Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальный характер процесса учения
Создавая произведение искусства, человек всегда обнаруживает некую сторону своего Я, которая проявляется, например, в форме вылепленной из глины фигуры, рисунка, ритма, танца и т. п. Творчество в сфере изобразительного искусства — это очень индивидуальные и личные переживания, которые могут для каждого из нас быть мощным стимулирующим средством выражения и исследования нашей собственной уникальности. Таким образом, участие в семинаре предоставляет человеку возможности для исследования его врожденного стремления и способности к росту и учению. Цель этого участия состоит в том, чтобы дать человеку возможность испытать переживания подлинного учения и вовлеченности в процесс личностного роста. Также важно понять, как учиться самому и для себя. Подлинное учение — это скорее непрерывный процесс познания, нежели некий завершенный продукт. Это не просто накопление каких-то статичных знаний. Подлинное учение порождается самим учащимся, исходит из внутренних, а не из внешних источников. Только так обнаруживаются и сохраняются истинные значения. На практических семинарах подлинное учение начинается тогда, когда человек нащупывает связь с сердцевиной своей собственной жизни и устанавливает непосредственный контакт со значимыми проблемами, которые стремится разрешить. Так как подлинное учение на семинаре — это эмоциональный учебный процесс, то оно переживается как постоянное движение от чувств к абстрактным суждениям и наоборот. Такое учение предполагает наличие интеллектуальной способности к анализу и обобщению. Инсайты, интеллектуальные озарения и обобщения могут происходить и после окончания семинара.
ПРОЦЕСС И ПРОДУКТ
Переживание творческого самовыражения и вовлеченность в этот процесс составляют основу экспрессивной терапии. В фокусе ее находится не полученный результат, а переживания, возникающие при его создании. Хотя участник семинара может попытаться понять танец, скульптуру, живопись, музыку и литературу, исцеление обеспечивает именно интенсивная вовлеченность в творческий процесс. Результат этого процесса — внешнее выражение внутренних переживаний, установок, восприятий и настроений; такое внешнее выражение делает видимой некоторую часть внутреннего Я человека как для него самого, так и для других людей.
Когда творческая активность завершается, очень полезно использовать какое-то время для усвоения и осознания опыта. Этот рефлексивный процесс ведет к новым инсайтам и самопознанию, особенно если человек положительно принимает созданное им произведение искусства и не оценивает его критически с точки зрения «правильности» художественного стиля или техники исполнения.
КАК ОТКРЫТЬ ПУТЬ
Как создать учебную ситуацию, в которой человек испытывал бы по отношению к себе «конгруэнтность, безусловное позитивное отношение, эмпатическое понимание и принятие» себя таким, какой он есть (Rogers, 1967, р. 218)? Благоприятная учебная обстановка возникает тогда, когда человек не испытывает никаких опасений и полон решимости выражать себя посредством экспрессивных видов искусства. Такая ситуация позволяет учащемуся ощущать себя не объектом, а субъектом процесса учения. Создание подобной учебной обстановки должно проходить постепенно, и в этот процесс должны включиться и фасилитатор, и каждый участник семинара. Поскольку экспрессивное искусство само по себе оказывает исцеляющее воздействие, учебный процесс не предполагает участия преподавателя, он нуждается только в фасилитаторе — человеке, создающем безопасное, эмпатичное и стимулирующее окружение для самоисследования посредством экспрессии (Rogers N., 1988). Нужно лишь поддерживать самовыражение людей в ритмических движениях, рисовании, драме, пении, музыке и литературных произведениях. К. Роджерс (Rogers, 1967, р. 353) отмечает три условия, необходимых для творческой деятельности человека. Эти условия не могут быть созданы извне, они могут возникнуть только сами. Первое из того, что отмечает Роджерс,— это открытость человека своим переживаниям без какого-либо искажения этих переживаний психологическими защитами. Второе и, возможно, самое фундаментальное условие творческой деятельности состоит в том, что источник, или локус, оценочного суждения должен находиться внутри. Третье условие — это способность человека «играть» с элементами и понятиями.
Таковы внутренние психологические условия роста. Важно, однако, рассмотреть также и внешние психологические условия. Какие факторы внешней среды питают творчество? Опыт К. Роджерса (Rogers, 1967) свидетельствует о том, что продуктивному творчеству в наибольшей степени способствует психологическая безопасность и свобода. Рассматривая психологическую безопасность, К. Роджерс (Rogers, 1967) анализирует четыре условия, благоприятствующие конструктивному творчеству. Первое из них, по его мнению, — это принятие индивида как человека, обладающего безусловной ценностью. И вновь он говорит об отсутствии внешнего оценивания, об атмосфере сензитивного и эмпатического понимания. Наконец, он подчеркивает важность психологической свободы. Творческие способности возрастают только тогда, когда фасилитатор предоставляет индивиду полную свободу для выражения всех его чувств в символической форме. Кроме психологической безопасности и свободы, Н. Роджерс (Rogers N., 1985) указывает на взаимоотношения между фасилитатором и участником тренинга. Она ставит вопрос о том, как обеспечить такие взаимоотношения, которые способствовали бы личностному росту человека. Как фасилитатор может побудить участников семинара выражать свое внутреннее ощущение правды и провести их через переживания художественного творчества — рисования, фантазирования, сочинения — по пути дальнейшего самоисследования? Ни один метод и никакая техника сами по себе не создадут безопасной среды, если фасилитатор демонстрирует такие качества, как авторитарность, оценочность, незаинтересованность или склонность к интерпретации. Это вопрос не столько техники, сколько жизненной философии фасилитатора. Н. Роджерс (Rogers N., 1985) говорит о том, что в основе работы фасилитатора должна лежать вера в ценность и достоинство человека, а также в его способность идти собственным путем. Участник выбирает путь, которым идет, а фасилитатор следует за ним и входит в систему ценностей человека сензитивным и человекоцентрированным способом.
ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Насколько обстановка семинара соответствует указанным внутренним и внешним психологическим условиям, настолько будет участник семинара проявлять свой творческий потенциал. Н. Роджерс (Rogers N., 1985b) создала обстановку, поддерживающую обозначенные выше психологические условия. Само место проведения семинара оказывает исключительно стимулирующее влияние на его участников. Это расположенный на десяти акрах земли рекреационный центр в египетском стиле под названием «Оазис Изиды». Кто-то может жить в самом рекреационном центре, кто-то — в расположенных неподалеку небольших домиках. Вигвам, дом-пирамида, маленький зоопарк, плавательный бассейн, сауна, секция бассейна с горячей водой — все это также находится в распоряжении участников семинара. Обеденный павильон расположен на открытом воздухе, на лужайке. Группа участников семинара обычно работает в большом старом театре, без мебели, со сценой и балконом. Ежедневное расписание довольно плотное. Вот, например, распорядок типичного дня:
В ходе семинара поддерживаются и поощряются всевозможные виды активности участников — танцы и литературное творчество, пение и беседы, рисование и живопись, создание видеосюжетов и консультирование, теоретические лекции и игра на ритмических инструментах, театральные представления, лепка и совместное времяпровождение. В течение первых двух дней работы семинара все стены аудитории покрываются рисунками и картинами, созданными его участниками. По прошествии некоторого времени появляются также и скульптурные изображения. Участники семинара работают индивидуально, парами и малыми группами, а также большой группой, представляющей собой единое целое, участникам доступны все виды материалов для творчества, и они могут совершенно свободно использовать их для самовыражения.
ОПРОС УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Мы провели опрос тех, кто принимал участие в программе в течение шести лет с момента ее начала в 1985 году. Мы просили их своими словами рассказать о том, какой опыт они приобрели в процессе человекоцентрированной экспрессивной терапии. Целью исследования было выяснить, как семинары повлияли на личностный рост участников. В центре нашего внимания была не сама четырехуровневая тренинговая программа и не оценка ее обучающих аспектов. Участники находились на разных уровнях освоения программы и имели разные цели. Кто-то из них мог быть заинтересован в том, чтобы стать профессионалом в экспрессивной терапии, а кто-то стремился к собственному личностному росту. Нам хотелось узнать, произошли ли у участников программы изменения в представлениях о себе и других людях. Мы интересовались глубокими эмоциональными переживаниями и открытиями участников, однако некоторым из них было трудно найти слова для описания опыта своего личностного роста. Им также было трудно написать о своих переживаниях и чувствах и описать общий настрой и атмосферу семинара. Интеллектуальный аспект такого опыта вторичен, хотя опыт этот приобретается, понимается, интегрируется и проживается именно как осознаваемая реальность. Мы допускали, что участники семинаров, возможно, подвергнут сомнению свой опыт экспрессивной терапии, а также влияние семинаров на осмысление ими внутренних диалогов, установок и поведения. В итоге мы хотели получить ответ на следующий вопрос: какое влияние на участников оказали интенсивные переживания в процессе различных форм учения в атмосфере ожидания и принятия?
УЧАСТНИКИ ОПРОСА
Среди участников программы Института человекоцентрированной экспрессивной терапии были психологи-консультанты, преподаватели и студенты из Соединенных Штатов и нескольких европейских, латиноамериканских и азиатских стран. Работа Н. Роджерс имеет международное признание, поэтому состав участников тренинговых семинаров был довольно смешанным. Одной из причин нашей заинтересованности в проведении этого исследования было необычное разнообразие уровней и форм подготовки, образования и квалификации участников тренинговой программы. Возраст респондентов колебался в диапазоне от 22 до 66 лет; причем возраст двадцати из них (66%) был между 36 и 50 годами.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Участникам программы предлагались опросники, содержащие открытые вопросы. С их помощью надо было описать ту ситуацию на одном из семинаров, которая оказалась особенно значимой для них. Респондентов просили рассказать, почему ситуация, о которой они написали, оказалась для них значимой. Мы хотели узнать, смогли ли участники программы, вспоминая о ситуациях на семинаре, вступить во внутренний диалог с самими собой. Под внутренним диалогом мы имели в виду то, что состоявшееся обучение могло придать новый смысл их жизни. Мы были заинтересованы также в том, чтобы узнать, изменились ли поведение и поступки участников в результате опыта, полученного в ходе семинаров. При ответах на второй открытый вопрос респондентам надо было написать, как и насколько их «способ существования» может быть хотя бы отчасти соотнесен с их личным обучением. С помощью этого вопроса мы надеялись выявить личностные изменения более глубокого уровня. Дополнительный вопрос был посвящен тому, что чувствовали респонденты, пытаясь написать о своем опыте экспрессивной терапии. Тридцать два бывших участника программы, ответивших на вопросы по почте, составили достаточно большую выборку испытуемых, чтобы выделить достоверный диапазон ситуаций, представлявшихся значимыми для участников семинаров с использованием экспрессивных видов искусства.
РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Список адресатов включал двести бывших участников программы. Было получено тридцать два полностью заполненных опросника от участников, которые прошли не менее одного уровня обучения. Мы не пытались оценивать ответы в связи с количеством пройденных уровней. Мы полагали, что значимое событие могло случиться на любом из четырех уровней тренинга, и надеялись определить эти особые ситуации. Первый уровень включал шесть дней занятий, и многие участники перешли на второй уровень, который занимал еще неделю.
Респонденты проходили первый уровень программы в интервале между 1985 (это год начала тренинговой работы в Институте человекоцентрированной экспрессивной терапии) и 1990 годами. Респонденты, которые приняли участие в программе сравнительно недавно, могли быть более подвержены «эффекту ореола», чем те, кто начал занятия раньше. Оценка письменных ответов в значительной степени строилась на наших субъективных впечатлениях. При этом мы ограничили свой анализ поиском свойственной каждому из участников внутренней структуры впечатлений и смыслов, встроенной в каждый из ответов. Следовательно, наши результаты являются предварительными. Они были получены с помощью тематического контент-анализа, разработанного на основе метода феноменологического исследования Амедео Джорджи, который был обобщен Дональдом Полкингхорном (Polkinghorne, 1989). Мы располагали отчетами участников о тех значимых ситуациях, которые повлияли на них. Мы стремились быть осторожными в своих заключениях, чтобы не привнести в ответы того, чего в них не было. Один из недостатков этого опроса состоял в том, что мы имели дело с воспоминаниями респондентов об особых ситуациях, которые имели место несколько лет назад. Однако мы надеемся, что смогли, по крайней мере, выделить значимые темы, касающиеся респондентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Мы отдаем себе отчет в том, что при анализе письменных ответов мы группировали их по темам в соответствии с нашими внутренними критериями. Мы исходили из определений и понятий, используемых в психологии, стараясь максимально приблизить их к тому, что имели в виду и хотели выразить респонденты. Свой анализ мы начали с выявления тех форм активности, которые особым образом акцентировались в их письменных ответах. Ровно половина из тридцати двух респондентов (шестнадцать человек) написали о том, что они создали значимые для них рисунки, картины, скульптуры и коллажи. Примером может служить ответ одного из респондентов, который подошел к созданию рисунка как к процессу: «Когда нас попросили выразить наши чувства в каком-нибудь виде творчества, я пришел в сильное волнение и начал рисовать большое, преисполненное гнева чудовище. Работая над ним, я почувствовал нечто, подобное отстраненности, и стал наблюдать себя, в гневе создающего что-то. Было похоже, будто бы это рисунок создавал меня» (Респондент 17). Эта цитата свидетельствует о том, что участник семинара способен выразить некий неизвестный ему ранее, неисследованный аспект самого себя с помощью определенной формы искусства, без слов. Участники семинара постепенно начинали доверять и другим способам выражения и познания своих чувств, образов и потенциальных возможностей. Значимой для участника становилась именно та форма искусства, которую он сам выбрал, и это отношение сохранялось до тех пор, пока его интерес не переключался на что-либо другое. Приведенная выше реакция гнева была выражена посредством рисования и представляла собой новое отношение к этой часто подавляемой эмоции. Следующая из наиболее распространенных форм активности включала в себя различного рода движения: индивидуальный и/или групповой танец под музыку, выражение в движении образов рисунка или прочитанного вслух литературного произведения. Семь респондентов описали свой личный опыт экспрессивных движений. Наиболее яркий пример того, как глубоко танец может затронуть человека, приводится ниже: «В танце я выражал то, что для меня было историей моей эмоциональной жизни на тот момент. Это был преисполненный боли танец, и он затягивал меня все глубже, глубже и глубже к моим глубинным чувствам. Я позволил себе... почувствовать правду в его ритме и интенсивности. Это была наиболее рискованная работа, которую я когда-либо выполнял» (Респондент 3). Привлекательность человекоцентрированного подхода, использующего средства экспрессивной терапии, связана с утверждением, что человек — центральная фигура, и он может свободно выбрать то, что будет использовано в качестве инструментов самоисследования: рисование, живопись, движение или что-либо другое. Следующая по частоте упоминаний форма активности — литературное творчество. Здесь используются разные техники: свободное письмо, сочинение стихов, историй и ведение дневников. Шестеро из тридцати двух респондентов отзывались о данной форме экспрессивного искусства как о личностно значимой и усиливавшей их внутреннее самоощущение. Ниже приводится яркий пример того, как литературное творчество повлияло на жизнь одной из наших респонденток: «Мы писали... О Духе-проводнике, которого повстречали в одной из ранних медитаций. [Затем следует описание ее духа-проводника, после чего она продолжает]… Они устроили для меня церемонию, в ходе которой мне был преподан урок: "Даже тьма может быть желанна, потому что я никогда не теряю себя". Этот опыт дал мне силы уникальным образом достичь центра моей собственной жизни» (Респондент 10). Иногда опыт литературного творчества был прочувствован и пережит как завершенный в самом себе, а иногда участники комбинировали этот вид деятельности с другими видами, такими, как движение или элементы драмы (см. пример, приведенный выше). Шесть респондентов написали о разыгрывании ролей, импровизации, жестикуляции, участии в маскараде, пантомиме или некоторых формах направленного воображения как о волнующем событии, способствующем обретению внутренней мудрости. Здесь мы приводим весьма необычный пример из отчета пожилой респондентки: «Когда Натали ставила с нами инсценировку под названием «Деревня», мне досталась роль старой мудрой женщины. Другие люди обращались ко мне в поисках душевного спокойствия и близости. Мне понравилась эта роль; я думаю, она помогла мне принять факт моего старения. Я начала видеть себя человеком, обладающим большой мудростью, которой я могу поделиться с другими» (Респондент 14). Два других респондента писали о том, что для них были значимы музыка и особенно игра на ритмических и ударных инструментах, а один респондент таким значимым занятием назвал медитацию. Ниже приводится пример того, как звук и ритм действуют на человека: «Игра на музыкальных инструментах, особенно на ударных, создание ритмов, перекликающихся друг с другом,— все это заряжало энергией и доставляло удовольствие. Это усилило мою веру в спонтанность и рискованные начинания, в то, что я могу испытать что-то незнакомое и создать нечто новое в своей жизни и в жизни других людей» (Респондент 7). Из приведенных ответов видно, что участие в том или ином виде творческой деятельности помогло респондентам более позитивно почувствовать и оценить себя. По-видимому, и индивидуальный, и групповой процессы экспрессивного творчества воодушевляют людей и побуждают их выражать себя более открыто и с меньшим страхом перед мнением других. Тренинговые семинары по экспрессивной терапии обеспечивали участников разнообразными формами практической учебной деятельности, каждому человеку была оказана поддержка в том, чтобы он смог найти свою область для исследования и выражения. Мы особенно подчеркиваем исследовательский аспект. Творческие способности участников и результаты их творчества не оценивались; напротив, каждый из них мог полностью отдаться творческому процессу в созвучии с выбранным им средством художественного выражения.
ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОЕ УЧЕНИЕ
Роджерс (Rogers, 1967) много раз говорил о значимом для человека учении. Так, он утверждал: «... значимое учение — это больше, чем накопление фактов. Это учение, которое изменяет поведение человека, направленность его деятельности в будущем, его установки и его личность» (Rogers, 1967, р. 167). Взглядом Роджерса на значимое учение мы руководствовались, когда группировали ответы участников и стремились перевести их на психологический язык. Роджерс очень подробно рассматривает различные аспекты значимого учения, в процессе которого человек более полно принимает себя и свои чувства, испытывает большую уверенность в себе и в направленности своей жизни. Когда мы анализировали ответы по этим показателям, то обнаружили, что семнадцать респондентов так или иначе упоминали чувство большего самопринятия. Вот один из примеров: «Я другой человек по сравнению с тем, каким бы я мог быть... Эта работа помогла мне поверить в себя! Она послужила для меня стимулом начать мой собственный бизнес, дала мне средства для борьбы со страхами, которые тянули меня назад» (Респондент 2). Еще один важный параметр значимого учения — изменение самовосприятия человека. Девять респондентов написали о том, что они почувствовали и увидели себя по-новому. Один из них сформулировал это так: «Когда я вернулся домой, то почувствовал себя преобразованным. Я ощутил гораздо сильнее... свою устойчивость в этом мире, свою сексуальность. Мой голос стал более низким и глубоким. Я почувствовал, что центр моего тела сместился ниже, в область солнечного сплетения. Я ощутил необычайный приток энергии и силы...» (Респондент 1). Другая сторона значимого учения по К. Роджерсу, — постановка человеком более реалистичных целей. Пять респондентов отметили, что одним из результатов экспрессивной терапии стал для них более реалистичный взгляд на цели и планы своей жизни. Один респондент выразил это так: «Мне хочется проводить больше времени в одиночестве, чтобы лучше узнать себя. Я стал также несколько осторожнее при выборе своих действий, во всяком случае, не предпринимаю ничего до того момента, пока не почувствую, откуда исходят их мотивации» (Респондент 12). Как отмечалось выше, респонденты указывали, что стали больше принимать себя. Интересно также отметить, что шесть респондентов написали о том, что стали больше принимать других. Нам представляется, что когда человек не стремится оценивать себя, то другие люди воспринимаются им такими, какие они есть, а не такими, какими он хочет их видеть. Приведем пример подобного принятия других: «Моя личная жизнь стала теперь другой, я научился более реалистично относиться к другим людям, в том числе и к моим детям, что, конечно, помогает мне жить с меньшими ожиданиями в отношении себя и других и, следовательно, меньше оценивать и больше принимать то, что происходит...» (Респондент 30).
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.035 с.) |