Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение своей ценности и принятостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Терапевт только тогда может быть эмпатически вовлечен в мир клиента, когда он ценит и принимает клиента таким, какой он есть, и главным образом — как обращающееся за помощью человеческое существо, наделенное только ему присущими способностями к росту и развитию. Это означает, что терапевт — определенным образом — действительно беспокоится о своем клиенте и заботится о нем. Нельзя быть хорошим терапевтом, не заботясь о людях, не переживая любое позитивное изменение клиента, не испытывая счастья от его самых незначительных поступательных шагов, не поддерживая процесс его роста. Клиент, ощущая это отношение терапевта, постепенно начинает воспринимать себя стоящим человеком. Он учится ценить себя как человека не только потому, что хорошо работает или всегда исполняет то, о чем его просят другие, но и потому, что учится заботиться о самом себе. Барретт-Леннард описывает это так: «То обстоятельство, что нас выслушали и услышали, особенно в напряженной и стесненной обстановке, помогает нам почувствовать уверенность в себе. Мы видим свое отражение в зеркале другого человека, ощущаем свою причастность к человечеству и понимаем, что мы не одиноки. Мы видим, что наш образ многогранен и изменчив, и ощущаем в себе новые возможности. Неявное есть элемент исцеления и роста» (Barrett-Lennard, 1988, р. 419).
2. Ощущение себя самостоятельной, самоценной и обладающей собственной идентичностью личностью Эмпатизирующий терапевт подтверждает право клиента на существование. Обретение чувства «я могу существовать» — это более фундаментальное и более экзистенциальное икспириентальное знание, чем упомянутое выше ощущение «я чего-то стою». Каждый человек чувствует крайнюю необходимость в подтверждении своего существования со стороны других. Признание другим — это основа для развития человеком собственной идентичности. В этой связи Роджерс цитирует Лэнга, сказавшего: «...ощущение моей идентичности предполагает существование другого, кому я известен» (Rogers, 1975, р. 139).
Обретение способности принимать свои собственные чувства Эмпатия безоценочна. Терапевт, проявляющий эмпатию, не осуждает, не выносит оценки. Клиент ощущает, что он может выражать свои чувства без деструктивных последствий, без отвержения себя терапевтом. Так облегчается самопринятие. Процитируем в этой связи Роджерса: «Если меня не осуждают, то, может быть, я не так ужасен или ненормален, как я думал. Может быть, мне не следует судить себя так сурово» (Rogers, 1975).
Преодоление отчуждения
Когда клиент чувствует, что то, о чем он говорит, несомненно имеет значение для терапевта, достигается двойной эффект: клиент не только ощущает себя самого более значимым, но и начинает понимать, что он не такой уж ненормальный, странный и чудаковатый, как он раньше думал и чего так боялся. Роджерс описывает эти переживания от лица воображаемого клиента следующим образом: «Я говорил о сокровенных, скрываемых отчасти даже от самого себя чувствах, о чувствах странных, возможно, ненормальных, — тех чувствах, которыми я не только ни с кем не делился, но которые оставались неясными даже для меня. И все же другой человек понял мои чувства, понял их даже более ясно, чем я. И если кто-то еще знает о моих чувствах и понимает их, тогда я не так уж странен, не так отчужден или отвергнут. Я что-то значу для другого человека. Значит, я установил связь и даже отношения с другими. И я больше не одинок» (Rogers, 1975, р. 7). Роджерс полагает, что этот пример может объяснить один из наиболее значимых результатов в исследовании шизофрении: у пациентов, консультировавшихся у психотерапевтов с выраженной способностью к эмпатии, наблюдалось резкое снижение шизофренической патологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.006 с.) |