Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства, влияющие на функции органов дыхания↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЕНЗА 2005
УДК 615.281(075) Ф 24 Рецензенты: заведующий кафедрой фармакологии Мордовского государственного университета д.м.н., профессор Инчина В.И. заведующий кафедрой физиологии человека Медицинского института Пензенского государственного университета к.б.н., доцент Микуляк Н.И.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по фармакологии лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов/ Моисеева И.Я., Родина О.П., Кустикова И.Н. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005.
Учебно-методическое пособие содержит основные вопросы по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены лекарственные средства с указанием дозы, формы выпуска, способов применения, а также тесты для определения уровня знаний и ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.
Учебно-методическое пособие по фармакологии подготовлено на кафедре фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 040100 – «Лечебное дело».
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом и редакционно-издательской комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.
Занятие 1 СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить фармакологию средств, влияющих на функции органов дыхания. 2. Научиться выписывать рецепты на данные препараты. Введение Бронхиальная астма относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Эпидемиологические исследования, проведенные в Западной Европе в 90-е годы, свидетельствуют, что в общей популяции бронхиальная астма встречается более чем в 5%. В России бронхиальной астмой болеют около 7 миллионов человек. Целью лечения обструктивных заболеваний является снижение темпов прогрессирования патологического процесса, ведущего к нарастанию бронхиальной обструкции и дыхательной недостаточности, уменьшение частоты и длительности обострений, повышение толерантности к физической нагрузке и улучшение качества жизни. План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания. Механизмы стимулирующего влияния на дыхание аналептиков и Н-холиномиметиков, применение, побочные эффекты. 2. Классификация, фармакодинамика, показания и противопоказания, побочные эффекты отхаркивающих средств. 3. Классификация, механизм действия, применение, побочные эффекты противокашлевых средств. Возможность развития лекарственной зависимости к веществам центрального действия. 4. Классификация бронхолитиков. Различия в механизме действия адреномиметиков, М-холиноблокаторов и спазмолитиков миотропного типа действия. Пути введения бронхолитиков, показания к применению, побочные эффекты. 5. Механизм действия, применение, побочные эффекты средств, обладающих противовоспалительной и антигистаминной активностью. 6. Средства, применяемые при отеке легких. Механизм действия осмотических и петлевых диуретиков, применение, побочные эффекты. 7. Применение сердечных гликозидов и гипотензивных средств при отеке легких. 8. Механизм действия пеногасителей, применение, побочные эффекты. Оксигенотерапия. Механизм действия, применение сурфактантов.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) аналептик, используемый в психиатрии в качестве успокаивающего средства, 2) ненаркотическое противокашлевое средство; 3) отхаркивающее средство рефлекторного действия; 4) аналептик, оказывающий, прямое активирующее влияние на дыхательный центр; 5) противокашлевое средство, длительное применение которого сопровождается развитием привыкания; 6) средство, стимулирующее отхаркивание; 7) синтетическое противоаллергическое средство; 8) противокашлевое средство центрального типа действия; 9) средство для профилактики бронхоспазма; 10) миотропный спазмолитик; 11) бронхолитическое средство, блокирующее М-холинорецепторы.
Т а б л и ц а 1 Список препаратов для выписывания рецептов
Тесты для определения исходного уровня знаний 1. При кашле применяют: 1) глауцина гидрохлорид; 2) тусупрекс; 3) бупренорфин; 4) нальбуфин. 2. Бронхолитиками являются: 1) адреналин; 2) норадреналин; 3) эфедрин; 4) атропин; 5) анаприлин. 3. Противокашлевым средством с наркотическим типом действия является: 1) тусупрекс; 2) калия иодид; 3) терпингидрат; 4) кодеин; 5) фентанил. 4. Указать отхаркивающие средства муколитического действия: 1) бромгексин; 2) ацетилцистеин; 3) настой корня алтея; 4) трипсин кристаллический. 5. Отхаркивающими средствами рефлекторного действия являются: 1) трипсин кристаллический; 2) бромгексин; 3) настой травы термопсиса; 4) настой корня алтея; 5) ацетилцистеин. 6. Отхаркивающим эффектом обладают: 1) трипсин кристаллический; 2) дезоксирибонуклеаза; 3) лидаза; 4) магния окись; 5) фестал. 7. При отеке легких применяют: 1) ганглиоблокаторы; 2) ß-адреноблокаторы; 3) петлевые диуретики; 4) ненаркотические анальгетики; 5) транквилизаторы. 8. Дыхательными аналептиками рефлекторного действия являются: 1) цититон; 2) кордиамин; 3) кофеин; 4) лобелин; 5) бемегрид. 9. Стабилизатором мембран тучных клеток является: 1) сальбутамол; 2) эуфиллин; 3) кромолин-натрий; 4) ипратропия бромид. 10. К селективным М2 –холиноблокаторам относится: 1) атропин; 2) платифиллин; 3) ипратропия бромид; 4) эфедрин; 5) сальметерол. План занятия Время практического занятия – 120 мин. 1. Организационные вопросы – 5 мин. 2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин. 3. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 4. Перерыв – 15 мин. 5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин. 7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин. 8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин. Оснащение занятия Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы. Информационный материал Противокашлевые средства подразделяют на: · препараты центрального действия: - наркотические препараты (кодеин, дионин); - ненаркотические препараты (глауцин, тусупрекс); · препараты периферического действия (либексин).
Отхаркивающие средства подразделяют на: · Мукосекретики (собственно отхаркивающие средства): - рефлекторного действия (препараты термопсиса, ипекакуаны, алтея, солодки и др.) - резорбтивного действия (натрия гидрокарбонат, натрия йодит, калия йодид); · Муколитики (секретолитические препараты): - протеолитические ферменты (трипсин, химотрипсин, рибонуклеаза); - производные цистеина (ацетилцистеин); - мукорегуляторы (бромгексин, амброксол).
Бронходилятаторы по механизму действия подразделяют на: · адреномиметики: - a и b-адренистимуляторы (адреналин, эфедрин); - неселективные b-адреномиметики (изадрин, орципреналин); - селективные b-адреномиметики (сальбутамол, фенотерол); · М-холиноблокаторы (ипратропия бромид, тровентол); · ингибиторы фосфодиэстеразы (теофиллин).
Тесты для определения итогового уровня знаний 1. Минимальными побочными эффектами обладает: 1) беклометазона дипропионат; 2) гидрокортизон; 3) триамцмналон; 4) преднизолон. 2. Для профилактики приступов бронхиальной астмы применяют: 1) сальбутамол; 2) эуфиллин; 3) беклометазона дипрпиоант; 4) формотерол; 5) атропин. 3. Разжижение мокроты за счет разрушения дисульфидных связей вызывает: 1) ацетилцистеин; 2) амброксол; 3) налтрексон; 4) натрия гидрокарбонат; 5) бромгексин. 4. Укажите препараты, избирательно угнетающие кашлевой центр и не вызывающие лекарственной зависимости: 1) тусупрекс; 2) глауцин; 3) либексин; 4) кодеин; 5) бромгексин. 5. Недостатками дыхательных аналептиков являются: 1) большая широта терапевтического действия; 2) малая широта терапевтического действия; 3) двухфазность действия; 4) длительность эффекта; 5) способность вызывать судороги. Ситуационные задачи 1. Перед вами пациент с признаками угнетения дыхательного центра. Что вы предпочтете для восстановления у него дыхания - введение дыхательного аналептика или перевод его на ИВЛ. Обоснуйте ваш выбор. 2. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему ИБС, для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен изадрин. 3. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему сахарным диабетом, для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен изадрин. 4. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему хроническим бронхитом были назначены препараты корня солодки и коделак. 5. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему глаукомой и хроническим бронхитом, для профилактики приступов бронхиальной обструкции был назначен тровентол. Основная литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 240-252 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 339-347 с, 287-290 с, 237-243 с,177-180 с,125-130 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 180-191 с. 2. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 6. Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях органов дыхания. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2000. 3. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 378-398 с. 4. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 28-30 с. 5. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 21 с, 23 с.
Занятие 2 Введение Среди многочисленных факторов риска внезапной смерти на фоне сердечно-сосудистых заболеваний наиболее значимы, по данным большинства авторов, так называемые «злокачественные» формы нарушения сердечного ритма, а также прогрессирующая сердечная недостаточность. Лечение нарушений ритма является одним из самых сложных разделов кардиологии и напрямую зависит от наличия четкого представления о механизме их возникновения. Развитие кардиологической науки, основанной на доказательствах, делает актуальной проблему совершенствования терапии нарушений ритма с учетом новых взглядов на прогностическую значимость того или иного вида аритмии. Антиаритмическая терапия должна учитывать не только эффективность, но и соизмеримую безопасность для больного, и в первую очередь - возможные проаритмические эффекты, особенно при комбинированном применении лекарственных средств. По данным эпидемиологического исследования «Эпоха-ХСН» 2002г, распространенность хронической сердечной недостаточности в общей популяции составляет 5,5%, а среди лиц старше 65 лет - 6-10%. Тяжелый прогноз, низкое качество жизни, развитие серьезных осложнений, несмотря на все успехи современной кардиологии, привлекают все большее внимание специалистов к диагностике и адекватному лечению хронической сердечной недостаточности. Сегодня на основе «медицины доказательств» существуют терапевтические программы, позволяющие не только значительно снизить смертность от этой патологии, но и значительно улучшить состояние больных и качество их жизни.
План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Лекарственные растения, содержащие сердечные гликозиды. Химическая структура и роль составных частей сердечных гликозидов. 2. Влияние сердечных гликозидов на основные функции сердечной мышцы. Значение электрокардиографического исследования при терапии сердечными гликозидами. 3. Механизм положительного инотропного и отрицательного хронотропного эффектов сердечных гликозидов. Влияние сердечных гликозидов на метаболизм миокарда. Эффекты сердечных гликозидов при недостаточности кровообращения. 4. Классификация сердечных гликозидов в зависимости от особенностей их фармакокинетики. 5. Показания и противопоказания для применения сердечных гликозидов. 6. Факторы, способствующие интоксикации сердечными гликозидами. Клинические проявления гликозидной интоксикации, ее профилактика и лечение. 7. Классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты негликозидных инотропных средств. 8. Основы фармакотерапии хронической сердечной недостаточности. 9. Механизмы нарушений сердечного ритма. Лекарственные средства, применяемые для коррекции ритма путем воздействия на экстракардиальную иннервацию (при синусовой тахи- и брадикардии, атриовентрикулярной блокаде). 10. Классификация противоаритмических средств. 11. Механизм противоаритмического действия, показания для применения и побочные эффекты хинидина и хинидиноподобных средств (подгруппа IА). 12. Механизм противоаритмического действия, особенности фармакокинетики и показания для применения местных анестетиков (подгруппа I В). 13. Противоаритмическое действие b-адреноблокаторов (группа II), показания к их применению, побочные эффекты. 14. Противоаритмическая активность средств, увеличивающих продолжительность потенциала действия (группа III). 15. Механизм антиаритмического действия, показания к применению и побочные эффекты средств, блокирующих кальциевые каналы (группа IV). 16. Противоаритмическая активность препаратов калия.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) внутрь при синусовой тахикардии; 2) сердечный гликозид с малыми кумулятивными свойствами; 3) для лечения хронической недостаточности кровообращения; 4) при предсердной пароксизмальной тахикардии; 5) для профилактики интоксикации сердечными гликозидами; 6) при мерцательной аритмии; 7) сердечный гликозид кратковременного действия; 8) сердечный гликозид, плохо всасывающийся из желудочно-кишечного тракта; 9) для лечения предсердной экстрасистолии; 10) при синусовой брадикардии; 11) антиаритмик из IV группы; 12) для лечения атриовентрикулярной блокады; 13) средство с гипотензивным действием; 14) антиаритмик из II группы; 15) из группы антагонистов кальция; 16) для лечения желудочковой экстрасистолии; 17) средство, эффективное только при предсердных нарушениях ритма; 18) средство, незначительно угнетающее атриовентрикулярную проводимость; 19) антиаритмик из подгруппы I А; 20) для лечения аритмии, вызванной интоксикацией сердечными гликозидами; 21) средство с антиангинальной активностью; 22) препарат хинидина пролонгированного действия; 23) антиаритмик из III группы; 24) средство, увеличивающее продолжительность потенциала действия; 25) средство с местноанестезирующей активностью.
Т а б л и ц а 2 Список препаратов для выписывания рецептов
Тесты для определения исходного уровня знаний 1. При атриовентрикулярной блокаде показаны: 1) анаприлин; 2) изадрин; 3) атропина сульфат. 2. Указать побочные эффекты сердечных гликозидов: 1) атриовентрикулярная блокада; 2) экстрасистолия; 3) рвота; 4) уменьшение диуреза. 3. Сердечные гликозиды вызывают: 1) положительный инотропный эффект; 2) отрицательный дромотропный эффект; 3) положительный дромотропный эффект; 4) тахикардию. 4. Фаза 0 (фаза быстрой деполяризации) характеризует: 1) автоматизм; 2) проводимость; 3) сократимость; 4) длительность потенциала действия. 5. Фаза 4 (фаза спонтанной медленной диастолической деполяризации) характеризует: 1) автоматизм; 2) возбудимость; 3) проводимость; 4) сократимость; 5) длительность потенциала действия. 6. Сердечные гликозиды вызывают: 1) кардиотонический эффект; 2) укорочение диастолы; 3) укорочение систолы; 4) замедление атриовентрикулярной проводимости. 7. При интоксикации сердечными гликозидами применяют: 1) лидокаина гидрохлорид; 2) хинидина сульфат; 3) анаприлин; 4) фуросемид; 5) унитиол. 8. Уменьшение сократительной активности сердца могут вызвать: 1) новокаинамид; 2) дизопирамид; 3) лидокаина гидрохлорид; 4) талинолол; 9. Антиаритмические средства I A группы вызывают: 1) отрицательный дромотропный эффект; 2) отрицательный инотропный эффект; 3) положительный инотропный эффект. 10. Указать общее противопоказание к назначению сердечных гликозидов и β - адреноблокаторов: 1) атриовентрикулярная блокада; 2) сердечная недостаточность; 3) бронхиальная астма.
План занятия Время практического занятия – 120 мин. 1. Организационные вопросы – 5 минут. 2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин. 3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин. 4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 5. Перерыв – 15 мин. 6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин. 8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин. 9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин. Оснащение занятия Подбор схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы. Информационный материал Ситуационные задачи 1. Больному при атриовентрикулярной блокаде было назначено лекарство, после которого нормализовался ритм сердечной деятельности, но одновременно повысилось внутриглазное давление (больной страдал глаукомой). Какой препарат был введен, механизм его основного и побочного эффектов? 2. Больному с экстрасистолией назначили лекарственное средство, после которого аритмия исчезла, но появились симптомы сердечной недостаточности. Какой препарат был назначен? Каков механизм его основного и побочного эффектов? 3. У больного на фоне острого инфаркта миокарда возникла желудочковая экстрасистолия. Какое противоаритмическое средство необходимо применить в данном случае и почему? Механизм его противоаритмического действия? 4. Больному с экстрасистолами назначили лекарственное средство, после которого экстрасистолы исчезли, но появилась атриовентрикулярная блокада. Какой препарат был назначен? Каков механизм его основного и побочного эффектов? 5. Больному при синусовой тахикардии было назначено лекарственное средство, после чего состояние улучшилось, но появился бронхоспазм. Какой препарат был назначен, механизм его основного и побочного эффектов? 6. Больному с мерцательной аритмией назначили лекарственное средство, после которого аритмия исчезла, но появились симптомы сердечной недостаточности. Какой препарат был назначен? Каков механизм его основного и побочного эффектов? 7. Больному с атриовентрикулярной блокадой было назначено лекарство, после приема которого блокада исчезла, но одновременно появилась боль в сердце. Какой препарат был назначен и механизм его основного и побочного эффектов? 8. Больному для купирования приступа пароксизмальной тахикардии было назначено лекарство, после введения которого нормализовался ритм сердечной деятельности, но одновременно возникла гипотония. Какой препарат был введен, механизм его основного и побочного эффектов? 9. Больному с синусовой брадикардией назначили лекарство, после которого состояние улучшилось, но появилась сухость во рту. Какой препарат был назначен, механизм его основного и побочного эффектов? 10. Больному с экстрасистолией было назначено лекарство, после введения которого нормализовался ритм сердечной деятельности, но одновременно возникла гипотония. Какой препарат был введен, механизм его основного и побочного эффектов? 11. Больному бронхиальной астмой для купирования приступа пароксизмальной тахикардии назначили препарат, который купировал тахикардию, но одновременно вызвал приступ бронхиальной астмы. Какой препарат был назначен, каков механизм его основного и побочного эффектов? 12. Больному с экстрасистолами, развившимися на фоне гиперадреналинемии, назначили лекарственное средство, после которого состояние улучшилось, но появилась атриовентрикулярная блокада. Какой препарат получал больной? Какой механизм его основного и побочного эффектов? 13. Больному с экстрасистолами назначили лекарственное средство, после которого экстрасистолы исчезли, но появилась одышка и отеки на нижних конечностях. Какой препарат был назначен? Каков механизм его основных и побочных эффектов? 14. Больной с хронической сердечной недостаточности получал дигоксин. Для ускорения ликвидации отеков был назначен дихлотиазид (мочегонное средство), который выводят калий из организма, после чего у больного появились признаки интоксикации сердечными гликозидами (экстрасистолия). Каков механизм экстрасистолии и меры для ее предупреждения? 15. Больному с сердечной недостаточностью, сопровождающейся ХПН, проводили курс дигитализации в клинике. В течение трех суток он получил обычную для такого курса дозу дигоксина, в связи с чем застойные явления стали менее выраженными. Однако на четвертые сутки у него появилась брадикардия, на фоне которой возникла экстрасистолия. Какова причина и механизм возникновения брадикардии и экстрасистолии и мероприятия, направленные на их устранение?
Основная литература 1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 253-282 с. 2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 348-375 с. Дополнительная литература 1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 192-204 с. 2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 100-108 с. 3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 265-304 с. 4. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 2. Лекарственные средства, действующие на сердечно-сосудистую систему. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1997. 5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 242-293 с. 6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 40-44 с. 7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 54-55 с. Занятие 3 Введение Сердечно-сосудистые заболевания в течение многих лет являются главной причиной смертности населения во многих экономически развитых странах, в том числе в России (55-58 % от общей смертности). По данным Госкомстата, в 1999 г. на долю ИБС в структуре общей смертности приходилось 26 %. Однако, если в течение последних 20-30 лет в странах Западной Европы и Северной Америки отмечалась постоянная тенденция к снижению смертности от ИБС, то в России за последние 10-15 лет наблюдался рост данного показателя. Смертность от цереброваскулярных заболеваний уступает смертности от заболеваний сердца, однако сосудистые заболевания головного мозга также остаются актуальной медицинской и социальной проблемой из-за высокой распостраненности и тяжелых последствий для состояния здоровья населения. Расчеты, основанные на данных регистров, показывают, что в России ежегодно наблюдается более 400 тысяч инсультов, летальность при которых достигает 35 %. Столь высокая смертность от сосудистых заболеваний в России объясняется распостраненностью факторов риска, одним из которых является атеросклероз. Если следовать международным рекомендациям, то 60 % трудоспособного населения России нуждаются по меньшей мере в диетическом и 10-15 % - в медикаментозном лечении нарушений липидного обмена.
План внеаудиторной самоподготовки
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Патогенез коронарной недостаточности и пути ее лекарственной коррекции. 2. Классификация антиангинальных средств. 3. Фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты органических нитратов. 4. Антиангинальное действие антикальциевых средств. 5. b-адреноблокаторы как антиангинальные средства. 6. Средства, применяемые для лечения инфаркта миокарда. 7. Классификация липопротеинов, типы гиперлипидемий. 8. Классификация, механизм действия, препараты, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты противоатеросклеротических средств. 9. Классификация, фармакодинамика средств, применяемых при нарушении мозгового кровообращения. 10. Фармакология ангиопротекторов.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ Используя табл. 3, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) для купирования приступа стенокардии; 2) средство из группы антагонистов ионов кальция; 3) кардиоселективный b-адреноблокатор; 4) средство, понижающее потребность миокарда в кислороде; 5) для профилактики приступов стенокардии; 6) антиангинальное средство с гипотензивной активностью; 7) препарат нитроглицерина пролонгированного действия; 8) антиангинальное средство с антиаритмическим эффектом; 9) средство, понижающее потребность миокарда в кислороде и расширяющее коронарные сосуды; 10) антиангинальное средство с выраженной спазмолитической активностью; 11) антиангинальное средство из группы органических нитратов короткого действия; 12) средство, улучшающее микроциркуляцию и реологические свойства крови; 13) средство, улучшающее мозговое кровообращение; 14) гиполипидемические средства, избирательно угнетающие синтез холестерина в печени; 15) гиполипидемическое средство из группы статинов; 16) средство для лечения атеросклероза; 17) производное никотиновой кислоты, улучшающее мозговое кровообращение; 18) алкалоид опия изохинолинового ряда; 19) эндотелиотропное средство.
Т а б л и ц а 3 Список препаратов для выписывания рецептов
Тесты для определения исходного уровня знаний 1. К препаратам нитроглицерина относят: 1) нитросорбид; 2) сустак; 3) моночинкве; 4) тринитролонг; 5) нитрогранулонг. 2. К препаратам группы изосорбида-5-мононитрата относятся: 1) моночинкве; 2) монизид; 3) изокет; 4) оликард; 5) изодинит. 3. Антиангинальный эффект β-блокаторов связан с: 1) расширением коронарных сосудов; 2) понижением потребности миокарда в кислороде; 3) расширением коронарных сосудов и понижением потребности миокарда в кислороде. План занятия Время практического занятия – 120 мин. 1. Организационные вопросы – 5 минут. 2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин. 3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин. 4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин. 5. Перерыв – 15 мин. 6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин. 7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин. 8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин. 9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.
Оснащение занятия Подбор схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы. Информационный материал Кровообращение I.Средства, влияющие на агрегацию и свертывание крови: Ø Антиагреганты (ацетилсалициловая кислота, тиклопидин); Ø Антикоагулянты (гепарины, фенилин, синкумар). II. Средства, повышающие мозговой кровоток: Ø Блокаторы кальциевых каналов (нимодипин, циннаризин, флунаризин); Ø Производные алкалоидов растения барвинка (винпоцетин); Ø Производные алкалоидов спорыньи (ницерголин); Ø Производные никотиновой кислоты (ксантинола никотинат); Ø ГАМК и ее производные (аминалон, пикамилон); Ø Производные пуриновых оснований (пентоксифиллин); Ø Алкалоид опия изохинолинового ряда (папаверина гидрохлорид). Ситуационные задачи 1. Больному, страдающему ишемической болезнью сердца и бронхиальной астмой, для предупреждения приступов стенокардии был назначен препарат, при приеме которого боли в сердце не возникали, однако одновременно появилась одышка. Какой препарат был назначен больному, каков механизм его антиангинального и побочного действия? 2. Больной с приступом стенокардии принял препарат, после которого состояние улучшилось, но появилась головная боль, тахикардия и гипотония. Какое лекарственное средство принял больной, механизмы его основного и побочного эффектов? 3. Дайте прогноз следующим ситуациям: a. больному бронхиальной астмой был назначен Метопролол; b. больному сахарным диабетом был назначен Пропранолол;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.011 с.) |