Закон. Существо закона и его виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон. Существо закона и его виды



 

§ 6. Законом называется исходящее от верховной власти (в законодательном порядке) правило, которым установляются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательною. (Bcе другие акты - акты верховного управления и постановления, издаваемые в особом порядке, хотя бы они и устанавливали права, - не суть законы. Установленный нашими основными законами порядок составления и утверждения законов тот, что законопроект, составленный по инициативе Государя Императора или министра, или Государственного Совета, или Государственной Думы, подвергается рассмотрению сначала в Государственной Думе, а по ее одобрении - в Государственном Совете, а по одобрении Государственного Совета переходит на утверждение Государя Императора. Никакой новый закон, говорится в основных законах, не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора *(85).

Выражение закона возможно в двух формах, существенно различных между собою: в форме общей и в форме частных случаев. Первая представляет закон как юридическое начало, высказанное законодателем для применения к действительности; вторая - как определение частного случая, причем предполагается, что случаи повторяются и есть возможность исчерпать большее или меньшее количество случаев, встречающихся в действительности. Первая форма более сообразна существу закона, долженствующего выразить общее правило, и более выгодна для науки, имеющей дело с началами. И должно сказать, что гражданские законы скорее всех других ведут к общей форме: если где-либо затруднительно исчерпать частные случаи, то это именно в гражданском праве, потому что разнообразие случаев здесь чрезвычайное. Но ни та, ни другая форма не проведена строго ни в одном законодательстве; имея в виду определить частные случаи, законодатель поражается их разнообразием и означает случаи более общими признаками; установляя общее начало, законодатель не может удержаться, чтобы не определить хотя некоторые частные случаи. Однако есть возможность определить, в каком духе выражен закон и какого вообще направления держится законодательство, а для применения законов чрезвычайно важно иметь в виду форму их выражения. Наше гражданское законодательство хотя и представляет более общих начал, чем другие части законодательства, но есть по преимуществу законодательство частных случаев, тогда как, например, французское гражданское законодательство по преимуществу законодательство начал. Такой характер нашего законодательства объясняется тем, что для выражения общих юридических начал необходимо юридическое образование в лицах, составляющих законы; составители же Уложения царя Алексея Михайловича не имели такого образования. Большею частью статьи Уложения начинаются словами "буде", "если", представляют отдельные случаи и дают по ним разрешения. Равным образом и впоследствии законодательная власть большею частью определяла отдельные случаи по мере того, как они возникали в действительности. Сводом всех этих частных определений составилось наше действующее законодательство. (Только вошедшие в Свод законы новейшего времени удовлетворяют требованиям законодательства начал.)

Разделение законов на их виды может быть очень дробное. Было время, когда под влиянием схоластики вся наука состояла из определений и подразделений. В настоящее время хотя схоластическая философия не имеет приверженцев, однако разделения все еще пользуются некоторым уважением. Мы обратим внимание лишь на разделения, имеющие практический интерес. По отношению к гражданскому праву имеют практическое значение разделения законов по трем основаниям: а) по содержанию, b) по пространству действия и с) по последствиям нарушения.

a) По содержанию законы разделяются на безусловно постановляющие что-либо и дозволяющие что-либо делать или не делать. Первые называются принудительными (leges cogentes), вторые дозволительными (leges pennissivae). Законы принудительные разделяются на повелительные (leges jubeirtes), что-либо повелевающие, и запретительные (leges prohibitivae), что-либо запрещающие. Неисполнение закона принудительного составляет нарушение закона и влечет за собою более или менее невыгодные последствия, тогда как нарушение закона дозволительного неудобомыслимо. Bcе законы, предоставлявшие права, суть законы дозволительные; законы же, устанавляющие обязанности, - принудительные. В разряд законов дозволительных входят и такие законы, которые определяют юридические отношения лишь в а случай, что сами граждане не определят их. Так, законы, определяющие порядок наследования в имуществах благоприобретенных, постановлены на случай, когда не будет завещательного распоряжения об имуществе или когда духовное завещание будет признано недействительным *(86). Не всегда такое значение закона в нем выражено. Потому нередко люди, незнакомые с теорией права, считают закон обязательным и полагают невозможным определить свои отношения иначе, чем определено в законе, тогда как власть законодательная не настаивает на его применении, а только предлагает известное определение и имеет в виду, что если граждане не сделают иного постановления относительно своих юридических отношений, то, значит, хотят подчиниться закону, применяют его к себе. Возьмем пример: законодательство определяет, что в случае обеспечения обязательства закладом закладываемое имущество описывается, опечатывается и хранится у залогопринимателя *(87). Но неужели залогоприниматель не может оставить заложенное имущество в руках залогодателя? И таких законов много. Нужно всегда обращать внимание на то, решительно ли повелевает или запрещает что-либо закон или он предоставляет право. В последнем случае граждане всегда могут определить отношения по своему усмотрению, лишь бы постановление их не противоречило принудительным законам. Так, в нашем примере, залогопринимателю предоставляется право держать у себя принятое им имущество. Но залогоприниматель может и не пользоваться своим правом: не будет ничего беззаконного, если в акте закладного договора будет постановлено, что движимое имущество, обеспечивающее обязательство, должно оставаться в руках залогодателя.

b) По пространству действия законы разделяются на общие (leges communes) и особенные (leges singulares). Общие законы касаются всех граждан, особенные же постановляют правила для лиц, находящихся в известных исключительных условиях. Закон, предоставляющий каждому право вступать в договор - общий закон о малолетних - особенный, потому что соображает особенность возраста. Разумеется, что именно в области гражданского права должно оказаться много законов, соображающих особенное положение лица: при всем желании дать общие правила законодатель не может совершенно отвлечься от особенностей, встречающихся в действительности на каждом шагу. - Другое деление законов по пространству действия - это деление на законы общие (leges generales) и льготные (leges speciales). Общий закон дает общее правило, распространяющееся на всех граждан или, по крайней мере, на всех, находящихся в известных условиях; закон льготный постановляет исключение из общего правила в пользу какого-либо лица и есть как бы отрицание общего закона. Так, законы о привилегиях. о майоратах и т.п. - законы льготные. Это деление законов на общие и льготные не совпадает с делением на общие и особенные: закон особенный постановляет общее правило, только правило это действует при известных условиях; льготный же закон постановляет исключение для отдельного лица, так что по отношению к льготному закону и особенный закон есть общий. - Наконец, по пространству действия законы разделяются на общие (leges universales) и местные (leges particulares). Отношение между ними таково, что местный закон исключает действие общего. Очень естественно, что в таком обширном государстве, как наше отечество, должны быть законы, относящиеся к отдельным местностям: невозможно, чтобы при разнообразии племен, населяющих Poccию, при огромном пространсте ее не было местных особенностей в юридическом быту, а законодательство не может не соображать действительности. Так, местные законы действуют в Финляндии *(88), в губерниях Царства Польского *(89) и Прибалтийских *(90), Черниговской и Полтавской *(91), в Бессарабии *(92), и в Закавказском крае *(93). Местными представляются также законы, относящееся к казакам, инородцам и др. Есть, наконец, особые определения, касающиеся некоторых городов.

с) По последствиям нарушения должно различать: 1) законы, нарушение которых влечет за собою ничтожность действия нарушающего. Технически они называются законами совершенными (leges perfectae). Закон требует, например, чтобы духовное завещание было подписано по крайней мере тремя свидетелями, если оно не написано собственноручно завещателем или если в числе свидетелей не находится его духовный отец *(94); духовное завещание, подписанное одним или двумя свидетелями, недействительно, или, например, по закону coглacиe лица на вступление в брак есть необходимое условие для действительности брака *(95). Брак совершенный с насилием, недействителен. Ничтожность действия не должно, однако, понимать в том смысле, что действие ничтожное не имеет никакого юридического значения: оно не влечет только тех последствий, которые влекло бы за собою в случае действительности; но совершенно отказать ему в значении нельзя. Так, брак, совершенный с насилием, ничтожен: но насилие может составлять преступление, и виновный подвергается наказанию. Или, например, духовное завещание, подписанное двумя свидетелями или вообще без подписи свидетелей, содержит в себе признание долга со стороны завещателя: это признание имеет юридическую силу, хотя самое завещание недействительно. Может быть, разумеется, и такой случай, что действие, нарушающее закон, останется без всяких юридических последствий; но это не общее правило. 2) Законы, нарушение которых не влечет за собою ничтожества действия, а только более или менее тягостные последствия. Они называются технически законами несовершенными (leges imperfectae). Например, по закону должник обязан в срок удовлетворить своего верителя; но срок наступает, а должник не удовлетворяет верителя; здесь факт, нарушающий закон, не ничтожен, а наступают для должника тягостные последствия, например, он должен платить неустойку и т.д. *(96). Или, например, закон постановляет, что заемное письмо по сроку должно быть явлено в течение трех месяцев; нарушение этого закона не влечет за собою недействительности заемного письма, а только, в случае несостоятельности должника, веритель по неявленному заемному письму удовлетворяется после других кредиторов *(97). 3) Законы, нарушение которых дает кому-либо право требовать cудебным порядком, чтобы действиe, нарушающее их, было признано ничтожным, если без такого требования оно остается в своей силе. Такого рода законы называются менее совершенными (leges minus qnam perfectae). Например, кто-либо по принуждению подписал обязательство; само по себе обязательство действительно, но давший его может просить о признании обязательства ничтожным *(98). Очевидно, что это деление законов по последствиям нарушения не касается тех законов, которыми предоставляются права.

 

Толкование закона

 

§ 7. Толковать закон значит раскрывать истинный смысл его, изъяснять волю законодателя, облеченную в форму слова. Для приложения закона к случаям действительности толкование существенно: сам закон не ложится на случай, следовательно, чтобы приложение его было сообразно выраженной в нем воле законодателя, лица, применяющие закон, должны его понимать. Необходимо, конечно, чтобы и сами граждане понимали волю законодателя, так как им приходится соображать с нею свои действия. Понимание закона может быть более или менее затруднительно, смотря по тому, как выражена воля законодателя. Если она выражена на языке живом, развитом, общеупотребительном, если в речи закона нет технических выражений, то понимание его представляет менее затруднения. Однако и при этих условиях не всегда легко определить отношение закона к данному случаю, с одной стороны, по недостаточности самого органа - слова, с другой - потому, что законодатель имеет в виду определить целый ряд случаев, дать закон, который бы подходил ко всем им и по необходимости должен выразиться обще, следовательно, более или менее неопределенно. Но не должно думать, что толкование относится лишь к темным законам: толкование есть изъяснение смысла речи, ясность же речи - понятие относительное. Потому толкование само по себе может иметь место относительно каждого закона, только иногда может оказаться совершенно ненужным.

По лицам, от которых исходит толкование закона, должно различать толкование аутентическое (mterpretatio authentica s. legalis) и толкование доктринальное (interpretatio doctrinalis). Первое исходит от законодательной власти, второе - от каждого другого лица. Существенное различие между ними то, что аутентическое, или законное, толкование может пренебрегать всеми логическими законами, тогда как толкование научное должно строго следовать им. Как вправе законодатель издать новый закон, отличный от прежнего, так может он придать и прежнему смысл, которого тот не выражает: любое толкование законодателя получить силу ибо толкование его есть также закон. Между тем толкование научное всю силу свою заимствует от верности законам мышления. Конечно, и толкование аутентическое должно дорожить логическими правилами: но оно может иметь в виду и другие цели - не одно изъяснение истинного смысла закона - и пожертвовать для них правилами логики. Бывает иногда, действительно, что законодательная власть, постановляя нечто новое, находит нужным сослаться на прежние определения, из которых новый закон будто бы только логический вывод, и если не получал до того времени силы, то потому только, что прежний закон не был надлежащим образом понят. Обыкновенно законодательная власть прибегает к такой политике, когда полагает, что новая мера может показаться очень резкой, произвести сильное впечатление: думают, что впечатление этой меры слабее, если сгладить с нее характер новизны. Конечно, при этом может случиться, что новый закон, будучи выдаваем за изъяснение прежнего, получит обратное действие, чего общим правилом не полагается *(99); но ведь придать обратную силу закону также в воле законодателя. Что касается до толкования научного, то поводы и цели его могут быть различны; так, пользоваться им могут: ученые юристы при изложении науки, в целом или в частях, отдельные граждане для уяснения своих отношений к другим лицам, суды для разрешения отдельных споров о правах, органы управления в кругу свой деятельности и т.д. Каковы бы ни были эти поводы и цели толкования, самые приемы последнего от этого не изменяются, а потому ввиду каких поводов и целей законодатель ни установил бы известные начала толкования, они имеют общее значение. Так, если закон преподает известные начала толкования суду или органам управления, то, конечно, он ближайшим образом делает это для этих учреждений; но независимо от того преподанные начала должны быть признаны и отдельными лицами, и учеными юристами и т.п. Во всех этих случаях начала толкование имеют одинаковую силу и значение, как начала толкование научного. Наше законодательство приняло два, по-видимому противоречащих одно другому, правила: одно - установленное для органов управления, другое - преподанное судам. Первое предписывает толковать законы по буквальному смыслу. Из этого мог бы быть сделан вывод, что не допускается доктринальное толкование законов. Мы не будем говорить о том, что толкование закона необходимо для его понимания и что, следовательно, кто отказывается от толкования закона, отказывается и от его понимания. Очевидно, требуется лишь, чтобы толкование было согласно буквальному смыслу закона. И в этом требовании нет ничего особенного. Не принимая деления толкования на буквальное и свободное, мы полагаем, что толкование закона только и может быть одно - согласно буквальному его смыслу: всякое толкование закона, придающее словам его смысл, которого они не выражают, будет не толкованием, а искажением закона. Наконец, из практики известно, что Правительствующий сенат на представления низших присутственных мест об изъяснении смысла какого-либо закона нередко отвечает, что не было надобности обращаться к нему, что присутственное место само могло изъяснить закон; да и частные лица, в сношениях с присутственными местами, беспрестанно толкуют законы, и никогда ни одно присутственное место не думало запретить этого. (Второе правило ставить вопрос о применимости научного толкования вне всякого сомнения правило это преподано суду, которому предписывается, при наличности известных недостатков (vitia) закона, решать возникший вопрос на основании общего смысла законов. Под общим смыслом закона тут следует разуметь то общее начало, к которому может быть сведен данный закон как единичное его выражение или которое может быть выведено из целого ряда законов; например, общий смысл закона, требующего, чтобы завещание было совершено в полном уме и твердой памяти *(100) тот, что юридически акт, совершенный при отсутствии сознательной воли, не может обладать силою; или общий смысл законов о неустойке *(101), *(102) тот, что неустойка есть денежная пеня, а не заранее определенное вознаграждение за убытки, неисполнение и т.д. Что касается недостатков закона, при наличности коих предписывается обращаться к общему смыслу, то их указано четыре: недостаток, неполнота, противоречие и неясность закона. *(103) Недостаток закона - это полное отсутствие закона, потребного в данном случае, неполнота - отcутствие закона касательно той или другой частности, детали данного случая, противоречие - наличность двух определений, друг друга исключающих, и неясность - получение двух друг друга исключающих выводов из данного закона. Эти недостатки устраняются на основании общего смысла законов таким путем, что в первых двух случаях пробел закона восполняется положением, выражающим собою этот общий смысл законов, а в последних делается выбор из двух действительно исключающих друг друга положений в пользу того, которое более соответствует общему смыслу законов.

(В делении толкования на аутентическое и доктринальное, как мы видели выше, проявляется, между прочим, один очень характерный признак - различная степень обязательности результатов того или другого: результат аутентического толкования обязателен так же, как закон, результат толкования доктринального - ни для кого не обязателен, а обладает лишь внутренним авторитетом; первый обязателен ration, e auctoritatis, второй - anctoritate rationis. С этой точки зрения, рядом с указанными двумя видами толкования, выступил в новейшее время третий, специальный вид - толкование закона кассационными судами. По существу это толкование доктринальное: кассационный суд, по поводу отдельных случаев, разъясняет смысл законов, неправильно истолкованных низшими судами, стремясь ввести единоoбpaзиe в их толковании *(104). С другой стороны, разъяснения его являются обязательными, подобно закону, для того суда, в котором дело по отмене решения переходит на новое рассмотрение; суд этот обязан подчиниться суждениям кассационного суда *(105). Далее этих пределов, однако, обязательность решений кассационного суда распространена быть не может. А между тем существует мнение, будто бы решения Кассационного департамента Сената имеют обязательное значение для всех судов Империи. Мнение это неправильно потому, что Кассационному департаменту Сената принадлежит лишь власть судебная, а не законодательная; судебные решения не могут быть признаваемы законом общим, для всех обязательным. Особый характер решений Сената, заключающийся лишь в том, что они обязательны для суда, в который дела переходят на перерешение, придан им исключительным законом, применимым только при условиях, в нем указанных. Если бы законодатель желал придать общеобязательную силу решениям Сената, то он не установил бы этого исключительного правила. Да и источник наших законов о кассации - французский закон - не признает этой общеобязательности. Трудно предвидеть, к каким тяжелым практическим последствиям привела бы эта обязательность; неизбежные последствия ее были бы: застой юридической мысли в среде судей, косное отношение их к живому, по существу, делу, забвение закона, толкование не его, а решений сената и т.д. Наконец, с какими неодолимыми затруднениями связано применение этого принципа обязательности решений; например, какое из противоречащих друг другу решений Сената применить к делу? Вопрос этот предлагают решать на основании правил о действии закона относитeльнo времени - что уж явно противозаконно).

Умственная деятельность, направленная к изъяснению закона, может относиться: а) к тексту закона и b) к самой воле законодателя. Иногда может быть сомнительно, что закон действительно изошел от законодательной власти, что изошел именно в том виде, в каком представляется; или могут быть различные чтения одного и того же закона: представляется надобность определить подлинность закона, исследовать верность текста. Эта умственная деятельность называется критикою законов. В отношении к нашему действующему законодательству она не имеет применения, так как свод законов утвержден законодательною властью и сам по себе имеет силу закона. Критика может касаться разве опечаток, если они встретятся в своде законов (и кодификационных ошибок, могущих произойти при включении в свод новых законов, исключения из него старых а согласовании тех и других, конечно, если это сделано в порядке не законодательном, а кодификационном). - Толкование закона, направленное к изъяснению самой воли законодателя, толкование в тесном смысле (interpretatio) разделяют обыкновенно на грамматическое, систематическое, историческое и логическое. Грамматическое толкование изъясняет смысл закона по соображению правил языка, на котором он выражен. Так, выражение закона "вступающее в договор" должно относиться к лицам обоего пола, по соображению известного правила грамматики о согласовании местоимений и прилагательных имен с существительными разного рода. Основное правило грамматического толкования то, что речь законодателя предполагается грамматически правильною, следовательно, должно давать ей тот смысл, который имеет она при предположении правильности ее грамматического сложения. Оно должно принимать в соображение и употребление слов в общении; иногда слово, означающее лицо мужского пола, по употреблении в общежитии обнимает и лицо женского пола. Например, слова мужеского рода: должник, веритель, заимодавец и др. употребляются в общении: без отношения к полу, потому и определения законодательства о должнике, верителе, заимодавце должно относить и к должнице, верительнице, заимодавице. Систематическое толкование определяет смысл закона по соображению места, занимаемого им в системе законодательства. Закон, помещенный в системе законодательства под рубрикою, в которой определяются видовые юридические отношения, не может быть применен к юридическим отношениям другого вида, хотя бы и обнимал их общею формою своего выражения. Например, наше законодательство разделяет духовные завещания на нотариальные и домашние и особые определения о тех и других излагает в отдельных рубриках; но под рубрикою о нотариальных духовных завещаниях встречаются определения, в которых говорится о духовных завещаниях вообще, без ближайшего объяснения, что речь идет о завещаниях нотариальных: тем не мнение нельзя относить такие определения к завещаниям домашним. Историческое толкование изъясняет смысл закона историею права и источниками, из которых заимствован закон. Составленное исторически, наше действующее законодательство представляет много случаев для применения этого толкования. Само правительство сочло нужным под каждою статьею свода законов указать источники, из которых заимствована статья, чтобы, в случае недоразумения, можно было обратиться к ним для ее изъяснения, и, между прочим, с этою целью издано Полное собрание законов, содержащее в себе все узаконения и некоторые другие правительственные акты от Уложения царя Алексея Михайловича до нашего времени. Для примера исторического толкования укажем на определение законодательства о правах родителей на имущество беспотомственно умерших детей. Законодательство определяет, что имущество, доставшееся детям от родителей безмездно, возвращается родителям в собственность; имущество же, приобретенное детьми, приобретается наследниками по боковой линии, но родителям предоставляется право пожизненного пользования этим имуществом, так что при жизни родителей родственникам по боковой линии принадлежит одно голое право собственности *(106). Так как закон определяет, что имущество, приобретенное детьми, поступает в пользование к родителям, то можно бы отсюда заключить, что как бы ни было приобретено имущество, все-таки право пожизненного пользования по нему принадлежит родителям; но если обратить внимание на источники, из которых заимствован этот закон (Высоч. утвержд. мнен. Госуд. Сов. 1823 года июня 14 (29511), 1827 г. июня 18 (1250)), то окажется, что под имуществом приобретенным здесь должно разуметь имущество благоприобретенное, т.е. такое, которое составляет стяжание беспотомственно умершего дитяти, добытое собственными его средствами, а не должно относить сюда имущество, доставшееся беспотомственно умершему дитяти по законному наследованию, как имущество родовое. Положим, умирает мать дитяти и к нему переходит ее недвижимое имущество; через нисколько времени умирает и дитя, не оставляя потомка: конечно, и здесь имущество, пpиобретенное дитятею, но для отца нет права на пожизненное пользование этим имуществом. Логическое толкование состоит в непосредственном приложении к закону правил мышления, преимущественно в приложении умозаключений. В каждом законодательстве встречается очень много определений, которые представляются лишь выводами из других определений. Например, закон, запрещавший вступление в брак с умалишенными *(107), есть прямой вывод из закона, постановляющего взаимное и непринужденное согласие сочетающихся лиц, как необходимое условие действительного совершения брака *(108). Или, например, закон о недействительности духовного завещания, составленного умалишенным *(109), есть только вывод из закона, постановляющего, что духовное завещание должно быть составляемо в здравом уме и твердой памяти *(110). Но очень часто также в законодательстве встречаются определения, из которых не сделано выводов: для приложения таких определений к случаям действительности и приходится извлекать из них выводы путем умозаключений. Чем более в законодательстве общих юридических начал, тем обширнее поприще для извлечения выводов из его определений; напротив, чем более законодательство представляет определений отдельных юридических случаев, тем эта деятельность ограниченнее. Но как не одно законодательство не представляет исключительно определений юридических случаев, то умственная деятельность, состоящая в извлечении выводов из закона, имеет применение к каждому законодательству. И эти определения, извлеченные из закона путем логического мышления, также должны получить силу в действительности: они по законам мышления необходимо вытекают из слов законодателя, следовательно, содержатся в его воле, только непосредственно им не высказаны. Законодатель может, конечно, устранить те или другие выводы из своих определений, постановить те или другие исключения; но мы не можем не предположить в законодателе готовности быть последовательным, а, напротив, должны допустить, что если законодатель хочет чего-либо, то хочет и того, что непосредственно вытекает из его воли. Если бы законодатель желал сам сделать все выводы из своих определений, то не достиг бы цели: нет возможности разом сделать все выводы из закона; из отдельных выводов можно делать опять новые выводы, и это извлечение выводов может быть бесконечной работой. Да и нет надобности самому законодателю извлекать выводы из закона; достаточно, если он выразит волю свою общим правилом: определения для всех отдельных случаев уже содержатся в этом правиле и путем силлогизмов будут извлекаемы по мере возникновения отдельных случаев в действительности. Справедливо, конечно, что это извлечение выводов не для каждого возможно: оно требует юридического образования и особого навыка сближать посылки, так как иногда приходится соображать различные узаконения, рассеянные в различных частях законодательства, чтобы получить определение для данного случая. Но как для законодательства логическое толкование чрезвычайно обильно результатами, раскрывая множество содержащихся в нем скрытых определений, так и для научного изложения права это толкование имеет наибольшую цену: чтобы раскрыть юридические начала, содержащиеся в законодательстве, приходится главным образом действовать умозаключениями, чтобы извлечь из начал выводы, только и остается действовать умозаключениями; суждение и умозаключение - самые могучие орудия науки. Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений. Эта деятельность юриста соответствует математическому вычислению, и Савиньи очень метко назвал ее счетом понятий (rechnen mit Begriffe). Можно сказать, что в этой цепи суждений и умозаключений и заключается именно одна из привлекательнейших сторон правоведения.

Другое деление толкования закона - это деление по пространству на толкование распространительное (iuterpretatio extensiva) и толкование ограничительное (interpretatio restrictiva). Толкование распространительное показывает, что смысл закона идет далее его буквального смысла. Например, закон говорит о наследнике, но относится и к наследнице. Толкование ограничительное показывает, что смысл закона теснее его буквального смысла. Например, у нас есть закон, по которому карантинные чиновники не могут быть назначаемы наследниками по духовному завещанию, составляемому в карантине *(111). Закон говорит вообще о карантинных чиновниках; но понятно, что он относится лишь к чиновникам, служащим в том карантине, в котором находится завещатель: воля законодателя направлена к тому, чтобы устранить побуждение содействовать смерти завещателя. Неужели недействительно духовное завещание, составленное, например, в бессарабском карантине в пользу чиновника кавказского карантина? - Собственно говоря, ни толкование распространительное, ни толкование ограничительное не выходят из пределов буквального толкования, хотя обыкновенно они противополагаются буквальному толкованию в теснейшем значении: если закон распространяется или ограничивается, то, значит в нем самом есть данные, по которым смысл егo именно соответствует распространительному или ограничительному толкованию. Во многих случаях распространительное и ограничительное толкование даже подходят под один из прежних видов толкования. Например, толкование выражения: "вступающие в договор", что оно относится и к женщинам, есть толкование распространительное, a вместе и грамматическое. Наконец, мы решительно можем утверждать, что ни в толковании распространительном, ни в толковании ограничительном мы не выходим, по крайней мере, из пределов воли законодателя, а предосудительно только оставлять эти пределы.

Особым видом толкования закона считают обыкновенно толкование по аналогии, называемое также аналогией. Исходя от мысли, что одинаковые основания должны вести законодателя к одинаковым определениям, предполагают, что законодатель, определяя какие-либо случаи, распространил бы свое определение и на те случаи, которые имеют основание, одинаковые с определенными в законе, если бы имел их в виду, - ubi eadem ratio, ibi eadem legis dispositio. Основываясь на этом предположении, допускают распространение закона по тождеству оснований (ad identitatem rationis), что и составляет толкование по аналогии. Очевидно, что в основании такого распространения закона лежит блистательное толкование его, уразумение оснований закона; но все-таки аналогия не есть толкование закона, а применение его, выходящее за пределы воли законодателя. (Конечно, если под основанием закона разуметь то общее начало, из которого закон вытекает как логический вывод, то и аналогию можно считать видом толкования; между нею и научным толкованием, с целью восполнения пробела в законе, не окажется никакой разницы; но обыкновенно, говоря об аналогии, имеют в виду основание закона (ratio legis) в смысли повода, побуждения, цели, ради коих законодатель установил данное определение. Только при таком понимании основание закона аналогию нельзя признать допустимым видом толкования.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.019 с.)