Комбинирование различных способов работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинирование различных способов работы



 

 

До сих пор мы обсуждали различные способы работы по от­дельности. Однако наиболее важный аспект мультимедийно­го подхода, вероятно, заключается в том, что он предостав­ляет возможность комбинировать и совмещать различные способы работы. Исследование в одной модальности есте­ственным образом приводит к исследованию в другой и т. д. Каждое такое исследование дает новое видение, открывает новую перспективу. Способность вызывать зрительные образы может перейти в занятие творчеством, которое, в свою очередь, может привести к проигрыванию неких сцен в пространстве терапевтического кабинета. А как только сцена оказывается размеченной, клиент может воспользо­ваться техникой фокусирования, чтобы исследовать каждую часть возникшего образа.

Одна моя клиентка в первой части сессии нарисовала радугу, составленную из концентрических разноцветных арок. Сделав рисунок, она посмотрела на свою работу, а затем четко описала ее как карту своей жизни от рождения и до настоя­щего времени. Она увидела ее как тоннель, уводящий к мо­менту ее рождения.

Тогда я предложила ей вместе со мной разметить этот тоннель в пространстве кабинета, и мы обозначили линию от одного его конца до другого и наметили разные цветовые зоны так, как они были расположены на радуге; при этом и части комнаты на некоторое время окрасились в нашем воображении в соответствующие цвета. И в клиентке неза­медлительно произошла перемена — благоговейный трепет возник в ней от понимания того, что теперь она находится внутри радуги, а не рассматривает ее со стороны. Достигнув этого ощущения целостности, мы смогли затем исследовать отдельные части тоннеля, двигаясь по ним в пространстве кабинета. В каждом из сегментов тоннеля клиентка вновь могла испытать переживания данного периода ее жизни посредством телесно сфокусированной регрессии. Некото­рые сцены были чрезвычайно яркими, и женщина станови­лась необыкновенно эмоциональной, но, как мне кажется, она всегда сохраняла ощущение целого и понимание воз­можности перейти в другую зону.

Одна — фиолетовая — зона оставалась незадействованной. Несмотря на свое желание войти в нее, клиентка боялась, что эта зона совершенно ее подавит. Мы попыта­лись воспользоваться рисованием для исследования того, что могло быть внутри нее, но клиентка чувствовала ак­туальную потребность постоять внутри этой зоны, чтобы освободиться от ее власти над собой. Для этого ей нужно бы­ло, чтобы другие спектры радуги стали для нее более осязае­мыми. Ей было нужно буквально опираться на другие части своего прошлого, чтобы убедить себя в том, что эта фиоле­товая область не поглотит все остальное, что за ее пределами существует жизнь. Мы смогли войти в эту зону, создав ли­нию жизни; ею стала нить другого цвета, которую клиентка взяла с собой, входя в эту фиолетовую тьму. Это помогло ей справиться с ощущениями, которые подавляли ее. Хотя здесь продолжали оставаться страхи и боль, она понимала теперь, что эта зона имеет свои пределы. Клиентка смогла удержать в себе ощущение других периодов своей жизни вместе с повторным проживанием ужаса того времени.

Мой опыт показывает, что переход от одного способа работы к другому зачастую порождает у клиента новое по­нимание своей проблемы, новый инсайт. Вербальное обще­ние дает возможность клиенту посмотреть на процесс через одно «окно»; другие способы работы позволяют посмотреть через иные «окна». Таким образом, изменяя перспективу, мы можем получить новое видение и понимание проблемы. Но, очевидно, результат применения различных способов работы не ограничивается простой сменой перспективы. Зачастую представляется, что перемены такого рода сами по себе вызывают изменение или инсайт. В примере, который я только что привела, можно различить несколько фаз. Первоначальная когнитивная разметка исходной целостно­сти включает в себя вкрапления эмоциональных воспомина­ний, представленных различными цветами радуги, выбор которых, возможно, зависит от взаимодействия сознательных и бессознательных факторов. Переход в пространственное измерение повлек за собой непосредственное ощущение про­тяженности, что не было представлено в рисунке. Это целая жизнь. Она наполняет терапевтический кабинет. Она боль­ше того, что может быть схвачено несколькими мазками кисти. Последующее перемещение фокуса рассмотрения в пространство внутреннего мира клиентки дает еще более интенсивные переживания. Почти волшебный эффект цвет­ной нити в заключительной части сессии — пример тех свойств магического талисмана, которыми зачастую наделя­ются объекты в сценах такого рода.

Сдвиг в понимании может произойти также в рамках особого способа работы посредством смены местополо­жения. Это ясно можно увидеть на примере психодрамы, где техника обмена ролями может позволить главному ге­рою мгновенно понять точку зрения другого человека, заняв его место. Эту технику не следует ограничивать работой с группами. Ее можно использовать благодаря пространст­венным перемещениям в терапевтическом кабинете, напри­мер, используя стулья, однако она может быть использована также и в работе с направленным воображением.

Из приведенного примера видно, что переход от одного способа работы к другому может дать клиенту средства контроля над подавляющими его чувствами, возникающими при обсуждении тех или иных вопросов в ходе беседы. Если такой способ удержания ощущений и переживаний, как ри­сование, использовать в самом начале работы, то клиент может почувствовать больше доверия к другим способам ис­следования своих переживаний, поскольку он уже имеет не­которое ощущение степени их выраженности. Аналогично, если клиент ощущает себя растерянным и запутавшимся, продуцирование визуального образа может сфокусировать его мысли и чувства и сформировать план или ощущение целенаправленности дальнейших действий.

Мультимедийный подход предполагает использование не одного, а нескольких способов работы. Комбинирование различных способов порождает такой стиль терапии, кото­рый дает клиенту нечто большее, нежели его отдельные ком­поненты. По-видимому, терапевтический процесс, в котором комбинируются различные способы работы, предлагает нечто более продуктивное, чем любой из способов, приме­няющихся по отдельности. Это такой процесс, о котором пи­сала Натали Роджерс, отмечавшая значимость интеграции разных экспрессивных техник. С ее точки зрения, кумуля­тивный эффект некоторых психотерапевтических техник существует отдельно и в дополнение к их непосредственным эффектам: «...Я испытываю восхищение от интегрирования всех перечисленных выше <способов работы> и нахожу, что такое интегрирование есть нечто большее, чем любой из этих способов в отдельности» (Rogers N., 1990). Главное В этом — высвобождение творческих возможностей, возни­кающих при использовании различных способов работы. Это творческое проявление, как мне представляется, связано С новыми инсайтами. Оно распространяется также за пределы инсайта и становится той искрой, которая способствует возникновению у клиента новых возможностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.005 с.)