Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когнитивное переструктурирование
Эмпатический отклик терапевта также играет важную роль в когнитивной переработке разнообразной информации, получаемой клиентом. Этот отклик более значим, чем информация, поступающая к клиенту как из внутренних, так и из внешних источников. Векслер, наиболее видный представитель когнитивного направления, определяет терапевта как «искусственный информационный процессор» (Wexler, 1974, р. 97). Терапевт выполняет эту функцию посредством эмпатического отклика. Эмпатический отклик, но мнению Векслера,— это попытка структурировать и сформулировать значение той информации, которая поступает к клиенту. Хороший эмпатический отклик помогает клиенту более полно охватить и структурировать получаемую им информацию — по сравнению с тем, как это бы он сделал самостоятельно. Прояснить эту мысль можно на примере (Martin, 1983, p.36). Клиент говорит: «Много раз мне казалось, будто люди... я не знаю... по-настоящему противны... нет, не противны... они милы, как мне кажется... по крайней мере некоторые... которых я знаю». Терапевт может ответить: «Я не уверен, что полностью понял сказанное, но позвольте мне попробовать понять. Похоже, вы оказались в замешательстве... пытаясь понять, как относятся к вам люди. Те, кто значим для вас, как вы полагаете, кажутся милыми, но в то же самое время это не совсем так, потому что они в некотором отношении вам неприятны. Это близко к тому, что вы имеете в виду?» Терапевт, структурируя несвязную речь клиента, в то же время структурирует и его чувства. Каким же образом хороший эмпатический отклик облегчает переработку информации? Поставим этот вопрос иначе: какие свойства хорошего эмпатического отклика способствуют лучшей переработке информации? Выделим три микропроцесса, три различных способа, посредством которых эмпатический отклик способствует лучшей переработке информации. Это (1) фокусирование внимания клиента, (2) припоминание и (3) упорядочение информации. Когда высказывания клиента указывают на наличие автоматической и ограниченной модели схематической переработки, тогда терапевт, эмпатически реагируя, может вызвать один из этих трех процессов. Конкретные признаки, указывающие на такую автоматическую и ограниченную информационную переработку, следующие: описание сложного переживания коротко и сжато; многозначительные высказывания, богатые субъективными значениями, не совсем понятными терапевту; стереотипные уточнения типа «надо», «следует», «должен» (Toukmanian, 1990, р. 313).
1. Фокусирование внимания клиента
Эмпатические интервенции терапевта, направленные на те признаки, которые указывают на ограниченную переработку информации клиентом, заключаются в том, чтобы фокусировать на них внимание клиента посредством пересказа, отражений и предложений пояснить сказанное (Toukmanian, 1990, р. 313; Wexler, 1974). Эмпатический отклик сосредоточивает внимание клиента на тех аспектах информации, которые сам клиент игнорирует. Клиент склонен отбирать те аспекты значения, которые легче и быстрее всего могут быть организованы в рамках уже существующих у него правил и схем. Это приводит к утрате клиентом информации, значимой для последующей переработки, а зачастую утрачивается именно та информация, которая могла бы изменить истолкование и переживание клиентом данной ситуации. Приведем пример: женщина, по опыту знающая Мужчин как авторитарных, грубых в обращении и агрессивных, будет склонна видеть в каждом мужчине только эти черты и игнорировать такие их свойства как нежность, способность проявлять внимание и заботу. Другой пример: клиентка постоянно говорит о нелегких женских обязанностях и той тревоге, которую вызывает в ней постоянная мысль о бремени этих забот. Но она никогда не упоминает о позитивной стороне жизни, то есть о возможности принимать свои собственные решения, делать свой собственный выбор, пользоваться большей свободой, делать то, что она хочет, когда хочет и как хочет. Когда терапевт обращает ее внимание на все эти возможности, она сначала испытывает удивление. Но чем глубже «просачивается» в нее эта мысль, тем большее облегчение она испытывает. Ограниченность объема кратковременной памяти часто приводит к тому, что клиент лишь слегка касается некоторой информации, но упускает ее из виду из-за поступления другой. Тогда терапевту следует повторно сфокусировать внимание клиента на предыдущей информации, иначе она будет утеряна. Терапевту сделать это легче, чем клиенту, потому что у него, по сравнению с последним, актуализировано гораздо меньше информации.
Подводя итог, можно сказать, что терапевт заботится о том, чтобы никакая значимая информация не была потеряна для переработки клиентом. Чтобы выполнить это, терапевту следует сохранять необходимую дистанцию и не дать увлечь себя в сторону ограниченному процессу переработки, в который спонтанно вовлечен клиент. Выше мы утверждали, что терапевт фокусирует внимание на значимой информации, которая упускается клиентом. Тогда возникает вопрос: что есть значимая информация, а что — нет? Что является критерием для терапевта, чем руководствуется терапевт при отборе значимых фактов, а что следует игнорировать? Векслер отвечает, что терапевт должен отбирать те аспекты, которые являются значимыми для центральных моментов жизнедеятельности клиента или же кажутся незавершенными и трудными для переработки. Другими словами, это аспекты, значимые для клиента в том или ином отношении. Они сами обнаруживают себя в таких невербальных проявлениях, как, например, дрожь в голосе, подрагивающие губы, неожиданная смена позы и т. п. Именно в такой момент терапевт может прервать рассказ клиента и сказать примерно следующее: «У меня такое ощущение, что в сказанном вами есть нечто такое, что как-то вас задевает. Вы можете остановиться на этом чуть подробнее?» Таким образом он может сфокусировать внимание клиента на этом моменте.
2. Припоминание информации
Второй микропроцесс имеет отношение к припоминанию необходимой информации, а именно информации, ассоциированной с разными сторонами некоего определенного опыта. Тукманян называет этот процесс фасилитацией припоминания прошлого опыта (Toukmanian, 1990, р. 314). Векслер и Райс называют его выявлением новых или утраченных смыслов (Rice, 1974, 1984; Wexler, 1974). Терапевт старается помочь клиенту восстановить прошлый опыт настолько полно, насколько это возможно. Эмпатический отклик помогает извлекать из памяти забытые воспоминания. Вызывающие воспоминания отражения, описанные Райсом, являются самым лучшим средством оживления воспоминаний. Этот микропроцесс служит двум главным целям. Во-первых, он помогает клиенту получить более полную информацию для его дальнейшего самоисследования. Во-вторых, он предоставляет терапевту возможность установить тот опыт клиента, который был неадекватно переработан в прошлом, и убедиться в том, что теперь он проработан. Поскольку переработка информации в большей степени опирается теперь на данные опыта, клиент получает возможность сломать старые, ограничивающие схемы и заменить их новыми, позволяющими более точно перерабатывать все значимые икспириентальные данные.
3. Упорядочение информации
Хорошее упорядочение информации ведет к дальнейшей дифференциации и интеграции новых аспектов проблемы. Но если клиент сам пытается упорядочить информацию, зачастую это приводит либо к затруднениям в дальнейшей переработке, либо к полной остановке этого процесса. Эмпатический отклик терапевта может облегчить дальнейшую дифференциацию и интеграцию новых сторон проблемы..
Терапевт фокусирует свой дифференцирующий эмпатический отклик на том значимом аспекте информации, вызванной из памяти клиента, который был им неадекватно переработан. Этот отклик помогает клиенту более ясно увидеть и четко проработать определенный аспект проблемы. Или, другими словами, надо поставить вопрос о недостаточно дифференцированных сторонах проблемы таким образом, чтобы клиент смог проработать их самостоятельно. Тукманян приводит пример, в котором клиентка сообщает своему терапевту, что данная ситуация является для нее «эмоциональной расплатой». Терапевт ставит вопрос об этом выражении «эмоциональная расплата», чтобы подвести клиентку к прояснению того смысла, который имеет для нее это выражение. С помощью интегрирующего эмпатического отклика терапевт стремится уловить общий смысл тех нюансов, которые сам клиент в данный момент синтезировать не в состоянии. Пример поможет пояснить этот процесс. Это пример из статьи Векслера (Wexler, 1974). Клиентка обсуждает свои взаимоотношения с мужем, которого она собирается оставить. К1: Я чувствую, что мне не надо столь сильно винить себя за то, что я не любила его. Я чувствую, что вроде бы заботилась о нем. Но я думаю, наверное, это хорошо, что о ком-то ты можешь заботиться только так, а ком-то — больше. И я знаю, что могу заботиться о ком-то намного больше, чем заботилась о нем. Или, может быть, я себя обманываю. Я не знаю. T1: Но вы так чувствуете. Возможно, вы — а в чем-то он — не можете заботиться о другом человеке с той любовью, на которую способны. К2: Именно так! И это именно то, что я хочу — заботиться о ком-то в полную силу, от всей своей души... И я хочу, чтобы другие точно так же заботились обо мне. Иногда различие, существующее между дифференцирующей и интегрирующей формами эмпатии, может быть до некоторой степени стерто. Подчас эмпатический отклик обслуживает обе эти функции. Для клиентов, неупорядоченно перерабатывающих информацию, отклик терапевта зачастую будет выполнять интегрирующую функцию, поскольку такие клиенты склонны прорабатывать сразу несколько аспектов своего опыта, но не в состоянии синтезировать их и определить общий смысл. Например, клиент рассказывает одну историю за другой. Эти истории никак не связаны между собой. Дело терапевта — понять эти рассказы, то есть определить значение каждого из них. Терапевт должен спросить себя: что хочет сообщить клиент? И только после того, как терапевт поймет значение очередного рассказа, клиент может переходить к следующему. Важно, чтобы терапевт концентрировался на значении, общем смысле рассказа, а не на его конкретном содержании.
Дифференцирующий отклик уместен тогда, когда клиент стремится к преждевременному завершению переработки информации, оставляя важные стороны без тщательной проработки. В результате клиенту не удается изменить свои переживания. Недостаточная проработка информации довольно типична для терапии. Поэтому дифференцирующий отклик терапевта — часто встречающаяся интервенция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмпатизирование — это процесс взаимодействия между двумя людьми, в ходе которого человек, проявляющий эмпатию, постоянно готов настраиваться на другого. Это означает, что эмпатизирующий готов на время отвлечься от своих собственных переживаний и представлений. Эмпатически слушающий терапевт непрерывно и плавно лавирует между «обращением к себе» и «отодвиганием себя в сторону». Следовательно, терапевт должен действовать процессуально ориентированным способом. Чтобы эмпатически понять клиента, терапевт использует различные коммуникативные средства, которые имеет в своем распоряжении человек: вербальные и невербальные; наблюдение, слушание, настраивание, говорение... и снова наблюдение, слушание, настраивание и т. д. В данном контексте «настраивание» — это нахождение терапевтом в самом себе переживаний, образов, воспоминаний и смыслов, соответствующих тому, что он ощущает (видит, слышит, чувствует) вместе с клиентом. Эмпатизирующий терапевт обращается не только к когнитивным возможностям клиента: включено также и его телесное ощущение. Он старается быть реально ощутимым для клиента и установить с ним подлинный контакт. Для этого эмпатически слушающий терапевт постоянно побуждает клиента раскрываться не только для него, но также для самого себя. Тем самым терапевт приглашает клиента стать в большей степени самим собой. Проявляющий эмпатию терапевт не только предлагает клиенту комфорт и теплое понимание, бальзам для ран и одиночества, но также побуждает его к внутренней работе. Он ставит клиента перед лицом трудной и часто болезненной задачи дальнейшего исследования своих переживаний. Эмпатизирующий терапевт предлагает клиенту не «теплое гнездо», чтобы тот в нем согрелся, но скорее понимающее отношение, в котором, с одной стороны, проявляет уважение к его уникальности, а с другой стороны — постоянно призывает его расти. Результаты исследований позволяют утверждать, что эмпатия (особенно эмпатия, воспринимаемая клиентом) является важной терапевтической переменной. Тем не менее проведенные к настоящему времени исследования эмпатии не позволяют подтвердить предположение Роджерса о том, что эмпатия — необходимое базовое условие личностных изменений, поскольку, во-первых, остается еще много вопросов относительно конструктивной валидности операционального определения эмпатии и, во-вторых, в большинстве проведенных исследований, изучались только некоторые составляющие эмпатической установки.
В заключение мне хотелось бы сказать несколько слов по поводу обучения эмпатии. Быть эмпатизирующим — это не дар, принадлежащий лишь немногим, и не техника, которую можно освоить без приверженности и вовлеченности. Это глубинная человеческая способность к контакту, которую можно совершенствовать. А для этой цели требуется как обучение коммуникативным навыкам, так и работа над своей собственной личностью посредством индивидуальной терапии. При обучении эмпатии оба эти аспекта требуют нашего внимания. Мне хотелось бы завершить главу, процитировав Роджерса. Он прекрасно выражает самую суть нашего обсуждения: «Возможно, это описание проясняет то обстоятельство, что эмпатизирование — это сложный, предъявляющий много требований, преисполненный силы, и, кроме того, утонченный и благородный способ бытия» (Rogers, 1975, р. 4).
Литература
Barrett-Lennard, G.T. (1981), 'The empathy cycle: refinement of a nuclear concept', Journal of Counseling Psychology, 28, 91-100. Barrett-Lennard, G.T. (1988), 'Listening', Person-Centered Review, 3 (4), 410-25. Bozarth, J.D. (1984), 'Beyond reflection: emergent modes of empathy', in R.F. Levant and J.M. Shlien (eds.), Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach: new directions in theory, research and practice (pp. 59-75). New York: Praeger. Gendlin, E.T.. (1968), 'The experiential response', in E. Hammer (ed.), The Use of Interpretation in Treatment (pp. 208-27). New York: Grune and Stratton. Gendlin, E.T. (1970), 'A theory of personality change', in J.T. Hart and T.M. Tomlinson (eds.), New Directions in Client-Centered Therapy (pp. 129-74). Boston: Houghton Mifflin. Gendlin, E.T. (1974), 'Client-centered and experiential psychotherapy', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 211-46). New York: John Wiley and Sons. Martin, D.G. (1983), Counseling and Therapy Skills. Belmont, Ca.: Brooks and Cole. Rice, L.N. (1974), 'The evocative function of the therapist', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 289-311). New York: John Wiley and Sons. Rice, L.N. (1983), 'The relationship in client-centered therapy', in N.J. Lambert (ed.), Psychotherapy and Patient Relationship (pp. 36-60). Homewood: Dow Jones-Irwin. Rice, L.N. (1984), 'Client-tasks in client-centered therapy', in R.F. Levant and J.M. Shlien (eds.), Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach: new directions in theory, research and practice (pp. 182-202). New York: Praeger. Rice, L.N, and Greenberg, L.S. (1990), 'Fundamental dimensions in experiential therapy: new directions in research', in G. Lietaer, J. Rombauts, and R. Van Balen (eds.), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties (pp. 397-414). Leuven: University Press. Rogers, C.R. (1957), 'The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change', journal of Consulting Psychology, 21, 79-103. Rogers, C.R. (1975), 'Empathy: an unappreciated way of being', The - Counseling Psychologist, 5(2), 2-10. Rombauts, J. (1984), 'Empathie: actieve ontvankelijkheid', in G. Lietaer, Ph. van Praag, and J. Swildens (eds.), Client-Centered Psychotherapie in Beweging (pp. 167-76). Leuven: Acco. Toukmanian, S.G. (1990), 'A schema-based information processing perspective on client change in experiential psychotherapy', in G. Lietaer, J. Rombauts and R. Van Balen (eds.), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties (pp. 309-26). Leuven: University Press. Wexler, D.A. (1974), 'A cognitive theory of experiencing, self-actualization, and therapeutic process', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 49-116). New York: J. Wiley and Sons.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.033 с.) |