Резюме и заключительные замечания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резюме и заключительные замечания



 

 

В нестатистическом исследовании, подобном тому, которое описано в данной главе, результаты группируются по темам на основе впечатлений. Использованный нами опросник был построен по принципу неоконченных предложений и предо­ставлял респонденту возможность дать предельно развер­нутый ответ. У каждого респондента был свой уникальный опыт использования методов экспрессивной терапии, в кото­ром акцентировались различные стороны учения. Некото­рые участники программы предпочитали рисование движе­нию или групповому взаимодействию. Другим было больше по душе драматическое и/или музыкальное искусство. В ка­честве одного из значимых методов многие респонденты отметили* танец.

Полученное результаты показывают, что все участники программы в той или иной степени испытали интегрирую­щее и исцеляющее влияние терапии и стали лучше осозна­вать себя. Многие из них писали о том, что результатом опыта, полученного в ходе семинаров, стали внутренние лич­ностные изменения. Принимающая атмосфера и недирективная поддержка помогали участникам программы изба­виться от страхов и тем самым способствовали исследова­ние ими своих чувств и становлению новых способов суще­ствования. Для многих из них опыт групповой работы был центральным, потому что давал возможность почувствовать поддержку и помогал поделиться с другими результатами своего творчества.

Как отмечалось выше, ценился сам творческий процесс, а не художественное качество полученного произведения. Н. Роджерс превосходно подготовила своих сотрудников, и они создавали условия, стимулирующие и усиливающие внутреннюю экспрессию чувств и мыслей человека. Их ожи­дания в отношении участников были минимальны, но вме­сте с тем предполагалось, что участники программы будут отвечать за свои собственные действия и уважать право других работать самостоятельно.

Результаты обучения, о которых наиболее часто упомина­ли участники программы, варьировали от развития большей уверенности в своих силах до снижения ощущения страха и возрастания желания идти на риск. Появление новых внут­ренних сил, смелости творить и участвовать в коллективном творчестве было отмечено почти всеми респондентами.

Хотя многие участники отмечали, что почувствовали в себе силы изменить некоторые внешние ситуации в своей жизни, главная цель экспрессивной терапии состояла в том, чтобы обеспечить такую атмосферу учения, которая способ­ствовала бы ведущим к личностному росту внутренним изменениям чувств и установок.

Результаты, полученные нами с помощью опросников, показывают, что эта цель была реализована большинством тех участников программы, которые ответили на наши вопросы. Многие респонденты сообщили, что после окончания семи­наров у них возникла потребность продолжить экспрессив­ную терапию. Институт регулярно предлагает дополнитель­ные семинары различной продолжительности — длящиеся один день, выходные дни или одну неделю. Некоторые рес­понденты смогли продолжить свою терапевтическую работу самостоятельно. В целом обучение оказалось для большин­ства респондентов непрекращающимся процессом, и многие из них отмечали явный перенос его результатов на другие личные и профессиональные жизненные ситуации.

В заключение следует сказать, что мы понимаем необхо­димость проведения последующего дополнительного иссле­дования, которое включало бы глубинное личное интервью с каждым участником программы. Несмотря на это, наш вы­вод, основанный на результатах проведенного исследования, таков: методы экспрессивной терапии, разработанные Инсти­тутом человекоцентрированной экспрессивной терапии, представляют собой существенный шаг вперед в направлении дальнейшего развитая теории и практики человекоцентрированного учения.

 

 

Литература

 

 

Knanna, М. (1989), 'A phenomenological investigation of creativity in person-centered expressive therapy.' Unpublished doctoral dissertation. University of Tennessee, Knoxville.

Polkinghorne, D.E. (1989), 'Phenomenological research methods', in R.S. Valle and Steen Hailing (eds.), Existential-Phenomenological Perspectives in Psychology. New York: Plenum Press.

Rogers, C.R. (1967), On Becoming a Person. London: Constable.

Rogers, C.R. (1969), Freedom to Learn. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill.

Rogers, N. (1988), 'Theory notes'. Unpublished. Person-Centered Expressive Therapy Institute, Santa Rosa, California.

Rogers. N. (1985a), Express Yourself, Association of Humanistic Psy­chology, Perspective, April.

Rogers, N. (1985b), The Creative Connection: a person-centered ap­proach to expressive therapy. (Available from Person-Centered Expressive Therapy Institute, 1515 Riebli Rd., Santa Rosa, Cali­fornia 95404.)

Rogers, N. (1980), Emerging Woman: a decade of midlife transition. Point Reyes, California: Personal Press. (Available from Person-Centered Expressive Therapy Institute, 1515 Riebli Rd., Santa Rosa, California 95404.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)