Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нерефлексирующий антидогматизмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Антидогматическая установка иногда используется совершенно неосознанно. Во имя свободы (самоопределения психотерапевта) человекоцентрированный подход сводится к совершенно неузнаваемой коммуникативной технике. Под видом «аутентичности и спонтанности» возникают странные формы терапевтического взаимодействия, которые более похожи на расстройства поведения, нежели на отрефлексированное выражение человекоцентрированной позиции. Поиски человекоцентрированного стиля ведут иногда к увеличению числа грубых ошибок, к попыткам выдать плохие привычки за проявления высочайшей терапевтической компетентности. Зачастую отсутствует понимание необходимости соотнесения новых понятий и интерпретаций человекоцентрированной терапии с базисными, или традиционными, понятиями. Более чем лаконичные ссылки на собственные переживания и личный опыт оказываются, как правило, единственным аргументом в теоретических рассуждениях.
Проблема авторитета
Я думаю, мы должны принять как факт следующее положение: приверженность терапевтов человекоцентрированному подходу предполагает независимость от разного рода авторитетов (в том числе и от авторитета самого Роджерса). Это и понятно, поскольку независимость и скептическое отношение к авторитетам подкрепляются впечатляющим и убедительным примером работы самого Роджерса, — тем образцом, который так же трудно достичь, как и проигнорировать. Решения часто находятся где-то между слепым подражанием и тупой невосприимчивостью, когда, бравируя правом развивать собственное представление о «человекоцентрированности», психотерапевт не может даже внятно сказать, что отражают в его практике понятия, предложенные Роджерсом.
ДИЛЕММА ВНУТРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА
Второй круг проблем на пути обретения человекоцентрированным терапевтом ясного ощущения собственной идентичности коренится в социальных и экономических условиях реализации его профессиональной роли. Соревнование между различными школами психотерапии неуклонно усиливает инструменталистские и технологические тенденции. Необходимость быть успешным — это своего рода «шоры» для всех терапевтов, сужающие и ограничивающие представления об эффективности, и эти шоры с трудом согласуются с человекоцентрированными принципами.
Распространенность
Особая проблема — явный успех человекоцентрированных идей. К сожалению, популярность тренинговых программ по человекоцентрированной терапии не столько следует из искреннего и глубокого понимания терапевтами ее теории и практики, сколько диктуется соображениями удобства. О человекоцентрированной терапии можно сказать то же, что и об английском языке: этот язык потому так любим и распространен в деловой и научной сфере, что на нем можно говорить одновременно и быстро, и плохо. Человекоцентрированной терапии часто обучают в первую очередь, и к тому же обучают неверно, потому что считается, что этим методом легко овладеть. За этим мнением кроется представление о том, что овладеть им может каждый, — нужен только дружелюбно настроенный и понимающий человек. Наверно, среди обучающихся любым другим видам терапии нет такого большого числа людей, которые столь быстро приходили бы к убеждению, что они (даже без особой подготовки) уже в совершенстве овладели терапевтическим методом.
Оценка со стороны других
Кризис может также возникнуть в результате оценки человекоцентрированной терапии сторонниками других терапевтических школ. Основные базисные принципы человекоцентрированной терапии являются для них досадным контрапунктом. Исследования показывают, например, что человекоцентрированные принципы валидны для других школ. Как ни странно, но этого факта оказалось достаточно для того, чтобы выдвинуть аргумент за ограничение человекоцентрированного подхода. Аргумент заключается в том, что другие терапевтические подходы всегда базировались на человекоцентрированных принципах. Такова еще одна поверхностная и неверная интерпретация человекоцентрированного подхода. Таким образом, точка зрения, дискредитирующая человекоцентрированную терапию, заключается в том, что данная терапия — это слабый, невыразительный, не имеющий каких-либо глубинных эффектов подход, могущий быть полезным лишь в случае незначительных жизненных кризисов; это что-то для начинающих, а более высокая психотерапевтическая квалификация достигается лишь на основе других терапевтических подходов. Распространенность всех этих ложных представлений отражает весьма серьезную проблему идентичности человекоцентрированных психотерапевтов, имеющую много побочных эффектов, в числе которых снижение внешней убедительности данной терапии, неодобрение со стороны других терапевтических школ, и — что, возможно, еще хуже — ослабление способности интуитивного видения у последователей человекоцентрированного подхода. Все это низводит обучение человекоцентрированной терапии до механического заучивания разных форм интервенций. В данной связи все дебаты по поводу того, что в действительности означает быть человекоцентрированным, более чем оправданы и уместны (Cain, 1986).
Психобум и психорынок
В последние годы в обществе наблюдается повышенный интерес к психологии и терапии — своего рода «психобум», который, в свою очередь, порождает «психорынок». Движущие силы психорынка также оказывают влияние на развитие и практику человекоцентрированного подхода. Экономические требования и конкуренция между отдельными терапевтическими школами все больше усиливают стремление к инструментализму и технологиям. Требование успешности вынуждает человекоцентрированных терапевтов весьма ограниченно рассматривать понятие эффективности. Чтобы подход «продавался», он должен быть хорошо «упакован». Продаются, как известно, новинки. Новейшие техники сразу оказываются на психорынке, и возникает некоторая одержимость новейшими психотехнологиями. Вряд ли найдется терапевт, который будет ограничиваться изначально выбранной формой терапии. Постоянно должны находиться все новые техники, лучше всего что-нибудь драматическое и впечатляющее, поскольку именно такие техники гарантируют эффективность. Они имеют различные названия, но их объединяет позиция, превозносящая техническую мощь. Инструментализм обеспечивает манипулятивность и никак не согласуется с человекоцентрированным подходом (Farson, 1978; Rowan, 1987). К этой же тенденции относится и приверженность той разновидности линейного мышления, согласно которой эффективность метода прямо пропорциональна дозировке. Такая «логика» требует от человекоцентрированного психотерапевта больше конгруэнтности, больше открытости, больше близости, больше эмпатии (Farson, 1978).
ОБСУЖДЕНИЕ
Итак, мы видим, что представленное выше противоречие между свободой взглядов и приверженностью основополагающим принципам определяет предрасположенность человекоцентрированного подхода к кризису, который подогревается также рядом экономических и чисто профессиональных обстоятельств. Необходимость адаптации к требованиям психорынка с помощью нового инструментального оснащения усугубляет проблему обретения идентичности человекоцентрированными терапевтами, и решение данной проблемы видится, как правило, в терапевтическом эклектизме, обещающем защищенность, одобрение публики и ощущение профессиональной принадлежности. Оба фактора — настораживающая несбалансированность позиций антидогматизма/приверженности и адаптация к технологическим и инструменталистским подходам — создают проблемы в развитии четкой человекоцентрированной идентичности. Терапевт без достаточно сильного профессионального Я, не обученный основам человекоцентрированной теории и философии, не поддерживаемый ощущением успеха и профессионального удовлетворения в терапевтической работе с клиентами, не может защитить свою профессиональную идентичность от влияния этих сил. Эти проблемы имеют особенное значение для начинающих терапевтов. В случае терапевтической неудачи или беспомощности в терапевтической ситуации именно они становятся особенно уязвимыми для прямых или косвенных нападок на человекоцентрированный подход приверженцев других видов терапии и поддаются искушению использовать манипулятивные и директивные техники, не совместимые с человекоцентрированными ценностями. Начинающие терапевты часто страдают от отсутствия внешней эффектности и показного блеска даже в том случае, если проделанная ими терапевтическая работа хороша, поскольку человекоцентрированный подход со стороны не предлагает им ни контролирующих техник, позволяющих демонстрировать им свою психологическую силу, ни развернутых теоретических выкладок, с помощью которых они могли бы очаровать других. Давайте кратко, но более детально рассмотрим внутренние процессы, порождающие проблемы с идентичностью. И человекоцентрированный подход, и человекоцентрированные обучающие программы могут привлекать людей, не уверенных в себе и тем самым очень слабо защищенных от осуждения и неодобрения извне. Необходимость адаптации и конкуренции на психорынке не столько подвергает испытанию, сколько усиливает этот недостаток. Тот, кто осуждает (его коллега), обретает влияние и парадоксальным образом приобретает уважение и воспринимается всерьез. Беззащитный начинающий психотерапевт рассматривает такое осуждение как окончательный приговор. Интроекция этой внешней и негативной оценки быстро приводит к принятию терапевтом более эклектичной установки. Такой результат соответствует основной тенденции развития психорынка и поддерживает ее. Нарастающая беззащитность терапевта обусловлена также особым ощущением, возникающим еще в процессе обучения. Это ощущение сводится к следующему: человекоцентрированный подход не производит эффектного и броского впечатления, поскольку не использует техники, показывающими могущество терапевта, его способность оказывать сильное влияние и четко контролировать психотерапевтический процесс. Нет в этом подходе и магического набора терминов, позволяющего прикрыть неудачи. Единственное, чем человекоцентрированный терапевт в случае успешной терапии может поразить других — это его клиент. Прогресс клиента выглядит потрясающим, в то время как усилия терапевта кажутся незначительными. В хорошей терапии динамика, демонстрируемая клиентом, заслоняет собой терапевта, в особенности для посторонних наблюдателей. Этот феномен становится очевидным, когда вы читаете отзывы о терапевтических сессиях, на которых клиент становится все более и более открытым и разнообразным в своих проявлениях. Не углубляясь в суть происходящего, всегда можно сказать: «Просто с этим клиентом на самом деле легко, он ведь словно открытая книга». Вероятность того, что тот же самый клиент будет демонстрировать и развивать защитные механизмы, общаясь с директивным и менее сензитивным терапевтом, ведущим процесс в совершенно другом направлении, не берется в расчет, и таким образом явно преуменьшается компетентность человекоцентрированного терапевта. Итак, в данной главе мы рассмотрели следующие компоненты проблемы профессиональной идентичности человекоцентрированных терапевтов: 1. Несбалансированное принятие противоречия между антидогматизмом и свободой, с одной стороны, и приверженностью базисным человекоцентрированным принципам - с другой, приводит к теоретической и практической дезориентированности человекоцентрированных терапевтов. 2. Динамика психорынка и экономический контекст существования профессии психотерапевта поддерживают тенденции инструментализма и технологизма, структурированности и лидерства и вынуждают человекоцентрированных терапевтов принимать эти тенденции. 3. Неуверенность в себе терапевтов, которые только проходят обучение, и отсутствие уверенности в эффективности собственного подхода у некоторых опытных терапевтов делают их уязвимыми и открытыми ко всем тем внешним влияниям, которые явно не совместимы с ценностями, отличающими человекоцентрированный подход. 4. Наконец, из-за того, что человекоцентрированная терапия нуждается в принимающем, сензитивном и недирективном терапевте, следующим за клиентом и верящим в его ресурсы, она не предлагает впечатляющие техники, которые льстили бы терапевту и делали бы очевидным его влияние на клиента. Практикующие терапевты нередко страдают от отсутствия видимого и впечатляющего блеска в своей работе, и это обстоятельство делает их более уязвимыми. Взаимодействие всех этих компонентов способствует кризису идентичности у человекоцентрированных терапевтов, склонных к эклектичному инструментализму. Таким образом, представив свои размышления по поводу некоторых проблем развития идентичности у проходящих обучение и профессиональных человекоцентрированных терапевтов, я хотел бы закончить эту главу парадоксальным высказыванием. Полагаю, мы должны согласиться с тем, что ни одна терапевтическая школа никогда не достигнет истины, однако столь же верно и то, что еще в 1951 году сказал Роджерс: «Истина не возникнет из взаимных уступок различных научных школ» (Rogers, 1951, р. 8).
Литература Cain, D. (1986), 'What does it mean to be "person-centred"?' Person-Centered Review, 1, 3, 251-56. Farson, R. (1978), 'The technology of humanism', Journal of Humanistic Psychology, 18, 2, 5-35. Rogers, C.R. (1951), Client-Centered Therapy: its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R. (1957), 'The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change', journal of Consulting Psychology 21,95-103. Rogers, C.R (1961), On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R. (1980), A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin. Rogers, C.R (1986), 'Reflecting of feelings', Person-Centered Review, 1,4,375-77. Rogers, C.R (1987), 'Comments on the issue of equality in psychotherapy', Journal of Humanistic Psychology, 27, 1, 38-40. Rowan, J. (1987), 'Nine humanistic heresies', Journal of Humanistic Psychology, 27, 2, 141-47.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.009 с.) |