Первый слой: построение сцены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый слой: построение сцены



 

 

Психодрама начинается с явного или неявного предложения членам группы назвать сцену, которую они хотели бы либо сыграть сами, либо предложить сыграть группе. Каждый участник может предложить группе что-нибудь свое, а группа должна найти способ организовать даже единственную пред­ложенную сцену. В стремлении участников достичь общую цель проявляется их умение давать и брать — возникает диалектика заботы о себе и других, индивидуации и социа­лизации. Следовательно, эта базисная структура есть приглашение к поиску компромисса в интересах группы как целого.

 

 


Рис. 1. Структура человекоцентрированной психодрамы

 

 

Таким образом, первый слой групповой активности име­ет две подстадии. Прежде всего это подстадия групповой самодетерминации. Члены группы субъективно отбирают сцены из жизни, которые они могли бы предложить внима­нию других. Эти сцены значимы для них как для отдельных индивидов и могут стать значимыми для группы в целом. Их содержание предлагается группе, которая должна выра­ботать коллективное согласованное решение относитель­но того, кто будет протагонистом и какую сцену предстоит исследовать.

Другая подстадия групповой активности — уточнение, детальная разработка драматического сюжета. Она включает определение действующих лиц, а также времени и места сце­ны. Все эти моменты центрируются вокруг протагониста при помощи других членов группы. В этом процессе мышление и воображение обязательно дополняют друг друга. То, что бы­ло субъективным для одного из членов группы, должно стать реальным для всех и получить практическое воплощение силами всех участников. Развертывание сцены является каче­ственным переходом от вербальной коммуникации к драматическому диалогу.

Обычно протагонист занимает центральное место на дан­ной стадии, выбирая роли и распределяя их среди участников, включая и самого себя. Процесс принятия протагониста членами группы требует от каждого участника гораздо боль­шей внутренней активности, чем это бывает в других терапевтических группах. Если психодраматическая группа остается человекоцентрированной, то все ее члены должны включаться в процесс свободно (даже если протагонист и располагает в силу своей ролевой позиции наибольшим влиянием), а фасилитатор должен реагировать так, чтобы возможность принимать решения сохранялась за всеми членами группы. Происходящие столкновения окрашиваются для всех членов Группы переживаниями личной и социальной реальности другого человека. Здесь мы можем говорить о переживании чувства "принятия" (Marques-Teixeira, 1989).

Этот первый слой группового процесса является базо­вым, в котором группа стремится найти комплементарность среди спонтанно возникающих несопоставимых элементов. Одновременно обнаруживается и диалектика заботы о себе и других, и диалектика абстрактного и конкретного.

Мы можем установить следующие два принципа для этого первого слоя:

 

Приглашение к компромиссу в интересах руководства группой.

Динамический процесс, в котором комплементарность возникает из антагонистичных сил.

 

ВТОРОЙ СЛОЙ: ДРАМАТИЗАЦИЯ

 

 

Это сама суть метода. Драматизация посредством проигры­вания сцен — отличительный признак психодрамы. Главная особенность работы состоит в том, что драматические действия развертываются в их собственном времени и простран­стве и со свойственной им логикой. Внутри группы как бы создается особое внутреннее пространство, в котором воз­можны игра и фантазия.

Этот вид драмы позволяет индивидам максимально при­близиться к их воображаемому личному миру желаний и фан­тазии, а также уйти от способов существования, ставших привычными. Человек, исполняющий роль, как бы говорит: «Я сейчас не я, другой говорит через меня». Тем самым он рас­ширяет пределы своей фантазии и себя самого. Это расши­рение может рассматриваться как внутренне диалектичный саморазвертывающийся процесс развития. В этом заклю­чается также и парадокс. Он состоит в том, что аутентичность человека возникает из опыта переживания не собственного бытия, а бытия другого человека.

Драма не подчиняется принципам логики и рациональ­ности. Она следует ритму поэзии. Постоянные, едва улови­мые изменения и смещения в драматическом действии рождают метаморфозы. Нормы и стереотипы обеспечивают начало драмы, но они сразу же перестают быть жесткими, как только члены группы начинают с ними играть. Актеры могут экспериментировать, идентифицируясь с реальными и воображаемыми ролями или же дистанцируясь от них. Два принципа, относящиеся к этому слою, таковы:

 

Развитие через одновременное переживание собственного бытия и бытия другого человека.

Открытие неожиданных свойств свободного драма­тического отреагирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.)