Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды бюджетно-налоговой политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется при помо- щи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них явля- ются финансы и финансовая политика. Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по фор- мированию и использованию денежных средств. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, на- селения. Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.
Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность госу- дарства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – госу- дарственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору налогов. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:
сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.
Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня со- циальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны. Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетно- налоговой политики:
дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование пра- вительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на эко- номику; автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроен- ных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономиче- ской ситуации «автоматически», без специальных решений правительства.
Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:
экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование сово- купного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государст- венных расходов и снижения налогов; рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного эко- номического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.
Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государ- ственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сба- лансированного бюджета.
Бюджетная система страны
Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная сис- тема Российской Федерации – это основанная на экономических отношени- ях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокуп- ность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, пред- назначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного са- моуправления. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной сис- темы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три ос- новных социальных внебюджетных фонда, средства в которые с 2001 г. поступают путем сбора Единого социального налога. Это Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицин- ского страхования (ФОМС). Основные принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ:
единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов;
полнота отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджета; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов дохо- дов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници- пальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государ- ственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитар- ных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных плате- жей и пр.; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист- ративной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.
Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юриди- ческих лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а так- же в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ. В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета явля- ются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета. Под налогом, согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обяза- тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспече- ния деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выда- чу разрешений (лицензий).
Важнейшими категориями, применяемыми в налоговом законодательстве, высту- пают субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка. Субъекты налогообложения, или налогоплательщики, – это организации или физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачи- вать налоги или сборы. Главным признаком налогоплательщиков является наличие само- стоятельного источника доходов. Объект налогообложения – это имущество или доход, подлежащие налогообло- жению. Согласно Налоговому кодексу, объектами налогообложения могут быть опера- ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реали- зованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога. Налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Налоговая ставка (норма налогового обложения) – это размер налога, установлен- ный на единицу налогообложения. Ставки устанавливают в двух формах. Процентные (адвалорные) ставки устанавливаются в процентах к налоговой базе (уровню дохода, стоимости имущества). Твердые (специфические) ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу измерения в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (площади земли, мощности автомобиля и пр.) Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в эконо- мике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:
фискальную – в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулиро- вание в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выпол- нения им своих функций; распределительную – ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более сла- бых и незащищенных категорий граждан; регулирующую – она направлена на достижение при помощи налоговых меха- низмов тех или иных задач макроэкономической политики государства. Налоги могут быть нацелены на стимулирование той или иной деятельности, могут дес- тимулировать какие-либо экономические процессы, могут использоваться для осуществления воспроизводственных задач, т. е. аккумулировать средства для вос- становления используемых ресурсов (отчисления на воспроизводство минерально- сырьевой базы); контрольную – через налоги государство осуществляет контроль над финансово- хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами; поощрительную – налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан. Это предоставление налоговых льгот Героям Советского Союза, героям России, вычеты из налогооблагаемого дохода физических лиц на содержание детей и иждивенцев, на платное обучением детей, приобретение лекарств и пр.
Современные принципы организации налогообложения опираются на положе- ния, сформулированные еще Адамом Смитом. В настоящее время они были расширены и дополнены. Можно выделить следующие основные принципы налоговой политики:
обязательность уплаты налогов; справедливость и «посильность» налогов, т. е. учет возможностей налогоплатель- щиков уплачивать налоги. Налог с дохода должен быть прогрессивным; однократность взимания налогов. Пример применения этого принципа – замена налога с оборота налогом на добавленную стоимость; простота, понятность и удобство системы уплаты налогов для налогоплательщи- ков и экономичность их взимания для налоговых органов; сочетание в налоговой системе гибкости, динамичности, с одной стороны, и ста- бильности, с другой.
В связи с многообразием налогов возникает потребность в их классификации, т. е. разделении на виды. Рассмотрим некоторые виды налогов. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные (см. гл. 4). Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплатель- щиков. Это, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенные налоги взимаются через цену товара – акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др. Прямые налоги в мировой практике считаются более справедливыми, т. к. их трудно перенести на потребителя. Косвенные налоги легко час- тично или полностью перекладываются на потребителей. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц, курортный сбор и пр.); налоги с органи- заций (налог на прибыль, НДС); смешанные налоги (уплачиваемые и физическими ли- цами, и предприятиями: к примеру, налог с владельцев транспортных средств). По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, их разделяют на фе- деральные (общегосударственные) (НДС, налог на прибыль организаций и пр.), регио- нальные (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и окру- гов) – налог на недвижимость, налог на имущество организаций; местные налоги (эти нало- ги или механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с за- конодательством РФ), к примеру, земельный налог, курортный сбор. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют платежи закрепленные и регулируемые. Закрепленные налоги целиком поступают в конкрет- ный бюджет. Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К приме- ру, часть налога на прибыль организаций поступает в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации. По целевой направленности налоги делят на абстрактные и целевые. Абстракт- ные (общие) налоги служат для формирования бюджета в целом. Целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государственных органов, например, целевые сборы на содержание милиции и пр. В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере уве- личения объекта налога. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налога, но и усиливается налоговое бремя, т. е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте. Регрессивное налогообложение предполагает снижение ставки налога по мере роста налогооблагаемой базы, а также ослабление налогового бремени. Регрессивное на- логообложение свойственно, главным образом, косвенным налогам. В РФ по регрессив- ной шкале взимается Единый социальный налог.
При пропорциональном налогообложении ставка налога не зависит от налогооб- лагаемой базы, равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его дохо- дов. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц. Основная масса доходов федерального бюджета в 2007 г. обеспечивается поступ- лениями НДС (19,8%), налогов сборов и платежей за пользование природными ресурсами (15,4%), налога на прибыль (8,3%), доходов от внешнеэкономической деятельности – 35,3%, единого социального налога (5,3%). (См. табл. 11.1). Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновацион- ную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназна- ченные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предос- тавляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществле- нии которых создается или увеличивается государственное имущество и пр. Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функцио- нирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюд- жетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридиче- скими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по упла- те налогов) юридическим лицам; субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государст- венные и муниципальные гарантии.
Для характеристики бюджетных расходов применяются следующие категории. Бюджетные ассигнования – средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на без- возвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция – средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уров- ней, так и юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физиче- скому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – предоставление средств другому бюджету или юридиче- скому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев. Важнейшее значение в макроэкономической политике государства имеет поста- тейное распределение бюджетных средств. Структура доходов и расходов федерального бюджета на 2007 год представлена в таблице 11.1.
Структура Федерального бюджета на 2006 год1 Таблица 11.1.
1 См.: minfin.ru.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбаланси- рованным, когда расходы равняются доходам. Сбалансированность бюджета, как уже говорилось выше, выступает одним из принципов бюджетной системы РФ. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета. Начиная с 2002 года, бюджет РФ формируется с профицитом.
Государственный долг – это обязательства, возникающие из государствен- ных или муниципальных займов (заимствований), а также принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц или обязательств третьих лиц.
Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процен- тов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга. Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юриди- ческими лицами, иностранными государствами и международными организациями, вы- раженные в иностранной валюте. Внутренний долг – это долговые обязательства, выра- женные в национальной валюте.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.013 с.) |