Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человекоцентрированные принципы в психодраме
Я разработал модель эффективного использования человекоцентрированных принципов в группах, применяющих методы психодрамы. Данная модель была создана на основе исследования, проводившегося в течение 37 недель в клиентоцентрированной психодраматической группе. Оно включало использование опросников для выявления уровней тревожности и депрессии клиентов, а также особенностей их Я-концепций, определявшихся до, во время и после групповой терапии. Использовались также опросники для оценки позиции фасилитатора и характеристик группового процесса. Результаты этого исследования показали уменьшение симптомов депрессии и тревожности и одновременно позитивные изменения в общих представлениях клиентов о себе. Конечно, исследование, проведенное в одной группе, не может служить убедительным доказательством эффективности этой терапевтической формы работы, но полученные В подтверждение принципов клиентоцентрированной терапии (Rogers, 1957) эта работа показала, что проявление фасилитатором таких качеств, как эмпатия, конгруэнтность и безоценочное принятие, способствует групповой сплоченности, благоприятствует отношениям сотрудничества между членами группы, а также облегчает вхождение в процесс создания постановки. Эти связи представлены на рисунке 2.
Рис.2. Динамика процессов в клиентоцентрированной психодраматической группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее в работе Морено и Роджерса — это пространство для создания подлинно человекоцентрированной и основанной на действии терапии. Этот метод может развиваться собственным путем и через некоторое время выйти за рамки своих исходных установок. Внутри человекоцентрированного подхода предпочтение отдается неструктурированной работе, в то время как в психодраме работа строится как движение от структуры к спонтанности. В этой статье мы пытались показать, что структуры, используемые в психодраме, следует рассматривать как часть естественного развития, которое не организовывается кем-то, а возникает тогда, когда группа предпринимает серьезную попытку использовать основанный на действии метод.
На когнитивном уровне это развитие выступает как некая дополнительная фаза по отношению к фазам дезинтеграции и реинтеграции. На уровне действия это развитие проявляется как метаморфоза, совершающаяся каждый раз, когда человек отдается спонтанно возникающим качествам или, точнее, настроению той или иной ситуации. Объединив эти два принципа, я предложил четырехслойную модель динамики событий, происходящих в человекоцентрированной психодраматической группе. Наконец, я предположил, что позитивный психотерапевтический результат работы группы усиливается для каждого участника за счет той групповой сплоченности, которая возникает благодаря вовлеченности в совместное действие и речевое общение. Базовые терапевтические условия — эмпатия, конгруэнтность и безоценочное позитивное принятие, проявляемые фасилитатором группы, обеспечивают не только возникновение этой сплоченности, но и создание атмосферы безопасности, в которой группа может осуществить особого рода постановку, усиливающую, по-видимому, степень взаимодействия ее участников. Этот амплифицирующий эффект, обнаруженный в драматизации, связан, как нам представляется, с тем, что драматическое действие, особенно отснятое на видео и пересмотренное его участниками, дает возможность достичь более высокого уровня сложности взаимоотношений, который, I свою очередь, может стать предпосылкой более высокого уровня групповой и личностной реинтеграции.
Литература
Brazier, D.J. (1991), A Guide to Psychodrama. London: Association for Humanistic Psychology. Hipoliti, J., Coelho, F., Garcia, R., Godinho, J., and Nunes, O. (1986), 'Experiencia de dois Grupos de Psicodrama: perspectiva antro-poanalitica.' Paper presented at the 2nd Congresso Nacional de Psiquiatría Social, Lisboa, Portugal. Marques-Teixeira,J. (1989), 'O Psicodrama na perspectiva da Aborda-gem Centrada na Pessoa', O Medico, 121, 75-94. Moreno, J.L. (1965), Psychotherapie de Groupe et Psychodrame. Paris: PUF. Rogers, C. (1957), 'The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change', Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103.
Часть третья Вперед к будущему МОЖЕМ ЛИ МЫ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ НЕ ПОДВЕРГАТЬ РЕВИЗИИ ПОНЯТИЕ "Я", ЛЕЖАЩЕЕ В ОСНОВЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА?
Лэн Холдсток
ВВЕДЕНИЕ
За последние десять лет центрация на индивиде как единице социального порядка стала предметом всесторонней критики. Такое смещение акцентов связано с наступлением новой эпохи и с развитием глобально взаимосвязанной мировой системы (Sampson, 1989а). Так, Гиртц пишет: «Присущее Западуобщее представление о человеке как о свободной, уникальной, более или менее интегрированной мотивационной и когнитивной целостности, как о динамическом центре сознания, эмоций, суждений и активности, организованном в единое целое и противодействующем как другим таким же целостностям, так и своей собственной социальной и природной основе, является, как это ни странно, достаточно специфической идеей в многообразии мировых культур» (Geertz, p. 275). Подход к Я как к неделимой сущности описывался разными авторами не только как монокультурный, но и как этноцентрический (Hermans, Kempen, van Loon, in press); рационалистический, индивидуалистический и монотеистический (Johnson, 1985); эгоцентрический (Sampson, 1985; Shweder, Bourne, 1989); центрированный на равновесной структуре (Sampson, 1985); самодостаточный (Sampson, 1988); связанный (Geertz, 1974); индивидоцентрический (Jahoda, 1988); самодостоверный и независимый (Spence, 1985). Несколько более критичными оказались описания такого Я как буржуазного (Sampson, 1989b; Slugoski and Ginsburg, 1989), эгоистичного (Schwartz, 1986) и пустого (Cushman, 1990). В ряду этих точек зрения нуждается в оценке и концепция Я, лежащая в основе человекоцентрированного подхода Карла Роджерса (Rogers, 1959, 1977). Основными посылками этого подхода с момента его возникновения стали такие качества людей, как самоактуализация и саморегуляция. Отправная точка человекоцентрированного подхода — центральное положение Я и автономия индивида. «Источник регуляции находится скорее внутри человека, нежели в более глобальной системе или поле» (Holdstock, 1990а, р. 110). Даже в социальных аспектах этой теории усиление влияния индивида рассматривается как центр, посредством которого обеспечиваются социальные изменения. Данную главу составляет обзор современных представлений о Я с позиций различных дисциплин и альтернативных моделей, которые со временем могут послужить основой для радикально измененной концепции Я в рамках человекоцентрированного подхода. В обзоре рассматривается возможность такой концепции человека, которая отрицает монокультуральную идею Я как отдельной сущности, противопоставленной миру. В соответствии с этим новым взглядом Я считается неразрывно взаимосвязанным с другими людьми. Расширенное понимание Я может включать даже умерших людей и огромный мир животных, растений и неодушевленных предметов. Сила и способность к управлению рассматриваются как свойства, присущие главным образом не индивиду как таковому, а полю сил, в котором он существует (Holdstock, 1990b).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.008 с.) |