Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какая группа веществ повышает ад, чсс, увеличивает аv-проводимость, усиливает гликогенолиз, снижает тонус бронхов.

Поиск

1) М-холиноблокаторы;

2) симпатолитики;

3) a-b-адреномиметики;

4) a-адреномиметики;

5) ганглиоблокаторы.

Что характерно для либексина?

1) подавляет кашлевой рефлекс, действуя периферически;

2) по эффективности при кашле равноценен кодеину;

3) угнетает кашлевой центр;

4) снижает возбудимость чувствительных нервных окончаний;

5) не вызывает привыкания и лекарственной зависимости.

8. Отхаркивающие средства могут вызывать все перечисленное, кроме:

1) усиления секреции бронхиальных желез;

2) разжижения мокроты;

3) усиления моторной функции бронхов;

4) углубления дыхания;

5) учащения дыхания.

9. Применение препаратов термопсиса в качестве отхаркивающего средства противопоказано:

1) при хроническом гепатите;

2) при язвенной болезни желудка;

3) при хроническом энтероколите;

4) при мочекаменной болезни.

Какими свойствами, в отличие от всей группы М-холиноблокаторов, обладает атропин?

1) стимулирует дыхательный центр;

2) оказывает седативное действие;

3) вызывает самый длительный мидриаз и паралич аккомодации;

4) расширяет бронхи.

 

Ситуационные задачи

1. Перед вами пациент с признаками угнетения дыхательного центра. Что вы предпочтете для восстановления у него дыхания - введение дыхательного аналептика или перевод его на ИВЛ. Обоснуйте ваш выбор.

2. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему ИБС, для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен изадрин.

3. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему сахарным диабетом, для профилактики приступов бронхиальной астмы был назначен изадрин.

4. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему хроническим бронхитом были назначены препараты корня солодки и коделак.

5. Дайте прогноз следующей ситуации: больному, страдающему глаукомой и хроническим бронхитом, для профилактики приступов бронхиальной обструкции был назначен тровентол.

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 240-252 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 339-347 с, 287-290 с, 237-243 с,177-180 с,125-130 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 180-191 с.

2. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 6. Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях органов дыхания. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2000.

3. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 378-398 с.

4. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 28-30 с.

5. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 21 с, 23 с.

 

Занятие 2

КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ И АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику, показания и противопоказания для применения сердечных гликозидов, негликозидных инотропных средств и антиаритмических средств.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты вышеперечисленных групп.

 

Введение

Среди многочисленных факторов риска внезапной смерти на фоне сердечно-сосудистых заболеваний наиболее значимы, по данным большинства авторов, так называемые «злокачественные» формы нарушения сердечного ритма, а также прогрессирующая сердечная недостаточность.

Лечение нарушений ритма является одним из самых сложных разделов кардиологии и напрямую зависит от наличия четкого представления о механизме их возникновения. Развитие кардиологической науки, основанной на доказательствах, делает актуальной проблему совершенствования терапии нарушений ритма с учетом новых взглядов на прогностическую значимость того или иного вида аритмии. Антиаритмическая терапия должна учитывать не только эффективность, но и соизмеримую безопасность для больного, и в первую очередь - возможные проаритмические эффекты, особенно при комбинированном применении лекарственных средств.

По данным эпидемиологического исследования «Эпоха-ХСН» 2002г, распространенность хронической сердечной недостаточности в общей популяции составляет 5,5%, а среди лиц старше 65 лет - 6-10%. Тяжелый прогноз, низкое качество жизни, развитие серьезных осложнений, несмотря на все успехи современной кардиологии, привлекают все большее внимание специалистов к диагностике и адекватному лечению хронической сердечной недостаточности. Сегодня на основе «медицины доказательств» существуют терапевтические программы, позволяющие не только значительно снизить смертность от этой патологии, но и значительно улучшить состояние больных и качество их жизни.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час 30 мин   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Лекарственные растения, содержащие сердечные гликозиды. Химическая структура и роль составных частей сердечных гликозидов.

2. Влияние сердечных гликозидов на основные функции сердечной мышцы. Значение электрокардиографического исследования при терапии сердечными гликозидами.

3. Механизм положительного инотропного и отрицательного хронотропного эффектов сердечных гликозидов. Влияние сердечных гликозидов на метаболизм миокарда. Эффекты сердечных гликозидов при недостаточности кровообращения.

4. Классификация сердечных гликозидов в зависимости от особенностей их фармакокинетики.

5. Показания и противопоказания для применения сердечных гликозидов.

6. Факторы, способствующие интоксикации сердечными гликозидами. Клинические проявления гликозидной интоксикации, ее профилактика и лечение.

7. Классификация, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты негликозидных инотропных средств.

8. Основы фармакотерапии хронической сердечной недостаточности.

9. Механизмы нарушений сердечного ритма. Лекарственные средства, применяемые для коррекции ритма путем воздействия на экстракардиальную иннервацию (при синусовой тахи- и брадикардии, атриовентрикулярной блокаде).

10. Классификация противоаритмических средств.

11. Механизм противоаритмического действия, показания для применения и побочные эффекты хинидина и хинидиноподобных средств (подгруппа IА).

12. Механизм противоаритмического действия, особенности фармакокинетики и показания для применения местных анестетиков (подгруппа I В).

13. Противоаритмическое действие b-адреноблокаторов (группа II), показания к их применению, побочные эффекты.

14. Противоаритмическая активность средств, увеличивающих продолжительность потенциала действия (группа III).

15. Механизм антиаритмического действия, показания к применению и побочные эффекты средств, блокирующих кальциевые каналы (группа IV).

16. Противоаритмическая активность препаратов калия.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 2, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) внутрь при синусовой тахикардии; 2) сердечный гликозид с малыми кумулятивными свойствами; 3) для лечения хронической недостаточности кровообращения; 4) при предсердной пароксизмальной тахикардии; 5) для профилактики интоксикации сердечными гликозидами; 6) при мерцательной аритмии; 7) сердечный гликозид кратковременного действия; 8) сердечный гликозид, плохо всасывающийся из желудочно-кишечного тракта; 9) для лечения предсердной экстрасистолии; 10) при синусовой брадикардии; 11) антиаритмик из IV группы; 12) для лечения атриовентрикулярной блокады; 13) средство с гипотензивным действием; 14) антиаритмик из II группы; 15) из группы антагонистов кальция; 16) для лечения желудочковой экстрасистолии; 17) средство, эффективное только при предсердных нарушениях ритма; 18) средство, незначительно угнетающее атриовентрикулярную проводимость; 19) антиаритмик из подгруппы I А; 20) для лечения аритмии, вызванной интоксикацией сердечными гликозидами; 21) средство с антиангинальной активностью; 22) препарат хинидина пролонгированного действия; 23) антиаритмик из III группы; 24) средство, увеличивающее продолжительность потенциала действия; 25) средство с местноанестезирующей активностью.

 

Т а б л и ц а 2

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Дигоксин (Digoxinum) Ампулы по 1 мл 0,025% р-ра, таблетки по 0,00025 г Внутрь по 0,00025 г 1-5 раз в день; в/в по 0,00025-0,0005 г 1-2 раза в день
Строфантин К (Strophanthinum K) Ампулы по 1 мл 0,025% р-ра В/в, в/м 0,00025-0,0005 г 1 раз в день
Коргликон (Corglyconum) Ампулы по 1 мл 0,06% р-ра В/в 0,0003-0,0006 г 1-2 раза в сутки
«Панангин» («Panangin») Ампулы по 10 мл, драже По 1-2 драже 3 раза/день после еды; в/в медленно по 10 мл
Таблетки “Хинипэк” (Tabulettae “Chinipec”) Таблетки по 0,2 г, покрытые оболочкой По 1-2 таблетки 2 раза в день
Новокаинамид (Novocainamidum) Ампулы по 5 мл 10% р-ра, таблетки по 0,25(0,5)г Внутрь 0,5 г 4-6 раз в сутки; в/м, в/в до 3 г /сут
Лидокаин (Lidocainum) Ампулы по 2 мл 2% и 10% р-ра В/м 0,4-0,6 г 6-8 раз/сут; в/в струйно 1-1,5 мг/кг, далее капельно 2 мг/мин
Анаприлин (Anaprilinum) Ампулы по 1 мл 0,25% р-ра, таблетки по 0,01 (0,04) г Внутрь по 0,01-0,04 г 3-4 раза в день, в/в струйно 1 мг
Амиодарон (кордарон) (Amiodaronum,-е) Ампулы по 3 мл 5% р-ра, таблетки по 0,2 г Внутрь по 0,2 г 2-3 раза в день; в/в медленно 5 мг/кг
Верапамил (изоптин, финоптин) (Verapamilum) Ампулы по 2 мл 0,25% р-ра, таблетки по 0,04 г Внутрь по 0,04-0,08 г 3-4 раза/сут; в/в 2-4 мл
Атропина сульфат (Atropini sulfas) Ампулы по 1 мл 0,1% р-ра Внутрь, п/к, в/м, в/в 0,00025-0,0005 г

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. При атриовентрикулярной блокаде показаны:

1) анаприлин;

2) изадрин;

3) атропина сульфат.

2. Указать побочные эффекты сердечных гликозидов:

1) атриовентрикулярная блокада;

2) экстрасистолия;

3) рвота;

4) уменьшение диуреза.

3. Сердечные гликозиды вызывают:

1) положительный инотропный эффект;

2) отрицательный дромотропный эффект;

3) положительный дромотропный эффект;

4) тахикардию.

4. Фаза 0 (фаза быстрой деполяризации) характеризует:

1) автоматизм;

2) проводимость;

3) сократимость;

4) длительность потенциала действия.

5. Фаза 4 (фаза спонтанной медленной диастолической деполяризации) характеризует:

1) автоматизм;

2) возбудимость;

3) проводимость;

4) сократимость;

5) длительность потенциала действия.

6. Сердечные гликозиды вызывают:

1) кардиотонический эффект;

2) укорочение диастолы;

3) укорочение систолы;

4) замедление атриовентрикулярной проводимости.

7. При интоксикации сердечными гликозидами применяют:

1) лидокаина гидрохлорид;

2) хинидина сульфат;

3) анаприлин;

4) фуросемид;

5) унитиол.

8. Уменьшение сократительной активности сердца могут вызвать:

1) новокаинамид;

2) дизопирамид;

3) лидокаина гидрохлорид;

4) талинолол;

9. Антиаритмические средства I A группы вызывают:

1) отрицательный дромотропный эффект;

2) отрицательный инотропный эффект;

3) положительный инотропный эффект.

10. Указать общее противопоказание к назначению сердечных гликозидов и β - адреноблокаторов:

1) атриовентрикулярная блокада;

2) сердечная недостаточность;

3) бронхиальная астма.

 

План занятия

Время практического занятия – 120 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин.

8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин.

9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подбор схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Информационный материал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.011 с.)