Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый слой: построение сцены
Психодрама начинается с явного или неявного предложения членам группы назвать сцену, которую они хотели бы либо сыграть сами, либо предложить сыграть группе. Каждый участник может предложить группе что-нибудь свое, а группа должна найти способ организовать даже единственную предложенную сцену. В стремлении участников достичь общую цель проявляется их умение давать и брать — возникает диалектика заботы о себе и других, индивидуации и социализации. Следовательно, эта базисная структура есть приглашение к поиску компромисса в интересах группы как целого.
Таким образом, первый слой групповой активности имеет две подстадии. Прежде всего это подстадия групповой самодетерминации. Члены группы субъективно отбирают сцены из жизни, которые они могли бы предложить вниманию других. Эти сцены значимы для них как для отдельных индивидов и могут стать значимыми для группы в целом. Их содержание предлагается группе, которая должна выработать коллективное согласованное решение относительно того, кто будет протагонистом и какую сцену предстоит исследовать. Другая подстадия групповой активности — уточнение, детальная разработка драматического сюжета. Она включает определение действующих лиц, а также времени и места сцены. Все эти моменты центрируются вокруг протагониста при помощи других членов группы. В этом процессе мышление и воображение обязательно дополняют друг друга. То, что было субъективным для одного из членов группы, должно стать реальным для всех и получить практическое воплощение силами всех участников. Развертывание сцены является качественным переходом от вербальной коммуникации к драматическому диалогу. Обычно протагонист занимает центральное место на данной стадии, выбирая роли и распределяя их среди участников, включая и самого себя. Процесс принятия протагониста членами группы требует от каждого участника гораздо большей внутренней активности, чем это бывает в других терапевтических группах. Если психодраматическая группа остается человекоцентрированной, то все ее члены должны включаться в процесс свободно (даже если протагонист и располагает в силу своей ролевой позиции наибольшим влиянием), а фасилитатор должен реагировать так, чтобы возможность принимать решения сохранялась за всеми членами группы. Происходящие столкновения окрашиваются для всех членов Группы переживаниями личной и социальной реальности другого человека. Здесь мы можем говорить о переживании чувства "принятия" (Marques-Teixeira, 1989).
Этот первый слой группового процесса является базовым, в котором группа стремится найти комплементарность среди спонтанно возникающих несопоставимых элементов. Одновременно обнаруживается и диалектика заботы о себе и других, и диалектика абстрактного и конкретного. Мы можем установить следующие два принципа для этого первого слоя:
Приглашение к компромиссу в интересах руководства группой. Динамический процесс, в котором комплементарность возникает из антагонистичных сил.
ВТОРОЙ СЛОЙ: ДРАМАТИЗАЦИЯ
Это сама суть метода. Драматизация посредством проигрывания сцен — отличительный признак психодрамы. Главная особенность работы состоит в том, что драматические действия развертываются в их собственном времени и пространстве и со свойственной им логикой. Внутри группы как бы создается особое внутреннее пространство, в котором возможны игра и фантазия. Этот вид драмы позволяет индивидам максимально приблизиться к их воображаемому личному миру желаний и фантазии, а также уйти от способов существования, ставших привычными. Человек, исполняющий роль, как бы говорит: «Я сейчас не я, другой говорит через меня». Тем самым он расширяет пределы своей фантазии и себя самого. Это расширение может рассматриваться как внутренне диалектичный саморазвертывающийся процесс развития. В этом заключается также и парадокс. Он состоит в том, что аутентичность человека возникает из опыта переживания не собственного бытия, а бытия другого человека. Драма не подчиняется принципам логики и рациональности. Она следует ритму поэзии. Постоянные, едва уловимые изменения и смещения в драматическом действии рождают метаморфозы. Нормы и стереотипы обеспечивают начало драмы, но они сразу же перестают быть жесткими, как только члены группы начинают с ними играть. Актеры могут экспериментировать, идентифицируясь с реальными и воображаемыми ролями или же дистанцируясь от них. Два принципа, относящиеся к этому слою, таковы:
Развитие через одновременное переживание собственного бытия и бытия другого человека. Открытие неожиданных свойств свободного драматического отреагирования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.) |