Пребывание с прочувствованным ощущением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пребывание с прочувствованным ощущением



 

Это иное название пятого шага по Джендлину, или «Формулирование вопросов». После обретения дескриптора человек проводит некоторое время с прочувствованным ощу­щением, испытывая к нему дружеское и уважительное любо­пытство. Однако пребывание наедине со своим внутренним ощущением является для этого шага гораздо более важным, нежели постановка вопросов, которая нужна отнюдь не в каж­дом процессе. Действительно, называя этот шаг «Формулиро­ванием вопросов», можно направить начинающих осваивать фокусирование по ложному пути, потому что они могут вооб­разить, что прочувствованное ощущение должно «говорить» в ответ на их вопросы.

Наблюдая процесс фокусирования опытных практиков, которые фактически не нуждаются в руководстве со стороны, я заметила, что довольно часто в этой фазе процесса не тре­буется никаких вопросов. Смысл, ассоциированный с про­чувствованным ощущением, просто выступает на передний план. Постановка вопросов есть всего лишь попытка стимулировать в начинающем практике проявление «большего» содержания по сравнению с тем, которое обнаруживается в спонтанном процессе. Таким образом, этот шаг был переиме­нован в «Пребывание с прочувствованным ощущением» с по­ниманием того, что постановка вопросов как таковая вполне может быть частью данного шага.

 

Завершение

 

При описании шагов по Джендлину не упоминается про­цесс завершения сессии. Шестой шаг, «Получение ответа», не расценивается как завершающий, но зачастую учащиеся понимают его именно так просто в силу того, что это шестой шаг. По-видимому, для людей, осваивающих фокусирование, полезно включить в общую последовательность шагов осо­бый завершающий шаг. На этом шаге практикующий отме­чает место, к которому следует вернуться в следующий раз, чтобы осознать и оценить достигнутое.

 

ЧЕТЫРЕ НАВЫКА

 

Я пользуюсь термином «четыре навыка» для описания дру­гих ключевых аспектов процесса фокусирования, которые используются на протяжении всего процесса. В настоящее время выделены следующие навыки:

· Нахождение правильной дистанции.

· Дружественное отношение к тому, что есть.

· Опробование.

· Усвоение.

 

Нахождение правильной дистанции

 

Навык нахождения правильной дистанции необходим потому, что люди, вовлеченные в «слишком контактный про­цесс», нуждаются в том, чтобы прочувствованные пережи­вания происходили подальше от них, а люди, вовлеченные в «слишком дистантный процесс», — в том, чтобы эти пере­живания были для них более близкими. Как только уча­щиеся, осваивающие фокусирование, приходят к понима­нию необходимости установления правильной дистанции, они приобретают полезный навык вне зависимости от того, вовлечены ли они в «слишком контактный» или «слишком дистантный» процесс. Если они чувствуют, что фокусиро­вание им не удается, они могут спросить себя: «Нахожусь ли я от того, что возникает, на правильном расстоянии?» Если ответ на этот вопрос отрицательный, они могут обра­титься к техникам дистанцирования или приближения того чли иного содержания.

 

Дружественное отношение к тому, что есть

 

Этот навык подчеркивает важность установки человека, практикующего фокусирование, в отношении его собствен­ного прочувствованного опыта. Фокусирование работает наилучшим образом, когда установка в отношении того, что возникает, является принимающей, открытой, преиспол­ненной уважения и подобна установке на понимание друга. В работе Джендлина о важности подобной установки гово­рится вполне открыто, однако он не выделил ее в особый шаг. Это сделали Макмахон и Кэмпбелл, которые назвали этот шаг «Хорошо ли быть с этим?» Для меня это не шаг, а навык, поскольку он значим в каждой точке сессии.

 

Опробование

 

«Опробование» — это навык сверки прочувствованного ощущения с ощущением правильности в отношении того, что возникает. По Джендлину, шаг «Опробование дескрипто­ра» следует непосредственно после «Обретения дескриптора» и до «Формулирования вопросов». При обучении «Опробова­нию дескриптора» я не устаю объяснять, что в действительно­сти «Опробование» происходит постоянно и что опробуется не только дескриптор, но и многое другое. Все возникающее в процессе соотносится с ощущением для того, чтобы увидеть, правильно ли это чувствуется. Это помогает обеспечить поступательное движение процесса и помогает человеку, практикующему фокусирование, оставаться в контакте со своим телом.

 

Усвоение

 

«Усвоение» — это создание паузы для приветствия и за­щиты нового, свежего ощущения, возникающего с каждым прочувствованным изменением вне зависимости от того, является ли это изменение большим или маленьким. Это мо­жет происходить в любой точке сессии. Человек, практикую­щий фокусирование, может начать осознавать нечто новое и удивительное уже тогда, когда впервые переносит созна­ние в какую-либо область тела, и даже в этот момент важно осуществлять «Усвоение». «Усвоение» — полезный способ осторожного стимулирования слабых, едва уловимых прочув­ствованных ощущений, а также способ восприятия мно­гочисленных аспектов большого и сложного прочувство­ванного ощущения. Оно может служить своего рода «паузой» для людей, практикующих фокусирование, потрясенных или подавленных прочувствованным изменением. Оно также является средством защиты нового ощущения от критиков, аналитиков, прагматиков и других вмешивающихся во внут­реннее состояние инстанций или субличностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.005 с.)