Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эклектизм: кризис идентичности человекоцентрированных терапевтов
Роберт Хаттерер
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человекоцентрированного подхода во многом определяется тем, насколько уверенно чувствуют себя работающие в его рамках психотерапевты и насколько они ощущают свою профессиональную идентичность. Поэтому завершающую главу сборника я начну с выражения обеспокоенности по поводу сложившейся в настоящее время ситуации. Речь идет о том, что терапевты, прошедшие подготовку по человекоцентрированным тренинговым программам и сами себя называющие «человекоцентрированными» терапевтами, нередко продолжают поиски своей идентичности и стремятся к успеху в своей профессиональной деятельности, осваивая более эклектичную манеру проведения терапии, интегрируя и используя психотерапевтические техники, заимствованные из других подходов, в ущерб принципам человекоцентрированной психотерапии. Некоторые из них даже критически относятся к традиционному человекоцентрированному подходу или же приходят к заключению, что «необходимые и достаточные» условия (Rogers, 1957) не работают в терапевтической практике. Я склонен рассматривать обращение к эклектическому подходу как проявление кризиса идентичности терапевта. Этот кризис обусловлен двумя взаимосвязанными обстоятельствами: с одной стороны, выраженным антидогматизмом роджерианского подхода, а с другой — давлением, оказываемым профессиональным окружением, в котором терапевт вынужден работать. Эти два обстоятельства создают проблемы для развития отчетливой, собственно человекоцентрированной профессиональной идентичности. Моя цель состоит в том, чтобы рассмотреть эти факторы, полагая, что подобное исследование обеспечит более глубокий уровень понимания нашего подхода.
ДИЛЕММА ВНУТРИ ПОДХОДА Давайте внимательно рассмотрим два только что установленных фактора, и прежде всего ту дилемму, которая существует в пределах самого человекоцентрированного подхода. Она имеет два полюса. Один полюс может быть назван «антидогматизм». Он предполагает стремление освободить теоретическое мышление от ригидных понятий, позитивное отношение к непосредственному опыту и отстаивание каждым терапевтом личного, индивидуального стиля работы как бесспорной ценности. Противоположный полюс — это приверженность тем ценностям, которые составляют суть человекоцентрированного подхода.
Напряжение, существующее между этими полюсами, для самого Карла Роджерса являлось источником творческих импульсов. Для него оно было приемлемым, и это неудивительно, если учесть его общую терпимость к противоречиям. Тем не менее, многих других психотерапевтов, ощущающих свою близость к человекоцентрированному подходу или желающих приобщиться к нему, это напряжение приводит в замешательство.
Антидогматизм
В рамках человекоцентрированного подхода решительно отстаивается открытость терапевта новым инсайтам. Эта позиция может быть (а подчас и бывает) неверно понята как разрешение делать все что угодно. Однако при таком понимании базисные принципы человекоцентрированного подхода, скорее всего, будут утрачены. Требование к терапевту, чтобы он был привержен основным принципам данного подхода и одновременно оставался антидогматичным, может стать источником затруднений. Роджерс был антидогматичен. В традиции человекоцентрированной терапии эта антидогматичная установка является центральной, и Роджерс всегда подчеркивал ее значение самым решительным образом. Об этом свидетельствуют его многочисленные упоминания о той опасности, которая заключается в превращении человекоцентрированной психотерапии в догму, в ригидную и самодостаточную школу, которая, вместо того, чтобы развиваться, занимается защитой собственных позиций. Антидогматизм Роджерса проявлялся также в его открытости по отношению к другим психотерапевтическим школам. Он подчеркивал, например, что использование техник других терапевтических школ может являться еще одним коммуникативным каналом для человекоцентрированного подхода (Rogers, 1957). Когда Роджерса спрашивали, в чем проявляется этот принцип, он отвечал, что скорее поможет психологу или психотерапевту, предпочитающему директивные или контролирующие формы терапии, прояснить его собственные цели и смыслы, нежели станет убеждать его в истинности человекоцентрированной позиции.
Эта антидогматическая установка выражена также в принципе скептицизма: развивая свой собственный психотерапевтический стиль, следует доверять не тому или иному авторитету, а собственному опыту. Таким образом, Роджерс выступает также и против тех, кто слепо следует за ним, подражает ему, игнорируя тем самым собственные силы, собственный потенциал. И, наконец, антидогматическая установка неизменно прослеживается в позиции Роджерса как исследователя терапии, объективно значимой для клиента. Занимая беспристрастную позицию, он не стремился защищать человекоцентрированную систему мышления. В интересах объективности он даже был готов подвергнуть человекоцентрированную теорию риску саморазрушения. По его словам, значение психотерапевтических исследований заключается «в том, что растущая масса объективно верифицируемых знаний о психотерапии вызовет постепенное отмирание психотерапевтических "школ", включая и эту [человекоцентрированную школу]»; и: «На базе этого [исследования] должна возникнуть более эффективная и непрерывно изменяющаяся психотерапия, которая не будет иметь ни особого ярлыка, ни даже потребности в нем» (Rogers, 1961, р. 268). Подчеркиваемая Роджерсом необходимость развития исследований в области психотерапии основывалась на его убеждении в том, что «со временем в этих исследованиях все меньше и меньше внимания будет уделяться догматическим и исключительно теоретическим формулировкам» (Rogers, 1961, р. 268).
Приверженность С другой стороны, главное внимание Роджерса было направлено на все более детальную и дифференцированную проработку своего собственного подхода, расширение сферы его применения, прояснение центральных понятий и защиту их от неправильного понимания. В этом стремлении Роджерс обнаруживает приверженность базисной философии, к которой он относился как к открытию. Он не абсолютизировал свой подход и не считал его совершенным. Его размышления о природе человеческих отношений, природе эмпатии всегда были направлены на еще-не-познанное, как будто он мог яснее видеть то, что сам инициировал в качестве нового опыта. Увлеченность Роджерса собственным подходом была результатом его радикально нового видения. Она была обусловлена не столько эффективностью его терапевтического, явно передового подхода, сколько новаторским, революционным потенциалом этого подхода, сформированным в рамках его видения нового человека (Rogers. 1980). Свобода, право на которую Роджерс, исходя из своей антидогматической установки, признавал за всеми, означала для него следование его видению, приверженность этому видению. И сам он придерживался своих взглядов с той же последовательностью, с какой проявлял свою антидогматическую установку. Эта другая сторона позиции Роджерса обнаруживается в той требовательности, которую он проявлял к себе, когда демонстрировал свое терапевтическое мастерство. Все, когда-либо видевшие Роджерса в работе или просматривавшие видеозаписи его демонстрационных бесед, имели возможность наблюдать, что как терапевт он обладал не только высоким уровнем мастерства, но и высоким уровнем самодисциплины. Таким образом, Роджерс являл собой превосходный и бесспорный образец человекоцентрированного терапевта, уникальный по силе своего влияния.
Приверженность Роджерса своим взглядам выражена также в его достижениях в области теории психотерапии. Вновь и вновь он стремился к тому, чтобы все более отчетливо и ясно определять и формулировать свои теоретические позиции по отношению к позициям других психологов и психотерапевтов (Б. Скиннера, X. Кохута, М. Эриксона и Р. Мэя). Эта приверженность Роджерса проявляется также в той отчаянной настойчивости, с которой он защищал свое понимание эмпатии от его неверных трактовок. Именно эмпатия, по-видимому, помогла Роджерсу убедиться в том, что его антидогматическая установка и проистекающее из нее великодушие могут быть настоящим бременем. Роджерс не был доволен термином «отражение переживаний» и каждый раз, когда слышал его, проявлял неприязнь к такому пониманию эмпатии (Rogers, 1986). Он предвидел, какой урон нанесут человекоцентрированному подходу «некритичные и не задающиеся вопросами "последователи"» (Rogers, 1961, р. 15), не всегда уместно использующие человекоцентрированные понятия в своем миссионерском энтузиазме переубедить других. «Временами мне трудно было понять — отмечал он,— кто причиняет мне большую боль — мои "друзья" или мои враги» (Rogers, 1961, р. 15). Тем не менее, обе движущие силы — приверженность основополагающим принципам человекоцентрированного подхода и философии человеческих отношений, а также антидогматическая установка — были решающими для распространения данного подхода. Возникшее напряжение между независимостью и приверженностью привело, однако, к кризису, так как этот факт был воспринят многими психотерапевтами несбалансированным и неотрефлексированным образом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.) |