Обучение фокусированию: пять шагов и четыре навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение фокусированию: пять шагов и четыре навыка



 

Энн Вейзер Корнелл

 

 

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Фокусирование было впервые описано Юджином Джендлином в 1964 году как процесс непосредственной концентрации внимания на чем-то ощущаемом, но не вполне отчетливом. Это было описание естественно происходящего, спонтанного процесса, связанного с переживанием клиентом успешных результатов психотерапии.

Вскоре исследователи стали не только описывать этот процесс, но и обучать ему. «Теперь, поскольку мы можем опре­делить тип внутреннего поведения, приводящего к успеху, не стоит допускать существование моделей поведения, веду­щих к неудачам... Мы вышли на новый уровень исследования, на котором попытаемся "учить" клиентов этому "фокусиру­ющему" способу осуществления психотерапевтического про­цесса» (Gendlin, Beebe, Cassens, Klein, Oberlander, 1968).

Одновременно с процитированной выше статьей в 1968 году было опубликовано «Руководство по фокусированию», которое представляло собой перечень инструкций, зачиты­вавшихся клиенту. Он молча выполнял эти инструкции, а его последующие самоотчеты помогали исследователям опре­делить, происходило фокусирование или нет.

Приведу выдержку из «Руководства по фокусированию» 1968 года:

«Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на весьма специфическую часть самого себя. Обратите внимание на ту часть внутри себя, где вы обычно чувствуете пе­чаль, радость или страх...

Определите, что вы переживаете, когда спрашиваете себя: "Каково мне сейчас?", "Как я чувствую себя на са­мом деле?", "Что для меня сейчас главное?" Пусть это придет к вам любым способом, а вы посмотрите, что оно собой представляет.

Если среди тех вещей, о которых вы подумали, оказа­лась ваша личная проблема, которая ощущается как зна­чимая, то продолжайте удерживать ее. В ином случае выберите значимую личную проблему для того, чтобы подумать о ней...

Сосредоточьте внимание в той части тела, где вы обыч­но ощущаете некие явления, и в той части, где вы можете осмыслить ощущение вашей проблемы целиком. Позвольте себе почувствовать все это...

Теперь вычлените то, что ощущается вами как новое или свежее в содержании переживаемых вами чувств... По мере того как вы воспринимаете это, постарайтесь найти несколько новых слов или образов для того, чтобы схватить ваше настоящее переживание в его целостности...

Если слова или образы, которые пришли к вам, дают ощущение новизны, посмотрите, в чем оно заключается. Позвольте словам или образам меняться до тех пор, пока вы не поймете, что они точно схватывают ваше пережи­вание» (р. 239).

Следует отметить, что в этом первом описании процеду­ры обучения фокусированию нет тех шести шагов, которые изложены в популярной книге Джендлина «Фокусирование» (Gendlin, 1981). Здесь нет ни «Расчистки пространства», ни «Спрашивания», ни «Получения ответа». Эти инструкции можно соотнести с такими шагами, как «Обретение прочувст­вованного ощущения», «Обретение дескриптора», «Опробо­вание дескриптора», но они лишь отдаленно напоминают шаги, которым учат в настоящее время. Кроме того, в "Руко­водстве по фокусированию" было выделено только четыре «фазы»: 1) «непосредственное обращение», 2) «референтное движение», 3) «расширенное приложение», 4) «изменение содержания». Это совсем не те шесть шагов, которые были разработаны впоследствии.

Когда я посещала курсы Джендлина в 1972-1974 годах, он использовал инструкции по фокусированию, весьма похо­жие на версию 1968 года, но с некоторыми нововведениями. Как-то раз мы делали упражнение, которое сейчас, по проше­ствии времени, я могу назвать «Расчисткой пространства». (Он использовал метафору заглядывания в пакеты и рассмат­ривания их содержимого.) Шаги как таковые не упоминались.

Где-то между 1974 и 1978 годами, когда вышло первое издание книги «Фокусирование», были детально описаны шесть шагов. Линда Прайер (личное сообщение) вспоми­нает свое участие в занятиях тренинговых групп по фокуси­рованию под руководством Джендлина, проводившихся в Нью-Йорке в 1976-1977 годах. Она описывает процесс обучения, который тогда лишь обретал свою сегодняшнюю форму. «Мы проделывали упражнения "Обретение прочувст­вованного ощущения", "Обретение дескриптора" и "Форму­лирование вопросов". Джендлин говорил, что все эти шаги на самом деле применялись всегда. Он говорил также, что они могут применяться и в иной последовательности». Роджер Левин (личное сообщение) припоминает, что в то же самое время, где-то в 1976 году, «был разработан пошаговый про­цесс. Существовало некоторое сомнение относительно того, состоит он из пяти или шести шагов. "Перепроверка дескриптора", позднее названная "Резонирование на дескриптор" («Опробование дескриптора»), иногда включалась в перечень шагов, а иногда нет». Джендлин (личное сообщение) вспоми­нает, что шаг «Получение ответа» был включен в этот перечень последним.

Ясно, что обучение фокусированию постоянно развива­юсь вплоть до публикации книги «Фокусирование» в 1978 году. После 1978 года картина заметным образом изменилась Почти каждый автор, описывающий фокусирование, и (пользовал обычно одни и те же шесть шагов. (Вот они: «Расчистка пространства», «Обретение прочувствованного ощущения», «Обретение дескриптора», «Опробование дес­криптора», «Формулирование вопроса(ов)», «Получение ответа»). В книге немецкого автора о фокусировании (Siems, 1986) описаны те же самые шесть шагов. Миа Лейджссен в своей обнаруживающей глубокое понимание предмета статье (Mia Leijssen, 1990), опубликованной в сборнике материалов конференции, проходившей в Бельгии, перечис­ляет данные шесть шагов с весьма незначительными измене­ниями. Вместе с тем в этой статье оспариваются статичные представления о фокусировании. Исключение из данного ряда — Эдвин Макмахон и Питер Кемпбелл — в настоящее время наиболее влиятельные наряду с Джендлином препо­даватели фокусирования в США; они обучают иным шагам. В их книге (Campbell, McMahon, 1985) перечисляются пять шагов: 1) «Нахождение пространства с помощью перечня»; 2) «Прочувствование того, что является главным»; 3) «Нор­мально ли быть с этим?»; 4) «Погружение в это содержание»; 5) «Разрешение этому содержанию выразить себя». Инте­ресно, что в настоящее время они добавили еще и завершаю­щий шаг, так что теперь и они также обучают шести шагам (личное сообщение).

Многие авторы, движимые, возможно, этим почти все­общим принятием шести шагов, совершают, на мой взгляд, ошибку, когда говорят: «Фокусирование состоит из шести шагов». Сам Джендлин мог повлиять на это смешение поня­тий, несмотря на то, что на своих семинарах он утверждал: шаги следует использовать только для обучения процессу, а не для его описания. Так, например, в книге «Фокусирова­ние» он писал: «Внутренний акт фокусирования может быть разбит на шесть основных подактов, или движений» (р. 43).

Для меня вполне очевидно, что составной частью разви­тия наших представлений о таком сложном человекоцентрированном процессе, как фокусирование, является понимание того, какое из определений и описаний последовательности шагов в данном процессе — самое ясное и легче всего усваи­ваемое. Я убеждена в том, что если бы разные преподаватели фокусирования пользовались различными последовательно­стями шагов, это привело бы к лучшим результатам. Обуча­ясь у разных преподавателей, учащиеся начнут более отчет­ливо понимать, что процесс — это нечто большее, нежели последовательность шагов. Возможно, существует даже та­кой способ обучения, который идет дальше описания про­цесса в виде шагов.

В последние годы я вполне успешно экспериментировала с методом обучения фокусированию с помощью пяти шагов и четырех навыков. Обучающиеся фокусированию и его преподаванию, а также опытные преподаватели фокусирова­ния — все говорили мне, что этот метод легок для понимания и для применения на практике. Многие из обучающихся отмечали, что и после занятий они практикуют фокуси­рование, которое становится частью их повседневной жизни, а ведь именно это, на мой взгляд, является самым важным итогом обучения.

Различение «шагов» и «навыков» основано на том, что не­которые аспекты фокусирования (шаги) следуют друг за дру­гом в определенном порядке, тогда как другие (навыки) либо усваиваются в целом, либо используются во время учебной сессии. Ранее я говорила, что хотя «Опробование дескрипто­ра» — четвертый шаг, однако в действительности этот шаг мо­жет использоваться в любой части сессии по мере необходи­мости. С тех пор как я преподаю фокусирование в терминах шагов и навыков, количество объяснений типа «да, но на са­мом деле...» существенно уменьшилось.

 

ПЯТЬ ШАГОВ

 

В моей модели процесса фокусирования используются пять обучающих шагов, описывающих этапы процесса фокусиро­вания, которые неизменны и следуют один за другим в опре­деленном порядке. В настоящее время я выделяю следующие шаги:

1. Перемещение фокуса сознания на внутренние части тела.

2. Обнаружение или приглашение прочувствованного ощущения.

3. Обретение дескриптора.

4. Пребывание с прочувствованным ощущением.

5. Завершение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.011 с.)