Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От закрытых систем к системам открытым
Важно отметить, что Роджерс подвергал сомнению уже установившиеся и ставшие классическими формы психотерапии, получившие широкое распространение и повсеместное признание психоаналитический и поведенческий подходы. Когда он возложил свои надежды на открытые системы и тенденцию к самоактуализации, искренне полагая, что они обнаруживают себя в каждом индивиде, то сам уже больше не мог существовать в рамках закрытой системы. Он делал то же самое, что сделали ученые «новой волны», отвергнувшие классическую науку, построенную на предсказуемых структурах. Роджерс основывал свой подход к терапии на своем собственном опыте. «Мои последние размышления,— писал он 1951 году, — все больше и больше убеждают меня в том, что каждый индивид — это организм, имеющий вполне определенную потребность в структурировании и почти неограниченный потенциал, если, конечно, окружающая среда дает ему возможность осознать свои потребности и источники позитивного самовыражения» (Rogers, 1951, р. 167). Из этого высказывания становится понятным, что Роджерс по-новому — иначе, нежели это делалось ранее, — определяет роль психотерапевта. На том этапе он определил тенденцию к самоактуализации в каком-то смысле как рабочую гипотезу. Позднее в книге «Способы бытия» Роджерс писал: «Тенденция к самоактуализации — это особенность органической жизни, примером которой является человеческий организм. Индивиды имеют огромные внутренние ресурсы для изменения своих Я-концепций, основных установок и самонаправленного поведения. Эти ресурсы могут быть высвобождены при создании определенного климата, обеспечиваемого известными фасилитирующими психологическими условиями» (Rogers, 1980, р. 115). Позже он определил эти условия так: 1) глубокое эмпатическое слушание; 2) безусловное положительное отношение к другому человеку, принятие этого человека и окружающей его реальности; 3) подлинность, или искренность, то есть умение не прятаться за профессиональной личиной, столом, белым халатом и т. п. В книге «О силе человека» Роджерс высказал еще более категоричное суждение о тенденции к самоактуализации. «Эта тенденция,— писал он,— может быть искажена, но она не может быть сломлена без уничтожения целостного организма» (Rogers, 1977, р. 8).
Здесь уместно привести следующий эпизод из жизни Роджерса. Маленьким мальчиком он жил на ферме. Всю зиму его родители хранили в подвале картофель, и Карл заметил, что к весне многие картофелины, став иссохшими и сморщенными, выпустили маленькие нежные белые ростки, которые тянулись к единственному источнику света в темном подвале — к расположенному под потолком окну. Это впечатление Роджерс пронес через всю свою жизнь как яркий пример тенденции к самоактуализации. Эти хрупкие ростки не стали сильными растениями, которыми должны были стать. Они не смогли пустить корни и породить новые клубни картофеля, но реализовали максимум из того, что было возможно в имевшихся условиях — сделали слабую попытку выжить. Бельгийский ученый и философ Илья Пригожий (который получил Нобелевскую премию в области химии в тот же год, когда была издана книга «О силе человека», и на которого Роджерс часто ссылался) также писал об открытой системе. Он утверждал то же самое, что и Роджерс, но на другом языке. Профессионально занимаясь исследованиями в области статистической и химической физики, Пригожий, так же как и Роджерс, сумел подняться к более широким обобщениям. Он создал свою собственную терминологию, чтобы описать «спектр систем в самом широком диапазоне: от простых самоорганизующихся систем, вихревых образований, красного пятна Юпитера, затем более сложных диссипационных систем и, наконец, до чрезвычайно сложных, самоактуализирующихся и саморазвивающихся систем, таких, как мы сами, человеческие существа». Открытые системы — это системы, зависящие от взаимодействия с окружающей средой, внешним миром. Согласно теории открытых систем, организм, находясь в одном из двух состояний (порядка или хаоса), посредством случайного возмущения или колебания может оказаться в точке бифуркации (точке разветвления возможностей) и остановиться перед выбором двигаться от порядка к хаосу или от хаоса к порядку, либо оставаться в состоянии хаоса или порядка. Но, когда бурные волнения одолевают открытую систему самоорганизующегося организма, в нем происходят изменения.
Такова концепция Пригожина. Мы видим, что Роджерс и Пригожий, используя разную терминологию, говорят об одном и том же — о том, что человеческий организм (индивид, по Роджерсу) есть открытая, самоорганизующаяся и самоактуализирующаяся система. Это означает, что жизнь индивида зависит от его взаимодействия с окружением, которое, пока организм жив, не может оставаться в равновесии, а находится в состоянии постоянного обмена энергией. Если принять понятие открытой системы, используемое и Роджерсом, и Пригожиным, то тогда организм выводится из состояния энтропии (или тенденции к смерти) посредством различных возмущений, позволяющих ему избавляться от избыточной энтропии1. Тенденция к самоактуализации производит постоянную работу внутри организма, продвигая его к другой форме или другому уровню организации.
1 Davies, Paul, in The New Physics (p. 5), Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
Роджерс называет это движением «к большей сложности» (Rogers, 1980, р. 133). Пригожий пишет об «увеличивающейся сложности» (Prigogine, 1984, р. 12). Пригожий полагает, но явно не утверждает, что эта тенденция существует в самоорганизующемся организме до тех пор, пока существует сам организм. Он только отмечает, что она существует. Роджерс же говорит об этой тенденции так: «Она устойчиво существует». Философы, теологи и логики могут рассматривать эту параллель с разных сторон, но я вижу ее следующим образом. Пригожий утверждает: если случается возмущение, то открытая система стремится понизить энтропию и двигаться в направлении большей сложности. Эта тенденция существует в организмах. И это действительно так. Роджерс полагает, что эта тенденция не только существует в человеческом организме, но и устойчиво противостоит деструктивным силам в его окружении; она может быть разрушена только с уничтожением самого организма. В последние годы своей жизни Роджерс верил в то, что эта тенденция к большей сложности не исключает перехода к другой форме существования организма.
НЕОБРАТИМОСТЬ
Другая точка пересечений представлений Роджерса и Пригожина — понятие «необратимость». Для Пригожина это понятие включено в концепцию времени. Как неспециалисту мне не следует даже пытаться углубляться в суть концепции времени, которая настолько сложна, что ее создание потребовало многолетних размышлений Альберта Эйнштейна. Глейк пишет: «Теория относительности устранила ньютоновскую иллюзию абсолютного пространства и времени; квантовая теория разрушила мечту Ньютона об управляемом процессе измерения; хаос устранил фантазию Лапласа о детерминированной предсказуемости» (Gleick, 1987, р. 6). Гераклит высказал идею (во многом сходную с представлениями даосизма) о том, что никто не может войти в одну и ту же реку дважды. При этом он полагал, что река постоянно меняется по мере того, как она течет, и хотя это та же самая река, но она никогда не тождественна самой себе в любые два последовательных момента времени. По мере того как я все больше и больше осознаю себя, свое тело и свои чувства, я понимаю, что я не та и никогда уже не смогу быть той, которой я была час назад. Взаимодействия во мне, взаимодействия с частью непосредственно окружающего меня мира и с людьми, с которыми я общалась, изменили меня. Тенденция к усложнению, существующая во всех открытых системах, непостоянна, но неуклонна в своем движении. Идея Роджерса о необратимости, как это следует из его различных высказываний и публикаций, может быть сформулирована следующим образом: человек, однажды вовлеченный в процесс изменения и роста и совершающий новые открытия, не может вернуться в прежнее состояние; в определенном смысле организм изменяется навсегда.
Таким образом, необратимость внутренне присуща тенденции к самоактуализации. Рассмотрение тенденции к самоактуализации в более крупных системах приводит нас непосредственно к формирующей тенденции, действующей во Вселенной, что, в свою очередь, означает: мы не одиноки, и это имеет для меня огромное значение. Как человек я не одинока в своем стремлении к большей сложности. Значит, мы не одиноки в движении вперед, будь то движение из состояния порядка или из состояния хаоса. Мы можем двигаться от порядка к хаосу или от хаоса к порядку и даже не догадываться о том, чем вызван этот процесс. СЛУШАНИЕ Следующим общим моментом для Роджерса и Пригожина является, на мой взгляд, слушание, которое подводит нас к проблеме коммуникации. Пригожий говорил, что коммуникации внутри организма и между организмом и средой являются неотъемлемой частью жизни самого организма. В этом вопросе Роджерс намного опередил всех других исследователей. Первая глава его книги «Способ бытия» (Rogers, 1980) называется «Коммуникация», и первый аспект коммуникации, к которому он обращается в этой главе,— это слушание. Роджерс пишет об удовольствии, которое он испытывает, слушая и слыша человека: «Когда я слушаю какого-либо человека, я ощущаю с ним связь, и это обогащает мою жизнь. Именно слушая других людей, я узнал все, что знаю об индивидуальности, личности и о межличностных взаимоотношениях. Существует и иное, особенное удовлетворение, получаемое от подлинного слушания другого человека: оно подобно слушанию музыки сфер, потому что за любым непосредственным сообщением, идущим от человека, открывается Вселенная. В любом межличностном общении, свидетелем которого я был, были спрятаны, казалось, естественные психологические законы и элементы того же порядка, которые мы обнаруживаем в мироздании в целом» (Rogers, 1980, р. 8). Роджерс поставил вопрос, который возникал для него каждый раз во время индивидуальной и групповой психотерапевтической работы: «Могу ли я слышать звук, смысл и форму внутреннего мира этого человека? Могу ли я слышать это и одновременно оставаться с этим? Могу ли я оказаться в столь глубоком резонансе с тем, что говорит другой человек, чтобы ощутить смысл и того, что он говорит вслух, и того, что он еще боится выразить?» (Rogers, 1980, р. 8).
Я полагаю, что пример подобного слушания сделает понятным смысл всего сказанного выше. Роджерс описал встречу с одним молодым человеком, пытавшимся объяснить причину, по которой он обратился за консультацией. Преследует ли молодой человек какую-то цель? Чего он хочет? О чем собирается спросить? Я не знаю, ответил молодой человек. На свете нет ничего, чего бы я хотел. Роджерс принял это утверждение без оговорок, они начали беседовать, и молодой человек, наконец, признался, что ему есть что сказать: «Я хочу жить. Действительно, я хочу продолжать жить». В этот момент Роджерс почувствовал, что у молодого человека, возможно, был период, когда он не хотел жить. Потом, в ходе дальнейшего разговора, молодой человек рассказал о своей недавней суицидальной попытке. Вот что такое глубокое слушание. Сам Роджерс в ходе этой беседы говорил мало, и у него было время, чтобы установить связь с другим человеком, войти с ним в резонанс, прислушаться к своим собственным ощущениям, возникшим в процессе общения, и стать открытым для другого человека, для себя и своего интуитивного знания. Слушание в этом случае было разновидностью резонанса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.01 с.) |