываемое клиентом или терапевтом и имеющее репрезентирующее качество. Образы обычно имеют визуальные элементы, но могут сначала и не восприниматься как зрительные. Они могут быть запомнившимися сценами из прошлого, отображать реальные или воображаемые картины, быть символической репрезентацией прочувствованного ощущения. Образы могут осознаваться как вербальные, иногда выражаться одним словом, но даже в этом случае они всегда имеют смысл, выходящий за рамки их буквального значения. В образе есть нечто способное удерживать внимание за пределами непосредственного контекста терапевтической сессии. Это может быть простая картина или же что-то длительно переживаемое, изменяющееся со временем, как будто вновь ожившее событие из прошлого. Образы могут возникать спонтанно во время сессии. Клиент, которого я назову Джоном, в беседе о ситуации из его прошлого вдруг начинал говорить тише, продолжая сидеть в своем кресле, он будто становился меньше. Мне показалось, что он вновь переживал чувства из своего детства. Если в такой момент я спрашивала его: «На сколько лет вы себя сейчас чувствуете?» — он часто называл возраст, соответствующий моменту запечатления образа, причем делал это, нисколько не раздумывая, иногда с заметным удивлением. По-видимому, для клиента в такой ситуации существуют два уровня функционирования. На одном уровне он рассказывает свою историю, на другом начинает формироваться образ. Вопрос, задаваемый терапевтом, позволяет клиенту спонтанно реагировать из образной части самого себя. Такой вопрос усиливает образ. Итак, реагируя на ту часть клиента, в которой формируется образ, терапевт помогает ему осуществить внутренний переход из своей общающейся, взаимодействующей части в ту часть, где возникают образы. Этот процесс можно рассматривать так же, как выслушивание клиента на более глубоком уровне или как реагирование на прочувствованное ощущение, стоящее за его историей. Пока я описала два сценария работы с образами. Первый, как в случае с Джейн, был преднамеренным запросом клиента работать в этом ключе. Второй (в случае с Джоном) заключался в амплификации спонтанного процесса клиента. По мере того как я все больше осознавала роль образной сферы в своей работе, я стала предлагать клиентам такие методы, которые активизируют появление и развитие образов, возникающих в ходе сессии. Эти методы позволяют нам работать с образами по-новому. Они делают образы клиентов более доступными либо путем их усиления, либо путем их удержания. Усиление и удержание испытываемого клиентом прочувствованного ощущения с помощью использования различных средств и составляют основу мультимедийной работы.
УСИЛЕНИЕ
Часто клиенты рассказывают о ситуациях очень отстраненно. Может быть, их история проговаривалась ими уже много раз. Возможно, они перестали надеяться, что кто-то действительно разделит их страдание. Возможно также, что с тех пор прошло много времени, и боль переживаний утихла. Мне кажется, что некоторые техники, используемые мною в работе, отчасти помогают клиентам вновь обратиться к глубоко запрятанным переживаниям. Иногда это возвращение осуществляется посредством регрессивного повторного проживания событий прошлого, но чаще — с помощью более абстрактных образов, выражающих частично осознаваемые чувства. Такое восстановление связи с чувственным элементом в рассказе клиента — существенный аспект многих терапевтических подходов (Роджерс, Джендлин, Шефф и др.). Прежде всего это техники, которые помогают клиенту сосредоточиться на своих телесных ощущениях и в результате восстановить связи с внутренним миром. Такое постижение телесных ощущений сходно по своим функциям с техниками фокусирования, разработанными Джендлином (Gendlin, 1981). Действительно, многие из указаний, которыми пользуется терапевт, применяющий техники фокусирования, подобны тем, что я использую в своей работе. Клиент может исследовать не только свои телесные ощущения, но также и возникшие внутри него образы. Эта работа с образами направляется самим клиентом, при этом она может быть похожа на направленное фантазирование и активное воображение в рамках юнгианской терапии, где терапевт не соприкасается с возникшим у клиента образом, а клиент удерживает образ внутри себя. Подобный образный ряд зачастую обеспечивает переход к другим образам, наполняющим пространство терапевтического кабинета. Посредством них клиент не только переживает прочувствованное ощущение внутри себя, но и окружает себя воображаемым миром. Терапевт может войти в этот воображаемый мир как компаньон клиента. Попутно отметим, что во время сессии подобная экстернализация образной сферы происходит спонтанно. Например, клиент с гневом в голосе говорит о своем отце и поглядывает на дверь, как будто ждет, что тот может войти в любой момент.
Такие признаки подсказывают терапевту, что клиент размещает возникшие у него образы в окружающем пространстве. Терапевт, восприимчивый к подобным подсказкам, может отреагировать и дать понять клиенту, что этот образ не остался для него незамеченным: «Вы смотрите туда, и я чувствую, что вы видите вашего отца». Такое высказывание, вероятно, сделает ярче возникший у клиента образ. Как в примере, приведенном ранее, образ, который был на периферии восприятия, становится теперь более сфокусированным. Этот процесс можно еще более усилить, если терапевт попросит клиента описать то, что он видит: своего отца, его одежду, окружение; процесс напоминает инсценированный сеттинг в психодраме (Moreno, 1987). Начав подобным образом, терапевт и клиент могут войти в воображаемый мир, репрезентированный в пространстве психотерапевтического кабинета. Экстернализация мира внутренних образов открывает для клиента новые области исследования. Некоторые аспекты образа, размещенные в пространстве терапевтического кабинета, можно безопасно игнорировать, тогда как другие его аспекты, наоборот, необходимо исследовать предельно полно. Клиент может покинуть свое место в созданном образном пространстве и посмотреть на себя глазами своего отца, сохраняя при этом уверенность в том, что он может вернуться на исходную позицию, когда пожелает. Возможности для диалога, изучения, выражения чувств так же, как и возможности поделиться переживаниями, ограничены только воображением клиента и терапевта.
УДЕРЖАНИЕ
В то время как описанные нами формы активности в целом помогают клиентам установить более полный контакт с актуальным прочувствованным ощущением, время от времени клиенты переживают состояние подавленности своими переживаниями (Cornell, 1991). Они могут чувствовать, что не способны обратиться к своей проблеме вообще и в то же время ощущать свою оторванность от других областей жизни. В этом случае рекомендуются такие методы работы, которые перемещают возникший внутри клиента образ во внешнее пространство. Это дает человеку возможность рассмотреть столь потрясшие его переживания или чувства с безопасного расстояния и во всей их полноте. Он может увидеть внутренние взаимоотношения между элементами своих переживаний и связать их между собой. Вынесение вовне образного мира клиента может быть достигнуто с помощью работы воображения, при этом клиент оказывается вне своих представлений, смотрит на них со стороны как наблюдатель на сцену; этот процесс сродни просмотру художественного фильма. Чаще всего это достигается с помощью художественных средств самовыражения. Ощущение удержания, достигающееся посредством рисования, может обеспечить мощную экспрессию переживаний, которые в противном случае могли бы подавить клиента. Рисунки могут вобрать в себя эту силу и мощь. Джой Шаверин (Schaverien, 1992) рассматривает это свойство как форму переноса. Она описала также превращение экспрессивного рисунка в своего рода «козла отпущения», позволяющего оградить клиента от тех негативных переживаний и чувств, которые этот рисунок выразил. Примечательно, что некоторые клиенты намеренно уничтожают свои рисунки в конце сессии, тогда как другие стремятся тем или иным образом сохранить их, либо забирая их с собой, либо даря их своему терапевту. Эта озабоченность высвечивает символическую природу рисунков как артефактов и контейнеров для значимых переживаний.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.026 с.) |