Определение качества лекарственных средств из группы ароматических, гетероциклических и полиаминополикарбоновых аминокислот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение качества лекарственных средств из группы ароматических, гетероциклических и полиаминополикарбоновых аминокислот



Цель занятия: освоить методики определения качества лекарственных средств из группы ароматических, гетероциклических и полиаминополикарбоновых аминокислот.

Основа для успешного изучения и освоения данной темы: знания и умения, полученные при изучении разделов общей и специальной фармацевтической химии, в курсе органической и аналитической химии, биохимии.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-30, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-48.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Напишите структурные формулы, латинские и систематические химические названия каптоприла, эналаприла, лизиноприла, мелфалана (сарколизина), натрия кальция эдетета (тетацина – кальция). Укажите и назовите функциональные группы, имеющиеся в молекулах.

2. Приведите описание перечисленных выше лекарственных средств (агрегатное состояние, цвет, запах), укажите растворимость в воде и органических растворителях.

3. Опишите способы получения исследуемых лекарственных средств.

4. Опишите общие и специфические реакции определения подлинности перечисленных выше лекарственных препаратов (реактивы, условия, эффекты реакций). Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

5. Назовите методы количественного определения изучаемых препаратов (титриметрические и физико-химические). Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

6. Опишите условия хранения и медицинское применение перечисленных выше лекарственных средств. Укажите возможные пути их метаболизма.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебн. пособие: в 2 ч. /В.Г.Беликов.-3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2009.- С.199-202, 217-218, 400-401.

2. Фармацевтическая химия: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 040500-Фармация / под ред. А.П.Арзамасцева.-2-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2006.- С. 136 - 149.

Дополнительная

1. Государственная Фармакопея Российской Федерации/ М-во здравоохранения и соц. развития РФ; Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию; Федер. служба по надзору в сфере здравоохранения и соц. развития; Федер. гос. учреждение "Науч.центр экспертизы средств мед. применения" Росздравнадзора.- 12-е изд.-М.: Изд-во "Науч. центр экспертиза средств мед. применения".Ч.1.-2007[2008].-696 с.:ил.-Соответствующие статьи на лекарственные средства.

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии:Учеб. пособие /Аксенова Э. Н., Андрианова О. П., Арзамасцев А. П. и др./ Под ред. А.П. Арзамасцева.- М.: Медицина, 2001.- С. 171-175.

3. Конспект лекции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Объекты исследования: каптоприл, эналаприл,

лизиноприл, мелфалан,

натрия кальция эдетат

 

 

РАСТВОР ТЕТАЦИНА-КАЛЬЦИЯ (НАТРИЯ КАЛЬЦИЯ ЭДЕТАТА) 10% ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ.

Состав: динатриевой соли этилендиамитетрауксусной кислоты

в пересчете на сухое вещество 100 г

кальция карбоната 34 г

кислоты хлороводородной разведенной 8 мл

воды для инъекций до 1 л

рН 5,0-7,0.

Идентификация

1) 1 мл препарата подщелачивают раствором аммиака по лакмусовой бумаге и прибавляют 1 мл раствора аммония оксалата; появляется муть.

2) К 5 мл препарата прибавляют 0,5 мл раствора свинца нитрата, встряхивают. Прибавляют 1 мл 1% раствора калия йодида; не должно быть желтого окрашивания. Подщелачивают раствором аммиака по лакмусовой бумаге, прибавляют 1 мл раствора аммония оксалата; выпадает белый осадок.

Количественное определение

К 1,5 мл препарата прибавляют 45 мл воды, 3,5 г гексаметилентетрамина, 2,5 кислоты хлороводородной разведенной, 2-3 капли раствора ксиленолового оранжевого и титруют 0,05 М раствором свинца нитрата до неизменяющегося красно-фиолетового окрашивания.

1 мл 0,05 М раствора свинца нитрата соответствует 0,01871 г тетацина-кальция, которого в препарате должно быть 9,5%-10,5%.

 

КАПТОПРИЛ

Идентификация

1) Около 0,05 г препарата растворяют в 1 мл воды, прибавляют 0,1 мл 5% раствора натрия нитропруссида, 0,1 мл концентрированного раствора аммиака; образуется фиолетовое окрашивание.

2) Около 20 мг препарата растворяют в 2 мл воды, прибавляют 0,5 мл 0,05 М раствора йода; окраска йода немедленно исчезает.

3) 10 мг препарата растворяют в 2 мл воды и добавляют 0,5 мл 8% раствора свинца ацетата; образуется белый осадок.

4) 10 мг препарата растворяют в 5 мл этанола, добавляют 0,5 мл раствора аммония гидроксида, 0,5 мл раствора трифенилтетразолия хлорида и встряхивают; раствор окрашивается в красный цвет.

Количественное определение

Около 0,15 г препарата (точная навеска) растворяют в 30 мл воды и титруют 0,05 М раствором йода. Точку эквивалентности определяют потенциометрически или с индикатором крахмалом.

1 мл 0,05 М раствора йода соответствует 0.02173 г каптоприла, которого должно быть 98%-101,5% в пересчете на сухое вещество.

 

 

МЕЛФАЛАН (САРКОЛИЗИН)

Идентификация

1) Спектр поглощения 0,001% раствора мелфалана в метаноле в области длин волн от 230 до 350 нм имеет максимум поглощения при 260 нм и менее выраженный максимум при 310 нм.

2) Около 0,05 г препарата растворяют в 4 мл 95% спирта, прибавляют 0,5 мл раствора нингидрина и нагревают на кипящей водяной бане; появляется фиолетовое окрашивание.

3) Около 20 мг препарата помещают в пробирку и прибавляют 4 капли раствора калия бихромата в кислоте серной. Пробирку накрывают кусочком фильтровальной бумаги, смоченной свежеприготовленным раствором натрия нитропруссида и каплей пиперидина, и нагревают на небольшом пламени горелки; появляется синее пятно.

4) 0,05 г препарата взбалтывают с 5 мл воды в течение 3 минут и фильтруют. К фильтрату прибавляют 1 мл разведенной кислоты азотной и 1 мл раствора серебра нитрата; образуется белый творожистый осадок.

5) 20 мг препарата растворяют в 5 мл метанола при осторожном нагревании и прибавляют 1 мл 5% раствора 4-(4-нитробензил)пиридина (или 20% раствор кислоты никотиновой) в ацетоне, выпаривают досуха. Сухой остаток растворяют в 1 мл горячего метанола и добавляют 0,1 мл 13,5 М раствора аммиака; появляется красное окрашивание.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к итоговому занятию по теме:

Общие методы определения качества лекарственных средств органического происхождения. Определение качества лекарственных средств из группы галогенопроизводных ациклических алканов, спиртов, эфиров, альдегИдов, углеводов, карбоновых кислот, лактонов ненасыщенных полигидроксикислот, статинов, производных кислоты дитиокарбаминовой, аминокислот

 

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания по общим методам определения качества лекарственных средств органического происхождения, способам анализа лекарственных препаратов из группы галогенопроизводных ациклических алканов, спиртов, эфиров, альдегидов, углеводов, карбоновых кислот, лактонов ненасыщенных полигидроксикислот, статинов, производных дитиокарбаминовой кислоты, аминокислот.

Основа для успешного изучения и освоения данной темы: знания, полученные при изучении разделов общей и специальной фармацевтической химии, в курсе органической и аналитической химии, биохимии.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-30, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-48.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Напишите структурные формулы, латинские и рациональные названия галогенопроизводных ациклических алканов: хлорэтила, галотана (фторотана); спиртов и эфиров: спирта этилового, глицерина, нитроглицерина, диэтилового эфира; альдегидов: формальдегида; углеводов: глюкозы, сахарозы, лактозы, хондроитина сульфата, кислоты гиалуроновой, крахмала; карбоновых кислот и их производных: калия ацетата, кальция лактата, натрия цитрата, кальция глюконата, натрия вальпроата, мельдония; лактонов ненасыщенных полигидроксикислот: кислоты аскорбиновой; статинов: ловастатина, симвастатина; производных дитиокарбаминовой кислоты: дисульфирама (тетурама); аминокислот и их производных: кислоты глутаминовой, аминалона, цистеина, ацетилцистеина, метионина, пеницилламина, натрия кальция эдетата (тетацин-кальция), каптоприла, эналаприла, лизиноприла, мелфалана (сарколизина), кислоты аминокапроновой. Укажите и назовите функциональные группы, имеющиеся в молекулах перечисленных выше лекарственных средств.

2. Опишите физические свойства исследуемых препаратов (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях).

3. Опишите способы их получения.

4. Охарактеризуйте реакционную способность лекарственных средств изучаемых групп,

5. опишите реакции их идентификации (реактивы, условия и эффекты реакций), напишите соответствующие уравнения химических реакций.

6. Опишите требования к чистоте перечисленных выше лекарственных средств (общие и специфические примеси, физические константы).

7. Назовите методы количественного определения изучаемых препаратов (для титриметрических укажите титрант, условия, индикатор). Напишите соответствующие уравнения химических реакций.

8. Охарактеризуйте стабильность анализируемых лекарственных средств, опишите условия их хранения и медицинское применение.

9. Опишите пути биотрансформации перечисленных выше препаратов в организме человека. Напишите возможные схемы метаболических превращений.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебн. пособие: в 2 ч. /В.Г.Беликов.-3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2009.- С.178-186, 188-195, 197-218, 206-222, 332-333, 400-401.

2. Фармацевтическая химия: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 040500-Фармация / под ред. А.П.Арзамасцева.-2-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2006.- С.85-200.

Дополнительная

1. Государственная Фармакопея Российской Федерации/ М-во здравоохранения и соц. развития РФ; Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию; Федер. служба по надзору в сфере здравоохранения и соц. развития; Федер. гос. учреждение "Науч.центр экспертизы средств мед. применения" Росздравнадзора.- 12-е изд.-М.: Изд-во "Науч. центр экспертиза средств мед. применения".Ч.1.-2007[2008].-696 с.:ил.- Соответствующие статьи на лекарственные средства.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии:Учеб. пособие /Аксенова Э. Н., Андрианова О. П., Арзамасцев А. П. и др./ Под ред. А.П. Арзамасцева.- М.: Медицина, 2001.- С. 160-187.

4. Функциональный анализ [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студентов фармацевт. фак. очного и заочного обучения / А. В. Нестерова, Б. В. Кузьмин, Н. Д. Огнещикова; под ред. Л. Е. Сипливой; Курск. гос. мед. ун-т, каф. фармацевт., токсикол. и аналит. химии. – Курск, 2012. – 1 электрон. опт диск (CD-ROM)

5. Конспекты лекций.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию по теме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.146.224 (0.02 с.)