Когнитивное переструктурирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивное переструктурирование



 

Эмпатический отклик терапевта также играет важную роль в когнитивной переработке разнообразной инфор­мации, получаемой клиентом. Этот отклик более значим, чем информация, поступающая к клиенту как из внутрен­них, так и из внешних источников. Векслер, наиболее вид­ный представитель когнитивного направления, определяет терапевта как «искусственный информационный процес­сор» (Wexler, 1974, р. 97). Терапевт выполняет эту функцию посредством эмпатического отклика. Эмпатический отклик, но мнению Векслера,— это попытка структурировать и сфор­мулировать значение той информации, которая поступает к клиенту. Хороший эмпатический отклик помогает клиенту более полно охватить и структурировать получаемую им ин­формацию — по сравнению с тем, как это бы он сделал само­стоятельно.

Прояснить эту мысль можно на примере (Martin, 1983, p.36). Клиент говорит: «Много раз мне казалось, будто люди... я не знаю... по-настоящему противны... нет, не противны... они милы, как мне кажется... по крайней мере некоторые... кото­рых я знаю». Терапевт может ответить: «Я не уверен, что пол­ностью понял сказанное, но позвольте мне попробовать по­нять. Похоже, вы оказались в замешательстве... пытаясь понять, как относятся к вам люди. Те, кто значим для вас, как вы полагаете, кажутся милыми, но в то же самое время это не совсем так, потому что они в некотором отношении вам неприятны. Это близко к тому, что вы имеете в виду?» Тера­певт, структурируя несвязную речь клиента, в то же время структурирует и его чувства.

Каким же образом хороший эмпатический отклик облег­чает переработку информации? Поставим этот вопрос иначе: какие свойства хорошего эмпатического отклика способ­ствуют лучшей переработке информации?

Выделим три микропроцесса, три различных способа, посредством которых эмпатический отклик способствует лучшей переработке информации. Это (1) фокусирование внимания клиента, (2) припоминание и (3) упорядочение информации. Когда высказывания клиента указывают на на­личие автоматической и ограниченной модели схематиче­ской переработки, тогда терапевт, эмпатически реагируя, может вызвать один из этих трех процессов.

Конкретные признаки, указывающие на такую автомати­ческую и ограниченную информационную переработку, следующие: описание сложного переживания коротко и сжа­то; многозначительные высказывания, богатые субъек­тивными значениями, не совсем понятными терапевту; стереотипные уточнения типа «надо», «следует», «должен» (Toukmanian, 1990, р. 313).

 

1. Фокусирование внимания клиента

 

Эмпатические интервенции терапевта, направленные на те признаки, которые указывают на ограниченную перера­ботку информации клиентом, заключаются в том, чтобы фо­кусировать на них внимание клиента посредством пересказа, отражений и предложений пояснить сказанное (Toukmanian, 1990, р. 313; Wexler, 1974). Эмпатический отклик сосредоточи­вает внимание клиента на тех аспектах информации, которые сам клиент игнорирует. Клиент склонен отбирать те аспекты значения, которые легче и быстрее всего могут быть органи­зованы в рамках уже существующих у него правил и схем. Это приводит к утрате клиентом информации, значимой для последующей переработки, а зачастую утрачивается именно та информация, которая могла бы изменить истолкование и переживание клиентом данной ситуации.

Приведем пример: женщина, по опыту знающая Мужчин как авторитарных, грубых в обращении и агрессивных, будет склонна видеть в каждом мужчине только эти черты и игно­рировать такие их свойства как нежность, способность проявлять внимание и заботу.

Другой пример: клиентка постоянно говорит о нелегких женских обязанностях и той тревоге, которую вызывает в ней постоянная мысль о бремени этих забот. Но она нико­гда не упоминает о позитивной стороне жизни, то есть о воз­можности принимать свои собственные решения, делать свой собственный выбор, пользоваться большей свободой, делать то, что она хочет, когда хочет и как хочет. Когда тера­певт обращает ее внимание на все эти возможности, она сна­чала испытывает удивление. Но чем глубже «просачивается» в нее эта мысль, тем большее облегчение она испытывает.

Ограниченность объема кратковременной памяти часто приводит к тому, что клиент лишь слегка касается некоторой информации, но упускает ее из виду из-за поступления дру­гой. Тогда терапевту следует повторно сфокусировать вни­мание клиента на предыдущей информации, иначе она будет утеряна. Терапевту сделать это легче, чем клиенту, потому что у него, по сравнению с последним, актуализировано гораздо меньше информации.

Подводя итог, можно сказать, что терапевт заботится о том, чтобы никакая значимая информация не была потеря­на для переработки клиентом. Чтобы выполнить это, терапевту следует сохранять необходимую дистанцию и не дать увлечь себя в сторону ограниченному процессу переработки, в который спонтанно вовлечен клиент.

Выше мы утверждали, что терапевт фокусирует внима­ние на значимой информации, которая упускается клиентом. Тогда возникает вопрос: что есть значимая информация, а что — нет? Что является критерием для терапевта, чем ру­ководствуется терапевт при отборе значимых фактов, а что следует игнорировать? Векслер отвечает, что терапевт дол­жен отбирать те аспекты, которые являются значимыми для центральных моментов жизнедеятельности клиента или же кажутся незавершенными и трудными для переработки. Другими словами, это аспекты, значимые для клиента в том или ином отношении. Они сами обнаруживают себя в таких невербальных проявлениях, как, например, дрожь в голосе, подрагивающие губы, неожиданная смена позы и т. п. Имен­но в такой момент терапевт может прервать рассказ клиента и сказать примерно следующее: «У меня такое ощущение, что в сказанном вами есть нечто такое, что как-то вас заде­вает. Вы можете остановиться на этом чуть подробнее?» Таким образом он может сфокусировать внимание клиента на этом моменте.

 

2. Припоминание информации

 

Второй микропроцесс имеет отношение к припоминанию необходимой информации, а именно информации, ассоции­рованной с разными сторонами некоего определенного опыта. Тукманян называет этот процесс фасилитацией припомина­ния прошлого опыта (Toukmanian, 1990, р. 314). Векслер и Райс называют его выявлением новых или утраченных смыслов (Rice, 1974, 1984; Wexler, 1974). Терапевт старается помочь клиенту восстановить прошлый опыт настолько полно, насколько это возможно. Эмпатический отклик помо­гает извлекать из памяти забытые воспоминания. Вызываю­щие воспоминания отражения, описанные Райсом, являются самым лучшим средством оживления воспоминаний.

Этот микропроцесс служит двум главным целям. Во-пер­вых, он помогает клиенту получить более полную информа­цию для его дальнейшего самоисследования. Во-вторых, он предоставляет терапевту возможность установить тот опыт клиента, который был неадекватно переработан в прошлом, и убедиться в том, что теперь он проработан. Поскольку переработка информации в большей степени опирается те­перь на данные опыта, клиент получает возможность сломать старые, ограничивающие схемы и заменить их новыми, позво­ляющими более точно перерабатывать все значимые икспириентальные данные.

 

3. Упорядочение информации

 

Хорошее упорядочение информации ведет к дальнейшей дифференциации и интеграции новых аспектов проблемы. Но если клиент сам пытается упорядочить информацию, зачастую это приводит либо к затруднениям в дальнейшей переработке, либо к полной остановке этого процесса. Эмпа­тический отклик терапевта может облегчить дальнейшую дифференциацию и интеграцию новых сторон проблемы..

Терапевт фокусирует свой дифференцирующий эмпати­ческий отклик на том значимом аспекте информации, вызван­ной из памяти клиента, который был им неадекватно переработан. Этот отклик помогает клиенту более ясно увидеть и четко проработать определенный аспект проблемы. Или, другими словами, надо поставить вопрос о недостаточно дифференцированных сторонах проблемы таким образом, чтобы клиент смог проработать их самостоятельно. Тукманян приводит пример, в котором клиентка сообщает своему тера­певту, что данная ситуация является для нее «эмоциональ­ной расплатой». Терапевт ставит вопрос об этом выражении «эмоциональная расплата», чтобы подвести клиентку к прояс­нению того смысла, который имеет для нее это выражение.

С помощью интегрирующего эмпатического отклика терапевт стремится уловить общий смысл тех нюансов, кото­рые сам клиент в данный момент синтезировать не в состоя­нии. Пример поможет пояснить этот процесс.

Это пример из статьи Векслера (Wexler, 1974). Клиентка обсуждает свои взаимоотношения с мужем, которого она со­бирается оставить.

К1: Я чувствую, что мне не надо столь сильно винить себя за то, что я не любила его. Я чувствую, что вроде бы заботилась о нем. Но я думаю, наверное, это хорошо, что о ком-то ты можешь заботиться только так, а ком-то — больше. И я знаю, что могу заботиться о ком-то намного больше, чем заботилась о нем. Или, может быть, я себя обманываю. Я не знаю.

T1: Но вы так чувствуете. Возможно, вы — а в чем-то он — не можете заботиться о другом человеке с той любовью, на которую способны.

К2: Именно так! И это именно то, что я хочу — заботиться о ком-то в полную силу, от всей своей души... И я хочу, чтобы другие точно так же заботились обо мне.

Иногда различие, существующее между дифференциру­ющей и интегрирующей формами эмпатии, может быть до не­которой степени стерто. Подчас эмпатический отклик обслу­живает обе эти функции. Для клиентов, неупорядоченно перерабатывающих информацию, отклик терапевта зачастую будет выполнять интегрирующую функцию, поскольку такие клиенты склонны прорабатывать сразу несколько аспектов своего опыта, но не в состоянии синтезировать их и опреде­лить общий смысл.

Например, клиент рассказывает одну историю за другой. Эти истории никак не связаны между собой. Дело терапев­та — понять эти рассказы, то есть определить значение каждого из них. Терапевт должен спросить себя: что хочет сообщить клиент? И только после того, как терапевт поймет значение очередного рассказа, клиент может переходить к следующему. Важно, чтобы терапевт концентрировался на значении, общем смысле рассказа, а не на его конкретном содержании.

Дифференцирующий отклик уместен тогда, когда кли­ент стремится к преждевременному завершению переработ­ки информации, оставляя важные стороны без тщательной проработки. В результате клиенту не удается изменить свои переживания. Недостаточная проработка информации до­вольно типична для терапии. Поэтому дифференцирующий отклик терапевта — часто встречающаяся интервенция.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмпатизирование — это процесс взаимодействия между двумя людьми, в ходе которого человек, проявляющий эмпа­тию, постоянно готов настраиваться на другого. Это означа­ет, что эмпатизирующий готов на время отвлечься от своих собственных переживаний и представлений. Эмпатически слушающий терапевт непрерывно и плавно лавирует между «обращением к себе» и «отодвиганием себя в сторону». Следовательно, терапевт должен действовать процессуально ориентированным способом.

Чтобы эмпатически понять клиента, терапевт использует различные коммуникативные средства, которые имеет в сво­ем распоряжении человек: вербальные и невербальные; наблюдение, слушание, настраивание, говорение... и снова наблюдение, слушание, настраивание и т. д. В данном кон­тексте «настраивание» — это нахождение терапевтом в са­мом себе переживаний, образов, воспоминаний и смыслов, соответствующих тому, что он ощущает (видит, слышит, чувствует) вместе с клиентом.

Эмпатизирующий терапевт обращается не только к ког­нитивным возможностям клиента: включено также и его те­лесное ощущение. Он старается быть реально ощутимым для клиента и установить с ним подлинный контакт. Для этого эмпатически слушающий терапевт постоянно побуждает клиента раскрываться не только для него, но также для самого себя. Тем самым терапевт приглашает клиента стать в большей степени самим собой. Проявляющий эмпатию те­рапевт не только предлагает клиенту комфорт и теплое по­нимание, бальзам для ран и одиночества, но также побужда­ет его к внутренней работе. Он ставит клиента перед лицом трудной и часто болезненной задачи дальнейшего исследо­вания своих переживаний. Эмпатизирующий терапевт пред­лагает клиенту не «теплое гнездо», чтобы тот в нем согрелся, но скорее понимающее отношение, в котором, с одной сто­роны, проявляет уважение к его уникальности, а с другой стороны — постоянно призывает его расти.

Результаты исследований позволяют утверждать, что эм­патия (особенно эмпатия, воспринимаемая клиентом) явля­ется важной терапевтической переменной. Тем не менее про­веденные к настоящему времени исследования эмпатии не позволяют подтвердить предположение Роджерса о том, что эмпатия — необходимое базовое условие личностных из­менений, поскольку, во-первых, остается еще много вопросов относительно конструктивной валидности операциональ­ного определения эмпатии и, во-вторых, в большинстве про­веденных исследований, изучались только некоторые состав­ляющие эмпатической установки.

В заключение мне хотелось бы сказать несколько слов по поводу обучения эмпатии. Быть эмпатизирующим — это не дар, принадлежащий лишь немногим, и не техника, кото­рую можно освоить без приверженности и вовлеченности. Это глубинная человеческая способность к контакту, кото­рую можно совершенствовать. А для этой цели требуется как обучение коммуникативным навыкам, так и работа над своей собственной личностью посредством индивидуальной тера­пии. При обучении эмпатии оба эти аспекта требуют нашего внимания.

Мне хотелось бы завершить главу, процитировав Род­жерса. Он прекрасно выражает самую суть нашего обсужде­ния: «Возможно, это описание проясняет то обстоятельство, что эмпатизирование — это сложный, предъявляющий много требований, преисполненный силы, и, кроме того, утончен­ный и благородный способ бытия» (Rogers, 1975, р. 4).

 

Литература

 

Barrett-Lennard, G.T. (1981), 'The empathy cycle: refinement of a nu­clear concept', Journal of Counseling Psychology, 28, 91-100.

Barrett-Lennard, G.T. (1988), 'Listening', Person-Centered Review, 3 (4), 410-25.

Bozarth, J.D. (1984), 'Beyond reflection: emergent modes of em­pathy', in R.F. Levant and J.M. Shlien (eds.), Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach: new directions in theory, research and practice (pp. 59-75). New York: Praeger.

Gendlin, E.T.. (1968), 'The experiential response', in E. Hammer (ed.), The Use of Interpretation in Treatment (pp. 208-27). New York: Grune and Stratton.

Gendlin, E.T. (1970), 'A theory of personality change', in J.T. Hart and T.M. Tomlinson (eds.), New Directions in Client-Centered The­rapy (pp. 129-74). Boston: Houghton Mifflin.

Gendlin, E.T. (1974), 'Client-centered and experiential psychotherapy', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Cen­tered Therapy (pp. 211-46). New York: John Wiley and Sons.

Martin, D.G. (1983), Counseling and Therapy Skills. Belmont, Ca.: Brooks and Cole.

Rice, L.N. (1974), 'The evocative function of the therapist', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 289-311). New York: John Wiley and Sons.

Rice, L.N. (1983), 'The relationship in client-centered therapy', in N.J. Lambert (ed.), Psychotherapy and Patient Relationship (pp. 36-60). Homewood: Dow Jones-Irwin.

Rice, L.N. (1984), 'Client-tasks in client-centered therapy', in R.F. Levant and J.M. Shlien (eds.), Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach: new directions in theory, research and practice (pp. 182-202). New York: Praeger.

Rice, L.N, and Greenberg, L.S. (1990), 'Fundamental dimensions in experiential therapy: new directions in research', in G. Lietaer, J. Rombauts, and R. Van Balen (eds.), Client-Centered and Ex­periential Psychotherapy in the Nineties (pp. 397-414). Leuven: University Press.

Rogers, C.R. (1957), 'The necessary and sufficient conditions of the­rapeutic personality change', journal of Consulting Psychology, 21, 79-103.

Rogers, C.R. (1975), 'Empathy: an unappreciated way of being', The - Counseling Psychologist, 5(2), 2-10.

Rombauts, J. (1984), 'Empathie: actieve ontvankelijkheid', in G. Lie­taer, Ph. van Praag, and J. Swildens (eds.), Client-Centered Psychotherapie in Beweging (pp. 167-76). Leuven: Acco.

Toukmanian, S.G. (1990), 'A schema-based information processing perspective on client change in experiential psychotherapy', in G. Lietaer, J. Rombauts and R. Van Balen (eds.), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties (pp. 309-26). Leuven: University Press.

Wexler, D.A. (1974), 'A cognitive theory of experiencing, self-actua­lization, and therapeutic process', in D.A. Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 49-116). New York: J. Wiley and Sons.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.033 с.)