Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий исторический экскурс
В течение столетий философы, писатели и поэты размышляли о природе Я. Наиболее выдающимися философами из числа тех, кто «посвятил себя решению вопроса о том, что может быть логически постулировано для объяснения единства, непрерывности и самоидентичности человека» (Slugoski, Ginsberg, 1989, p. 36), были Декарт, Локк, Юм, Кант и Сартр. Среди выдающихся деятелей литературы можно назвать Шекспира, Гессе, Блейка, Topo и др. Однако именно Уильям Джеймс впервые ввел в психологию понятие Я, опубликовав свою книгу «Принципы психологии» (1890). Осуществленное им разграничение «познающего Я» (I) и «познаваемого Я» (эмпирического Я, или Me)стало основополагающим в психологии и создало соответствующую основу для человекоцентрированного понятия Я. Наибольшее влияние на формирование идей Джеймса оказали труды Гегеля (van der Veer, 1985). По Гегелю, «индивидуальное Я не является тем, что дано непосредственно, это понятие, создаваемое социумом. Человек не может обладать самосознанием без "посредничества" других людей. Таким образом, по мнению Гегеля, абсурдно верить в то, что существует индивидуальное Я, предшествующее взаимодействию с другими людьми. Акцент на взаимодействие с другими людьми в гегелевской философии связан с представлением об активных индивидах... Для Гегеля знать что-то означает быть вовлеченным в активность» (van der Veer, 1985, p. 7). Гегель оказал влияние не только на работы Джеймса, по и на работы многих других авторов (как опосредованно, через Джеймса, так и непосредственно), разрабатывавших концепции Я в течение последнего столетия. В числе этих теорий — концепции символических интеракционистов (Mead, 1968), социальных конструктивистов (см.: Gordon, Gergen, 1968), теоретиков когнитивной психологии (Kelly, 1955; Rotter, 1954), психологии личности (Allport, 1937), В также социологов (Marx, Engels, Parsons, Dürkheim, Weber, Sorokin). Идея Я, формирующегося во взаимодействии с другими, была усложнена в последнее время за счет рассмотрения исторического, социального, экономического и политического контекстов, в которых осуществляется это взаимодействие (Gergen, 1989; Harre, 1989; Sampson, 1989b). В этой связи особый интерес представляет эволюция таких дисциплин, как философия и науки о человеке, где акцентируется внимание на значимости Я как агента социальных отношений (Dockecki, 1990; Holdstock, 1991). Науки о человеческом развитии предлагают необходимую теоретическую надстройку для уточнения и исследования компонентов активности, без которых нельзя понять Я. Я возникает и проявляется в том, что мы делаем или не делаем, и в том, как мы действуем по отношению друг к другу.
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД
Мысль Джеймса (James, 1890) о том, что человек «имеет столько различных социальных Я, сколько существует различных групп людей, к мнению которых он прислушивается» (р. 179), получила свое развитие в работах символических интеракционистов (Mead, 1968), а затем социальных конструктивистов (Gordon, Gergen, 1968). Символические интеракционисты утверждают, что Я, как и все другие высшие психологические процессы, развивается посредством социального взаимодействия. Социальный акт является элементом, вокруг которого формируется понятие Я. Благодаря коммуникативному взаимодействию, индивид получает информацию об установках по отношению к нему со стороны других людей. «И именно этот генерализованный другой, данный человеку в его опыте, предоставляет ему его Я» (Mead, 1968, р. 58). «Поскольку Я индивида объективируется в контексте отдельных моделей социального поведения, оно выступает в качестве основы для регуляции будущего поведения этого индивида» (Gordon, Gergen, 1968, p. 34). Согласно подходу символических интеракционистов, Я образует лишь часть большей целостности. В то время как «Я воспринимаемое» (Me по Джеймсу) становится многоликим, «Я воспринимающее» (I по Джеймсу) остается целостным и неизменным. Разработка многоликой природы «Я воспринимающего» была продолжена исследованиями в области когнитивной психологии.
КОГНИТИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Признавая «избирательную активность ума», Джеймс (James, 1890) полагал, что самоощущение человека находится в его власти. «Действенная» сторона личности («Я воспринимающее»), «которая в любой момент является сознательной» (James, 1892, р. 195), особо подчеркивалась в работах Роттера (Rotter, 1954) и Келли (Kelly 1955). Работы этих двух психологов способствовали переходу к когнитивным представлениям, столь характерным для психологии Я в настоящее время (Epstein, 1973; Cantor, 1990).
Роттер (Rotter, 1954) обратил внимание на то, что люди осуществляют выбор, определенным образом конструируя ситуации, задачи или проблемы. Келли (Kelly, 1955) пошел в своем анализе еще дальше. Он полагал, что каждый человек является наивным исследователем себя и социального мира, активно функционирующим в терминах личностных конструктов. Действительно, именно когнитивное Я прочно утвердилось в качестве капитана наших душ и хозяина нашей судьбы. Совсем недавно были предложены различные модели для описания Я в терминах Я-схем, сценариев и прототипов (Markus, Wurff, 1987). Это свидетельствует о том, что акцент начинает сдвигаться в сторону понимания Я «скорее как процесса, нежели как сущности» (Gordon, 1968, р. 136), а именно так и понимал Я Джеймс. Однако внимание исследователей остается сфокусированным на «активных попытках индивида понять мир, обеспечить контроль и достичь своих личных целей. Центральным моментом этого подхода является уважение к познавательной способности человека, позволяющей делать выбор или, иначе говоря, создавать свободу. Индивиды обретают контроль над стимулами, по крайней мере в том, чтобы по-своему объяснять значение событий и когнитивно преобразовывать ситуации» (Cantor, 1990, р. 736). Маркус и Вурф (Markus, Wurff, 1987) предложили «рабочее понятие Я», обладающее одновременно стабильными и неустойчивыми характеристиками. Роджерс (Rogers, 1959) не формулировал своего понятия Я в когнитивных терминах. Он был склонен считать переживание существенным компонентом понятия Я и скорее пассивным процессом. Но Векслер (Wexler, 1974) достаточно убедительно показал, что ощущение порождается активной переработкой подходов поступающей информации. Подводя итог, можно сказать: наибольший вклад конструктивистского и когнитивного подходов в разработку проблематики Я заключается в том, что они позволили высветить многоликую природу «Я воспринимаемого» и «Я воспринимающего»: и то, и другое стало многоликим. Однако эти множественные Я продолжали рассматриваться в рамках единого обобщенного понятия Я. Согласно терминологии Джеймса (James, 1892), ядерное Я продолжает сопровождать не только множество социальных Я, но и непрерывно изменяющийся поток сознания. Однако в самых последних работах конструктивистов Я характеризуется главным образом как диалогическое. «Диалогическое Я имеет характеристики децентрализованного, полифонического рассказа, обладающего сложностью и многообразием Я-позиций» (Hermans, Kempen, van Loon, in press, p. 22). Херманс с соавт. считают Я диалогичным рассказчиком: «а) пространственно организованным и воплощенным и б) социальным, в котором другой существует не вне, а внутри структуры Я, проявляясь во множественности диалогически взаимодействующих Я. Воплощенная природа Я контрастирует с концепциями развоплощенного, или "рационалистического", ума» (Hermans et al., p. 3). По сути, понятие воплощенного Я, предполагающее другого как существующего не вне, а внутри структуры Я, кажется мне как раз тем, о чем идет речь в человекоцентрированном подходе. Тем не менее в теории, образующей основу данного подхода, Я продолжает рассматриваться как автономная сущность. Для того чтобы войти в мир другого, считается достаточным использование принципа «если... то». Терапевт занимает позицию только в рамках системы ценностей клиента. Предполагается, что другой не является существенной частью терапевта, точно так же, как и терапевт не является частью другого. Остается открытым вопрос, способны ли люди, работающие в рамках человекоцентрированного подхода, преодолеть или ограничить эту неестественную дистанцию. Включенность человекоцентрированного подхода в культурный контекст, задаваемый ограниченным, сильно централизованным Я, без всякого сомнения, делает включение другого в Я чрезвычайно трудным. Помимо рассмотренных выше точек зрения, следует прислушаться и к критикам ядерного Я.
ВЗГЛЯД С ФЕМИНИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ
«Феминистские реконцептуализации патриархальной версии социальной, исторической и психологической жизни представляют несколько кардинально различных точек зрения на феномен человечности» (Sampson, 1989b, p. 2). Несколько феминистски (и постфеминистски) настроенных авторов предложили альтернативу автономной и не связанной с другими людьми модели Я. В соответствии с их взглядами, акцент на сепарации-индивидуации как аспекте идентичности характеризует маскулинную точку зрения. Феминистский взгляд обращен к «"другому голосу", с которым, как кажется, женщины вступают в мир и в терминах которого они строят свое мировосприятие. Это "голос" взаимодействия и связей, а не "голос" границ и сепарации» (Sampson, 1988, р. 18). «Женщины живут в мире связей и отношений... Идея сепарированной идентичности, или сепарированного ощущения Я, совсем не одна и та же для женщин и для мужчин» (Josselson, 1987, р. 169-170). Согласно Джосселсон (Josselson, 1987), женщины никогда не позиционируют себя отдельно от других из-за специфики развития в раннем детстве. Фактор, имеющий решающее значение в их раннем развитии, — уникальная природа отношений между матерью и дочерью. В силу того, что мать — первичный объект любви и имеет при этом тот же пол, что и дочь, идентификация не требует такой мощной сепарации, как в случае с сыном. Для того чтобы идентифицировать себя в качестве мужчины с отцом, сын должен избавиться от своей первичной привязанности к матери. «В результате девочки чувствуют себя более естественными в отношениях с другими... У девочек границы Я никогда не являются столь ригидными, как у мальчиков, и базальное женское ощущение Я весьма гибко связано с миром» (Josselson, 1987, p. 170). Джосселсон отмечает также, что вследствие тендерного сходства материнское влияние на дочь является, вероятно, более интенсивным и более продолжительным, нежели ее влияние на сына.
Таким образом, женщины растут с ощущением Я, изначально предполагающим отношения с другими людьми. В данном случае идентичность означает «быть с». Без других нет смысла в реализации Я. Чем больше других, тем больше Я, и наоборот. Идентичность оказывается способом определения внутреннего опыта Я посредством привязанности к другим. В отличие от мужчин, растущих в культуре самоутверждения, власти, индивидуальных различий, одиночества и отделенности, которую Бекен (Bakan, 1966) назвал «агентствованием», женщины растут в культуре общности, контактов, объединения, кооперации и пребывания вместе. Для многих женщин общность значительно важнее, чем агентствование. Сама по себе женщина является выражением таких потребностей в агентствовании, как в самоутверждение, мастерство, достижение. Навык и успех в установлении связей образуют краеугольный камень женской идентичности. Джосселсон (Josselson, 1990) рассматривает семь психологических параметров отношения человека к другим людям в качестве оснований и проявлений его идентичности. Потребности во владении, принадлежности и либидозном удовлетворении, по ее мнению, являются генетически первичными. Первые две потребности самоочевидны. В третьей либидо выступает как объект, а не поиск удовольствия. Влюбленность является открытием себя другому или другим. Страсть является столь интенсивным переживанием из-за единения, достигаемого на физическом уровне. Четвертое измерение — признание или отвержение другими. Мы нуждаемся в признании. Как бы мы ни старались жить независимо, игнорируя признание других, это признание дает нам шанс найти самих себя. Переживание признания-отвержения другими является интегральной частью интерсубъектного контекста идентичности. То же самое справедливо и для пятого измерения связанности — идеализации и идентификации. Джосселсон считает (Josselson, 1990), что подростки нуждаются в героях. Она полагает, что те подростки, которые не могут кого-либо обожать, оказываются в зоне риска. Очень важным шестым измерением идентичности она считает включенность. Идентичность появляется благодаря группе, в которую мы включены. Это почва, на которой растет идентичность. Я является частью социального мира, и наоборот. Мы как часть Я выражает интимную взаимосвязь Я с социальным миром. Идентичность, наконец, возникает на основе того, что человек предлагает другим в виде своей заботы. О нежности и заботе редко говорят в терминах идентичности. Они просто не входят в ту этику развития, которую мы считаем важной в процессе воспитания детей. Это особенно относится к процессу социализации мальчиков. В одной из своих работ я писала, что «мальчикам следует прививать то, что в нашем обществе традиционно получают девочки, а также следует стимулировать у них развитие аналогичных социально позитивных, кооперативных, стимулирующих развитие качеств, в том числе и сензитивность» (Holdstock, 1990с). Возможно, отношения с другими людьми являются основой идентичности не только женщин, но и у мужчин, хотя они не реализуют их в такой же степени, как стремление к власти и самоутверждению (Josselson, 1990). «Наша психология развития так же, как и наша культура в целом, склонна приравнивать зрелость к независимости и непроницаемости личностных границ, сводя, таким образом, взаимопроникновения различных Я, существующих во взаимоотношениях, к менее зрелым формам существования» (Josselson, 1987, р. 185). Мы должны приложить поистине героические усилия к тому, чтобы достичь близости и заботы в отношениях. Умения, требующиеся для этого, совсем не мешают человеку быть эффективным в самых различных ситуациях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.015 с.) |